Предпринимательство и его роль в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 15:14, курсовая работа

Описание

Главной целью данной работы является рассмотрение роли предпринимательства в экономике РФ.
Задачи работы: раскрыть содержание и основные характеристики предпринимательства; рассмотреть вопросы развития предпринимательства в РФ, его основные проблемы его функционирования; дать рекомендации по планированию и реализации программ содействия предпринимательству в РФ.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты предпринимательства и его роли в экономике
1. 1. Сущность предпринимательства
1. 2. Место предпринимательства в рыночной экономике
1. 3. Значение малого предпринимательства в экономической системе
2. Анализ современного состояния предпринимательства в РФ
2. 1. Особенности предпринимательской деятельности в РФ
2. 2. Проблемы функционирования предпринимательства в РФ
2. 3. Меры по поддержанию и содействию развития предпринимательства РФ в условиях кризиса
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Экономическая теория НГАУ Предпринимательство и его роль КУРСОВАЯ.doc

— 173.50 Кб (Скачать документ)


20

 

Содержание

 

 

Введение

1. Теоретические аспекты предпринимательства и его роли в экономике

1. 1. Сущность предпринимательства

1. 2. Место предпринимательства в рыночной экономике

1. 3. Значение малого предпринимательства в экономической системе

2. Анализ современного состояния предпринимательства в РФ

2. 1. Особенности предпринимательской деятельности в РФ

2. 2. Проблемы функционирования предпринимательства в РФ

2. 3. Меры по поддержанию и содействию развития предпринимательства РФ в условиях кризиса

Заключение

Список литературы


Введение

 

В основе экономики лежат потребности людей и экономические интересы, которые вынуждают их действовать тем или иным образом. В результате между людьми возникают отношения по поводу производства, обмена, распределения, потребления благ (товаров и услуг), которые принято называть экономическими отношениями. Практически все современные научные подходы едины в том, что предпринимательство это ключевой элемент хозяйственного механизма, а предприниматель - одна из центральных фигур социально-экономической жизни общества.

В последние годы отмечается возросший интерес российских ученых и специалистов к исследованию проблем предпринимательства. Большой вклад в теорию предпринимательства, являющуюся методологической основой для представленного исследования, внесли А. Хоскинг, Й. Шумпетер, П.Друкер, Бусыгин А. и др.

Главной целью данной работы является рассмотрение роли предпринимательства в экономике РФ.

Задачи работы: раскрыть содержание и основные характеристики предпринимательства; рассмотреть вопросы развития предпринимательства в РФ, его основные проблемы его функционирования; дать рекомендации по планированию и реализации программ содействия предпринимательству в РФ.

Объектом исследования является российское предпринимательство.

Предметом исследования служат организационно-экономические проблемы повышения эффективности предпринимательства.

Теоретической и методологической базой исследования послужили результаты исследований отечественных и зарубежных ученых и специалистов по теоретическим и практическим вопросам рыночного реформирования российской экономики, становления и функционирования предпринимательства, научно-технического прогресса и оценки эффективности предпринимательской деятельности.

Первая глава работы посвящена изучению отдельных теоретических аспектов роли предпринимательства в экономике. Вторая глава посвящена анализу современного состояния и проблем развития предпринимательства в РФ, а также в ней рассмотрены вопросы совершенствования развития предпринимательства в РФ

Информационную базу исследования составили законодательные и нормативные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность, статистические данные Госкомстата России, Министерства финансов РФ, Счетной палаты РФ, результаты социологических опросов и фактологические данные, содержащиеся в изданиях Российской Академии предпринимательства, Института экономики РАН, а также ряда других научных центров, материалы конференций, монографические исследования, статьи в периодической печати.


1. Теоретические аспекты предпринимательства и его роли в экономике

 

1. 1. Сущность предпринимательства

 

Центральными элементами рыночной системы выступают предпринимательство и конкуренция, которые в достаточной степени характеризуют деятельность ее субъектов и позволяют обществу наилучшим образом использовать ресурсы, преодолевая их ограниченность [8, с. 10].

Взгляды на предпринимательство и подходы к оценке его важнейших функций в экономическом механизме (современного капитализма) отличаются значительным разнообразием углов зрения и теоретических посылок. Можно довольно четко выделить три волны в развитии теории предпринимательства:

1)              начальные этапы, примерно с XVIII в. — внимание акцентируется на таком критическом аспекте функции предпринимательства, как несение риска;

2)              в качестве отличительной черты предпринимателя выделяется инновативность. Она связана с осмыслением предпринимательства в рамках теории динамического равновесия и экономического роста;

3)              на первое место ставится особая чуткость предпринимателя, самостоятельность его суждений в принятии решений и роль регулирующего начала в уравновешивающейся (но не равновесной) экономической структуре.

