Понятие безработицы и причины ее возникновения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 10:11, курсовая работа

Описание

Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им реализовать свои созидательные потенциалы, приложить свое умение в том роде деятельности, в котором человек может наибольшим образом проявить себя и, что самое главное, резко ухудшая материальное положение семей безработных, способствуя росту заболеваемости и преступности, обостряя социальную напряженность в обществе.

Содержание

Введение……………………………………………………………….. стр.3
Глава 1 Понятие безработицы и причины ее возникновения……… стр.5
1.1 Понятие и показатели безработицы……………………… стр.5
1.2 Причины безработицы ………………………………..….. стр.7
Глава 2 Виды безработицы и ее последствия………………………. стр.14
2.1 Виды безработицы…………………………….…….…… стр.14
2.1.1 Фрикционная безработица.……………………….…… стр.14
2.1.2 Сезонная безработица.…………………………….…… стр.15
2.1.3 Структурная безработица…...…………………….…… стр.15
2.1.4 Циклическая безработица…...…………………….…… стр.17
2.1.5 Естественный уровень безработицы.…………….…… стр.18
2.2 Последствия безработицы….……………………………. стр.20
2.2.1 Экономические последствия безработицы……….…… стр.20
2.2.2 Неэкономические последствия безработицы.…….…… стр.22
Глава 3 Безработица в России и способы борьбы с ней……………. стр.24
3.1 Безработица. Масштабы проблемы………………….…… стр.24
3.2 Государственное регулирование рынка труда …….……. стр.26
3.3 Антикризисные меры правительства РФ в сфере занятости населения ………………………………………….. стр.29
3.4 Безработица. Мировые тенденции.……….……..………. стр.33
Заключение……………………….………………………….………… стр.35
Список литературы………………..…………………………………… стр.37

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 50.13 Кб (Скачать документ)

Средний возраст  безработных составляет 35,1 года, в  том числе безработных мужчин - 35,4 года, безработных женщин - 34,9 года. Молодежь до 25 лет составляет среди  безработных 27,5%, в том числе в  возрасте 15-19 лет - 5,6%, 20-24 года - 21,9%. Высокий  уровень безработицы отмечается в возрастной группе 15-19 лет (28,6%) и 20-24 года (15,8%). (см. Приложение график 5). 

Среди безработных 30,4% составляют лица, срок пребывания которых  в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год  и более ищут работу 31,8% безработных (застойная безработица). 

По округам Российской Федерации самый низкий уровень  безработицы, соответствующей критериям  МОТ, по данным обследования населения  по проблемам занятости, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Южном федеральном  округе. (см. Приложение график 6). 

Минздравсоцразвития сообщает что, увольнения работников прошли на 66 тыс. 852 предприятиях по всей территории страны. За последнюю неделю ноября рост численности зарегистрированных безработных наблюдался в 55 субъектах  федерации. С начала октября 2008 г. общая  численность уволенных работников достигла 813 тысяч 921 человек. Из них  повторно трудоустроиться удалось  лишь 224 тысячам 929 человекам, в том  числе 130 тысяч 24 сокращенным - в прежних  организациях. Общая численность  тех, кто находился в простое  по вине администрации или трудился неполное рабочее время, а также  пребывающих в вынужденных отпусках по инициативе администрации, составила 1 миллион 666 тысяч 350 человек. 

Рост безработицы, наблюдающийся в конце текущего года, в первую очередь, объясняется  несбывшимися надеждами на восстановление промышленного роста. Падение спроса (главным образом, экспортного) на продукцию  российских предприятий затормозило  начавшееся было оживление в промышленной сфере. В результате руководители предприятий  в массовом порядке избавляются  от персонала. Сокращения в компаниях  продолжаются постоянно. Речь идёт о  сокращениях людей определённых профессий. Как правило, это службы технической поддержки, маркетинг, офисные позиции. Очень сильно страдает консалтинг и сфера продаж. 

Конечно, есть и те отрасли рыночной экономики, которые  менее других пострадали от кризиса. Это в первую очередь, производители  товаров народного потребления  первой необходимости и фармацевтика. То есть производители товаров, без  которых люди просто не смогут существовать. 

Необходимо также  отметить, что в период кризиса  российские работодатели с лёгкостью  расстаются со своими сотрудниками. Западные же делают всё для того, чтобы  минимизировать увольнения, - переучивают  и занимаются их трудоустройством в  другие организации. Кадровое агентство  «Анкор» провело исследование рынка  труда, и результаты: 31% компаний, работающих в России, сокращают численность  персонала, а 18% уменьшают заработные платы своим сотрудникам. 13% компаний планируют сократить расходы  на персонал путём сокращения рабочего времени. 

