Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 16:59, реферат
Особенно актуальна проблема внедрения на рынок малых предприятий в свете последних изменений в экономике нашей страны. И одним из самых главных преимуществ является то, что малый и средний бизнес, неизбежно ведет к появлению конкуренции на отечественном рынке. Но чтобы избежать как можно больше ошибок, которые неизбежны при образовании нового течения в экономике России, сначала следует поучиться на опыте других стран в этой области и понять, какие, же условия необходимы для развития мелкого предпринимательства в нашей стране.
Показатели уровня развития малых предприятий
Показатели | 2010 год | в среднем по федеральному округу | в среднем по РФ |
Количество МП на 1000 жителей, ед. | 23 | 11 | 6 |
Доля МП в общем числе предприятий и организаций, % | 50,6 | 39,7 | 26,4 |
Малый бизнес в России, переживающий кризис, связанный с преобразованием централизованно планируемой экономики в рыночную, имеет особое значение. Малый бизнес может активно участвовать в разрешении комплекса экономических и социальных проблем. Он активизирует структурную перестройку экономики, насыщает рынок товарами и услугами, формирует конкурентную среду, содействует развитию регионов, рыночной инфраструктуры, решению проблем занятости, выравниванию условий и повышению уровня жизни населения, формированию новых субъектов собственности и становлению среднего класса общества.
Развитие малого бизнеса является серьезным фактором преодоления кризиса: спада производства, роста безработицы, снижения потребительского спроса, замедления научно-технического прогресса. В условиях России малый бизнес - основа социально-экономических преобразований, нацеленных на создание рыночной экономики, в основе которой лежит критерий социальности. Малые предприятия России в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями.
Основная проблема малых предприятий – недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая. Речь идет о создании широкого нового сектора народного хозяйства почти на пустом месте. В течение десятилетий такой сектор у нас в хоть сколько-нибудь существенной степени отсутствовал. Это, в частности, означало и отсутствие подготовленных предпринимателей. У основной массы населения, жившей «от получки до получки», не могло образоваться резерва средств, требующего для того, чтобы начать собственное дело. Эти средства надлежит сейчас отыскать. Ясно, что предельно напряженный государственный бюджет их источником стать не может. Остается надеяться на кредитные ресурсы. Но и они незначительны.
Положение едва ли может серьезно измениться в позитивную сторону. На существенный рост имеющихся для этого материально-технических и финансовых ресурсов, по крайней мере, в ближайшее время нет оснований рассчитывать. Но гораздо лучше применить эти ресурсы можно. Для этого требуется тщательно выверенная последовательно проводимая в жизнь система селекция, позволяющая предоставлять ощутимые приоритеты тем, кто более полезен обществу. В целом на сегодня это означает предпочтение сферы производства сфере обращения при детальной дифференциации самого производства, причем не застывшей раз и навсегда, а весьма динамичной, на основе грамотного изучения общественного спроса, происходящих в нем подвижек и намечающихся тенденций.
Следующая проблема – это та законодательная база, на которую сейчас может опираться малое предпринимательство. Пока она, а во многих очень существенных положениях вообще отсутствует. Можно назвать немало правовых документов, так или иначе регулирующих малое предпринимательство (Гражданский кодекс РФ, Законы «О собственности в РСФСР», «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», ряд указов Президента РФ), но трудность, однако, в том, что, во-первых, нет сводной, единой законодательной основы сегодняшней деятельности российских малых предприятий; во-вторых, имеющиеся разрозненные установления претворяются в жизнь далеко не полностью. Проблема правовой основы малого предпринимательства в конечном счете, будет убедительно решена тогда, когда удастся избавиться от правового нигилизма. Это, конечно, никак не исключает необходимости специальных законодательных мер регулирования малого бизнеса.
В настоящее время малое предпринимательство находится в условиях, которые весьма отдалены от тех, что должны быть присущи рыночным отношениям. Напротив, ощущается тенденция к тому, чтобы все больше «задвигать» его в старые рамки планово-административной системы с ее едва ли не всеохватным планированием и жесткой регламентацией с помощью лимитов, фондов и т. п. Так, с 1993 года было введено планирование прибыли. Уже в начале квартала предприниматель был обязан внести в бюджет налог с прибыли. Если же по итогам квартала обнаруживалось, что ее оказалось больше, предпринимателю надлежало не только уплатить дополнительную сумму налога, но еще и банковский процент с нее. Только в 1996 году это положение было отменено.
Отсутствует система проведения глубокого анализ деятельности малых предприятий. Нет надлежащего учета результатов их работы, практически отсутствует отчетность по тем показателям, которые дают право малым предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению.
Материально-техническое обеспечение малых предприятий осуществляется в недостаточном объеме и несвоевременно. Машины, оборудование, приборы, предназначенные для малых предприятий и учитывающие их специфику, отсутствуют. Ограничен доступ малых предприятий к высоким технологиям, так как их закупка требует значительных одноразовых затрат.
Еще одна важная проблема – кадры. Часто говорят, что предпринимателем нужно родиться. Против этого трудно возразить, но нельзя не считаться, во-первых, с тем, что прирожденных предпринимателей все же меньше, чем реально нужно обществу; во-вторых, что им требуется приобрести определенный объем знаний. Нет оснований полагать, что к предпринимателям нужно подходить с иной меркой. Между тем с обучением кадров для бизнеса дело обстоит далеко не лучшим образом.
Непростая проблема связана и с социальной защитой предпринимательской деятельности. Известно, что ранее существовавшая на основе распределения общественных фондов система социальных гарантий и социального обеспечения в условиях нынешнего переходного периода оказалась практически подорванной. Требуется, по сути, строить эту систему заново по отношению ко всему обществу, а по отношению к предпринимателям – новому социальному слою – тем более.
