Приватизация и разгосударствление: мировой опыт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 18:03, курсовая работа

Описание

Я считаю, что эта тема и в настоящее время очень актуальна, так как приватизация в России в 90-ые годы прошла не совсем так, как задумывалось ее идеологами и организаторами. Был совершен ряд грубейших ошибок, наша страна не учла опыт и результаты приватизации в других развитых странах. В нашем обществе сейчас всё чаще можно услышать высказывания по поводу не законности проведенной приватизации, её экономической и политической не целесообразности. А некоторые известные политические деятели высказываются за пересмотр итогов проведенной приватизации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ ПРИВАТИЗАЦИИ 5
1.1 Определение приватизации в нормативно-правовых актах 5
1.2 Необходимость приватизации 6
1.3 Формы приватизации 10
2 ПРИВАТИЗАЦИЯ В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ 13
2.1 Приватизация в бывших социалистических странах 13
2.2 Приватизация в капиталистических странах 17
3 ПРИВАТИЗАЦИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ ИТОГИ 21
3.1 Специфика российского варианта приватизации 21
3.2 Этапы приватизации 25
3.3 Итоги приватизации 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Работа состоит из  1 файл

КР экономика.doc

— 308.00 Кб (Скачать документ)

     Льготная  приватизация, предполагающая скидки и льготы определенным категориям населения (трудовым коллективам). Особенно велики такие скидки и льготы были в России и Югославии. Кроме того в ряде государств получил распространение процесс реприватизации - возвращения собственности прежним владельцам или их наследникам (Чехословакия) [11].

     Формальная  приватизация. Данная форма приватизации предполагает перевод государственного предприятия в частноправовую форму. Формальная приватизация ничего не меняет в отношениях собственности, ни в  капиталовооруженности предприятия, ни в доступе к техническим знаниям или управленческим ресурсам. Здесь также можно говорить об организационной приватизации, при которой не происходит существенных изменений в распределении задач между государством и частными лицами. В таких случаях формальная приватизация рассматривается как необходимый подготовительный этап для проведения материальной приватизации [11].

     Реальная  приватизация. Государственное предприятие  продается частным стратегическим инвестором. Подобная форма приватизации встречается, прежде всего, на муниципальном уровне [11].

     Открытый  и ограниченный тендер. С помощью  этого метода можно охватить широкий  круг потенциальных инвесторов. При  выборе инвестора цена не имеет первостепенного  значения; важную роль могут играть и другие критерии. В отличие от массовой приватизации здесь может иметь место значительный приток капитала [11].

     Аукцион. Целью этого метода является продажа  предприятия по наивысшей цене. При  этом не учитываются особенности  или профиль инвесторов. Аукционы позволили приблизить оценку имущества к реальной, рыночной, а ведь оценка имущества на этом этапе была главной проблемой. Эта была важная черта процесса, которая одновременно являлась и действенным способом борьбы с коррупцией. При иных способах, прямой продаже трудно даже было представить возможный размах коррупции - она была бы колоссальной. Прямая продажа. По стратегическим соображения предпочтение отдается ведению переговоров непосредственно с отдельными инвесторами. Наиболее важную роль здесь играет правильное определение реальной стоимости предприятия [11].

 

  2 Приватизация в различных странах

                  2.1  Приватизация в бывших социалистических странах

 

     В бывших социалистических странах экономические  цели приватизации состояли в ликвидации абсолютной государственной монополии на средства производства и, следовательно, на большую часть производимых товаров и услуг и в повышении эффективности работы некоторых отраслей и отдельных предприятий. Необходимо было сформировать конкурентную среду и класс частных собственников для функционирования рыночных структур и создания многоукладной экономики. Кроме того, стояли задачи легализации теневой экономики и решения проблем задолженности государственных предприятий (значительная часть их была убыточной, а казна - пустой). Фактически некоторые участники приватизации покупали у государства собственность из спекулятивных соображений (для дальнейшей перепродажи) или с целью устранения конкурента [14].

     Из  политических соображений правительства  постсоциалистических стран спешили провести приватизацию как можно быстрее (в том числе под давлением западных стран, США и МВФ), с целью разрушения бывшего социалистического строя, командно-административной структуры экономики (стараясь обеспечить необратимость рыночных реформ). Кроме того, в некоторых странах (Чехия, Словакия, Германия, страны Балтии и др.) ставилась задача обеспечения социальной справедливости - возврат собственности ее бывшим владельцам (так называемая реприватизация) [14].

