Приватизация в России и ее особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 12:30, курсовая работа

Описание

Возникновение конкурентоспособных компаний, эффективно использующих ресурсы, в современной России – центральная проблема переходной экономики. Реформы отталкивались от представления о том, что условием повышения эффективности использования ресурсов и конкурентоспособности является приватизация. Целью данной работы является выяс¬нение сущности и значения приватизации, ее способы и формы, а также особенности приватизации в России. При рассмотрении особенностей приватизации в России большое внима¬ние уделено целям и задачам Российской приватизации.

Содержание

Введение 5
1 Приватизация 7
1.1 Понятие приватизации и разгосударствления 7
1.2 Способы и формы приватизации 9
2 Особенности приватизации в России 14
2.1 Цели и задачи Российской приватизации 14
2.2 Этапы приватизации в России 19
2.3 Итоги приватизации в России 25
3 Приватизация в Амурской области 28
Заключение 30
Библиографический список 32

Работа состоит из  1 файл

курсач 2.docx

— 75.06 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Этапы приватизации в России

 

 

Приватизация государственных  предприятий в России происходила  по-разному в разных секторах экономики  и для предприятий разного  размера.  Концепция проведения приватизации государственной собственности предусматривала два этапа ее реализации: чековый (ваучерный) и денежный ( постваучерный). Временные рамки указанных этапов были определены следующим образом: этап чековой приватизации - с июня 1992 г. по июль 1994 г.; этап денежной приватизации - с июля 1994 г. по настоящее время . Уже к началу 1995г. большая часть предприятий и организаций в России стали частными.6

Таблица 1 – Распределение зарегистрированных предприятий и организаций по формам собственности в экономике

 

01.0195

01.0198

01.01.01

01.01.02

01.01.03

01.01.04

01.01.05

01.01.06

Всего предприятий и организаций, тыс.

1946

2727

3346

3594

3845

4150

4417

4476

В том числе по формам собственности, %

100

100

100

100

100

100

100

100

Государственная

16,7

5,4

4,5

4,3

4,1

3,9

3,6

3,4

Муниципальная

8,8

6,5

6,5

6,4

6,2

5,9

5,6

5,3

Частная

62,5

73,9

75

75,8

76,9

78

79,2

80,5

Собственность общественных и религиозных организаций

2,7

5,8

6,7

6,6

6,4

6,1

5,7

5,3

Прочие формы ( включая  смешанную российскую, иностранную  и др.)

9,3

8,6

7,3

(4,3)*

6,8

(3,8)*

6,4

(3,5)*

6,1

5,8

5,6


7

Ваучерный характер приватизации в России означает, что государственная  собственность передается гражданам  бесплатно. B качестве основного инструмента приватизации на ее первом этапе были использованы приватизационные чеки, выданные всем российским гражданам вне зависимости от пола, возраста, места жительства и характера занятости. Приватизационный чек – государственная ценная бумага целевого назначения, имеющая номинальную стоимость в рублях. Население России получило 146,064 млн. приватизационных чеков. Каждый владелец приватизационного чека имел четыре возможности:

1 Использовать свой чек при закрытой подписке на акции своего предприятий (в ходе такой подписки было принято почти 26 млн. чеков);

2  Участвовать в чековом аукционе;

3 Купить акции чекового инвестиционного фонда (таких фондов было создано 640, они собрали свыше 60 млн. приватизационных чеков);

4  Продать чек (всего было продано около четверти выданных чеков).

Чековый этап приватизации позволил добиться существенного разгосударствления экономики, поскольку большая часть  объектов малой приватизации к середине 1994 г. была передана в частные руки (свыше 85 тыс. магазинов, ресторанов, кафе, предприятий службы быта). На базе средних, мелких и крупных государственных  предприятий к середине 1994 г. было создано 20 тыс. акционерных обществ.

Таким образом, акционерное  общество становится основной организационной  формой предприятий в России.

Еще одна особенность отечественной  приватизации состоит в том, что  она существенно отличается от других стран, где реализуется в адекватной экономической среде. В отечественной же экономике рыночные отношения находятся в стадии становления. Поэтому приватизация предполагает адаптацию приватизируемого предприятия к формирующимся рыночным условиям. При этом сама по себе она создает рыночную ситуацию лишь на микроуровне за счет либерализации цен, конкуренции. В то же время приватизация не обеспечивает рыночных условий на макроуровне. В результате приватизация как процесс формирования рыночных отношений предполагает реформирование экономики как на микро-, так и на макроуровне.

