Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 07:47, курсовая работа
Эксперты предсказывают два основных последствия данного кризиса: во-первых, рост госрегулирования и национализации, а во-вторых, ликвидацию единого экономического центра. Многие финансисты предлагают пересмотр мировой валюты - доллара и замену его на более устойчивый и надежный эквивалент, например, золото. В настоящее время есть мнение, что влияние Китая на мировую экономику сейчас резко возрастает. По данным Центрального банка Китая, в настоящий момент в стране отсутствует кризис ликвидности, хотя они разрабатывают программу помощи банкам на случай изменения ситуации.
Содержание
Введение………………………………………………………………………...2
Глава1. Теоретический анализ причин кризиса…………………………..4
1.1. Циклический кризис через призму развития национального хозяйства………………………………………………………………………...4
1.2. Нециклические кризисы и антикризисная политика государства…7
Глава 2. Ход и проявление финансового кризиса 2008г………………….10
2.1. Мировой финансовый кризис 2008г. и его влияние на российскую экономику……………………………………………………………………….10
2.2. Причины и хронология финансового кризиса в России 2008г……...13
2.3. Хронология дальнейшего развития кризиса 2009-2010гг……………19
Глава 3. Роль государства в преодолении финансового кризиса и его социально-экономические последствия……………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………...36
Список использованной литературы………………………………………..38
Русский Newsweek от 13 октября 2008 года сообщал, что ВЭБ уже под обеспечение кредита забирает в залог акции российских предприятий, что создаёт «риск национализации» и передела собственности. Аналогичные опасения высказывал крупный предприниматель и депутат Госдумы четвёртого созыва А. Е. Лебедев: «В политической элите есть сторонники идеи о возврате контроля над этими бизнесами государству. Кризис представляет для этого удобный путь. Правительство рефинансирует долги этих компаний перед иностранными кредиторами, а спустя некоторое время становится владельцем контрольных пакетов акций. И не нужно ни платить много, как за Сибнефть, ни банкротить и возбуждать уголовные дела, как с ЮКОСом». Политолог А. Белковский считал, что «те меры, которые сегодня принимает правительство против финансового кризиса, фактически направлены на одну цель — на спасение личных кошельков нескольких сотен представителей правящей элиты». Такое же мнение высказывала газета Ведомости в своей редакционной статье от 23 октября 2008 года: «Государство, долго не раздумывая, кинулось спасать бизнесменов. Объём государственной помощи приближается к 6 трлн. руб. — это ненамного уступает расходам недавно уточнённого бюджета России на 2008 г. (6,75 трлн. руб.). Вроде бы то же самое сейчас делают все правительства, у которых есть хоть какие-нибудь денежные запасы. Но с принципиальным отличием: они на государственные средства спасают систему, поддерживая ее там, где кризис прорвал оборону, а мы спасаем конкретный бизнес конкретных людей».
23 октября 2008 года Госдума приняла сразу во втором и третьем чтениях поправки в федеральный бюджет на 2008—2010 годы, которые увеличивают финансирование по отдельным антикризисным направлениям; также были приняты законы, расширяющие полномочия Банка России, позволяя ему идти на «спецмеры» по скупке кризисных банков и оперировать не только государственными ценными бумагами, но и осуществлять куплю-продажу корпоративных ценных бумаг.
27 октября 2008 года, в обстановке секретности, Наблюдательный совет Внешэкономбанка одобрил выделение денег ряду компаний, распределив около $10 млрд. из общей суммы $50 млрд.: в числе компаний, спасаемых от проблем с margin call, были UC Rusal, ритейлер X5 Retail Group, Вымпелком; часть средств получило также ОАО РЖД. Около половины выделенной ВЭБом суммы — $4,5 млрд. — досталось компании О. Дерипаски UC Rusal.
Ноябрь — декабрь 2008 года
8 ноября 2008 года Председатель Правительства В. Путин утвердил подготовленный в соответствии с поручением Президента Дмитрия Медведева «План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики».