     Переход к рыночной экономике в подавленном большинстве стран сопровождался массовой приватизацией крупных государственных предприятий, осуществлялся в форме бесплатного или субсидированного распределения государственного достояния среди граждан, главным образом через ваучеры, в некоторых странах ваучеры могли применяться и для "малой" приватизации жилья, торговых точек, ресторанов и небольших участков земли [8].

     К этим немногим исключениям принадлежит, н/п, Венгрия.

     К рыночной трансформации своей экономической  системы Венгрия приступила в 1989 году. В сравнении с другими странами региона венгерская экономика оказалась более подготовленной столь радикальным преобразованиям. Венгерское правительство с конца 60-х годов последовательно реформировало систему управления экономикой, в целях её постепенной либерализации. В 80-е годы этот процесс ускорился. Результатом реформ стали большая гибкость государственного управления экономикой и менее жесткая экономическая структура, большая свобода производителей. В результате в Венгрии прошла "номенклатурная" приватизация, существенно изменившая структуру собственности и размеры предприятий. Именно часть венгерской номенклатуры приложила немало усилий к тому, чтобы не только инициировать процесс реформирования отношений собственности в этой стране, но и возглавить его [8].

     В Чехии общий подход в рамках крупномасштабной приватизации состоял в её централизованной организации (в отличие от малой приватизации), т.е. правительство подготовило и опубликовало подробный список предприятий, предназначенных к приватизации. В то же время руководство предприятий (и другие возможные покупатели) получили право предлагать альтернативные приватизационные проекты, основанные на комбинации различных методов (одним из которых была ваучерная приватизация) [8].

     Следует отметить как положительный факт, что в Чехии приватизационный план должен был содержать последнюю информацию (1989-1991) о деятельности предприятия, включая данные о капитале, прибыли, продажах, заработной плате и занятости, а также иностранном участии в его деятельности. В плане требовалось указать балансовую стоимость предприятия и её соотношение со стоимостной котировкой на момент приватизации [8].

     Массовая  приватизация в Польше в целом затронула значительную долю капитала отдельных предприятий. В программу массовой приватизации были включены 512 крупных и средних предприятий, что составляет около 10% объема продаж промышленного сектора Польши. Согласно имеющимся данным, предприятия, вошедшие в программу массовой приватизации, контролировали лишь 10% производственного потенциала польских государственных фирм [8].

     В Болгарии наибольшую поддержку среди политиков получила идея коммерческой приватизации (как и в Венгрии), но для ее осуществления у населения не было накопленных средств. Такими средствами располагала только бывшая партократия, которая стала осуществлять "тихую приватизацию". Болгарские "новые правые", чтобы противостоять партократии, стали бесплатно возвращать собственность ее прежним владельцам в рамках процесса реституции, что вызвало жесткие дискуссии между правыми и левыми [8].

     Опыт  показал, что преобладающим способом приватизации стал выкуп акций работниками  и менеджерами - даже в тех странах, где первоначальная концепция приватизации его не предусматривала (например, в Венгрии). Он справедлив по отношению к работникам, желающим стать совладельцами или собственниками своих предприятий, стимулирует рост производительности труда, экономию и др. Во всех бывших социалистических странах, кроме Венгрии, были предусмотрены значительные или минимальные льготы трудовым коллективам для приобретения акций своих предприятий. Но негативные последствия этого метода состоят в отсутствии или недостатке средств (инвестиций) для развития, а также доходов от продажи в бюджет. Часто это просто фиктивная или мизерная собственность, от нее отсутствуют доходы. Наибольшее распространение продажа или передача предприятий в собственность менеджеров или работников получила в Хорватии, Польше, Словении, Югославии и Болгарии. Преобладание собственности трудовых коллективов и менеджеров характерно для начального этапа приватизации в России, Словении, Сербии, Черногории и Хорватии [14].

     В Венгрии, Хорватии, Эстонии и Польше наряду с другими методами приватизации использовалась продажа активов  иностранному инвестору - в надежде на приток инвестиций, получение доступа на западные рынки, внедрение европейского менеджмента, повышение прибыльности и др. Однако реальные результаты оказались ниже ожидаемых - и по объему инвестиций, и по эффективности. Продать быстро большинство приватизируемых предприятий внешним инвесторам удалось только в Восточной Германии и то благодаря большой финансовой и технической помощи Западной Германии и ценой сокращения огромного количества рабочих мест [14].

