Предпринимательство и его роль в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 15:14, курсовая работа

Описание

Главной целью данной работы является рассмотрение роли предпринимательства в экономике РФ.
Задачи работы: раскрыть содержание и основные характеристики предпринимательства; рассмотреть вопросы развития предпринимательства в РФ, его основные проблемы его функционирования; дать рекомендации по планированию и реализации программ содействия предпринимательству в РФ.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты предпринимательства и его роли в экономике
1. 1. Сущность предпринимательства
1. 2. Место предпринимательства в рыночной экономике
1. 3. Значение малого предпринимательства в экономической системе
2. Анализ современного состояния предпринимательства в РФ
2. 1. Особенности предпринимательской деятельности в РФ
2. 2. Проблемы функционирования предпринимательства в РФ
2. 3. Меры по поддержанию и содействию развития предпринимательства РФ в условиях кризиса
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Экономическая теория НГАУ Предпринимательство и его роль КУРСОВАЯ.doc

— 173.50 Кб (Скачать документ)

      работа в условиях отсутствия полной и достоверной информации о состоянии и конъюнктуре рынка, неразвитость системы информационных, консультационных и обучающих услуг.

В развитии малого предпринимательства России в последние годы отмечаются как позитивные, так и негативные тенденции.

Действующие параметры отнесения предприятий к разряду малых задавались без предварительного анализа, учета качественных особенностей малых предприятий. Во многом поэтому российский малый бизнес вобрал в себя фирмы, относимые к категории средних в большинстве промышленно развитых стран.

На 1 января 2009 г. число зарегистрированных малых предприятий в РФ составило 282,7 тыс. единиц. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. населения в целом по стране составило 199,1 единиц. В 14 регионах количество МП на 100 тыс. жителей превысило 300 ед. Наименьшее количество МП на 100 тыс. жителей (менее 50 ед.) было зафиксировано в 5 регионах.

Таблица 1

Количество зарегистрированных малых предприятий

по федеральным округам Российской Федерации на 1 января 2009 г.

Федеральные округа

Количество зарегистрированных МП в расчете на 100 тыс. чел. населения1

Количество зарегистрированных МП в расчете на 100 тыс. чел. населения1, в % от среднего по РФ

РФ

199,1

100

Центральный

221,0

111,0

Северо-Западный

232,6

116,8

Южный

174,7

87,8

Приволжский

194,4

97,7

Уральский

91,5

46,0

Сибирский

232,2

116,6

Дальневосточный

214,3

107,6


1 исходя из численности населения на 1 января 2008 г.

 

Удельный вес работников МП в общей среднесписочной численности занятых в целом по стране составил 12,6%. Доля занятых на МП в общей среднесписочной численности занятых свыше 15% была зафиксирована в 20 регионах. Минимальная доля занятых на МП в общей среднесписочной численности занятых (менее 5%) отмечено в 4 регионах.

По итогам 2008 года объем оборота малых предприятий в Российской Федерации составил более 71 тыс. рублей на душу населения. В 20 регионах объем оборота на МП на душу населения с учетом стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг превысил 100% от среднего по РФ. Минимальное значение данного показателя (0-10%) характерно для 2 регионов.

Объем инвестиций в основной капитал на МП на душу населения в целом по РФ в 2008 года составил порядка 2 235 рублей. В 9 регионах объем инвестиций в основной капитал на МП на душу населения с учетом стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг превысил 200% от среднего по РФ. Минимальное значение данного показателя (0-10%) характерно для 4 регионов.

На фоне резкого изменения условий функционирования российской экономики под влиянием мирового финансового кризиса и его распространения на реальный сектор экономики с IV квартала 2008 г. фиксируется постепенное сокращение числа рабочих мест на МП. Численность занятых с начала года уменьшилась на 475,4 тыс. человек и на 1 апреля 2009 г. составила 5,7 млн. человек. Уровень занятости в малом бизнесе существенно дифференцирован по территории России и оказывает серьезное влияние на ситуацию на региональных рынках труда.