Одну из первых концепций предпринимательства разработал в 1725 г. Ричард Кантилъон (Richard Cantillon, по разным источникам: английский экономист; французский экономист шотландского происхождения). Он, по мнению многих ученых, является отцом термина «предприниматель». Он рассматривал предпринимателя как лицо, принимающее решения и удовлетворяющее свои потребности в условиях неопределенности. Прибыли и потери предпринимателя есть следствие риска и неопределенности, сопровождающих его решения. Прибыль зависит от разницы между вполне определенной закупочной ценой факторов производства и той неопределенной ценой, по которой результирующий продукт можно будет продать.

По Кантильону, предприниматель — это любой индивид, обладающий предвидением и желанием принять на себя риск, устремленный в будущее, чьи действия характеризуются надеждой получить доход, и готовностью к потерям.

Развитие концепции риска связано с именем Г. фон Мангольдта. Так, Мангольдт выделяет две специфические формы производства: производство на заказ и производство на рынок.

Совершенно очевидно, что производство на заказ фактически минимизирует или вообще устраняет предпринимательский риск. В то же самое время при производстве на рынок неопределенность и, следовательно, риск присутствуют всегда, так как продукт предназначен для продажи при неопределенном спросе и неизвестной цене. Вместе с тем, чем больше отдалены друг от друга начало производства и начало продаж, тем больше риск возможных потерь, тем больше ожидаемое вознаграждение.

Американский экономист Ф.Найт связывает появление предпринимательского дохода не с любым видом риска. Он обращает внимание на то, что ранее имела место синонимизация понятий «риск» и «неопределенность». Ф.Найт определяет риск следующим образом: риск — это объективная вероятность того, что томили иное событие произойдет и, следовательно, может быть выражен количественно, в частности в виде формализованного математически вероятностного распределения доходов. Чем больше вероятность или меньше при таком распределении стандартные отклонения от ожидаемой средней, тем меньше риск, и наоборот. В то же время существует неопределенность, означающая, что ожидаемый доход может быть в принципе получен, однако вероятность такого события нельзя измерить или просчитать. К таким ситуациям Найт относил, например, невозможность предсказать поведение или направленность потребительского спроса.

Итак, предпринимательство — это инициативная деятельность, связанная с хозяйственным риском и направленная на поиск наилучших способов использования ресурсов, целью которой является извлечение дохода и приумножение собственности[3,с.9].

Вторая волна в развитии теоретических представлений о предпринимательстве, в основном связана с именем Й.Шумпетера. В соответствии с его теоретическими воззрениями предпринимателем может быть любой, кто осуществляет новые комбинации. Следствием появления новой комбинации становится нововведение или, по Шумпетеру, создание новой производственной функции. В целом, Шумпетер в качестве назначения комбинирования выделяет следующие пять случаев:

1)              изготовление нового, т.е. еще неизвестного потребителям, блага или создание нового качества того или иного блага;

2)              внедрение нового, т.е. данной отрасли промышленности еще практически неизвестного, метода (способа) производства, в основе которого необязательно лежит новое научное открытие и который может заключаться также в новом способе коммерческого использования существующего товара;

3)              освоение нового рынка сбыта, т.е. такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны еще не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет;

4)              получение нового источника сырья или полуфабрикатов независимо от того, существовал этот источник прежде или просто не принимался во внимание, или считался недоступным, или его еще только предстояло создать;

5)              проведение соответствующей реорганизации, например обеспечение монопольного положения или подрыв монопольного положения другого предпринимателя.

На основании этих посылок Й. Шумпетер считает, что предпринимателями следует называть хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент, при этом право собственности на промышленное предприятие или вообще на любое имущество не является существенным признаком предпринимателя.

В середине XX в. сложилось современное понимание предпринимателя как новатора. Сутью этого определения является признание новаторства и новизны вообще как неотъемлемой части предпринимательства.

