Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 16:59, реферат
Особенно актуальна проблема внедрения на рынок малых предприятий в свете последних изменений в экономике нашей страны. И одним из самых главных преимуществ является то, что малый и средний бизнес, неизбежно ведет к появлению конкуренции на отечественном рынке. Но чтобы избежать как можно больше ошибок, которые неизбежны при образовании нового течения в экономике России, сначала следует поучиться на опыте других стран в этой области и понять, какие, же условия необходимы для развития мелкого предпринимательства в нашей стране.
Конкуренция–это соперничество, экономическая борьба, состязательность между продавцами-
производителями за право получения максимальной прибыли и между покупателями при покупке товаров за большую выгоду.
Конкурентная борьба – это такая гигантская воронка, которая засасывает всех участников рынка: производителей, оптовиков, розницу. В сущности, никто из них не ведет борьбу независимо от остальных.
Существует несколько видов конкуренций, но рассмотрим одну из них – совершенная (чистая) конкуренция.
Совершенная конкуренция – это экономическая ситуация, в которой:
1. Никакая отдельная единица, выступающая в качестве покупателя или продавца, не может
воздействовать на рыночную цену покупаемого или продаваемого товара;
2.Никакое искусственное ограничение не препятствует факторам производства переходить от одного хозяйствующего субъекта к другому.
Понятие совершенной конкуренции привязано к статичной модели равновесия оперирующей заранее заданными ценами и объемами ресурсов. Понятие свободной конкуренции характеризовало ее как процесс и акцентировало внимание на равновесном состоянии предприятия, отрасли как результате, предшествовавшем конкуренции. Модель совершенного рынка основывается на том, что его основные субъекты действуют в соответствии с экономическими принципами.
Условием рационального хозяйствования предприятий является принцип экономичности имеющий два аспекта:
1.используя имеющиеся средства, следует получить максимальный результат –
польза, доход;
2.желаемого результата необходимо достичь при минимальном использовании средств.
Совершенно конкурентные рынки- это рынки, где наблюдаются следующие условия: наличие множества мелких фирм, доля которых на рынке отрасли мала – менее 1%; продажи за любой период времени; продукция является однородной (гомогенность товара); продавцы действуют независимо друг от друга; покупатели и продавцы хорошо информированы о состоянии всего рынка, прежде всего о ценах в любой части рынка.
Но предполагаются и другие условия: мгновенную реакцию спроса и предложения на рыночные сигналы; существование рынка наличного товара, на котором продавцы и покупатели встречаются в одно и то же время, в одном и том же месте; отсутствие каких-либо издержек; исключается такое орудие конкуренции, как сбивание цен.
Рынкам совершенной конкуренции присуща самая высокая степень независимости поведения продавцов и покупателей.
Проблемы конкурентоспособности в малом бизнесе
Как известно, прибыли коммерсантов зависят от емкости данной рыночной ниши, которая определяется платежеспособностью населения. Сегодня рост платежеспособности у нас отстает от роста товарного предложения. Увеличение прибылей одного продавца может осуществляться только за счет снижения прибылей другого. Иначе говоря, наш клиент должен покупать у нас или в больших количествах, или по большей цене. Другой путь – увеличивать число покупателей. Это возможно только перетягиванием чужих покупателей. В этом и есть суть конкурентной борьбы.
В мировой практике количественная оценка конкурентоспособности товара складывается из этапов:
- анализ рынка и выбор наиболее конкурентоспособного товара-образца в качестве базы для сравнения.
- определение набора сравниваемых параметров двух товаров.
Опытные коммерсанты с неохотой берут новые, неизвестные товары и марки. Кому хочется рисковать? Если товар предлагают всего лишь на реализацию, то все равно это риск, связанный с потерей времени на оформление документов, выкладку, с занятием мест под этот товар в торговом зале, с информированием продавцов о свойствах продукции. За такой товар вполне оправдано торговцы требуют от поставщиков скидки.
Около 8 из 10 новых товаров не удерживаются на рынке по ряду причин:
1. Недостаточное изучение спроса именно на данный товар.
2.Технические и эксплуатационные дефекты товара.
