Принципы организации и деятельности коммерческих банков в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 07:27, курсовая работа

Описание

Любая экономика держится на объективных экономических законах, одним из которых является закон денежного обращения. Оборот денег происходит под влиянием финансовых институтов и, прежде всего, банков, которые создают основу для денежного оборота и связаны со всеми отраслями и секторами экономики. Банки обеспечивают финансирование всех сфер предпринимательства, производственной и непроизводственной сфер, сферы управления и наполняют бюджет (как федеральный, так и территориальный) необходимыми денежными средствами. Через банки осуществляется также и двустороннее движение денег, взятых взаймы (кредит).

Содержание

Введение 3
1. Сущность и роль банков как элемента банковской системы 7
1.1. Банки – особые институты 7
1.2.Основные операции банков 11
1.3.Особенности современной банковской системы 16
2. Роль банковского сектора Российской Федерации 18
2.1 Взаимодействие государства и коммерческих банков 18
2.2. Роль банков в привлечении инвестиций 25
2.3. Роль, занимаемая банками в России 30
3. Анализ развития банковского сектора в России 32
Заключение 41
Список литературы 43

Работа состоит из  1 файл

принципы банковской деятельности....doc

— 203.50 Кб (Скачать документ)

       Для сравнения, изучена тенденция отзыва лицензий у Российских банков с 2000 по 2009 гг. Так, в 2000 г. ЦБ отозвал лицензию лишь у одного банка. С 2001 по 2003 гг. лицензии не были отозваны ни у одного банка. С 2004 г. началась тенденция к постоянному увеличению числа отозванных лицензий. Так, в 2004 г. было отозвано семь лицензий, в 2005 девять лицензий, в 2006 – шестнадцать, 2007 –девятнадцать лицензий. В 2008 г. число отозванных лицензий увеличилось почти вдвое, и составило 33 лицензии. С начала 2009 г. было отозвано уже 22 лицензии.

       Следует отметить, что банки закрываются  не только из-за отзыва лицензий. Большая  часть банков закрывается по другим причинам, например, покупка банка другой кредитной организацией. В 2000 г. было закрыто 263 банка, в 2001 143, в 2002 -214 банков. В последующие годы количество закрываемых банков стало значительно сокращаться, так в 2004 г. было закрыто 157 банков, а в 2005 – 127, что на 30 банков меньше, чем в прошлом году. В 2005 и 2006 г.г. было закрыто менее 100 банков в год, 85 и 86 соответственно. В 2008 г. было ликвидировано 114 банков, а с начала 2009 г. уже 47 банков.

       В 2009 г. ЦБ отозвал лицензию у следующих  кредитных учреждений: "Прикамье", Астраханьпромбанк, "Каури", Урайкомбанк, "Инкасбанк", "Судкомбанк", "ВЕФК-Урал", "Южный торговый банк", "Муниципальный коммерческий банк", МЗБ, "Московский Капитал", "Независимый банк развития", "Соцкредитбанк", НПК-Банк, ФИБ Русский банк делового сотрудничества, "Фемили", "Сибирско-московский коммерческий банк".

       По  мнению К. Тормасова, директора аналитического департамента Банка Москвы, массовый отзыв лицензий у банков не свидетельство  начала второй волны кризиса. Лицензии теряют нежизнеспособные банки, крупным же, напротив, ЦБ старается помочь. Уход с рынка нежизнеспособных банков банковской системе способствует оздоровлению банковской системы.

       Современный финансовый кризис существенно отразился  на ликвидности и платежеспособности банковских учреждений, работающих в России. Данное утверждение совершенно справедливо и для клиентов банков.

       Государство пытается бороться с кризисом, однако зачастую спасти одного участника рынка  удается лишь при условии "финансовой гибели" другого участника. Пытаясь замедлить отток капиталов с банковских счетов, регулятор вводит ограничения на выдачу депозитов. Ограниченные в средствах клиенты банков все чаще и чаще допускают просрочки и неплатежи, переставая доверять банковской системе в целом. Банки, не имея достаточных средств, начинают всеми правдами и неправдами блокировать операции по счетам своих клиентов, направленные на перечисление средств на счета других банков и т.д. И если эту цепь не разорвать – едва ли нашему государству, как и любому другому государству в мире, удастся вывести экономику из кризиса.

       В последнее время среди потребителей банковских услуг значительно возросло недовольство уровнем банковского  обслуживания. Отказы банков в возврате депозитов, повышения банками процентных ставок по кредитам, неспособность банков своевременно и в полном объеме осуществлять расчетно-кассовое обслуживание клиентов в связи с отсутствием денежных средств определенного банка на его корсчетах, отсутствие возможности (а иногда, очевидно, и желания!) собственников банков предоставить ему финансовую поддержку, введение в банках временной администрации и т.д. - вот далеко неполный список "сюрпризов", с которыми сегодня приходится сталкиваться клиентам коммерческих банков.