В зарубежных компаниях  увольнение сотрудников это крайне непопулярная мера сокращения издержек, и прибегают к ней только тогда, когда положение уже крайне тяжёлое. В российских компаниях сотрудников  увольняют легко. Для иностранных  компаний увольнение своих сотрудников  – недешёвое удовольствие: необходимо оплатить выходное пособие. Увольнение персонала для зарубежных компаний ещё и удар по имиджу, а имидж  они ценят очень высоко. Европейцы  и американцы понимают, что люди – это основной их актив. И у  них в первую очередь сокращаются  расходы на маркетинг, аренду и ИТ. 

3.2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА 

Серьезные социально-экономические  последствия безработицы обусловили необходимость государственного вмешательства  в сферу труда, которое способствует видоизменению трудовых отношений, регулирует их, ограничивает свободу  рыночных сил. 

Главными целями государственного регулирования рынка  труда является: 

– обеспечение полной занятости, под которой понимается отсутствие циклической безработицы  при сохранении «естественного уровня безработицы», определяемого размерами  ее фрикционной и структурной  форм; 

– создание «гибкого рынка труда», способного быстро приспосабливаться  к изменениям внутренних и внешних  условий развития экономики, сохранять  управляемость и стабильность. Эта  «гибкость» по сравнению с традиционным рынком труда, проявляется в гибком использовании работников на условиях неполного рабочего дня, временной  занятости, сменяемости рабочих  мест, изменения количества смен, расширения или добавления в зависимости  от необходимости рабочих функций. Каждый желающий трудиться должен найти  на таком рынке рабочее место, отвечающее его потребностям. 

Государственная политика на рынке труда осуществляется в  двух основных формах: 

– активной – создание новых рабочих мест, повышение  уровня занятости и преодоление  безработицы путем обучения и  переобучения работников; 

– пассивной –  поддержка безработных путем  выплаты пособий. 

Проведение активной политики, нацеленной на достижение полной занятости, является приоритетным направлением государственной политики на рынке  труда. К основным мерам этой политики относятся: 

– стимулирование государством инвестиций в экономику, что выступает  главным условием создания новых  рабочих мест; 

– организация переобучения и переквалификации структурно-безработных; 

– развитие служб  занятости, бирж труда, осуществляющих посреднические функции на рынке  труда, предоставление информации о  вакантных рабочих местах; 

– содействие мелкому  и семейному предпринимательству, что рассматривается во многих странах  важным методом обеспечения занятости  населения; 

– государственное  стимулирование (налоговыми и законодательными мерами) предоставления работодателями рабочих мест определенным группам  населения – молодежи, инвалидам; 

– содействие, в случае необходимости, перемене места жительства для получения работы; 

– международное  сотрудничество в решении проблем  занятости, решение вопросов, связанных  с международной трудовой миграцией; 

– создание рабочих  мест в государственном секторе  – в сфере образования, медицинских  услуг, коммунальном хозяйстве, строительстве  общественных зданий и сооружений; 

– организация общественных работ. 

Государственная поддержка  лиц, оставшихся без работы, их социальная защита относят к пассивной форме  политики государства на рынке труда. Безработным гражданам государство  гарантирует: 

– обеспечение социальной поддержки в виде пособий по безработице, материальной помощи и прочих социальных выплат; 

– бесплатное медицинское  обслуживание. 

В развитых странах  финансовая помощь безработным осуществляется на основе систем страхования по безработице. Минимальная задача этих выплат –  обеспечение текущих жизненных  расходов безработных. Продолжительность  – от нескольких месяцев, до бессрочного  вспомоществования (например, в Бельгии, Австралии). Средства формируются главным  образом за счет государства и  предпринимателей. 

Рассмотрев основные методы регулирования рынка труда, перейдем к конкретным мерам, предпринимаемым  нашим правительством в рамках борьбы с безработицей на 2009-2010 годы. 

3.3 АНТИКРИЗИСНЫЕ  МЕРЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ В СФЕРЕ  ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 

Правительство Российской Федерации разработало и приняло  специальные меры по снижению социальной напряженности в отношении ухудшающейся ситуации на рынке труда: 

С начала 2009 года в 1,5 раза был увеличен максимальный размер пособия по безработице. 