3.Неэффективная реклама.
4.Завышенная цена.
5.Непредвиденные ответные действия конкурентов.
6.Неверно выбранное время выхода на рынок.
7.Нерешенные производственные проблемы.
С конкурентами не только воюют, но стараются сотрудничать:
- часто кооперируются по закупкам (сообща получают скидки за большие объемы);
- объединяют усилия в реализации, нанимая общий транспорт;
- дают общую рекламу.
- нанимают общий склад;
- устанавливают общий уровень цен.
Создание конкурентных преимуществ. Эта политика держится на трех блоках.
1.Конкурентное преимущество – это преимущество, достигаемое за счет более высокой ценности либо низких цен, либо за счет больших выгод, оправдывающих более высокие цены.
2.Анализ конкурентов производят по следующим направлениям:
- выявление конкурентов;
- определение целей конкурентов;
- установление стратегии конкурентов;
- оценка возможных реакций конкурентов;
- выбор конкурентов, которых следует атаковать и которых лучше избегать.
Наиболее реальные конкуренты – это те, кто имеет те же стратегические цели, что и вы. Торговая компания должна знать основных конкурентов, владеющих большей долей рынка, а о ближайшем конкуренте надо знать практически все: досье на руководителей; стратегию финансирования; долгосрочные планы; кто его поставщики; каково качество, характеристики и комплектность каждого его товара; об уровне его сервиса; о политике ценообразования; о зонах сбыта; о кадровой политике (число работающих, зарплата, стимулирование); о маркетинге (о рекламе и бюджете, продвижение товаров); торговые марки-лидеры конкурентов; вид, особенности упаковки товаров-конкурентов; данные о прибылях и убытках; особенности фирменного стиля, оформление витрин, состояние офисов, производственных и торговых помещений. При оценке сильных и слабых сторон конкурентов, обычно труднее узнать об их слабостях. Информацию о конкурентах можно получать из открытой прессы.
3.Конкурентные стратегии. Каждый конкурент реагирует на действие другой компании по-своему. Каких конкурентов атаковать, а каких стоит избегать? Обычно атакуют более слабых. Однако если найти брешь у сильных конкурентов, то это может принести удачу. Чаще всего компании состязаются с конкурентами, которые больше всего похожи на них самих.
Вот три выигрышные стратегии в конкурентной борьбе:
1. Абсолютное превосходство по издержкам, ориентация на низкую цену товаров и услуг.
2. Специализация позволяет стать лидером на узком сегменте.
3. Концентрация усилий на качественном обслуживании нескольких рыночных сегментов не для экономии средств, а для лидерства.
Основными преимуществами субъектов малого предпринимательства можно назвать гибкость и маневренность, что позволяет им очень быстро и чутко реагировать на меняющиеся запросы и оперативно перестраивать свое производство. Кроме того, малые предприятия через контактирование со своими заказчиками и потребителями имеют возможность без дорогостоящих затрат на маркетинговые исследования иметь
информацию о последних изменениях и тенденциях потребительского спроса. Но это не исключает необходимости проведения и отдельных маркетинговых разработок.
Малые предприятия требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы. Часто малые предприятия на начальном этапе используют собственные ресурсы. Таким образом, они повышают отдачу от накопленного имущественного потенциала, снижают себестоимость продукции и услуг.
Малые предприятия по сравнению с крупными занимают доминирующее положение как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг. Субъекты малого предпринимательства лучше знают уровень спроса на местных рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию большому количеству людей, чем крупные предприятия, тем самым содействуют подготовке профессиональных работников и распространению практических знаний.
Таким образом, анализируя отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие его преимущества:
- гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений;
- более быструю адаптацию к местным условиям хозяйствования;
- относительно невысокие расходы, особенно затраты на управление; большие возможности для реализации своих идей, проявления способностей;
- более низкую потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков;
- относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.
Субъекты малого предпринимательства имеют так же и слабые стороны в области конкурентоспособности. Прежде всего, их уязвимость выражается в том, что при недостатке собственных финансовых средств они вынуждены более активно привлекать заемный капитал для осуществления своей деятельности. Очень часто существование малых предприятий находится в жесткой зависимости от возможности привлечения кредитов или использования каких-либо субсидий.