Применяя диалектический подход к пониманию экономических преобразований, можно представить следующую картину. Во главу угла в экономике ставятся общественные потребности, которые по своей природе не ограничены, в противовес ограниченным ресурсам, необходимым для удовлетворения нужд. Задача экономики состоит в извлечении наибольшей полезности из имеющихся ресурсов через производственный процесс путем объединения их в производственную функцию. Конфигурация производственной функции представлена комбинацией используемых в производстве ресурсов (факторов производства). Таким образом, процесс производства - это внутреннее движение, свойственное экономической системе. Открытость экономической системы объясняется воздействием на нее социально-психологических, физико-химических процессов. Социально-психологические изменения отражаются на восприятиях и приоритетах потребления и проявляются в процессах привыкания (убывающая предельная полезность), формирования вкусов и предпочтений. Все эти изменения затрагивают как производственную базу, так и продуктовую составляющую. Преобразования в них вызывают необходимость в трансформации самой производственной функции и тем самым приводят к экономическому развитию. При этом развитие рассматривается как процесс не эволюционного, а революционного характера, центральным элементом которого выступают предприниматели. Они представляют действенную силу, которая позволяет целенаправленно видоизменять производственную функцию, в отличие от пассивного приспособления к меняющимся условиям. Й. Шумпетер определил предпринимательскую функцию как «созидательное разрушение», которое предполагает устранение неэффективных форм хозяйствования и замену их новыми.

Таким образом, предпринимательская функция рассматривается как особый, новаторский стиль хозяйственного поведения, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации, умение привлекать и использовать для решения поставленной задачи ресурсы из самых разнообразных источников.

Предпринимательская функция в книге «Предпринимательский труд» Н.А. Горелова и А.Д. Белявского представлена широким спектром относительно самостоятельных подфункций:

1)              непрерывный поиск новых видов организационно-экономических ресурсов, благ, услуг, информации, новых организационных решений, уникальных профессиональных способностей и дарований, оригинальных идей и т.п.;

2)              изобретение новых экономических ресурсов и технологий, инновационных процессов, продуктов, информации, материалов, машин, приборов, технических систем и систем управления;

3)              накопление и концентрация редких ресурсов, благ, услуг, информации и патентов; новых технологий и т.п. с целью их последующего использования в своей предпринимательской деятельности;

4)              формирование благоприятной рыночной конъюнктуры путем комбинации имеющихся ресурсов, новых организационных решений; коммерческих сделок; насыщение рынка товарами высокого спроса и т.п.;

5)              оперативный поиск конъюнктурной ценовой информации с целью выбора выгодных секторов рынка для реализации инновационных продуктов и услуг и т.п.;

6)              защита коммерческой тайны и других экономических интересов от посягательства конкурентов;

7)              минимизация конкурентного воздействия тех, кто преследует аналогичные цели;

8)              защита номинального и реального права собственности на результаты предпринимательского труда;

9)              обеспечение выживания предпринимательских структур в экстремальных условиях;

10) передача новым поколениям предпринимательского опыта и культуры[12,с.48].

В таком понимании предпринимательство выступает как фактор расширенного воспроизводства, постоянного возобновления эффективного производственного процесса.

Центральное место предпринимателя в экономической системе определяется не только его объективной ролью фактора общественного воспроизводства, но и действием на него конкурентных сил. Поскольку движущей силой предпринимательской деятельности выступает извлечение собственной выгоды, а условием достижения собственных целей - удовлетворение потребностей, то в условиях плюралистической экономики и динамизма, когда на рынке действует большое количество предпринимателей, в борьбе за наибольшую выгоду задача эффективного использования ресурсов будет решаться наилучшим образом. Неоавстрийская школа связывает понятие конкуренции именно с деятельностью предпринимателя, рассматривая конкуренцию как динамичный процесс, «процедуру открытия». Конкуренция для Хайека - это, прежде всего, «эффективный способ направления неизвестных ресурсов на неизвестные цели и представляет ценность только в той мере, в какой ее результаты непредсказуемы и в целом отличны от тех, на которые кто-либо рассчитывал или мог рассчитывать». В центре конкуренции как процесса поиска нового, сопровождающегося неопределенностью результатов, стоит предприниматель. Это не какая-то вполне определенная фигура из той или иной социальной12 группы, а, скорее, по определению Л. Мизеса, некая функция, которая присутствует практически во всех действиях экономических субъектов и так или иначе выполняется ими всеми. Она отражает нацеленность человека на обнаружение и использование новых возможностей в производстве и обмене. Таким образом, ведущая роль предпринимателей в экономическом развитии предопределена их способностями улавливать изменения, открывать новые возможности и вводить инновации. Отсюда можно перейти к субъективной стороне предпринимательства [8,с.13].

Информация о работе Предпринимательство и его роль в экономике