11 ноября 2008 года Президент Д. Медведев в Кремле на встрече с президиумом Торгово-промышленной палаты (ТПП) России заявил о необходимости сократить число посредников, участвующих в распределении государственных ресурсов конкретным предприятиям; также было сказано о необходимости усиления государственного контроля за деятельностью банков. В тот же день ЦБ РФ объявил о «расширении с 11 ноября 2008 года коридора допустимых колебаний операционного ориентира курсовой политики — рублёвой стоимости бивалютной корзины» симметрично в каждую сторону.
Газета «Ведомости» от 17 ноября 2008 года, говоря о значении антикризисного саммита G20, по итогам которого Президент Медведев поставил подпись под декларацией, которая, в частности, обязывает участников воздерживаться от каких-либо новых торговых заградительных мер, отмечала: «Годовой мораторий на протекционистские меры, с которым согласились все участники саммита, — с одной стороны, довольно общее заявление, с другой — накладывает некие ограничения, прежде всего, моральные. Никаких механизмов принуждения к соблюдению моратория нет. Но, конечно, страну, заподозренную в протекционизме, остальные участники „двадцатки“ смогут публично осудить. В этом смысле очень интересно, как будет действовать российское правительство. Наш план борьбы с кризисом на протекционизме держится. В нём предусмотрено повышение таможенных пошлин на несколько десятков товарных позиций, в том числе запретительные пошлины на ввоз иностранных автомобилей старше пяти лет. Поставщики российских товаров получат ценовые преференции при госзакупках: их признают победителями, даже если товар дороже иностранного аналога на 5-25 %. А сельхозпроизводители и экспортеры получат от государства щедрые субсидии». Утверждённый ранее, 8 ноября 2008 года, Председателем Правительства В. Путиным «План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики» предусматривал повышение импортных пошлин на широкий круг товаров. 17 ноября В. Путин публично поставил под сомнение обязательство об отказе от протекционизма, заявив, что Россия выполнит решения саммита G20, но реализует намеченные меры по защите национальных интересов.
19 ноября, выступая перед Госдумой, министр финансов А. Кудрин утверждал: «Достигнутые показатели объема золотовалютных резервов, которые Россия скопила за последние годы, и понимая, и оценивая опыт дефолта и опыт девальвации 1998 года, позволяют говорить о том, что сегодня накоплена прочная основа для стабильности макроэкономики, стабильности курса национальной валюты».
20 ноября, выступая на 10-м съезде «Единой России», лидер партии В. Путин предложил снизить налоги на бизнес. В тот же день Президент Медведев пригласил ряд крупнейших предпринимателей России (Владимир Потанин («Интеррос»), Алишер Усманов («Металлоинвест»), Михаил Фридман («Альфа-групп»), Виктор Вексельберг («Ренова»), Михаил Прохоров («Онэксим»), Олег Дерипаска («Базэл»), Алексей Мордашов («Северсталь»), Алексей Миллер («Газпром»), Игорь Зюзин («Мечел»), Владимир Лисин (НЛМК), Виктор Рашников (ММК), Дмитрий Пумпянский (ТМК), Владимир Богданов («Сургутнефтегаз»), Вагит Алекперов («Лукойл»)) на ужин в своей резиденции в Барвихе; во время беседы выступил каждый бизнесмен: гости говорили о необходимости ускоренного возврата НДС, снижения НДПИ и налогов в целом, замораживания тарифов естественных монополий, просили приостановить либерализацию энергорынка, дать льготные кредиты для рефинансирования внешних займов и капвложений; Медведев заинтересовался, кто уже успел получить госкредиты. Оппозиционный политик Владимир Милов оценил заявленные В. Путиным меры как «имитационные».
21 ноября Наблюдательный совет ВЭБа одобрил кредит для горно-металлургической группы Evraz Group на $1,8 млрд.