       Безусловно, защита интересов клиентов банка в таких сложных условиях будет намного эффективнее, если позиции банка будет противостоять юридически выверенная позиция клиента банка. Подтверждением тому служит существенный рост спроса на юридические услуги в сфере банковской деятельности.

       Во  время кризиса предприятия активно интересуются вопросами возможности получения кредитов, возвращения депозитов, страхования банковских вкладов и общим состоянием банковской системы. Много обвинений звучит в адрес банков, а антикризисные меры порождают различные опасения и недоверие.

       Ситуация  на рынке бизнес-кредитов остается актуальной. Некоторым предприятиям необходимо взять кредит в качестве нового клиента банка, других волнуют  вопросы использования своих  кредитных линий. Часто банки  задерживают выплаты по кредитам, самовольно повышают ставки. За незаконное изменение ставки по кредиту в одностороннем порядке банк должен нести ответственность. Но при этом следует понять, где проходит грань между законными и незаконными изменениями процентных ставок. В большинстве договоров такое право банка учтено. Это является защитным механизмом организации банковской деятельности. Вполне вероятно, что в ближайшее время банки возобновят масштабные кредитные программы. Но из кризиса наверняка будут сделаны выводы, поэтому кредиты будут выдаваться более осторожно.

       Денежные  власти и правительство правильно  и оперативно отреагировали на первую часть кризиса в сентябре-начале октября 2008 г. Затем была задержка с  принятием целого ряда мер. В частности  – по беззалоговым кредитам коммерческим банкам. Сейчас, абсолютно необходимые меры не принимаются. К их числу можно отнести изменение курсовой политики, сокращение, а не увеличение масштабов господдержки, которую оказывают различным секторам экономики.

       Основная  борьба банков разворачивается за пассивы — как депозиты физических лиц, так и депозиты предприятий. Государство вынуждено оказывать определенную поддержку банковской системе, замещая отток депозитов и средств предприятий. Соответственно, основной объем работы будет вестись с уже существующими портфелями — на предмет сокращения проблемных кредитов, реструктуризации задолженности и сбора долгов. Это ключевые элементы стратегии на ближайший год. Для подавляющего большинства банков основной целью на 2009—2010 г.г. будет выживание.

       Очень большую роль играют внешние факторы: состояние глобальной экономики, цены на энергоносители, спекулятивные ожидания международных инвесторов. Вероятно, что осенью 2008 г. банки прошли через  наиболее «острую» фазу кризиса на фондовых рынках, а в 2009 г. через такую же «острую» фазу цикла пройдет реальный сектор. Для банков это означает рост корпоративных дефолтов, сворачивание кредитных программ, сокращение депозитной базы, поскольку основные усилия будут направлены на поддержание приемлемого качества кредитного портфеля и рефинансирование существующих клиентов. В такой ситуации самое сложное спрогнозировать, как будет развиваться ситуация в отдельных отраслях, по отдельным группам клиентов, чтобы оптимально перестроить портфель и привлечь необходимое фондирование.

         Власти делают многое для поддержки  банковской системы — риски  массового банкротства крупных  банков в России сведены к  минимуму. В следующем году поддержка  потребуется экономике в целом.  Скорее всего, будут приняты  новые меры, и прежде всего — налоговое стимулирование, вплоть до временной отмены ряда налогов для малого и среднего бизнеса. Снижение налогов позволит хотя бы частично компенсировать предприятиям резкое повышение процентных ставок по кредитам.

       Банкам  необходимо выбрать ту стратегию, которая позволит сохранить капитал, обеспечить приемлемое качество активов и разумное соотношение доходов и издержек. Это максимально консервативный подход, при котором умеренный рост возможен по отдельным направлениям, например в кредитовании крупных компаний, возможности которых по привлечению капитала на финансовых рынках сейчас резко сузились. Но вряд ли это может быть экспансия, как это было в предыдущие годы. Увеличение доли рынка в ближайшие год-два будет происходить только за счет консолидации сектора, отчасти вынужденной. Очевидно, что российский рынок перераспределяется в пользу банков с государственным участием, но это сейчас происходит почти везде, включая европейские рынки.

       Несмотря  на то что ситуация сейчас несколько  стабилизировалась, финансовый сектор по-прежнему остро нуждается в большом количестве мероприятий со стороны государства. Данные мероприятия могли бы в краткосрочной перспективе восстановить процесс кредитования предприятий и населения, стабилизировать фондирование банков, а в долгосрочной перспективе — заложить основу для создания национальной финансовой системы, в меньшей степени зависящей от внешних ресурсов.

