Проблема безработицы в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 22:10, курсовая работа

Описание

Одними из наиболее острых проблем современной экономики Республики Казахстан являются масштабы безработицы, низкий уровень жизни населения и распространение бедности - вопросы, теоретическое и практическое обсуждение которых было предпринято в рамках научного круглого стола, организованного под руководством ректора Казахского Государственного Университета им. аль-Фараби, доктора экономических наук, профессора Нарибаева Купжасара Нарибаевича, с участием специалистов Агентства РК по статистике, Казахского научно-исследовательского института труда, общественного фонда "Алматинский фонд содействия занятости", а также Немецкого общества по техническому сотрудничеству.

Работа состоит из  1 файл

ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ И БЕДНОСТИ В КАЗАХСТАНЕ И ПОИСК МЕХАНИЗМОВ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ.doc

— 74.00 Кб (Скачать документ)

По словам немецкого  специалиста, на региональном уровне такая  служба должна иметь областные управления занятости, а в городах и районах -городские и районные управления занятости, выделенные из состава управлений труда, занятости и социальной защиты населения, -практика, которая наблюдается в настоящее время в Казахстане лишь в указанных трех регионах. Считается, что компетенция подобной структуры позволит более четко осуществлять функции статистики и анализа состояния рынка труда, организации общественных работ, организации по обучению и переобучению безработных граждан, содействия развитию предпринимательства, социальной защиты безработных.

Обращают на себя внимание и такие положения зарубежного эксперта, что необходимо четко разграничить экономическую политику государства, политику занятости и политику рынка труда. Суть такова, что экономическую политику государства должно провозглашать правительство, а реализовывать Министерство финансов и Министерство экономики, тогда как политику в области занятости, направленную на создание новых и сохранение действующих рабочих мест, определяют все указанные органы, включая отраслевые министерства и ведомства. Что касается политики рынка труда, которая призвана обеспечивать равновесие спроса и предложения рабочей силы и способствовать (через проведение активных мер социальной защиты безработных граждан) созданию новых рабочих мест, то здесь и должна проявиться компетенция и ответственность Министерства труда и региональных служб занятости.

Если связать  рассмотренные положения с признаками и последствиями "полного развала" системы занятости, о котором  и было сделано заявление министра труда и социальной защиты, можно прийти к следующим неоднозначным выводам.

С одной стороны, государство фактически признало, что  с 1999 года ни один из его органов  не попытался взять на себя встречные  обязательства по контролю за процессами трудоустройства в регионах, через  местные бюджеты которых (с апреля 1999 года) и должны были финансироваться программы по борьбе с безработицей, а также организация общественных работ.

С другой стороны, готово ли государство, передав ответственность  местным органам власти, снова  взяться за создание государственной структуры, эффективность которой, даже в силу объективных причин (из-за экономических процессов производства с низким спросом на труд), не была доказана во времена существования Государственного фонда занятости и системы страхования от безработицы, означавшей минимальные материальные гарантии потерявшим работу гражданам? К тому же всем известно, что в соответствии с прошлогодними кардинальными изменениями в Закон РК "О занятости населения" институт пособий по безработице плавно превратился в "оказание материальной помощи", а затем в "оказание материальной помощи безработным из числа малообеспеченных семей" (3).

Конечно, в силу рассмотренных тенденций мы не можем  утверждать, что Казахстан, за чертой бедности которого, по официальным  данным, находится примерно треть населения граждан, заимствует опыт западных стран, а особенно богатой Европы, которая, по меткому выражению лауреата Нобелевской премии Джеймса Тобина, устала "откупаться от хронических безработных высокими социальными пособиями" (4).

Разочаровавшись в пассивных мерах по выплате  солидных денежных пособий, порождающих  массовые случаи иждивенчества и  спекуляций, правительства этих стран  стараются проводить так называемые программы активизации, "методом  кнута и пряника" заставляющие безработного искать рабочее место. Любопытно, что одним из ее элементов в европейских странах, одержимых к тому же идеей оптимизации структуры расходов бюджета на содержание госаппарата и вовлечением в систему рынка труда новых участников, считается постепенная отмена монополии государственной службы занятости на трудоустройство потерявшего работу человека: такое право получают частные службы, руководствуясь Конвенцией № 96, принятой Международной организацией труда (5).

Проведение подобных аналогий позволяет различать действительно рыночные направления регулирования социально-трудовых отношений от хаотических процессов, наблюдаемых в социальной сфере Казахстана, К примеру, главой инвестиционной группы ACME Жанар Султанбековой, занимавшейся разработкой проекта социального агентства по найму для г. Алматы несколько лет назад, в ходе круглого стола было замечено, что менеджмент в сфере рынка труда должен быть "рыночным по сути, так как на нем обращается товар, имеющий свои позиции - это труд человека, нуждающийся в продвижении, развитии, инвестировании.

Например, частные  рекрутинговые агентства, в незначительном объеме представленные на казахстанском  рынке труда, обслуживают лишь элитную  часть работников, когда остальная, серая часть рынка труда не находится под управлением даже государства. А ведь вопрос заключается в том, насколько государство способно запустить самоорганизующуюся, но законодательно регулируемую и контролируемую систему в сфере занятости и трудовых отношений, в которой должно быть задействовано максимальное количество участников. Это касается не только традиционных профсоюзов, но и новых институциональных инвесторов -пассивных пока накопительных пенсионных фондов и не созданных в республике накопительных страховых организаций, от которых граждане, не уповая на помощь государства, и должны ожидать отдачи на заработанный в течение трудовой жизни капитал".

