Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 12:24, курсовая работа
В мире почти нет стран, где бы во второй половине XX в. не существовала инфляция и безработица. Они как бы пришли на смену прежней болезни рыночной экономики, которая стала явно ослабевать, - циклическим кризисам. Инфляция была характерна для денежного обращения: России - с 1769 до 1895 г. (за исключением периода 1843 - 1853 гг.); США - в период войны за независимость 1775 - 1783 гг. и гражданской войны 1861 - 1865 гг.
Введение 3 - 4
1 Инфляция и безработица в краткосрочный и длительный периоды
1.1 Сущность, причины и виды инфляции и безработицы 5 - 12
1.2 Кривая Филипса для краткосрочного периода 13 - 15
1.3 Кривая Филипса для длительного периода 16 - 18
2 Инфляция и безработица в Республике Казахстан
2.1 Анализ темпов инфляции в 2006-2009 19 - 20
2.2 Анализ уровня безработицы в 2006-2009 годах 21 - 24
2.3 Построение кривой Филипса для экономики Казахстана 25 - 26
3 Инфляция и основные методы борьбы с инфляцией 27 - 32
Заключение 33 - 34
Список литературы
Инфляция как экономическая категория отражает перераспределение национального дохода между сферами общественного производства, отраслями и регионами народного хозяйства, между классами и социальными группами населения, осуществляемое через механизм изменения цен.
Поскольку цены являются денежной формы стоимости товаров и услуг, то инфляция может возникать как результат превышения количества бумажных денежных единиц, находящихся в обращении, над суммой товарных цен и проявляется в росте цен и снижении покупательной способности денежной единицы. Следовательно, количество и скорость оборота денежных знаков в обращении оказывают существенное влияние на уровень и темпы инфляции.
Рост цен является важнейшим, но не единственным показателем инфляции. Ее индикаторами также можно считать эмиссию денег, рост массы денег в обращении, дефицит государственного бюджета.
Современной инфляции присущи следующие черты:
- всеобщий характер действия, охватывающего всю экономику;
- хронический характер;
- многофакторность: она возникает под воздействием как денежных, так неденежных факторов.
Одно из главных проявлений инфляции- избыток денег в обращении, ведущий к их обесценению и росту цен. Поэтому неслучайно некоторые экономисты отождествляют инфляцию с ростом потребительских цен. Они утверждают, что «инфляция – это повышение общего уровня цен», и предлагают измерять ее с помощью индекса цен на потребительские товары.
Однако не любой рост цен можно отождествлять с инфляцией. Во – первых, цены могут повышаться в результате роста издержек производства, если он связан с ухудшением условий добычи природного сырья. Подобный рост цен нельзя называть инфляцией в обычном понимании этого термина.
Во – вторых, рост цен может быть связан с повышением качества товаров, выпуском новых товаров, соответствующих современной моде. В этом случае мы также не имеем дела с инфляцией.
Инфляция проходит определенные стадии, для каждой из которых характерен определенный вид инфляции и соответствующий рост цен.
На первой стадии инфляционные процессы протекают сравнительно медленно. Такую инфляцию называют умеренной, или ползучей. Деньги обесцениваются на 2-3% в год. Население умеренную инфляцию принимает спокойно. Она в какой – то мере стимулирует увеличение спроса и расширение производства. Это объясняется тем, что, будучи уверенными в том, что цены будут расти и дальше, предприниматели стремятся как можно быстрее вкладывать деньги в материальные ценности и приобретают новое оборудование, сырье и материалы.
На второй стадии инфляции повышение цен измеряется уже двузначной цифрой. Такая инфляция называется галопирующей, или скачущей. При очень высокой инфляции народное хозяйство входит в состояние стагфляции, происходит почти полная остановка его развития (стагнация). Одновременно предельно обостряется социально- политическая ситуация. Чем выше темпы инфляции на этой стадии, тем глубже и тяжелее те политические потрясения, которые испытывает народ.
При галопирующей инфляции:
- рост цен составляет от 20 до 200% в годовом исчислении;
- деньги немедленно вкладываются в материальные ценности, запасы, чтобы спасти их от обесценения;
- контракты заключаются с учетом роста цен или в иностранной твердой валюте;
- сфера обращения растет очень высокими темпами в ущерб реальному сектору;
- быстро увеличивается разрыв между уровнем цен и номинальной заработной платой, что ведет к резкому падению уровня жизни даже обеспеченных категорий населения.