Участие субъектов малого предпринимательства в конкурентной борьбе осложняется тем, что они не в состоянии диктовать цены в соответствующей области товаров и услуг,они могут лишь следовать ценовой политике. Это приводит к тому, что малые предприятия вынуждены постоянно снижать издержки производства, чтобы не проиграть в ценовой конкуренции, ведь продавать даже в течение короткого периода себе в убыток они позволить не могут, в отличие от крупных, которые часто используют это средство в конкурентной борьбе для завоевания новых ниш на рынке или вытеснения конкурентов.
Другим, наиболее эффективным путем для них является учет факторов неценовой конкуренции, то есть завоевание потребителей более высоким качеством и надежностью своих товаров и услуг, их внешним видом, дизайном упаковки, более длительными сроками гарантийного ремонта, пакетом сопутствующих и дополнительных услуг.
Болезненными проблемами для малых предприятий являются высокие расходы на рекламу, сложности доступа к специализированной информации, поиск клиентов, оплата юридических и других деловых услуг. Весьма важной является проблема формирования финансовой базы малого предпринимательства. В течение десятилетий у основной массы населения, жившей «от получки до получки», не могло образоваться резервов – средств, достаточных для начала собственного дела. Эти средства необходимо искать и сейчас. Ясно, что предельно напряженный государственный бюджет их источником стать не может. Получение заемных средств в виде кредитов часто затруднено из-за жестких условий коммерческих банков: высоких % - ных ставок, «привязывания» рублевых кредитов к курсам иностранных валют, отсутствия льготных кредитов, нежелания кредитовать долгосрочные инвестиции, длительности процедуры оформления хозяйственной деятельности, которая не всегда осуществляется в полном объеме и своевременно. Ограничен доступ малых предприятий к высоким технологиям, так как их получение требует значительных финансовых затрат.В современных условиях малые предприятия нуждаются в крупных инвестициях, необходимых для наращивания производственного потенциала.
От финансовой базы зависит материально-техническое и ресурсное обеспечение, которое остается еще слабым. Использование устаревшего оборудования с высокой степенью износа делает продукцию и услуги неконкурентоспособными. Отсутствие финансовых средств не позволяет оперативно проводить ремонт и замену оборудования и повышать его технический уровень. В отечественной промышленности не налажено производство машин, оборудования, предназначенного для малых предприятий. Не хватает производственных помещений. Растут транспортные расходы и тарифы на энергоресурсы.
Таким образом, субъектам малого предпринимательства свойственны не только конкурентные преимущества, но и определенные недостатки, среди которых следует выделить наиболее существенные:
- зависимость от крупных компаний;
- недостатки в управлении;
- повышенную чувствительность к изменениям условий хозяйствования;
- трудности в привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов и др.
Однако, несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические и другие проблемы. Для России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание сектора малого предпринимательства должно стать основой стабильности в экономике и в обществе.
Проблемы малого бизнеса в России и пути их решения
Во всем мире развитие малых предприятий рассматривается как важное с направление оптимальной структуризации производства, его размещения и эффективности. К сожалению, Россия далека от этого. В результате хода радикальных экономических реформ так и не удалось привести в действие потенциал, который заключает в себе малый бизнес. Число малых предприятий на 1 тыс. жителей в странах ЕС и Японии составляет 45-40, в США - более 79, а в России - 6. Доля работающих на малых предприятиях в общем числе занятых в европейских странах равняется 70%, в России - 11%, доля вклада малых предприятий в ВВП, соответственно, более 50% и менее 10%.Распределение по деятельности малых предприятий в России выглядит следующим образом: торговля и общественное питание 46%,строительство 14,5%,промышленность 14,9%,сельское хозяйство 1,6%,транспорт 2,2%,наука и научное обслуживание 3,4%,жилищнокоммунальное хозяйство 1,8%,общая коммерческая деятельность по обеспечению и функционированию рынка 4,1%,другие отрасли 11,6%. Таким образом, уровень развития малого предпринимательства в нашей стране по всем параметрам недостаточен.