       По  мнению А. Илющенко, директора по стратегическому  развитию Промсвязьбанка предоставление государственных гарантий банкам при кредитовании предприятий из приоритетных отраслей могло бы помочь преодолеть кризис доверия и стать фактором для поддержки реального сектора. Причем для достижения действительно ощутимого эффекта такие гарантии должны предоставляться не только государственным, но и частным банкам, удовлетворяющим определенным требованиям. Рефинансирование государством банков под залог портфелей однородных ипотечных кредитов позволит начать восстановление рынка ипотечного кредитования.

       Установление  страхового покрытия по депозитам физических лиц в размере 100% от суммы вне зависимости от ее размера и законодательное закрепление безотзывных вкладов с повышенной ставкой может стать существенным позитивным фактором для стабилизации и дальнейшего долгосрочного роста величины вкладов населения в банках.

       Увеличение  размера субординированных кредитов, предоставляемых банкам ВЭБом, или  даже временное вхождение государства  в капитал крупнейших частных  банков через покупку привилегированных  акций также существенно увеличило бы их пассивную базу.

       Снижение  ставки налога на прибыль в случае ее реинвестирования в собственный  капитал банка стало бы положительным  моментом для увеличения капитализации  банковской системы.

       Среди возможных мер также следует  назвать упорядочение и упрощение процедур поглощения и слияния кредитных организаций, банкротства банков, разрешение внесудебного истребования залогов.

       Основными факторами, которые будут влиять на стратегию российских банков на ближайший год, будут продолжительность  мирового финансового кризиса и его глубина. Политика, которую выберет банк для развития своей деятельности, во многом будет зависеть от наличия у данного банка ресурсов для роста. Но каковы бы ни были возможности по привлечению банками фондирования, новые рыночные условия в целом делают целесообразным смещение акцентов от агрессивного роста к повышению эффективности и более внимательному отношению к управлению рисками, активами и пассивами, к более сбалансированному по срочности кредитному портфелю, к акценту на привлечение клиентских пассивов.

       Если  говорить о конкретных вариантах  действий, то первая возможная стратегия  – минимизация потерь и сохранение основы бизнеса для послекризисного  развития. Основные действия в рамках данного подхода: поддержание необходимой  ликвидности, активная работа с кредитным портфелем, сокращение издержек и инвестиций. И при этом выполнение всех обязательств перед своими клиентами.

       Вторая  возможная стратегия на 2009 г. –  усиление позиций банка на рынке. В дополнение к «обязательному набору» антикризисных действий из первой стратегии, здесь речь должна идти об определенном росте клиентской базы за счет лучших клиентов более слабых банков-конкурентов. «Госгарантии при кредитовании предприятий могли бы помочь преодолеть кризис доверия. Но гарантии должны предоставляться не только государственным, но и частным банкам».

       И наконец, третий возможный для следующего года вариант — увеличение доли рынка. Это агрессивная стратегия, использующая возможности, предоставляемые  кризисом, — ухудшение положения многих игроков на рынке, значительное снижение цены активов. Данная стратегия предполагает активные приобретения других банков, точек продаж или отдельных активов.

       По  мнению В.Мехрякова, заместителя генерального директора УРСА Банка, финансовый кризис в острой стадии проходил до середины 2009 г. Наихудшая стадия начнется с марта 2009 г., к этому периоду начнутся дефолты предприятий. Эта фаза продлится до середины 2009 г. После этого наступит период стабилизации. И только с начала 2010 г. появятся ростки, характеризующие начало выхода из финансового кризиса. Властям для стабилизации и улучшения ситуации нужно направить максимум усилий, в том числе финансовых, на формирование потребительского спроса у населения. Банкам необходимо сделать упор на сохранение бизнеса и развитие действительно полноценного независимого риск-менеджмента.

       Сегодняшний кризис не носит характера кризиса  перепроизводства, как во времена  Великой депрессии, и не является системным макроэкономическим кризисом, как, к примеру, в России в 1998 г. Текущая ситуация в мировой экономике характеризуется прежде всего существенным снижением взаимного доверия игроков глобальной кредитно-финансовой сферы. Однако, учитывая по-прежнему высокий уровень отложенного спроса, сохраняющегося в развивающихся экономиках, а также существенное фактическое недофинансирование в последние десятилетия объектов реальной производственной индустрии, можно сделать вывод, что в течение ближайших двух лет мировая экономика вполне способна восстановить стабильные позитивные темпы роста. Хотя их уровень и будет, вероятно, ниже, чем в последние годы.

Информация о работе Принципы организации и деятельности коммерческих банков в России