Адаптация приватизируемого предприятия к формирующимся  в России рыночным условиям представляет собой сложный процесс, включающий экономико-правовую, производственную, финансовую и социальную адаптацию. Каждых из этих компонентов выполняет свою функцию, все они обусловливают друг друга. Но основной адаптации является производственное и финансовое приспособление, так как оно определяет всю хозяйственную деятельность предприятий.

В адаптации приватизируемого предприятия на микроуровне решающую роль играет менеджмент предприятия, ибо  умелое управление им позволяет сократить  издержки приватизации, лучше мобилизовать финансовые ресурсы, успешно осуществлять инвестиционные процессы. На изучение и регулирование нарождающегося рынка, управление сбытом продукции нацелена развивающаяся маркетинговая деятельность предприятия.

Наибольшую сложность  для приватизируемого предприятия  представляет адаптация к рыночным условиям на макроуровне. Это связано  с тем, что во-первых, без учета  внешних факторов предприятию невозможно решить весь комплекс своих внутренних проблем; во-вторых , формирование рыночных условий на макроуровне не зависит от самого предприятия, а во многом определяется политикой государства, тем, какова поддержка им приватизируемого предприятия посредством использования экономических, финансовых, административных рычагов.

Важной и сложной проблемой  является финансовая адаптация приватизируемого предприятия, поскольку без разрешения финансовых вопросов неразрешимыми становятся и вопросы технико-производственные. Взаимодействие производственных предприятий со специализированными финансовыми институтами позволяет приватизируемому предприятию получить надежный источник финансирования денежных ресурсов и тем самым – условия для всесторонней адаптации к формирующейся рыночной среде.

Наиболее предпочтительным источником формирования денежных ресурсов предприятия в современных условиях становится продажа акций. Следовательно, эффективное использование рынка ценных бумаг является важнейшим условием общей адаптации приватизируемого предприятия к формирующимся рыночным отношениями.

Первый этап закончился в  июне 1994г. результатами этого периода  приватизации в России оправданно считать  следующие:

  • разгосударствление и приватизация заняли ключевое место в процессе трансформации экономики России, охватившем все основные субъекты общества: органы государственной власти, управления и контроля; предприятия и объединения предприятий; коммерческие структуры; общественные организации; граждан;
  • впервые была создана и начала работать модель приватизации, позволившая осуществить передачу в частную собственность имущества десятков тысяч предприятий;
  • центральное место в приватизации государственных предприятий заняли чековые аукционы, которые с точки зрения инвестирования имеют такие положительные моменты, как открытость, позволяющая привлечь дополнительных инвесторов; возможность выбирать тактику инвестирования и тем самым увеличивать или снижать собственный риск; гарантии на владение акциями выставленного на продажу пакета предприятий, поскольку результаты аукциона при внесении победителей в соответствующий протокол имеют законную силу.

С 1 июля 1994 г. в соответствии с Указом Президента РФ начался новый  период в приватизационном процессе -  постваучерный, или денежный.

В качестве первостепенных выделяют следующие цели денежной приватизации: повышение эффективности экономики  в целом и деятельности отдельных предприятий; формирование широкого слоя собственников и содействие процессу образования стратегически частных собственников; привлечение в производство инвестиций, в том числе иностранных; содействие в реализации мероприятий по социальной защите населения и прав частных собственников.

Участниками денежной приватизации становятся крупные инвесторы, а  следовательно, делается ориентация на экономическую целесообразность. Поэтому  предполагается переход к индивидуальному  рассмотрению приватизационных проектов при продаже наиболее крупных  предприятий.

Среди способов денежной приватизации наибольший интерес представляют специализированные денежные инвестиционные конкурсы.

Механизм продажи акций  на специализированных денежных аукционах  полностью повторяет механизм продажи  акций на специализированных чеков  аукционах.  Акции также продаются  по единой цене, подаются заявки двух разных типов, где указываются общая  сумма платежа и количество приобретаемых  акций. Главная особенность - оплата ценных бумаг осуществляется не чеками, а деньгами.

