Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 15:33, курсовая работа
Целью исследования данной работы является рассмотрение теоретических основ рынка труда и занятости населения, а так же анализ состояния российского рынка труда в современных условиях.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты сущности, структуры и функций рынка труда, его специфику и особенности на современном этапе;
2. Выявить проблемы на Российском рынке труда;
ВВЕДЕНИЕ
1. РЫНОК ТРУДА
1.1 Рынок труда и его особенности
1.2 Роль рынка труда
1.3 Регулирование рынка труда
1.4 Роль государственных служб занятости на современном рынке труда в России
2. ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
2.1 Занятость в системе рыночных отношений
2.2 Основные задачи государственного регулирования занятости
2.3 Причины и формы безработицы
3. АНАЛИЗ РЫНКА ТРУДА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
3.1 Состояние уровня занятости и безработицы в условиях кризиса
3.2 Перспективы и пути развития российского рынка труда
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Численность экономически активного населения к концу июля 2003 г. составила, по оценке, 72,7 млн.человек, или около 49% от общей численности населения страны, в их числе 64,4 млн.человек, или 88,5% экономически активного населения заняты в экономике и 8,3 млн.человек (11,5%) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные). Официально зарегистрированы в органах службы занятости в качестве безработных 1,8 млн. человек, или 2,4% экономически активного населения.
Уровень безработицы в России достиг к концу 2002 года рекордно высокой отметки, составив 12,4% от численности экономически активного населения. В 2003 Госкомстат России оценивал уровень безработицы в стране в размере 11,8% от численности экономически активного населения (рабочей силы). В 2003 общая численность безработных, активно ищущих работу любыми способами (по объявлениям, через знакомых, через биржу труда) и готовых к ней приступить, составила в России 8 млн. 956 тыс. За год она выросла на 0,3% (против 8 млн. 930 тыс. человек). [8]
Уровень безработицы в 2004-2006
годах показывает, что существенных
изменений в структуре
Знание рынка труда
требует внимательного и
Наконец, необходимо заметить, что проблема занятости и безработицы неразрывно связана с происходящими структурными сдвигами в национальной экономике и мировом хозяйстве, демографическими и культурно-просветительными и другими процессами, а также имеющими место деформациями и инерционностью рынка труда.
С проблемами труда, трудовых отношений, оплаты труда и его производительности соседствует не менее важная проблема занятости населения, под которой понимается мера вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде, обеспечения рабочими местами. Осуществление определенной политики занятости, создание условий для рациональной занятости представляет задачу, возникающую как в рыночной, так и в нерыночной экономике. Однако пути и способы решения этой задачи и даже ее постановка несколько различаются.[10]
Содержание термина «занятость»
Кроме того, под занятостью
как экономической категорией следует
понимать совокупность социально-экономических
отношений в обществе, обеспечивающих
возможности приложения труда в
различных сферах хозяйственной
деятельности и выполняющих функцию
связующего звена в воспроизводстве
рабочей силы на всех уровнях организации
общественного труда и
Пропорции распределения
занятых изменились в пользу тех
отраслей, деловая активность в которых
возросла в связи с рыночными
преобразованиями: торговли и общественного
питания, материально-технического снабжения
и торгового посредничества, кредитования,
финансов и страхования. Россия по отраслевой
структуре занятости все больше
становится похожей на страны с экономикой,
переходной к развитому рыночному
хозяйству (Венгрия, Польша, Республика
Корея). По показателям доли безработных
в общей численности
Видимые метаморфозы занятости
отражали перемены в характере и
содержании «непосредственно общественного
труда». Из коллективно-принудительной
деятельности по производству плановой
продукции и услуг заданного
количества и ассортимента он становится
способом существования экономически
не зависимых
2.2 Основные задачи
Можно выделить следующие основные задачи, стоящие перед государством на рынке труда.
Во-первых, достижение такого
соотношения между спросом и
предложением труда, а также его
активной и резервной частями, при
котором, с одной стороны, обеспечивается
необходимый уровень жизни
Во-вторых, формирование оптимальной
профессионально-отраслевой, квалифицированно
- образовательной и
В-третьих, необходимость интеграции России в международную систему разделения труда, что предполагает активную международную конкуренцию в сфере производства, науки и техники, организации управления.
Государство на рынке труда
должно осуществлять систему мер
целенаправленного воздействия
на количественные и качественные аспекты
развития и потребления работников,
достижение большего соответствия их
профессиональной подготовки современному
уровню производства. Кроме того, в
настоящее время появились
Согласно российскому
закону о занятости, государственная
политика занятости заключается
в содействии полной, продуктивной
и свободно избранной занятости
путём обеспечения
Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральные, территориальные и местные (городские, районные) программы.
В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должно стать сохранение и до известных пределов повышение уровня занятости населения, одновременно не блокируя высвобождение лишней рабочей силы с предприятий.
В "Федеральной целевой
программе содействия занятости
населения РФ на 1998-2000 год" предусмотрена
необходимость обеспечения в
ближайшей перспективе
Государственное регулирование
рынка труда целесообразно
На макроуровне высшие органы законодательной и исполнительной власти призваны решать следующие основные задачи:
1. Согласование финансово - кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономических политик с системой целей регулирования рынка труда. К этой задаче относятся вопросы принятия решений о государственных заказах и закупках продукции, в первую очередь оборонного, инфраструктурного, экологического и социального назначения, о государственных инвестиционных программах, дотациях, субвенциях, кредитах и налоговых льготах, направленных на поддержание и развитие производства в приоритетных отраслях. Особая задача - регулирование внешнеэкономических связей в интересах занятости.
2.Согласование социальной,
демографической, миграционной
3. Политика трудоустройства
и социальной поддержки
В основе государственной
системы занятости лежит сеть
служб и фондов занятости различных
уровней. На федеральном уровне - это
Государственный Фонд занятости
населения (ГФЗН), в каждом из субъектов
Федерации существуют региональные
или республиканские фонды и
службы занятости, а в городах
и населенных пунктах, а также
в крупных сельских пунктах существую
местные службы занятости. Структурные
подразделения федеральной
Органы службы занятости
на безвозмездной основе предоставляют
органам государственной
Службы занятости имеют право запрашивать на безвозмездной основе у органов исполнительной власти, у предприятий, организаций, учреждений все сведения, необходимые для разработки программ занятости.
Органы служб занятости
на основе прогнозов экономического
развития с участием работодателей
и представителей трудящихся разрабатывают
программы занятости, которые после
согласования утверждаются представителями
соответствующих органов
Взаимодействие служб занятости с предприятиями - работодателями, работниками или их представителями - строится на принципах социального партнерства.
Служба занятости наделена широким кругом прав и обязанностей:
1. анализировать и
2. вести учет свободных
рабочих мест и граждан,
3. информировать обращающихся работников и работодателей о возможности получения работы и обеспечения рабочей силы;
4. оказывать гражданам помощь в подборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;
5. организовывать
6. оказывать услуги в
профессиональной ориентации и
трудоустройстве,
7. регистрировать безработных и оказывать им помощь в пределах своей компетенции;
8. разрабатывать республиканские
и региональные программы
9. подготавливать предложения
об использовании труда
10. оплачивать стоимость профессиональной подготовки и переподготовки, если трудоустройство требует получение новой профессии, также выплачивается стипендия за период учебы;
11. выдавать, в соответствии
с законом, пособие по