Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 12:30, курсовая работа
Возникновение конкурентоспособных компаний, эффективно использующих ресурсы, в современной России – центральная проблема переходной экономики. Реформы отталкивались от представления о том, что условием повышения эффективности использования ресурсов и конкурентоспособности является приватизация. Целью данной работы является выяс¬нение сущности и значения приватизации, ее способы и формы, а также особенности приватизации в России. При рассмотрении особенностей приватизации в России большое внима¬ние уделено целям и задачам Российской приватизации.
Введение 5
1 Приватизация 7
1.1 Понятие приватизации и разгосударствления 7
1.2 Способы и формы приватизации 9
2 Особенности приватизации в России 14
2.1 Цели и задачи Российской приватизации 14
2.2 Этапы приватизации в России 19
2.3 Итоги приватизации в России 25
3 Приватизация в Амурской области 28
Заключение 30
Библиографический список 32
Продажа государственных предприятий в частные руки осуществляется путем организации аукционов и конкурсных торгов. Аукцион позволяет стать владельцем предприятия физическому или юридическому лицу, предложившему наибольшую цену. С помощью аукциона государственные предприятия приватизируются в относительно короткие сроки и с существенной финансовой прибылью для государства. В то же время аукционная торговля ограничивает число вероятных собственников, так как только действительно богатые лица могут позволить себе участвовать в аукционах. Владелец предприятия, купленного на аукционе, не ограничен никакими условиями со стороны государства, поэтому волен поступать со своей собственностью, как ему захочется ( ликвидировать, перепрофилировать), не согласуясь с интересами общества.
Преодолеть этот недостаток аукционной торговли можно с помощью конкурсных торгов. Конкурсные торги – это продажа государственной собственности частным лицам в соответствии с требованиями и условиями, выдвинутыми государством. Но проведение конкурсов увеличивает текущие расходы, снижает доходы и требует более длительного времени.
Выкуп акций государственного предприятия менеджерами («управленческие выкупы) осуществляется не только за наличные средства управляющих, но и за счет банковских кредитов, средств пенсионных и страховых фондов. Поэтому « управленческие выкупы» выступают своеобразным видом кредитования менеджеров под залог имущества предприятия. При этом доходы от функционирования таких предприятий с лихвой покрывают взятые в кредит ссуды. Привлекательность «управленческих выкупов» состоит в активизации предприимчивости менеджеров, которые, становясь совладельцами предприятия, заинтересованы в повышении эффективности его функционирования, улучшении управления и реализации собственных интересов.
Приватизация в форме продажи акций работникам предприятий означает развитие рабочей акционерной собственности. Продажа акций рабочим является эффективным средством повышения их заинтересованности в результатах своей работы, росте производительности труда и прибыльности предприятий. Примером эффективно функционирующего предприятия, полностью принадлежащего занятому на нем персоналу, является предприятие, созданное в 1956 г. в Испании.
Одна из наиболее распространенных
форм приватизации – публичная продажа
акций населению, при которой
государственное предприятие
Публичная продажа акций ориентируется на сбережения населения. Ее главное преимущество состоит в открытости и доступности всех желающих. В приватизации государственных предприятий могут участвовать и иностранные инвесторы. Однако их доля, как правило, четко определена законодательством в интересах защиты и поддержания конкурентоспособности национальной экономики. В то же время их участие в приватизации желательно для обеспечения интегрированности национальной экономики в мировое хозяйство.
Приватизация не всегда сопровождалась
продажей государственного имущества.
Нередко государственная
Соглашения об аренде и
контракты на управление зачастую являются
временными мерами для улучшения
экономических показателей
Процесс приватизации изменил
положение государственных
В ряде случаев приватизация заменялась переводом предприятий из одной институциональной категории в другую. Например, французская компания « Рено» переведена из публично - правовой в частноправовую группу.
Таким образом, приватизация в развитых странах осуществляется в разных формах, используя разные способы продаж, приватизируемые предприятия получают разный юридический статус, контролирующими собственниками становятся индивидуальные лица, институты, управляющие персонал предприятия или только рабочие. Процесс приватизации, как правило, занимает много лет.
Приватизация – это экономическая политика государства, поэтому именно государство должно стать главным организатором новых рыночных структур2.