Действительно, даже наблюдая за состоянием профсоюзного движения Республики Казахстан, приходится констатировать, что в нашей стране не заметно явной заинтересованности развивать идею социального партнерства. Так, например, директором Казахского научно-исследовательского института труда Серикжаном Берешсвым было отмечено, что несмотря на существование указа президента "О социальном партнерстве в области социально-экономических и трудовых отношений", а также принятого еще восемь лет назад Закона РК "О коллективных договорах", законодательно оформивших создание четырехуровневой системы социального партнерства (в рамках Генерального соглашения, отраслевых, региональных и коллективных договоров), вся эта система не нашла отражения в новом Законе "О труде". По мнению ученого, он ограничивает сферу трудовых отношений только коллективными и индивидуальными договорами.

Сегодня, когда  вносятся изменения и закон "О занятости населения", а также разрабатывается правовая основа "адресной социальной помощи малообеспеченным гражданам", становится все более очевидным следующее. Уровни масштабной безработицы и бедности казахстанцев, действительно, противопоставленных один на один в качестве работников и работодателей в рамках нового слишком рыночного закона "О труде", "закладываются" с того, что в республике пока не приходится говорить о "помощи" государства в реальном снижении затрат работодателей и повышении их маневренности на рынке труда, стимулах к инвестициям в человеческий капитал и прозрачности трудовых отношений.

Например, в изменениях проекта Закона "О занятости  населения" фигурируют такие положения, которые можно объединить под  шапкой "ликвидация обязанностей работодателя". В ходе круглого стола, куда были приглашены члены рабочей группы по разработке нового законопроекта, подчеркивалось, что предстоит освобождение работодателей от необходимости давать вакансии в службу занятости в трехдневный срок со дня появления вакансии; создавать специализированные рабочие места и принимать социально незащищенных граждан (инвалидов 3 группы, женщин с малолетними детьми, бывших заключенных, лиц предпенсионного возраста и т.д.), а точнее принимать их на квотируемые рабочие места, которые должны устанавливаться пока решением местной администрации и административно доводиться до предприятий. Считается, что такие нерыночные решения просто теряют смысл, если государство не может дать взамен никаких налоговых послаблений работодателям и других льгот для развития бизнеса.

Однако вряд ли эти административные меры можно  назвать реальной нагрузкой на работодателей, для которых новый закон "О  труде" предусмотрел перенос тяжести  многих бывших государственных гарантий (по беременности, родам, временной нетрудоспособности и т.д.), разрешив при заполнении налоговых деклараций относить эти расходы на затраты лишь в пределах 1,5% от фонда оплаты труда. Несмотря на то, что такой процент финансовых ресурсов, так или иначе, поступал в Фонд государственного социального страхования в виде страховых взносов работодателей, уместно подчеркнуть характер действия социального налога (объединившего с января 1999 года все платежи во внебюджетные фонды* * * ), взимаемого с фонда оплаты труда. Причем в течение прошлого года ставка этого налогового платежа поднялась с 21% до 26% от ФОТ, постепенно перекрывая все стимулы к его расширению не только за счет повышения номинальной заработной платы, но и, что самое важное, за счет увеличения количества занятых в экономике.

Принципиальная  позиция в обсуждении проблем  безработицы и бедности, рассмотренных  в ходе круглого стола, заключается  в том, что государство должно стремиться к реализации комплексной  экономической политики, где необходимо доказывать известный постулат, высказанный еще немецким реформатором Людвигом Эрхардом. Напомним, что в его труде послевоенных лет "Благосостояние для всех" красной нитью проходит основная мысль, что социальная политика -функция действительно не государства, а экономики, где государственное регулирование подразумевает не пассивную социальную защиту, а формирование условий для развития полноценного рынка.

* * *

The article "Problems of unemployment and poverty of Kazakstan and search for mechanisms of their decision" of post-graduated students of "Management" chair of the Kazakh State National University named after al-Farabi Asel Nusupova and Asem Nusupova is based on data ofscienific round table under the head of rector of the Kazakh State National University named after al-Farabi, Academician, Doctor of Economics, Professor Naribaev K.N. It is dedicated to analysis of modem trends of social-economical sphere of the republic of Kazakhstan and search for decision of unemployment problem, law level of life and poverty, that are observed in Kazakhstan at present time.

/. Заявление правительства и Национального байка Республики Казахстан об основных направлениях социально-экономической политики и прогнозе экономических результатов на 2000 год//Казахстанская правда, 2000. 11 февраля. С. 1-2.

1. Там же.

2. "Деловая  неделя" от 21 апреля 2000 г. // Информация КазААГ.

3. См. изменения и  дополнения от S апреля 1999 года в Закон  РК "О занятости  населения" от 30 декабря 1998 года // Экономика и предпринимательство  в Республике Казахстан:  правовая база, картотека, 1999. №10. С. 10.

4. Тобин Дж. Глобальная  экономика: кто  у руля? // Проблемы  теории и практики  управления, 1999. №1. С.48.

5. См., например, Вишневская  Н. Государство  на рынке труда  - изменение стратегии  // Мировая экономика  и международные отношения, 1997.   
 

Информация о работе Проблема безработицы в Республике Казахстан