Проблема бедности в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 15:38, курсовая работа

Описание

В России быстрый рост уровня бедности был обусловлен сокращением занятости и появлением безработицы и резким снижением трудовых доходов на начальном этапе кардинальным социально-экономических реформ конца XX века в условиях неэффективной системы социальной защиты населения. Ситуация осложняется тем, что в последние годы уровень бедности сохраняется высоким, а для некоторых слоев населения проблема жизнеобеспечения даже обострилась. Бедность особенно характерна для занятых в бюджетном секторе экономике, в сельской местности и малых городах, для больших семей и семей с неполным составом.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
Проблема бедности населения России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.1. Сущность бедности населения России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.2. Типология бедности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.3. Причины бедности в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
2. Основные способы ее решение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
2.1. Концепции бедности с уровнем удовлетворения потребности . . . . . . . . . . 14
2.2. Зарубежный подход к измерению уровня бедности: оценка для России . . 16
2.3. Стратегии борьбы с бедностью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Список использованных источников и литературы . . . . . . . . . . . . . . . . .

Работа состоит из  1 файл

kursovaya_ET.rtf

— 481.36 Кб (Скачать документ)

Государственная политика в области социальной защиты и борьбы с бедностью. Проводимая в современной России социальная политика строится по принципу, когда государство, признавая климат рыночных отношений, лишь дополняет и корректирует рыночные механизмы перераспределения ВВП, ориентируясь при этом на гарантированное удовлетворение лишь минимальных базовых потребностей и оказание социальной помощи наиболее уязвимым категориям населения. Однако традиция активного участия государства в управлении экономическими и социальными процессами продолжает оказывать влияние на формирование системы социальной защиты, которая также включает в себя частную инициативу, создание благотворительных фондов, развитие страховых компаний. Министерством труда и социального развития Российской Федерации в 1995 г. утвержден перечень категорий населения, которые нуждаются в социальном обслуживании. Они являются основными объектами социальной политики и социальной работы.

К ним относятся:

* граждане (взрослые и дети), являющиеся инвалидами;

* участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, труженики тыла во время Великой Отечественной войны; одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из одних пенсионеров (по возрасту, инвалидности и другим основаниям);

* вдовы и матери военнослужащих, погибших в Великой Отечественной войне и в мирное время;

* бывшие несовершеннолетние узники фашизма; лица, подвергшиеся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированные;

* зарегистрированные беженцы, вынужденные переселенцы;

* лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, ядерных выбросов, ядерных испытаний; 
 

__________________________ 

(1) http://www.undp.ru

* лица, вернувшиеся из мест лишения свободы, специального учебно-воспитательного учреждения;

* лица без определенного места жительства;

* семьи, имеющие в составе лиц, злоупотребляющих алкоголем, употребляющих наркотики;

* семьи, имеющие детей-инвалидов до 16 лет;

* семьи, имеющие на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

* семьи с низким уровнем дохода;

* многодетные семьи;

* неполные семьи;

* семьи несовершеннолетних родителей;

* молодые, в том числе студенческие семьи; матери, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;

* беременные женщины и кормящие матери;

* самостоятельно проживающие выпускники детских домов и школ- интернатов (до достижения материальной независимости и социальной зрелости);

* дети, осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей;

* безнадзорные дети и подростки;

* дети и подростки с девиантным поведением;

* дети, испытывающие жестокое обращение и насилие в семье, оказавшиеся в условиях, угрожающих здоровью и развитию;

* разводящиеся семьи;

* семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом, конфликтными отношениями, педагогической несостоятельностью родителей; граждане (взрослые и дети), имеющие психологические затруднения, испытывающие психологические стрессы, склонные к суицидальным поступкам.

Государство реализует политику социальной защиты населения через социальные программы и систему социального обслуживания населения (через сеть учреждений). В настоящее время, в связи с мировым финансовым кризисом в социальную "топку" государство вбрасывает миллиарды рублей. Повышено пособие по безработице, больше, чем планировалось, увеличиваются пенсии, детские пособия. В принципе, социальные программы могли серьезно пострадать из-за финансовых последствий кризиса. Могли, но не пострадали - расходы на них при правке бюджета, в отличие от многих других статей, не урезались. По словам министра здравоохранения и социального развития Татьяны Голиковой, для того чтобы иметь план конкретных действий, нужно сначала оглядеться и понять, какие основные проблемы возникают у людей. Во-первых, это весьма тревожные тенденции на рынке труда. Во-вторых, как следствие, происходит падение реальных доходов у вчера еще благополучных семей, особенно это касается семей с детьми. Третий момент: цены на самые необходимые вещи - еду, лекарства, растут быстрее, чем прогнозировалось в прошлом году. И это опять-таки ложится дополнительным грузом на плечи людей. Четвертый негативный момент: из-за ухудшения экономики страдают внебюджетные социальные фонды, которые формируются за счет отчислений с фонда оплаты труда. А это значит, надо дополнительно подстраховаться, чтобы финансовые сложности не привели к ухудшению с обязательным медицинским страхованием, чтобы вовремя и в полном объеме выплачивались социальные пособия и пенсии. Позиция правительства, первых лиц государства остается неизменной: выполнение социальных обязательств и социальных программ - приоритет номер один в антикризисной программе. В этой работе выделяют четыре основных направления:

1)социальные выплаты и пенсии;

2) национальный проект "Здоровье";

3) лекарственное обеспечение;

4) обеспечение занятости.