2 ОСОБЕННОСТИ ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ
2.1 Цели и задачи Российской приватизации
Для успешного осуществления приватизации в России необходимо создание определенных условий. Прежде всего должны существовать субъекты государственной собственности, то есть учреждения, которые по закону имеют право ею распоряжаться ( продавать или покупать акции государственных предприятий). В западных странах такими субъектами являются холдинговые компании, находящиеся под контролем законодательной власти и не имеющие права никому делегировать свои полномочия.
Первым шагом в этом
направлении в нашей стране стало
образование Российского фонда
федерального имущества, выступающего
продавцом приватизированных
Исполнительные функции – разработка программы, организация процесса приватизации и контроля за ее ходом – были возложены на Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом3. Комитет принимает решения о приватизации предприятий.
Развертывающийся процесс приватизации отечественных государственных предприятий позволяет выявить некоторые ее особенности.
Особенности процесса приватизации, происходившего в России:
Важнейшая черта приватизации
в России – ее централизованный
характер. Приватизация отечественных
предприятий – это
Особенностью приватизации в России является ориентация на смешанный тип, сочетающий рыночные и административные (нерыночные) методы ее осуществления. Наряду с продажей предприятий за наличные деньги путем проведения аукционов и конкурсов государственная программа предусматривает бесплатное получение каждым гражданином независимо от уровня доходов, социального положения, возраста, пола приватизационного чека, дающего ему право на приобретение акций государственных и муниципальных предприятий на определенную сумму. Вместе с тем держатель приватизационного чека может по своему усмотрению распорядиться им , реализуя основной принцип рыночной экономики – свободу выбора.
В целом процесс приватизации в России характеризуется высокими темпами, чему в немалой степени способствует стремление создать в короткие сроки частные сектор предпринимательства. В проведении приватизации использовались наиболее популярные и эффективные в развитых странах формы и методы.
Поскольку в отечественной экономике опыт разгосударствления полностью отсутствует, задачи приватизации в России шире, чем в западных странах. Главной экономической задачей приватизации было повышение эффективности экономики за счет создания института частной собственности на средства производства. В то время как в определенных сферах экономики (обслуживание, торговля) эта задача была достаточно быстро решена, в промышленности и сельском хозяйстве нужный эффект достигался гораздо медленнее, во многом из-за того, что приватизированные предприятия переходили в собственность трудовых коллективов, то есть под контроль - а в перспективе и в собственность — их директоров 4. Подавляющее преобладание в нашей стране государственной собственности делает процесс приватизации необходимым для демонополизации экономики и стабилизации экономического положения, развития демократического характера отношений собственности и управления предприятиями, для рациональной деятельности государственного сектора, повышения эффективности функционирования предприятий, для стимулирования различных форм предпринимательства, улучшения состояния государственных финансов и снижения инфляции. Следовательно, в России приватизация выступает ключевым направлением формирования рыночных отношений.
Общая цель приватизации - обеспечение условий для функционирования будущей рыночной системы. В свою очередь общая цель состоит из трех основных:
1 Обеспечение стабильности системы отношений прав собственности;
2 Создание условий (экономических механизмов, правовых институтов) для само воспроизводства этой системы;
3 Экономическая эффективность на микро- и макроуровнях.
Из этого вытекает
и основной показатель
Значительный интерес представляют принципы, заложенные в программу приватизации 1998 г. Это программа имела ярко выраженный отраслевой аспект и была ориентирована на получение максимальной прибыли от продажи не контрольных, а более мелких пакетов акций в целях борьбы с монополизмом отдельных финансово-промышленных групп и развития реальной конкуренции.
В этом году было зафиксировано
большое количество случаев перепродажи
предприятий, массовая скупка акций
перспективных акционерных
Основными направлениями дальнейшей трансформации собственности является постепенное сокращение числа мелких собственников; усиление роли региональных рынков ценных бумаг; частичная национализация стратегически важных для государства объектов; дальнейшее развитие специализации крупных собственников; формирование эффективного собственника под воздействием государственного регулирования; повышение информационной открытости процессов и прогнозирования их социально-экономических последствий.
Государственная собственность
все же сохранит свою значимость и
функцию опорного звена всей хозяйственной
цепи. Продолжающийся процесс приватизации,
ведущий к расширению индивидуальной
и групповой форм собственности,
направлен на повышение эффективности
использования собственности
Достижению гармонизации отношений "новых" собственников со "старыми" управленцами могут способствовать жесткая правовая позиция государства, организация широких программ обучения руководства крупных предприятий финансовому менеджменту, поддержка компаний, занимающихся бизнес-консультированием, ориентированных на завоевание доверия и собственников, и управленцев5.