Причины и последствия российского финансового кризиса 2008 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 07:47, курсовая работа

Описание

Эксперты предсказывают два основных последствия данного кризиса: во-первых, рост госрегулирования и национализации, а во-вторых, ликвидацию единого экономического центра. Многие финансисты предлагают пересмотр мировой валюты - доллара и замену его на более устойчивый и надежный эквивалент, например, золото. В настоящее время есть мнение, что влияние Китая на мировую экономику сейчас резко возрастает. По данным Центрального банка Китая, в настоящий момент в стране отсутствует кризис ликвидности, хотя они разрабатывают программу помощи банкам на случай изменения ситуации.

Содержание

Содержание
Введение………………………………………………………………………...2
Глава1. Теоретический анализ причин кризиса…………………………..4
1.1. Циклический кризис через призму развития национального хозяйства………………………………………………………………………...4
1.2. Нециклические кризисы и антикризисная политика государства…7
Глава 2. Ход и проявление финансового кризиса 2008г………………….10
2.1. Мировой финансовый кризис 2008г. и его влияние на российскую экономику……………………………………………………………………….10
2.2. Причины и хронология финансового кризиса в России 2008г……...13
2.3. Хронология дальнейшего развития кризиса 2009-2010гг……………19
Глава 3. Роль государства в преодолении финансового кризиса и его социально-экономические последствия……………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………...36
Список использованной литературы………………………………………..38

Работа состоит из  1 файл

На проверку.doc

— 363.50 Кб (Скачать документ)

              25 ноября сообщалось, что в РФ, согласно расчетам Министерства экономического развития, впервые с момента начала мирового кризиса зафиксировано снижение ВВП в одном месяце по отношению к предыдущему: в октябре ВВП снизился на 0,4 % по отношению к сентябрю, хотя в годовом выражении, по сравнению с октябрем 2007 года, вырос на 5,9 %.

              Согласно опубликованной 26 ноября Банком России (ЦБР) отчётности банков по данным оборотной ведомости бухгалтерского учёта за октябрь 2008 года, по расчётам газеты «Коммерсантъ», совокупный убыток банковской системы России в октябре составил 39,3 млрд. рублей: треть банков (288 организаций) получили убыток, в совокупности составивший 69,0 млрд. рублей (результаты не учитывают показатели Внешэкономбанка, убытки которого превысили убытки всей банковской системы и составили 46 млрд. руб.)

 

2.3. Хронология дальнейшего развития кризиса 2009-2010гг.

 

              Исходя из сделанных 19 января в Гонконге заявлений заместителя Председателя Правительства РФ Алексея Кудрина, журналист «Независимая газета» Михаил Сергеев делал вывод, что в 2009 году Россию ждёт стагфляция: сочетание спада при сохранении высокой инфляции, и что правительство смирилось с неизбежностью подобного негативного сценария.

              Во второй половине января 2009 года были обнародованы новые расчёты Минэкономразвития РФ, согласно которым ВВП России в 2009 году снизится на 0,2 % (вместо роста на 2,4 % по предыдущему прогнозу); прогноз падения промпроизводства в 2009 году был увеличен до 5,7 % (против снижения на 3,2 % по предыдущему прогнозу); инвестиции в основной капитал в 2009 году снизятся на 1,7 % (против ранее ожидавшегося роста на 1,4 %).

              Обнародованный в конце января прогноз Международного валютного фонда резко ухудшил прогноз развития экономики России и мира на 2009 год: объём российского ВВП, по расчётам МВФ, упадёт на 0,7 %, а не на 0,2 %, как рассчитывали в то время в Минэкономразвития.

              Данные ВВП-индикатора банка VTB Capital за январь 2009 года свидетельствовали о снижении в годовом исчислении официального российского ВВП в первом квартале, что будет означать первое снижение экономики в годовом исчислении, начиная с первого квартала 1999 года.

              17 февраля Минэкономразвития скорректировало прогноз на 2009 год до минус 2,2 % ВВП, минус 7,4 % по промышленности и примерно минус 14 % по инвестициям, оставив прогноз по цене нефти прежним — 41 доллар за баррель.