На высшем правительственном  уровне организован и проводится еженедельный мониторинг увольнений работников в связи с ликвидацией организаций  или сокращением персонала, а  также перевода ряда предприятий  в режим сокращенного рабочего времени. 

Поставлена и реализуется  задача обеспечить полноценное соблюдение Трудового законодательства в плане  социальной защиты высвобождаемых работников, обеспечить прогнозируемость и управляемость  процессов высвобождения работников, их «растянутость» во времени с тем, чтобы ни один сотрудник предприятий  не был просто выброшен на улицу  без средств к существованию  и успел адаптироваться к новым  условиям. 

Задача также - обеспечить повышение конкурентоспособности  высвобождаемых работников на рынке  труда за счёт повышения их квалификации, переподготовки по востребованным специальностям, переезда в регионы с дефицитом  рабочей силы соответствующей квалификации. 

В то же время Правительство  не ставит ни перед собой, ни перед  регионами задачи сохранения рабочих  мест на действующих предприятиях «любой ценой». Для повышения эффективности  и производительности труда, для  адаптации к кризису и повышения  конкурентоспособности предприятия  должны освобождаться от излишней и  неэффективной занятости. Этот процесс  объективен. Сохранение неэффективных  рабочих мест «бьёт», прежде всего, по самим работникам, сохраняя неопределённость их перспектив, снижая доходы, не давая  им повысить свою квалификацию и найти  более достойное рабочее место. 

Федеральный бюджет выделил дополнительно 43,7 млрд. рублей на стабилизацию ситуации на рынке  труда. Субъектами Российской Федерации  приняты 82 региональные программы, предусматривающие  опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения, создание временных рабочих мест, организацию переезда увольняемых на работу в другую местность. За счет этих средств проводятся специальные мероприятия по развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан. 

Запланировано направить  на опережающее обучение, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение  квалификации 173 тыс. человек, организовать 982 тыс. временных рабочих мест и  рабочих мест на общественных работах, оказать материальную поддержку  на предпринимательскую инициативу 55,8 тыс. человек, оказать адресную помощь при переезде в другую местность 15 тыс. человек. 

Переобучение проходит в соответствии с анализом востребованности в среднесрочной и долгосрочной перспективе конкретных профессий. Зачисление на обучающие программы  происходит по направлению службы занятости, которая информирует гражданина обо всех доступных программах. Переобучение проводится на базе отобранных в результате конкурса учебных заведений, которые  предлагают лучшие программы, ориентированные  на востребованные профессии. 

Одним из важных направлений  переподготовки является подготовка специалистов в сфере жилищно-коммунального  хозяйства. Также в целях повышения  эффективности функционирования ЖКХ  будут создаваться временные  рабочие места в области управления домовым хозяйством многоквартирных  домов (работа «управдомов»). 

Дополнительные бюджетные  средства выделены на переподготовку и повышение квалификации в виде субсидий из федерального бюджета на основании специальных соглашений с субъектами Российской Федерации. 

Стоимость принятых региональных программ составляет более 25 млрд. рублей, из которых 90% составляют субсидии из федерального бюджета. 

Остальные средства будут перечисляться в регионы  незамедлительно в зависимости  от хода процессов, происходящих на региональных рынках труда, и, естественно, при принятии регионами дополнительных мер реагирования на возникающий риск роста безработицы. 

Объем бюджетных  ассигнований, направляемых в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание социальной поддержки  безработных граждан и осуществление  активных программ содействия занятости  безработных граждан будет увеличен на 33,95 млрд. рублей, в том числе 29,8 млрд. рублей на социальную поддержку  граждан, признанных в установленном  порядке безработными. 

Повышена информированность  работников и работодателей по вопросам предоставления гарантий государства  в области занятости населения, о ситуации на рынке труда в  субъекте Российской Федерации. Во всех субъектах Российской Федерации  организована работа консультационных пунктов и телефонных «горячих линий». Для содействия занятости безработных  и незанятых граждан, а также  граждан, находящихся под риском увольнения (проживающих во всех субъектах  Российской Федерации), организована работа информационного портала «Работа  в России». Обновление вакансий осуществляется еженедельно. 

Для обеспечения  защиты трудовых прав граждан в условиях кризиса получит дальнейшее развитие система правовой помощи социально  незащищенным слоям населения, в  том числе посредствам организации  государственных юридических бюро. 

Информация о работе Понятие безработицы и причины ее возникновения