В связи с тем, что стоимость корзины потребления постоянно повышается, наемные работники добиваются роста номинальной зарплаты, которая покрыла бы не только предыдущее повышение цен, но и компенсировала бы ожидаемую инфляцию. Это приводит к увеличению издержек и, соответственно, к дальнейшему росту цен, что порождает новые требования о повышении заработной платы, вслед за чем наступает виток повышения цен. В результате возникает инфляционная спираль зарплаты и цен.
При гиперинфляции цены растут резко и неравномерно, нарушаются нормальные экономические отношения, межотраслевые пропорции. Цены перестают выполнять свои функции меры стоимости, средства обращения и платежа, а также средства накопления. Гиперинфляция всегда является следствием необдуманного увеличения руководством страны объема денежной массы. При расчетливой денежно- кредитной политике умеренная или ползучая инфляция не может перерасти в гиперинфляцию.
Основным видом инфляции в развитых странах является умеренная инфляция. Государственное регулирование позволяет удерживать ее в допустимых пределах.
Инфляция спроса и инфляция издержек
Инфляция начинается в потребительском секторе экономики, когда возрастает совокупный спрос как результат повышения оплаты труда. В этом случае нарушается рыночное равновесие между количеством денег и товаров, которое восстанавливается путем увеличения цен на них. Начинаясь в потребительском секторе, инфляция быстро распространяется на все остальные отрасли народного хозяйства. Этот вид инфляции в значительной мере характеризует состояние денежной системы и динамики цен в переходный период. Такой тип инфляции называется инфляцией спроса.
Использование продукции одних отраслей другими в качестве сырья, материалов и полуфабрикатов приводит к росту издержек, что в конечном счете снижает прибыль и делает невыгодным продолжение производства при старом уровне цен и спроса. Чтобы обеспечить дальнейший ход воспроизводственного процесса, государству приходится расширять спрос на товары и увеличивать денежную массу в обращении. Тем самым создаются условия для повышения доходов потребителей, их платежеспособного спроса и роста цен. В этом состоит сущность механизма инфляции издержек.
Инфляция издержек распространяется в экономике значительно медленнее, чем инфляция спроса, но вести борьбу с ней намного труднее, поскольку она связана со структурной перестройкой производства.
Главные факторы, вызывающие инфляцию (как инфляцию спроса, так и инфляцию издержек), лежат в сфере производства. При инфляции спроса изменения в уровне цен вызываются избыточным спросом. В этом случае покупатели предъявляют платежеспособный спрос, превышающий возможности производства на данный момент времени. Поэтому избыточный спрос вызывает рост цен.
Рост цен при инфляции издержек вызывается факторами, которые приводят к повышению затрат на единицу продукции, средних издержек при существующем объеме производства. Эти затраты определяются путем деления общих затрат на объем выпущенной продукции. Рост издержек на единицу продукции при действующем уровне цен уменьшает прибыль, а также объем производства и предложения. Сокращение предложения ведет к росту цен.
Среди основных факторов инфляции издержек необходимо отметить:
- рост заработной платы;
- повышение цен на производственные ресурсы.
Оценка уровня инфляции. Фактторы, влияющие на инфляцию
Для разработки ценовой стратегии в условиях инфляции предприятию необходимо:
- обоснованно оценить уровень инфляции;
- составить обстоятельный прогноз цен на свою продукцию и цен на приобретаемые ресурсы с учетом общего инфляционного фактора роста цен в экономике на прогнозируемый или планируемый период.
Это касается как краткосрочного периода, так и долгосрочных проектировок. Для оценки уровня инфляции в ценовой стратегии предприятия рекомендуется использовать показатели, которые приняты в статистической практике и социально- экономическом прогнозировании:
1. Сводный индекс потребительских цен на товары и услуги (ИПЦ).
Является основным показателем уровня инфляции в странах с развитой экономикой. Рассчитывается органами статистики по данным оперативной отчетности; ежемесячно – по уточненным данным по отношению к декабрю предыдущего года.
Учет этого индекса особенно важен для предприятий, работающих на потребительский рынок. Индекс учитывает в совокупности изменения цен не только на продукты, но и на услуги, оказываемые населению.