24 и 28 ноября ЦБ РФ повторно расширил валютный коридор на 30 копеек в обе стороны, что привело в совокупному падению рубля к корзине валют примерно на 9 % с максимума, отмеченного в августе 2008. Некоторыми экспертами высказывались сомнения в адекватности мер ЦБ РФ ситуации и задачам. С 1 декабря ЦБ повысил ставку рефинансирования с 12 до 13 % и основные ставки по ключевым операциям и продлил с трёх месяцев до полугода сроки кредитования ЦБ банков на беззалоговых аукционах.
19 декабря на совещании по вопросам развития автомобильной промышленности был принят пакет протекционистских мер с целью поддержания российского автопрома.
25 декабря Правительственная комиссия по повышению устойчивости развития российской экономики утвердила перечень системообразующих организаций, имеющих стратегическое значение, которые могут претендовать на получение прямой государственной поддержки. В этот список вошли 295 предприятий. Кроме того, был опубликован список из 1148 регионально значимых предприятий, которые также могут претендовать на прямую господдержку.
2009 год
19 января Председатель Правительства В. В. Путин поручил Минфину пересчитать федеральный бюджет 2009 года, исходя из новых макроэкономических параметров, представленных Минэкономики: среднегодовая цена на нефть (Urals) в $41 за баррель, сокращение ВВП на 0,3 %, инфляция — на уровне 13 %, рубль, девальвированный до 35 руб./$. Исходя из них, дефицит федерального бюджета в 2009 году составит 5 % ВВП.
10 марта министр финансов Алексей Кудрин объявил о решении правительства на время отказаться от трёхлетнего бюджета, а также оптимизировать ряд расходных статей бюджета на 2009 год.
27 марта 2009 года Государственная Дума во втором и третьем чтениях одобрила поправки к Бюджетному кодексу, которые предоставили правительству правовые основания для внесения в Госдуму новой редакции закона о бюджете на 2009 год: было снято ограничение на использование средств резервного фонда для финансирования дефицита бюджета (по прежней версии, деньги фонда можно было использовать лишь для замещения недополученных нефтегазовых доходов).
В июне 2009 года В. В. Путин подписал новую программу антикризисных мер, приоритеты которой — социальные обязательства, промышленность, инновации и мощная финансовая система.
30 декабря 2009 года на заседании Правительства Российской Федерации была принята программа основных антикризисных действий на 2010 год, а ее приоритетами стали: поддержка социальной стабильности и социальная защита населения; поддержка оживления экономики и наращивание инвестиций в человеческий капитал.
Социальные последствия финансового кризиса.
Кризис подавляет эмоциональное состояние россиян, но не лишает их оптимизма
«Ромир» представляет результаты третьей волны международного проекта «Всемирный барометр финансового кризиса»
Каждый пятый (21%) россиянин ожидает улучшения экономической ситуации в стране, вместе с тем, более половины (56%) наших соотечественников признаются, что финансовый кризис отрицательно влияет на их эмоциональное состояние. Этот показатель практически на среднемировом уровне (лишь на два пункта выше среднего значения по всем странам - 54%). Более других оказались подвержены негативным влияниям кризиса жители Ливана (79%), Мексики (76%), США (74%) и Кореи (72%). Граждане Нидерландов, Австрии, Италии, Испании и Бразилии пострадали менее всего.
Очередной этап опроса показал, что экономический кризис затронул не только финансовое, но и психологическое состояние людей - более половины (54%) респондентов в мире признаются, что за время экономического кризиса испытали, по крайней мере, одно из перечисленных состояний:
- 18% - депрессия;
- 26% - нарушения сна;
- 40% - беспокойство;
- 40% - стресс.
Для сравнения, в России, четверо из десяти (41%) респондентов временами испытывают тревогу (страх), четверть (24%) наших соотечественников признаются, что кризисные времена заставляют их переживать стресс, 17% подвержены депрессиям, а каждый десятый (10%) жалуется на бессонницу.