Что касается пенсионных выплат, то планируя бюджет 2009 года, правительство исходило из того, что они будут увеличены трижды: с 1 марта базовая часть пенсии на 8,7%, с 1 апреля - страховая часть на 15,6% и с 1 декабря - снова базовая часть на 26,5%. Эти параметры были не случайны, они рассчитывались таким образом, чтобы к концу года средний размер социальной (минимальной) пенсии достиг, наконец, уровня прожиточного минимума пенсионера. Однако жизнь внесла коррективы. С 1 апреля страховая часть была увеличена на 17,5 процента. Это стало возможно потому, что доходы Пенсионного фонда в 2008 году, несмотря на ухудшение в четвертом квартале, все-таки оказались более высокими, чем прогнозировалось. Оценки по дальнейшим индексациям также изменились - с учетом новых прогнозов по инфляции. Согласно антикризисной программе правительство старается, чтобы рост доходов пенсионеров в этом году перекрыл рост цен - по планам средняя социальная пенсия подрастет на 42,8 процента. Средний размер трудовой пенсии вырастет почти на 35 процентов, что существенно выше ожидаемого роста цен.

Увеличиваются и социальные пособия. Цель та же самая - поддержать тех, перед кем у государства есть обязательства: прежде всего инвалидов, семьи с маленькими детьми. С 1 января весь "детский" пакет был проиндексирован с увеличением на 8,5 процента. Теперь будет сделан перерасчет задним числом (с 1 января) - на 13 процентов. Закон вступит в силу в начале мая. Но в любом случае людям выдадут всю сумму, "недополученную" с начала года. Речь идет более чем о 3 млн женщин, получающих эти пособия. Кроме того, с 1 апреля индексируются на 13 процентов ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ) федеральным льготникам (инвалидам, Героям войны и труда). Вместе с апрельской пенсией будет выплачена ЕДВ исходя из прежнего размера повышения, то есть на 8,5 процента. А в мае уже будет выплачена полная сумма за май и разница за апрель. Был пересчитан и материнский капитал. Если с 1 января 2009года он составлял почти 300 тысяч рублей, то сейчас он вырастет на 12 с небольшим тысяч рублей и составит 312 162 рубля. Все выпадающие доходы социальных фондов, и это отражено в нашем законодательстве, компенсируются из федерального бюджета. То есть все социальные выплаты полностью защищены. В 2009 году на обеспечение сбалансированности Пенсионного фонда и обеспечения ряда выплат, осуществляемых им, планируется выделение 374 млрд рублей. В бюджет Фонда социального страхования будет направлено 21,7 млрд рублей. И в бюджет Фонда обязательного медицинского страхования -17,1 млрд рублей.

В федеральный бюджет закладывается создание страховочного механизма, который будет распространяться на все социальные фонды и социальные выплаты. Это означает, что если, например, инфляция окажется выше прогнозируемых сейчас 13 процентов, то для соответствующего повышения социальных выплат будет задействован специально предусмотренный резерв. Что касается лекарственного обеспечения, то здесь предусматривается два направления. Первое - это государственные закупки для больниц, для обеспечения больных по так называемым высокозатратным семи нозологиям (дословно - учение о болезнях), а также других льготников. Второе - это коммерческие продажи лекарств в аптеках. Что касается государственного сегмента, по семи нозологиям все конкурсы на первое полугодие 2009 года проведены. Цены никак не связаны с девальвацией курса рубля, потому что закупка была произведена еще по старым ценам. Сейчас согласовываются заявки с регионами на второе полугодие и неожиданностей ни с точки зрения объемов, ни с точки зрения объемов денежных средств не ожидается. С программой дополнительного лекарственного обеспечения ситуация более сложная. Закупки по ней проводят регионы, соответствующие денежные средства направляются из федерального бюджета. Трансферты эти увязаны с количеством людей, которые не отказались от социального пакета. В этом году перечисления регионам по сравнению с расчетными даже увеличились - было дополнительно выделено 12,2 млрд рублей прямо в январе. Закупки проведены. Но закупались лекарства в отдельных случаях дороже, иногда на 20-40 процентов, чем на федеральном уровне.