              Впервые с сентября 1999 года в феврале товарооборот в рознице снизился на 2,4 %.

              По данным журнала Forbes, с мая 2008 года по февраль 2009 года число российских долларовых миллиардеров сократилось со 110 до 32 человек, а их общее состояние уменьшилось почти в 5 раз.

              24 марта заместитель Председателя Правительства и министр финансов Алексей Кудрин на расширенной коллегии Минэкономразвития РФ заявил, что ожидает вторую волну проблем в финансовой системе, связанную с невозвратом кредитов в реальной сфере экономики, и снижение цен на нефть. Это заявление вызвало падение российских фондовых индексов.

              15 апреля Росстат сообщил, что промпроизводство в I квартале снизилось по сравнению с I кварталом 2008 года на 14,3 %; 23 апреля замминистра экономического развития Андрей Клепач сообщил, что падение в первом квартале вышло гораздо хуже, чем предполагало правительство: ВВП снизился на 9,5 % в сравнении с I кварталом 2008, а прогноз был минус 7—8 %.

              Опубликованный 22 апреля прогноз Международного валютного фонда (МВФ) (предыдущий был в январе) скорректировал показатели спада для России до 6 % в 2009 году.

              Как отмечал 27 апреля журнал «Эксперт», «мартовская статистика показала, что спад в российской промышленности закончился», «всего на 7 % сократились реальные доходы населения, всего на 11 % — объемы розничной торговли и не дотянуло до 20 % сокращение инвестиций. Такие соотношения не характерны для затяжных рецессий. Скорее они характерны для краткосрочных, но энергичных спадов».

              15 мая Росстат сообщил, что ВВП РФ в I квартале 2009г снизился по сравнению с IV кварталом 2008г на 23,2 % в номинальном выражении; в реальном же выражении — на 35 %, половину которых можно отнести к сезонным факторам.

              «Независимая газета» писала, что по итогам первого полугодия 2009 года «Россия стала безусловным лидером среди крупных стран по относительным темпам падения экономики по сравнению с докризисным периодом».

              Согласно данным Росстата в начале августа 2009 года, по итогам второго квартала ВВП России вырос на 7,5 % по отношению к первому кварталу; по сравнению с тем же периодом прошлого года показатели — отрицательные: минус 10,9 процента; 24 августа Клепач заявил об окончании рецессии.

              В опубликованном 12 октября 2009 года интервью руководитель Росстата В. Л. Соколин говорил, в частности: «<…> Если исходить из модели, применяемой Росстатом, то она не подтверждает данные Минэкономразвития о том, что мы уже пошли вверх. Я имею в виду такой показатель, как тренд — динамику с исключением всевозможных сезонных и календарных факторов. Если взять, например, промышленное производство, то четыре последних месяца эта линия идёт абсолютно горизонтально».

              30 декабря 2009 года В. В. Путин заявил, что активная фаза российского экономического кризиса преодолена.

              В 2009 году индекс потребительских цен в России повысился на 8,8 %, это самый низкий показатель инфляции в новейшей истории России.

              По данным доклада Росстата, обнародованным в феврале 2010 года, падение российского ВВП в 2009 году составило 7,9 %, что явилось наихудшим результатом среди стран «восьмерки» в 2009 году.

              Согласно данным, опубликованным 11 марта 2010 года журналом Forbes, число миллиардеров за 2009 год в России почти удвоилось, увеличившись с 32 до 62 человек, что эксперты объясняли ростом цен на нефть и ростом фондовых рынков — в том числе и за счёт антикризисных вливаний российского правительства. До кризиса число российских миллиардеров, по данным Forbes, превышало 100 человек.

              В марте 2010 года в докладе Всемирного банка отмечалось, что потери экономики России оказались меньше, чем это ожидалось в начале кризиса. По мнению Всемирного банка, отчасти это произошло благодаря масштабным антикризисным мерам, которые предприняло правительство.