Вместе с тем, нельзя не отметить, что в целом потребители постепенно начинают обретать веру в финансовую стабильность своих стран. В течение последнего времени доля пессимистично настроенных респондентов в мире сократилась. Среди россиян с марта 2009 года их доля сократилась на 18%. На момент проведения опроса (июль 2009), более половины (53%) наших соотечественников сказали, что, по их мнению, экономическая ситуация в России в ближайшее время останется неизменной, каждый пятый (21%) выразил надежду, что экономику государства ожидает подъем, а без малого четверть (23%) россиян высказали мнение, что экономическое положение в России в ближайшие три месяца ухудшится.
Доля респондентов, полагающих, что экономическая ситуация в их странах в ближайшие три месяца ухудшится, (%):
В мире:
- 45% участников международного опроса уверены, что экономическая ситуация в их странах в течение следующих трех месяцев останется неизменной, 19% полагают, что положение улучшится, а 33% склонны ожидать дальнейших ухудшений.
- В целом, уровень пессимизма с марта 2009 года снизился на 10 пунктов.
- Спад пессимизма отмечен в 20 странах из 22, принявших участие в опросе.
Наиболее отрицательный характер оценки экономических перспектив носили в первую волну исследования (в ноябре 2008 года).
В марте 2009 года мнения практически не изменились. И хотя в рамках третьей волны исследования уже гораздо меньше респондентов выразили пессимистичные оценки экономических перспектив своих стран, выражать уверенность в завтрашнем дне респонденты также не торопятся. Иначе говоря, доля людей, полагающих, что экономическая ситуация улучшится, не увеличилась, просто процент, уверенных, что положение дел существенно не изменится, вырос.
Сокращение расходов - третий фактор, который брался во внимание при анализе результатов исследования. В среднем, нынешний (июль 2009 года) показатель не сильно отличается от мартовского (вторая волна). Более того, стабильной оказалась и схема сокращения расходов в каждой из категорий. В среднем более половины (54%) потребителей сократили свои расходы - в основном на одежду/обувь/аксессуары, развлечения, крупные покупки.
Сопоставив три ключевых показателя: экономические ожидания населения, эмоциональное состояние людей и сокращение расходов потребителей, можно разделить страны, участвующие в проекте на несколько групп:
Страны на диаграмме приведены с разбивкой по трем категориям: оптимистичное отношение к экономической ситуации, снижение расходов и психологические последствия кризиса. Страна может как попадать под все категории, так и не находиться ни в одной из них.
Как мы видим, жители Бразилии, Индии и Канады справляются с экономическим кризисом лучше остальных. Это единственные страны, где уровень оптимизма равен среднему или превышает его, а сокращение расходов и негативные влияния на психологическое состояние населения не достигают средней отметки. Хуже всего кризис сказался на Франции, Японии, Мексике, Аргентине и Исландии - показатели этих стран по всем пунктам зарегистрированы на уровне ниже среднего значения.
Россия и Китай составили группу стран, население которых, несмотря на негативное эмоциональное влияние кризиса, достаточно оптимистично смотрит в будущее и не очень значительно сократило свои расходы.
- Оптимистично настроенные, психологически стабильные и немного сократившие расходы: Бразилия, Канада и Индия
- Оптимистично настроенные, немного сократившие расходы, но эмоционально подавленные кризисом: Китай и Россия
- Оптимистично настроенные, психологически стабильные, но сильно сократившие расходы: Австралия
- Оптимистично настроенные, но психологически нестабильные и сильно сократившие расходы: Саудовская Аравия, Ливан, Корея и США
- Пессимистично настроенные, психологически стабильные и немного сократившие расходы: Австрия, Нидерланды, Испания и Швейцария
- Пессимистично настроенные, сильно сократившие, но психологически стабильные: Италия и Великобритания
Информация о работе Причины и последствия российского финансового кризиса 2008 года