2. Индекс цен производителей промышленной продукции необходим для оценки инфляции цен на продукцию, производимую промышленностью. Предприятиям промышленности он необходим для оценки инфляции в сопоставлении с возможным изменением цен на собственную производимую продукцию. Индекс рассчитывается ежемесячно по отношению к декабрю предыдущего года, а также в сопоставлении периода текущего года к соотвествующему периоду предыдущего года.
3. Индекс тарифов на грузовые перевозки показывает динамику тарифов на грузовые перевозки, осуществляемые всеми видами транспорта общего пользования.
4. Индекс цен на материально- технические ресурсы рассчитывается органами статистики и систематически публикуется. Индекс рассчитывается на основе данных о средних ценах по группам продукции производственно- технического назначения, приобретаемой предприятиями и организациями для текущего потребления. В этом индексе цен отражаются не только изменения цен на продукцию, отпускаемую предприятием- изготовителем, но и затраты на транспортировку продукции, снабженческо- сбытовые расходы, налоги, носящие акцизный характер.
5. Индекс цен на сельскохозяйственную продукцию отражает изменение цен реализации производителями сельскохозяйственной продукции. В силу сезонности сельскохозяйственного производства наиболее достоверным является индекс, исчисленный по товарной продукции отчетного года к предыдущему году по усредненным ценам за соответствующие годы.
6. Индекс цен на услуги населения имеет особое значение для предприятий, работающих в сфере обслуживания населения. За время либерализации цен индекс на потребительские услуги опережал индекс цен на другие потребительские товары. При оценке уровня инфляции в сфере потребительских услуг предполагать, что она все время опережает рост потребительских цен, было не правильно. Необходимо учитывать, что их опережающий рост связан с преодолением раннее сложившихся диспропорций, и этот рост приводит в конечном счете к установлению рыночного равновесия между спросом и предложением потребительских услуг.
В зависимости от преобладания факторов различают внутренние и внешние факторы (причины) инфляции.
Внутренние факторы- можно подразделить на денежные и неденежные. Денежные:
- переполнение сферы обращения избыточной массы денежных средств за счет эмиссии денег, используемой на покрытие дефицита бюджета;
- перенасыщение кредитом экономики;
- методы правительства по поддержанию курса национальной валюты, ограничения его движения;
- увеличение скорости обращения денег и другие.
Неденежные:
- нарушение диспропорции в общественном воспроизводстве;
- циклическое развитие экономики;
-государственная экономическая политика, в том числе, налоговая политика, политика цен;
- внешнеэкономическая деятельность и так далее.
Внешние факторы инфляции: мировые структурные кризисы (сырьевой, энергетической, валютный), направленные на экспорт инфляции в другие страны, нелегальный экспорт золота, валюты и т.д.
Основные методы борьбы с инфляцией
Основными методами борьбы с инфляцией являются денежные реформы и антиинфляционная политика.
Денежная реформа – полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью упорядочения и укрепления денежного обращения. Она осуществляется методами нуллификации, реставрации, девальвации и деноминации. Нуллификация представляет собой процедуру аннулирования сильно обесцененной денежной единицы и введения новых денег. Реставрация (ревальвация) - восстановление прежнего золотого содержания денежной единицы (в условиях золотого стандарта) или повышение обменного курса национальной денежной единицы по отношению к иностранной. Девальвация представляет собой снижение золотого содержания денежной единицы (в условиях золотого стандарта) или уменьшение официального валютного курса, прежде всего, к доллару США. Деноминация означает укрупнение масштаба цен путем увеличения номинальной покупательной способности новой одноименной денежной единицы по сравнению со старой.
Данные методы могут быть связаны с обменом бумажных денег по дефляционному курсу на новые с целью существенного уменьшения массы бумажных денег, временным (полным или частичным) замораживанием денежных вкладов населения, а также с сочетанием этих методов. В то же время денежные реформы могут осуществляться в различных режимах. В настоящее время получило распространение проведение денежных реформ в виде «шоковой терапии». Характерно, что в зависимости от конкретной антиинфляционной стратегии и тактики денежная реформа может быть начальным или конечным этапом стабилизации денежного обращения. Однако без взаимосвязи с другими антиинфляционными мерами денежная реформа не решает в стратегическом плане проблему обуздания инфляции.
Мировой опыт показывает, что денежная реформа должна быть направлена на решение следующих основных целей: