Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 18:03, курсовая работа
Я считаю, что эта тема и в настоящее время очень актуальна, так как приватизация в России в 90-ые годы прошла не совсем так, как задумывалось ее идеологами и организаторами. Был совершен ряд грубейших ошибок, наша страна не учла опыт и результаты приватизации в других развитых странах. В нашем обществе сейчас всё чаще можно услышать высказывания по поводу не законности проведенной приватизации, её экономической и политической не целесообразности. А некоторые известные политические деятели высказываются за пересмотр итогов проведенной приватизации.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ ПРИВАТИЗАЦИИ 5
1.1 Определение приватизации в нормативно-правовых актах 5
1.2 Необходимость приватизации 6
1.3 Формы приватизации 10
2 ПРИВАТИЗАЦИЯ В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ 13
2.1 Приватизация в бывших социалистических странах 13
2.2 Приватизация в капиталистических странах 17
3 ПРИВАТИЗАЦИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ ИТОГИ 21
3.1 Специфика российского варианта приватизации 21
3.2 Этапы приватизации 25
3.3 Итоги приватизации 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
В соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 14 августа 1992 года №914 "О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации", от 14 октября 1992 года №1229 "О развитии системы приватизационных чеков в Российской Федерации", которые предусматривали наряду с деньгами использование до 1 июля 1994 года приватизационных чеков в качестве средств оплаты при приобретении объектов приватизации. За 1992 год было приватизировано с оплатой в денежной форме 46815 предприятий. Предоставление рассрочки до трех лет и отсрочки платежа, широко используемое в тот период при значительных темпах инфляции, дает основание считать, что в формировании доходов бюджетов средства от приватизации составляли несущественную долю [3].
По данным Госкомстата России, к середине 1992 года структура собственности (по составу и объему активов) была следующей: 349381 государственное и муниципальное предприятие с полной балансовой стоимостью более 35 млрд. рублей; 80809 федеральных объединений, организаций, предприятий и учреждений со стоимостью основных фондов более 24 млрд. рублей [3].
Распределение
государственных и
Согласно отчету Госкомимущества России за 1996 год, в результате выполнения Государственной программы приватизации по состоянию на 1 января 1997 года общее число приватизированных предприятий достигло 126793 (см. прил.1). В 1999 году в государственной собственности находилось 150 тыс. предприятий, Российская Федерация являлась участником (акционером) в 3896 хозяйственных товариществах и обществах, в 2500 акционерных обществах, представляющих базовые отрасли народного хозяйства, доля государства превышала 25% уставного капитала. Кроме того, в отношении 580 акционерных обществ использовалось специальное право на участие Российской Федерации в их управлении ("золотая акция") [3].
Приватизационные процессы, развивавшиеся в течение десяти лет, привели к существенному изменению структуры собственности в Российской Федерации в целом (рис.1) [3].
В качественном плане структура российской собственности является весьма специфической и отличается от структуры собственности развитых государств с рыночной экономикой. Ее основными чертами стали преобладание акционерной формы собственности, причем преимущественно в форме открытых акционерных обществ; аккумулирование на ранних этапах приватизации основной части капитала в руках "инсайдеров" - работников и менеджеров приватизированных предприятий; обесценивание приватизируемой собственности, ее продажа лицам, происхождение капитала которых не было связано с развитием реального производства; сохранение значительного числа пакетов акций в собственности государства, как правило, по величине ниже контрольного и даже блокирующего пакетов [3].
В России приватизация часто проводилась с нарушениями нормальных условий её проведения.
Во-первых, приватизацию можно считать, по видимому, достаточно обоснованной, если её масштабы соответствуют степени реального обобществления хозяйства, не разрушают технического, технологического и организационного экономического единства и целостности какого-то звена производства, но это условие в нашей стране нередко не учитывалось [5].
Во-вторых, границы разгосударствления собственности определяются общегосударственными интересами и условиями национальной безопасности. Приватизации не должны подвергаться стратегически важные объекты народного хозяйства. Однако первые годы реформ такие требования часто нарушались. Это нанесло большой ущерб оборонно-промышленному комплексу, призванному обеспечивать надежную обороноспособность страны [5].
В-третьих, сроки разгосударствления имущества должны устанавливаться с учетом необходимости разобраться с каждым предприятием, как говорится, поштучно. Но в нашей стране приватизация проводилась бешеными темпами. Ей не предшествовала какая-либо предварительная подготовка. Не проводилась инвентаризация предприятий (опись их имущества). В условиях очень быстрого обесценивания денег стоимость предприятий не была правильно оценена (они часто продавались по остаточной стоимости - по стоимости полностью износившегося оборудования). Поэтому многие заводы становились добычей ловких покупателей по цене сопоставимой со стоимостью новой престижной квартиры [5].
В заключении хотелось бы отметить, что сравнение с практикой других стран Восточной и Центральной Европы показывает, что хотя во многих из них, как и в России, при решении проблем приватизации преобладали политико-идеологические мотивы, относительно больший положительный эффект от приватизации наблюдался в Чехии, Словакии, Венгрии, Хорватии, Польше. Намного хуже, чем в России результаты приватизации почти в двух десятках бывших социалистических странах.