В российской экономике структура оборота малых предприятий почти на 55% формировалась предприятиями оптовой и розничной торговли, и изменение ситуации на внутреннем потребительском и оптовом рынках оказывало доминирующее влияние на позиции малого бизнеса. В наиболее острой форме сокращение масштабов деятельности предприятий малого бизнеса отмечается в Центральном, Северо-Западном, федеральных округах, на которые приходится почти половина абсолютного уменьшения объемов оборота малых предприятий в целом по России[17].

К позитивным тенденциям развития предпринимательства относятся: прекращение снижения численности малого бизнеса, напротив, наметился пусть небольшой, но рост на уровне 5%. Отмечается также устойчивая тенденция в легализации малого бизнеса (сейчас «в тени» находится 30% малых предприятий против 50% четыре года назад).

Больше предприятий стало обращаться в банки за кредитами (четыре года назад их было около 25%, сегодня – 40%). Заработала федеральная программа поддержки малого бизнеса, увеличивается объем ее финансирования.

Позитивно оценивается и создание венчурных фондов и бизнес-инкубаторов, однако 100 бизнес-инкубаторов, которые планируется создать до конца 2008 года, мало для России. Кроме того, получают помощь экпортно ориентированные малые предприятия, сократилось число лицензируемых видов деятельность. Проверки больше не являются главным негативным моментом в деятельности малого бизнеса РФ.

Однако, проблем в деятельности малого бизнеса РФ пока больше, чем положительных достижений. Так, отраслевая структура малого предпринимательства остается «крайне примитивной».

Система налогообложения не стимулирует развитие бизнеса: среди негативных моментов он отметил отсутствие мер ответственности должностных лиц и налоговых органов за злоупотребления при осуществлении налогового контроля, отсутствие моратория на ухудшение условий налогообложения для начинающих предпринимателей, а также инвестиционной льготы по налогу на прибыль. Кроме того, он есть проблема работы малого бизнеса на упрощенной системе налогообложения, при которой предприятия не платят НДС, что препятствует их сотрудничеству с крупным бизнесом.

Также негативно оценивается практика принуждения работодателей повышать заработную плату: ее действительно необходимо повышать, но не силовыми методами. Особо выделяются технологические барьеры в деятельности малого бизнеса, в частности, сложности при подключении к электросетям и к объектам инфраструктуры.

В России остается весьма заметной доля государства как в национальном богатстве, так и в собственности акционированных и частично приватизированных предприятий. Одной из характерных черт экономики России является тесное переплетение частного и государственного капитала, заметная роль государственного аппарата, а значит и государственного предпринимательства. Есть все основания полагать, что в силу многих исторических и культурных традиций Россия сохранит значительный государственный сектор и в будущем. Весьма велика будет и роль государственного регулирования в экономике.

Довольно пестрым является и состав формирующегося российского предпринимательства: здесь и рядовые граждане, прежде всего молодежь, активно работающая в бизнесе (в основном в мелкорозничной и «челночной»торговле, не требующей значительного первоначального капитала, в посреднических услугах), и высококвалифицированные специалисты, открывающие консультативные фирмы, (например, в области управления, программного обеспечения).

В целом предпринимательская активность в России находится на одном из самых низких уровней по сравнению с развитыми странами, ее необходимо повышать.

 

2. 2. Проблемы функционирования предпринимательства в РФ

 

На современном этапе развития общественного производства существует ряд объективных и субъективных факторов, снижающих и ограничивающих возможности эффективного функционирования индивидуального предпринимательства. К объективным факторам относятся: все возрастающая тенденция к расширению производства; совершенствование средств труда, технологий производства товаров; необходимость снижения издержек, обусловленных ускоренными темпами роста производительности труда и скоростью оборота капитала. Субъективные факторы обусловлены нехваткой знаний и опыта, позволяющих индивидуальному собственнику квалифицированно управлять предприятием, а также осуществлять контроль за происходящими процессами. Недостаточная специализация труда индивидуального предпринимателя (при ее наличии) ограничивает возможности роста его производительности.