Проведение инвестиционных конкурсов предполагает осуществление  покупателем акций инвестиций в  производство. Это делает инвестиционные конкурсы более целесообразными, так  как экономическая цель денежной приватизации состоит в привлечении  инвестиций в экономику, а не в  пополнении государственного бюджета. Тем не менее полной уверенности  в исполнении инвестиционной программы  не существует.

Особое внимание на втором этапе приватизации уделено приватизации недвижимого имущества, к которому относят здания, сооружения, помещения, находящиеся в аренде; земельные  участки под приватизированными предприятиями, а также предоставленные  гражданам  и их объединениям земельные участки с находящимися на них объектами недвижимости. Цена устанавливается на основе арендной платы.8

Принципиальным моментом денежной приватизации является продажа  предприятий-должников, что открывает  новую форму приватизации через  неплатежеспособность.

Результативность денежной приватизации во многом будет зависеть от уровня инвестиционного спроса в  стране. Главные проблемы российских предприятий в этот период связаны  с инвестиционной политикой. Инвестирование средств в капитал, получение прибыли от его прироста предполагают инвестиционную привлекательность как собственных, так и приобретаемых ценных бумаг приватизированных предприятий. Следовательно, такая привлекательность должна обеспечиваться. Кроме того,  предприятиям надлежит заботиться о поддержании ликвидности уже обращающихся акций и активном размещении своих ценных бумаг через фондовые биржи. А увеличение уставного фонда акционерных предприятий возможно за счет новых выпусков акций и эмиссий облигаций ( для привлечения заемного капитала). Приватизированным предприятиям в этот период предстоит также осваивать новые финансовые инструменты – банковские депозитные сертификаты, векселя, фьючерсы, опционы. В свою очередь, государство, используя экономические и административные рычаги, должно совершенствовать инвестиционную политику, в первую очередь с позиции налогообложения.

Таким образом на втором этапе приватизации, когда капиталы пойдут в экономику, должна реализоваться  производственная, экономическая и  финансовая адаптация приватизированных  предприятий к рыночной среде9.

 

2.3 Итоги приватизации  в России

 

Прежде всего необходимо отметить, что задуманная как демократическая  приватизация через ваучеры на деле не была осуществлена. По данным Института  комплексных социальных исследований (2003), богатые живут лучше бедных в 20 раз. При сложившейся структуре  собственности российские бедные лишены возможности вырваться из тисков нищеты. Всего  5% населения страны полностью соответствует понятию  «богаты», то есть обладают всеми материальными  благами. Причем с 1992 процент богатых  в России увеличился незначительно  – 10 лет назад их было 1,5%. На сегодняшний  день к среднему классу относятся 25% населения страны, хотя стандарты  жизни нашего среднего класса значительно  ниже, чем европейские. Абсолютное же большинство россиян относятся к малообеспеченным.

Недемократический характер  приватизации до сих пор не признается обществом, что порождает конфликты  в бизнесе и политике.

Приватизация 90-х годов  не создала широкий слой частных  собственников, так как носила номенклатурный характер: раздел прав собственности  произошел между администрацией предприятия и государственными чиновниками. В итоге  хозяйствами  бывшей государственной собственности  стали администрация предприятий, государственный аппарат, банки. Правовая база не соответствовала проводимой приватизации. Нарушение законодательства особенно проявилось в неправильной оценке стоимости государственных предприятий, в результате чего многие предприятия были проданы за бесценок.  Не были  отрегулированы законодательно и отношения между государственной и частной собственностью.

Острейшей в настоящее  время является проблема природной  ренты. В результате ваучерной приватизации и залоговых аукционов в России сложилась система, при которой  недра, являющиеся государственной  собственностью, служат для обогащения узкого круга лиц. Эксплуатация природных  ресурсов нашей страны приносит сверхприбыль – доход, получаемый за счет уникальных свойств самих месторождений полезных ископаемых и выгодной конъюнктуры мирового рынка ( причем прибыль от экспорта зависят от курсовой политики государства). За счет природной ренты стремительно прирастают богатства российских олигархов.

В этих условиях напрашивается  вопрос о необходимости установления государственного контроля над системообразующими отраслями отечественной  экономики: нефть, газ, электроэнергия, транспорт. Такой контроль  является условием  сохранения российской государственности.

Информация о работе Приватизация в России и ее особенности