Все субъекты Российской Федерации приняли региональные программы по снижению напряженности на рынке труда. Таких программ 82. Уже сейчас запущены программы опережающего профессионального обучения для 173 тыс. работников, находящихся под риском увольнения. Около 1 млн. человек примут участие во временных и общественных работах. Около 60 тыс. человек получат поддержку при организации малого бизнеса и при самозанятости. На стабилизацию ситуации на рынке труда федеральный бюджет уже выделил 43,7 млрд. рублей. Принято решение об увеличении финансирования мероприятий по оказанию социальной поддержки безработных граждан и осуществлению активных программ содействия занятости безработных граждан еще на 34 млрд. рублей за счет федерального бюджета. Именно сейчас, в эти дни в стране проходит беспрецедентное по своим масштабам обсуждение проекта дополнительных антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год. В обсуждении участвует практически вся страна. Поступают конструктивные предложения от политических партий, объединений профсоюзов и работодателей, структур гражданского общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

__________________________ 

 http://www.minzdravsoc.ru 
 

Заключение 

Бедность значительной части населения на протяжении ряда лет продолжает оставаться одной из главных социальных угроз успешного развития общества. Экономические реформы, происходящие в нашей стране в течение последних лет, серьезно изменили социальную структуру общества. Произошло стремительное социальное расслоение, появились слои очень богатых и крайне бедных граждан. Подавляющее большинство людей лишились социальной защиты государства, и оказались перед необходимостью приспосабливаться к жизни в условиях рыночной нестабильности. В этих условиях появление большого количества бедных людей оказалось неизбежным. Неудовлетворение минимальных потребностей человека (семьи) считается бедностью. Неудовлетворение потребности может вести либо к изменению нормальной жизнедеятельности человека, либо к его гибели. В основе официально принятого в России метода измерения бедности лежит концепция абсолютной бедности, когда определяются минимальные потребности (нужды) и круг товаров и услуг, удовлетворяющих эти потребности (состав так называемой минимальной потребительской корзины). В октябре 1997г. был принят Федеральный Закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Согласно этому закону была утверждена новая концепция разработки прожиточного минимума с использованием нормативного метода расчета минимальной потребительской корзины. Данный закон сам по себе не вводит каких-либо новых социальных прав. Однако в нем закрепляется имеющий исключительно важное значение принцип взаимосвязи между размером минимальной заработной платой (а, следовательно, и пенсий по старости, стипендий, пособий и других социальных выплат) и величиной прожиточного минимума. Последняя является той основой, исходя из которой, устанавливается не только минимальная заработная плата, но и все социальные выплаты. Принятие в 2005 - 2009 гг. на правительственном уровне ряда нормативных актов, среди которых - «Методика исчисления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации», утвержденная постановлением Минтруда России и Госкомстата России в апреле 2008 г., означает практическую реализацию Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Применительно к методам измерения бедности в России это означает переход на новую методику исчисления данного социального норматива (в основе которой лежит нормативный метод) с получением новой, более высокой величины прожиточного минимума. Таким образом, 2008 г. оказался переломным с точки зрения применяемых подходов к количественному измерению бедности в рамках её абсолютной концепции. Особой проблемой для современной России является стремительная феминизация бедности, которая приводит к тому, что в бедности живут несовершеннолетние дети. Атмосфера жизни в бедности может отложить отпечаток на дальнейшую жизнь детей, способствовать дальнейшей трансляции. Одна из новых групп риска - семьи, в составе которых имеются безработные. Безработица в России - принципиально новое явление в социальной и экономической жизни общества, возникшее в начале 90-х гг. и данный фактор сильно влияет на изменение профиля бедности. Безработица представлена различными категориями населения. Наиболее уязвимыми остаются молодежь, женщины, лица пенсионного возраста, малоквалифицированные рабочие. Наряду с бедностью и нищетой (иногда именуемой глубокой бедностью) выделяют обездоленность. Обычно ими являются дети, инвалиды, безработные, пенсионеры, представители другой расы или нации, а также хронически бедные. Сегодня угроза обнищания нависла над вполне состоятельными социально-профессиональными слоями населения. Социальное дно, к которым относятся - нищие, бомжи, беспризорные дети, уличные проститутки, готово поглотить и уже поглощает крестьян, низкоквалифицированных рабочих, инженерно-технических работников, учителей, творческую интеллигенцию, ученых. Процесс массовой пауперизации мало зависит от воли людей. В обществе действует эффективный механизм всасывания человека на дно. Главными элементами этого механизма являются экономические реформы, криминальный мир и неспособное защитить своих граждан государство. Поэтому можно считать, что бедность - это не только минимальный доход, но особый образ жизни, передающиеся из поколения в поколение нормы поведения, стереотипы восприятия и психологии. Сложившаяся в стране модель бедности - это, прежде всего, результат низкого уровня доходов от занятости и, как следствие, через их налогообложение - низкого уровня социальных трансфертов. В этой связи феномен российской бедности можно определить, прежде всего, в терминах категорий «рыночной бедности» - бедности, связанной с местом (экономически активного) населения на рынке труда. В обществе может быть ликвидирована абсолютная бедность, но всегда сохранится относительная. Ведь неравенство - неизменный спутник сложных обществ. Таким образом, относительная бедность сохраняется даже тогда, когда жизненные стандарты всех слоев общества повысились. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Проблема бедности в РФ