В большинстве
переходных экономик игнорировался
опыт таких стран, как Франция, Великобритания
или Италия, где в ходе развития
рыночных систем приватизационные процессы
сменялись процессами национализации.
Во всех случаях эти решения были
призваны обеспечивать эффективное функционирование
предприятий и национальной экономики
в целом. Программы приватизации для всех
отраслей и компаний тщательно готовились,
и не менее тщательно контролировалось
их реализация. Для этих целей разрабатывалось
законодательство не только о разгосударствлении
собственности, но и ее "деприватизации"
в случае неэффективного использования,
поскольку частная собственность - это
не столько право на получение выгоды
(в виде присвоения конечного результата),
сколько определенное поведение, ответственность
за развитие и созидание, способность
к воспроизводству за счет собственных
ресурсов. В некоторых случаях национализация
выполняла корректирующую роль, если в
ходе приватизационных процессов возникали
непредвиденные провалы рынка.
Этот мировой опыт обязательно должен
учитываться при совершенствовании и
преобразовании экономики России.
Приватизация и связанные с ней процессы вызвали глубокие изменения во всех сферах общественной жизни и общественного сознания, положили начало формированию предпринимательского менталитета, развитию инициативы и самостоятельности товаропроизводителей, новой системы общественных ценностей. В результате приватизации образовался крупный негосударственный сектор экономики, что позволило преодолеть монополию государственной собственности, создать основу для развития рыночных форм хозяйственных связей и использования механизмов конкуренции.
Приватизация содействовала становлению и развитию целого ряда новых экономических институтов, способствовала созданию условий для привлечения в российскую экономику иностранных инвестиций, ликвидации дефицита товаров и услуг на внутреннем рынке и пр.
Однако, несмотря на внушительные количественные итоги начальных этапов приватизации, а также ряд других положительных моментов, основные стратегические цели, заявленные в Государственной программе приватизации, практически достигнуты не были. На это есть много своих причин, но как мне кажется, основными негативными моментами приватизационного процесса в Российской Федерации были:
- слабая, а иногда и просто недостаточная законодательная база проводимого процесса, неоговорённость возвращения собственности её первоначальному владельцу, в случае её не рационального использования;
- формальные гарантии прав трудящихся, но не исполнение их на практике на не государственных предприятиях;
- не использование на начальном этапе приватизации огромных по своим масштабам денежных средств в реальном секторе экономики, а простое их разворовывание;
- лоббирование крупными финансовыми группами выгодных им политических решений;
- малая информированность населения о ходе приватизационного процесса и о его задачах в целом;
- не учитывался опыт экономически развитых стран в подобного рода процессах.
Я считаю, что процесс приватизации, проводимый в России в конце XX века - в начале XXI века имел огромное значение. Он затронул практически все сферы жизни российского общества, коренным образом изменив их. По моему мнению, приватизация государственной собственности была необходима для российской экономики, для оживления всех её сфер и отраслей. Мне кажется, приватизацию не стоило проводить такими ускоренными темпами. Не хватало четко сформулированного плана приватизации, подтвержденного законодательной базой.
Необходимо,
чтобы все реформы и
Периодические издания:
13 В. Авеков - Управление государственным имуществом // Экономист. 2006. № 10. с. 38-46.
Интернет-ресурс:
14 Н.В. Черноризова,
Е.М. Нефедова. Опыт приватизации в постсоциалистических
и капиталистических странах: сравнительный
анализ. Режим доступа: http://econom.mslu.ru/index.
15 Маршалл А. Голдман.
Капитализм инсайдеров: приватизация
- успех или неудача. Режим доступа: http://www.rusreforms.ru/
Структура приватизированного государственного и муниципального
имущества по формам собственности и способам приватизации
1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | |
Число приватизированных государственных и муниципальных унитарных предприятий, объектов - всего: | 42924 | 21905 | 10152 | 4997 | 2743 |
в
том числе по формам собственности
(по состоянию на дату приватизации):
федеральная |
7063 | 5685 | 1875 | 928 | 374 |
субъектов Российской Федерации | 9521 | 5112 | 1317 | 715 | 548 |
муниципальная | 26340 | 11108 | 6960 | 3354 | 1821 |
Структура приватизированного государственного и муниципального имущества по способам приватизации, в процентах к итогу: | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
акционирование | 31,1 | 44,8 | 27,7 | 22,5 | 18,1 |
продажа на аукционах | 6,3 | 4,4 | 4,2 | 3,9 | 5,5 |
коммерческий конкурс | 30,4 | 24 | 15,9 | 8,9 | 9,6 |
инвестиционный конкурс | 1,3 | 1,2 | 1,1 | 0,7 | 0,5 |
выкуп арендованного имущества | 29,5 | 20,8 | 29,8 | 32,1 | 14,6 |
продажа имущества ликвидируемых, ликвидированных предприятий и не завершенных строительством объектов | 0,4 | 1,5 | 4,2 | 5,7 | 9,1 |
продажа недвижимости | - | - | 15,4 | 22,9 | 38,5 |
продажа земли | - | - | 0,6 | 1,5 | 2,6 |
прочие | 1,0 | 3,3 | 1,1 | 1,8 | 1,5 |
Информация о работе Приватизация и разгосударствление: мировой опыт