              По итогам первого квартала 2010 года, по темпам роста ВВП (2,9 %) и роста промышленного производства (5,8 %) Россия вышла на 2-е место среди стран «Большой восьмёрки», уступив только Японии.

              20 апреля 2010 года на выступлении в Госдуме с отчётом правительства о работе в 2009 году, премьер-министр РФ В. В. Путин заявил, что экономика России вышла из продолжительной рецессии и начала своё восстановление: «Рецессия в нашей экономике закончилась. Более того, у нас очень хорошие стали стартовые условия для дальнейшего движения вперед. Это не значит, что кризис закончился, но рецессия закончилась».

              В октябре 2010 года В. В. Путин заявил, что глобальный экономический кризис стал для России серьёзным испытанием, но его уроки подтвердили правильность избранного правительством пути, а «заранее накопленные резервы, ответственная макроэкономическая политика, успешно реализованная антикризисная программа – всё это позволило смягчить последствия спада экономики для граждан и для бизнеса и сравнительно быстро вернуться на траекторию роста».

 

38

 



Глава 3. Роль государства в преодолении финансового кризиса и его социально-экономические последствия.

 

              В 2008 году бюджетные антикризисные меры составили 1089 млрд. рублей (2,6 % ВВП), из них на укрепление финансового сектора было направлено 785 млрд. рублей, на поддержку реального сектора экономики — 304 млрд. рублей.

              Меры по укреплению финансового сектора, реализованные в 2008 году:

субординированные кредиты — 450 млрд. рублей;

рекапитализация и другие меры прямой поддержки — 335 млрд. рублей;

рекапитализация Агентства по страхованию вкладов — 200 млрд. рублей;

рекапитализация банков — 75 млрд. рублей;

рекапитализация Агентства по ипотечному жилищному кредитованию — 60 млрд. рублей.

              Меры по поддержке реальной экономики, реализованные в 2008 году:

меры налогово-бюджетного стимулирования, направленные на поддержку производителей — 272 млрд. рублей;

снижение налогового бремени — 220 млрд. рублей;

поддержка отраслей — 52 млрд. рублей;

меры налогово-бюджетного стимулирования, адресованные населению — 32 млрд. рублей;

приобретение жилья для военнослужащих и для социально уязвимых групп населения — 32 млрд. рублей.

 

              На 2009 год было объявлено о бюджетных антикризисных мерах на 1834,77 млрд. рублей, из них на укрепление финансового сектора планировалось направить 625 млрд. рублей, на поддержку реального сектора экономики — 798,3 млрд. рублей, на помощь регионам — 300 млрд. рублей, на защиту уязвимых групп населения — 111,5 млрд. рублей.

 

Август — октябрь 2008 года

              Стремясь предотвратить кризис ликвидности, в августе Министерство финансов России разместило в коммерческих банках 166 млрд. рублей; в сентябре — 763 млрд. рублей (лимит повышен до 1,5 трлн. рублей); ещё 300 млрд. рублей были высвобождены ЦБ посредством снижения требования к резервам банков.

              В сентябре-октябре 2008 года правительством России были объявлены первые антикризисные меры, направленные на решение самой неотложной на тот момент задачи: укрепление финансовой системы России. В число этих мер вошли инструменты денежно-кредитной, бюджетной и квазифискальной политики, которые были нацелены на обеспечение погашения внешнего долга крупнейшими банками и корпорациями, снижение дефицита ликвидности и рекапитализацию основных банков. Расходы бюджета, направленные на поддержку финансовой системы, превысили 3 % ВВП. Эти расходы осуществлялись по двум каналам: предоставлением ликвидности в виде субординированных кредитов и посредством вливаний в капитал банковской системы. По оценке Всемирного банка, «это позволило добиться стабилизации банковской системы в условиях крайнего дефицита ликвидности и предотвратить панику среди населения: чистый отток вкладов из банковской системы стабилизировался, начался рост валютных вкладов, удалось избежать банкротств среди крупных банков, и был возобновлён процесс консолидации банковского сектора».