Общеизвестно, что снижение доходов населения привело к значительному ухудшению структуры потребления. Поэтому доходы направляются в основном на приобретение товаров первой необходимости. То же касается и малого предпринимательства. Если раньше оно предполагало определенное накопление, то после первого этапа реформы было вынуждено работать в подавляющей мере на потребление. Производить продукцию с длительным производственным циклом, включая, разумеется, и наукоемкую, стало даже не то что неэффективно, а просто разорительно. Начались серьезные негативные структурные изменения в малом бизнесе. Если ныне идущие процессы будут продолжаться и не встретят противодействия в виде социальный гарантий малому предпринимательству, само его существование под вопросом.
Немалую роль в процессах социально - экономического возрождения России может и должен сыграть малый бизнес, социальная роль которого сводится к решению таких важных задач, как:
1. возрождение объектов социальной защиты, оздоровление населения и прежде всего детей;
2. снижение социальной напряженности благодаря созданию новых рабочих мест и расширению занятости, повышению уровня жизни населения и сокращению на этой основе значительных и неоправданных различий в уровнях доходов, разрешению социально-трудовых конфликтов, где они происходят на неформальном уровне и не приводят к текучести рабочей силы;
3. преодоление «социального иждивенчества», развитие предпринимательских и творческих способностей не только предпринимателей и бизнесменов, но и рядовых работников, которые в рамках малого предприятия осваивают рыночное мышление и обучаются законам рыночной экономики;
4. формирование нового слоя собственников и предпринимателей, составляющего основу зарождающегося среднего класса, который выполняет роль социального стабилизатора и является естественной опорой социально ориентированного рыночного хозяйства и демократического общества.
Необходимость развития малого бизнеса требует, чтобы государственная политика поддержки малого бизнеса и малого предпринимательства рассматривалась как одно из важнейших направлений экономической реформы.
Общие выводы следующие:
1. без активизации реформ по эффективному и широкому развитию малого бизнеса невозможны в современных условиях России высокие темпы экономического развития страны;
2. при этом особую роль будут играть функции малых предприятий в создании конкурентной среды, высокой степени выживаемости, создании условий для оптимизации структуры производства, его кооперации, развития производственного самоуправления и стратегической направленности на повышение благосостояния основной массы населения страны;
3. надо постоянно совершенствовать модель взаимодействия малого предпринимательства с развитием производственного и местного самоуправления и упрочения социально-экономической базы региона на основе комплексного решения проблем по обеспечению жизнедеятельности местного населения.
В целях развития малого бизнеса и обеспечения государственной поддержки малого предпринимательства Правительством РФ принят ряд специальных постановлений. В Постановлении «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в РФ» отмечается, что государственная поддержка малого предпринимательства, является одним из важнейших направлений экономической реформы. Этим постановлением также определены приоритеты развития малого предпринимательства. К ним отнесены производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство промышленных товаров, оказание производственных, коммунальных, бытовых услуг, строительство объектов жилищного и производственного назначения. Эти приоритеты остаются в силе.
Предусматриваются поручения ряду министерств и ведомств по внесению изменений и разработке соответствующих положений в области финансирования и кредитования, научно-технического развития, материально-технического обеспечения и сбыта продукции, подготовки кадров, внешнеэкономической деятельности, а также установление дополнительных налоговых льгот для субъектов малого предпринимательства. Согласно постановлению утвержден комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в РФ: нормативно-правовое обеспечение, финансово-кредитное обеспечение, информационно-техническое обеспечение, внешнеэкономическая деятельность, организационное, кадровое, консультационное обеспечение.
На Министерство экономического развития и торговли РФ возложена разработка политики государственной поддержки малого предпринимательства, а также координация деятельности центральных органов федеральной исполнительной власти и формирование инфраструктуры малого предпринимательства. Дальнейшее развитие малого бизнеса в России предусмотрено Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», а также Указом Президента РФ «О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства». По количеству субъектов малого предпринимательства Московская область занимает третье место в стране. По числу работающих на предприятиях малого среднего бизнеса, а это четверть занятых в экономике области, - также третье место. Доля малого и среднего предпринимательства в экономическом обороте области составляет 32%, и по этому показателю Подмосковье занимает второе место в стране.
В чем выгоды малого бизнеса? Во-первых, это гибкость и быстрота принятия решения, поскольку именно деятельность малого предприятия легче проанализировать применительно к меняющимся условиям рынка, определяя хозяйственную политику. Во-вторых, малые размеры предприятия позволяют легко контролировать производственный процесс, переналаживая его в связи с актуальными запросами потребителя, рынка, хозяйственного механизма, быстрая реакция на изменение в налогах, финансово - кредитной политике и т. п. В-третьих простые коммуникационные связи внутри предприятия,прямая передача информации, ее быстрое усвоение и быстрая реакция на поступающие команды и распоряжения в самом предприятии, а также взаимосвязи его с партнерами, дает хороший хозяйственный ( предпринимательский ) эффект. В - четвертых, личные связи, часто вредящие в крупном деле, особенно на уровне взаимодействия крупных предприятий между собой, а особенно на государственном уровне, составляют основу малого бизнеса, часто неформальные отношения не только между работниками предприятия, но даже и его клиентами, способны существенно продвинуть дело, учесть все многообразие фактов, которые при других условиях даже трудно собрать и сконцентрировать. В малом предприятии их можно не только использовать, но и достаточно быстро получить эффективную отдачу.