     Иностранные инвесторы в лице транснациональных корпораций и отдельных крупных и мелких собственников приняли участие в приватизации в форме прямых и портфельных инвестиций - с целью завоевания внутреннего рынка и доступа к природным ресурсам, снижения издержек производства и повышения эффективности работы (за счет использования сравнительных преимуществ в международном разделении труда) и приобретения стратегически важных активов [14].

     В бывших социалистических странах основная приватизация прошла с большими экономическими и социальными издержками и дала значительно меньший эффект, чем ожидалось [14].

     Наряду  с формированием рынка и его  структур, с появлением класса частных  собственников имели место такие  негативные явления, как: затянувшийся экономический спад, высокий уровень  безработицы, управленческие конфликты между старым и новым менеджментом, длительное отсутствие эффективных инвесторов, упадок системы социального обеспечения, резкое расслоение общества. Многие объекты не обрели новых эффективных собственников, бюджеты большинства стран существенно не пополнились, процветали злоупотребления [14].

     Многие  стратегически важные отрасли (которые  первоначально не предполагалось приватизировать) с 1995 года попали в руки иностранцев. Это касается, прежде всего, Венгрии, Чехии, Хорватии, а также Словении, Словакии, Румынии и Болгарии. Из-за незначительных финансовых возможностей отечественных инвесторов примерно половина проектов фондовой приватизации была реализована иностранным капиталом [14]. 
 
 

                  2.2  Приватизация в капиталистических странах

     Снижение  эффективности результатов экономической  деятельности госпредприятий привело  многие страны к поиску более эффективного собственника, разграничению прав собственности, участию работников в управлении и прибылях своих предприятий. Опыт показал, что спецификация прав собственности снижает издержки и способствует более оптимальному использованию ресурсов, развитию хозяйственной  мотивации [14].

     Кроме того, в капиталистических странах  становилось возможным решение  такой актуальной проблемы, как расширение конкурентной среды за счет реформирования естественных монополий (где традиционно присутствовало государство) - в отраслях по добыче угля, газа, производству электроэнергии и стали, транспортных перевозках, сфере коммуникаций и почтовых услуг, коммунального хозяйства и др. [14].

     В ходе приватизации в капиталистических  странах ставились и социально-политические цели - упрочение стабильности существующего строя, демократизация собственности с целью улучшения социальной ситуации в обществе. Более конкретно это означало наделение частной собственностью наемных работников, расширение среднего класса, формирование смешанной собственности, а значит, более равномерное распределение богатства среди населения. Так, в США собственниками в настоящее время является 3/4 населения, в Японии - 90%, в Швеции - 80% [14].

     Особенностью  приватизации в развитых странах  является то, что этот процесс происходил (и еще отчасти продолжается) в  условиях уже сложившейся экономической  системы и зрелых финансовых и правовых институтов и носил в основном локальный и часто индивидуальный характер. В каждой из стран проводилась своя специфическая политика приватизации, хотя можно выделить и общие черты. Темпы приватизации также были различны - от полутора лет во Франции до десяти лет в Великобритании. К продаже предлагались чаще всего убыточные предприятия, но были и высокорентабельные [14].

     В капиталистических странах существует много моделей приватизации. Кроме  британского варианта, для которого характерна ориентация на постепенную публичную продажу преимущественно низкорентабельных и убыточных предприятий и формирование более широкого слоя собственников, существует французская модель групповой централизованной продажи. Она предусматривает определение ведущего инвестора - конкурентоспособной фирмы, для которой резервируется определенный пакет акций по более низкой, чем рыночная, цене, но без права продажи в течение трех-четырех лет. Чилийская модель приватизации ориентирована на быстрое преобразование государственных предприятий на основе льготного кредитования населения для приобретения акций [14].

     Имеют место и различные модели приватизации конкретных отраслей, например железнодорожного транспорта. Так, Швеция, Великобритания и Япония применили децентрализованную модель, а Франция и Германия - централизованную, со значительным присутствием государства (более успешно, как показала практика) [14].

Информация о работе Приватизация и разгосударствление: мировой опыт