              7 октября 2008 года Президент России Д. Медведев, после совещания с экономическим блоком правительства, сказал, что государство предоставит российским банкам субординированный кредит на сумму до 950 млрд. рублей сроком не менее чем на пять лет. Из общей суммы кредита Сбербанк должен был получить до 500 млрд. рублей, ВТБ — до 200 млрд. рублей, Россельхозбанк — до 25 млрд. рублей; оставшиеся 225 млрд. смогут получить прочие российские банки при условии, что сумма кредита не будет превышать 15 % уставного капитала банка, а владельцы банка будут готовы внести два рубля своих средств на рубль государственных.

              The Financial Times от 10 октября 2008 года отмечала, что накопленные резервные средства России, по мнению экспертов, дают стране преимущество: «Президент Дмитрий Медведев пообещал выделить примерно 20 миллиардов долларов бюджетных средств для интервенции на фондовом рынке с целью покупки акций. Десятки миллиардов долларов из бюджета были также перечислены на счета неплатежеспособных банков в виде займов. Государственный Внешэкономбанк предоставил 50 миллиардов долларов заёмных средств тем российским компаниям, которые не в состоянии справиться с выплатой валютных долгов. В результате Россия оказалась в довольно неплохом положении, будучи в состоянии пережить нынешний кризис. У нее огромные запасы денежных средств, а ее банковская система хоть и нестабильна, но не настолько велика в сопоставлении с остальной экономикой, как в западных странах».

              10 октября 2008 года Государственная дума приняла ряд законопроектов по стабилизации финансовой системы. В частности, поправки разрешают размещать средства Фонда национального благосостояния во Внешэкономбанке на депозиты до 31 декабря 2019 года на общую сумму не более 450 млрд. рублей по ставке 7 % годовых в порядке, установленном российским правительством. Член комитета Госдумы по экономической политике Наталья Ермакова выразила мнение, что тем самым «законодатель дает Центробанку еще один сильный инструмент для того, чтобы поддерживать ликвидность». Аналитики, опрошенные журналом «Эксперт», позитивно оценили принятые меры: «Меры, направленные на стабилизацию финансовой системы России, безусловно, улучшат ситуацию в экономике и приведут к тому, что повысится ликвидность финансового рынка в целом, снизится напряженность на рынке межбанковского кредитования, на долговом и фондовом рынках».

              Также 10 октября, Председатель Правительства В. Путин заявил, что в роли оператора размещения госсредств (включая средства Фонда национального благосостояния России) в российские акции и облигации выступит Банк развития (Внешэкономбанк), в котором он является председателем Наблюдательного совета. Министр финансов А. Кудрин в Вашингтоне заявил, что будет рассмотрена возможность использовать для поддержания российского фондового рынка и средства пенсионных накоплений; он также сказал, что кризис может продолжаться «более двух лет», а роста российских активов «нужно будет ждать в течение 3—5 лет».

              За неделю, прошедшую после заявлений Путина, Медведева и Кудрина, к 17 октября 2008 года индекс РТС упал на 21 %. В целом за пять месяцев индекс РТС потерял более 73 %, опустившись с 2487,92 пункта 19 мая 2008 года до 667,62 пункта 17 октября 2008 года.

              13 октября 2008 года Президент Медведев подписал пакет законов, ранее принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации; Д. Медведев отметил на встрече с помощником Президента А. Дворковичем, что законы касаются «одного вопроса: обеспечения стабилизации на нашем финансовом рынке — имея в виду, естественно, те очень сложные процессы, которые сегодня происходят на международных финансовых рынках, нашу зависимость от этих процессов и необходимость предотвратить наиболее сложные последствия для нашей страны. Правительство сейчас приступит к реализации этих законов». Дворкович, со своей стороны, сказал, что для «начала размещения средств Фонда национального благосостояния на внутреннем финансовом рынке» будет достаточно акта Правительства, проект которого «подготовлен».

Информация о работе Причины и последствия российского финансового кризиса 2008 года