В силу этого у индивидуальных собственников нередко возникает необходимость поиска партнеров по бизнесу, объединение с которыми создает предпосылки высоких и устойчивых темпов экономического развития, прежде всего за счет масштаба производства и роста производительности труда на основе его специализации. Таким образом, логическим результатом развития индивидуального предпринимательства является товарищество (аналог партнерства в США).

Одним из факторов, сдерживающих развитие индивидуального предпринимательства и товариществ в России, является низкий уровень доходов большинства населения. Данные формы предпринимательства направлены на обслуживание населения, охватывая, в основном торговлю, питание, сферу услуг и т. д. Даже если ввести всевозможные льготы по созданию, регистрации, налогам для индивидуальных предпринимателей и товариществ, низкая платежеспособность населения существенно сужает, а не расширяет круг потребителей их продукции. Соответственно, о существенном росте количества предприятий (естественно-экономическим путем), относящимся к этим двум формам предпринимательства, пока говорить не приходится.

Перечислим также проблемы, которые возникли на пути предпринимательства в основном по вине государства:

      ограниченность внутреннего рынка, в том числе спроса на продукцию субъектов предпринимательства, в связи с сокращением поставок для государственных нужд, недостатком свободных финансовых ресурсов у предприятий-потребителей и низкой покупательной способностью населения в условиях растущего давления со стороны зарубежных поставщиков (кризис сбыта);

      доминирование в экономике крупных хозяйственных и финансовых структур, монополизация факторов производства и каналов движения товаров;

      чрезмерная жесткость фискальной и кредитно-денежной политики, обостряющая проблему воспроизводства вследствие недостатка ресурсов для текущей деятельности и развития и вынуждающая субъектов предпринимательства к бегству в "теневую" экономику;

      региональная дифференциация экономики и внутреннего рынка вследствие роста транспортных тарифов, недостаточного развития инфраструктуры и действия субъективных факторов, создающая неравные условия для развития малых предприятий в регионах;

      неурегулированность и "непрозрачность" отношений между владельцами и наемными работниками, затрудняющие разрешение специальных конфликтов на правовой основе;

      неполнота и противоречивость нормативно-правовой базы, неурегулированность отношений собственности и, как следствие, невозможность участия субъектов предпринимательства в институциональных преобразованиях и невозможность стратегического планирования;

      дискриминация предпринимателей со стороны отдельных органов власти. В таких условиях эффективность мер по государственной поддержке предпринимательства сводится к нулю в результате негативного воздействия на деловой климат других направлений государственного регулирования (налогового, лицензионного, внешнеэкономического).

Успешное развитие малого бизнеса существенно сдерживает недостаток финансовых средств. Банки в большинстве случаев не заинтересованы в кредитовании малого бизнеса.

Предпринимательству необходима действенная система поддержки. Реально различную помощь (льготные услуги, кредиты и т.п.) получает всего лишь несколько процентов субъектов малого бизнеса.

Серьезные проблемы испытывают субъекты малого и среднего предпринимательства в области имущественной поддержки:

-              отсутствие доступа к информации о наличии государственного и муниципального имущества, сдаваемого в аренду, подлежащего продаже (приватизации);

-              длительность и сложность процедуры оформления и регистрации субъектами предпринимательства сделок по использованию имущества;

-              высокая стоимость сделок по аренде и продаже имущества;

-              отсутствие долгосрочных и стабильных условий аренды.

Не решена проблема предоставления предприятиям малого бизнеса государственных и муниципальных заказов. Действующие законодательные и нормативные акты, регламентирующие этот процесс, нуждаются в кардинальном пересмотре. Законодательно установленный норматив предоставления малым предприятиям 15% общего стоимостного объема заказов повсеместно не выполняется. Субъекты малого бизнеса практически не допущены к госзаказу.

Информация о работе Предпринимательство и его роль в экономике