Проблема формирования рынка труда и регулирования его деятельности в современных российских условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 15:33, курсовая работа

Описание

Целью исследования данной работы является рассмотрение теоретических основ рынка труда и занятости населения, а так же анализ состояния российского рынка труда в современных условиях.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты сущности, структуры и функций рынка труда, его специфику и особенности на современном этапе;
2. Выявить проблемы на Российском рынке труда;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. РЫНОК ТРУДА
1.1 Рынок труда и его особенности
1.2 Роль рынка труда
1.3 Регулирование рынка труда
1.4 Роль государственных служб занятости на современном рынке труда в России
2. ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
2.1 Занятость в системе рыночных отношений
2.2 Основные задачи государственного регулирования занятости
2.3 Причины и формы безработицы
3. АНАЛИЗ РЫНКА ТРУДА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
3.1 Состояние уровня занятости и безработицы в условиях кризиса
3.2 Перспективы и пути развития российского рынка труда
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

Проблема формирования рынка труда и регулирования его деятельности в современных российских условиях.docx

— 107.17 Кб (Скачать документ)

Численность экономически активного  населения к концу июля 2003 г. составила, по оценке, 72,7 млн.человек, или около 49% от общей численности населения страны, в их числе 64,4 млн.человек, или 88,5% экономически активного населения заняты в экономике и 8,3 млн.человек (11,5%) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные). Официально зарегистрированы в органах службы занятости в качестве безработных 1,8 млн. человек, или 2,4% экономически активного населения.

Уровень безработицы в  России достиг к концу 2002 года рекордно высокой отметки, составив 12,4% от численности  экономически активного населения. В 2003 Госкомстат России оценивал уровень  безработицы в стране в размере 11,8% от численности экономически активного  населения (рабочей силы). В 2003 общая  численность безработных, активно  ищущих работу любыми способами (по объявлениям, через знакомых, через биржу труда) и готовых к ней приступить, составила в России 8 млн. 956 тыс. За год она выросла на 0,3% (против 8 млн. 930 тыс. человек). [8]

Уровень безработицы в 2004-2006 годах показывает, что существенных изменений в структуре безработицы  нет. По сравнению с 2003 годом наблюдается  улучшение обстановки на рынке труда. Однако официальные данные центра занятости  нельзя считать абсолютно объективными, так как большая часть незанятого населения предпочитает не обращаться в центры занятости по вопросам трудоустройства.[9]

Знание рынка труда  требует внимательного и тщательного  изучения структурных сдвигов в  трудовой деятельности, обусловленных  тенденциями развития НТП и изменениями  в общественном разделении труда. Данные процессы находят сове проявление в  быстрой смене видов трудовой деятельности. В настоящее время  в индустриально развитых странах  мира примерно 70% видов трудовой деятельности относятся к тем из них, которых  вообще не существовало в начале века. Другими факторами, оказывающими существенное воздействие на рынок труда, является с одной стороны, удлинение периода  трудовой деятельности человека примерно в два раза, с другой – более  позднее вступление в трудовую деятельность (с 16, 18 и даже 21 года), обусловленное  увеличившимися сроками обучения и  профессиональной подготовки. При этом, если раньше человеку приобретенной специальности хватало на всю оставшуюся жизнь, то в настоящее время он вынужден будет переходить к новой специальности не менее 2-3 раз в течение своей трудовой деятельности.

Наконец, необходимо заметить, что проблема занятости и безработицы  неразрывно связана с происходящими  структурными сдвигами в национальной экономике и мировом хозяйстве, демографическими и культурно-просветительными и другими процессами, а также  имеющими место деформациями и инерционностью рынка труда.

С проблемами труда, трудовых отношений, оплаты труда и его  производительности соседствует не менее важная проблема занятости  населения, под которой понимается мера вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде, обеспечения  рабочими местами. Осуществление определенной политики занятости, создание условий  для рациональной занятости представляет задачу, возникающую как в рыночной, так и в нерыночной экономике. Однако пути и способы решения  этой задачи и даже ее постановка несколько  различаются.[10]

Содержание термина «занятость»  включает в себя как потребность  людей в различных видах общественно  полезной деятельности, так и степень  удовлетворения этой потребности. Следовательно, проблемы занятости населения не совпадают с проблемами безработицы, так как необходимо учитывать  особенности занятости различных  социально-демографических групп  населения, мотивацию труда работников, изменения в структуре трудовых ресурсов и другие факторы. Целью  обеспечения полной и продуктивной занятости является достижение роста  эффективности труда, формирование структуры занятости в соответствии с потребностями совершенствования  отраслевой и региональной структуры  производства, учет социально-демографических  факторов.

Кроме того, под занятостью как экономической категорией следует  понимать совокупность социально-экономических  отношений в обществе, обеспечивающих возможности приложения труда в  различных сферах хозяйственной  деятельности и выполняющих функцию  связующего звена в воспроизводстве  рабочей силы на всех уровнях организации  общественного труда и производства.[11]

Пропорции распределения  занятых изменились в пользу тех  отраслей, деловая активность в которых  возросла в связи с рыночными  преобразованиями: торговли и общественного  питания, материально-технического снабжения  и торгового посредничества, кредитования, финансов и страхования. Россия по отраслевой структуре занятости все больше становится похожей на страны с экономикой, переходной к развитому рыночному  хозяйству (Венгрия, Польша, Республика Корея). По показателям доли безработных  в общей численности экономически активного населения наша страна практически догнала Великобританию, Германию, Нидерланды, Швецию.

Видимые метаморфозы занятости  отражали перемены в характере и  содержании «непосредственно общественного  труда». Из коллективно-принудительной деятельности по производству плановой продукции и услуг заданного  количества и ассортимента он становится способом существования экономически не зависимых товаропроизводителей. На смену общественному и коллективному приходит частный индивидуальный труд[12].

2.2 Основные задачи государственного  регулирования занятости

Можно выделить следующие  основные задачи, стоящие перед государством на рынке труда.

Во-первых, достижение такого соотношения между спросом и  предложением труда, а также его  активной и резервной частями, при  котором, с одной стороны, обеспечивается необходимый уровень жизни основной массы населения, а с другой - сохраняются  эффективные стимулы к труду.

Во-вторых, формирование оптимальной  профессионально-отраслевой, квалифицированно - образовательной и географической мобильности трудовых ресурсов, что  создает предпосылки для повышения  эффективности всей рыночной экономики.

В-третьих, необходимость  интеграции России в международную  систему разделения труда, что предполагает активную международную конкуренцию  в сфере производства, науки и  техники, организации управления.

Государство на рынке труда  должно осуществлять систему мер  целенаправленного воздействия  на количественные и качественные аспекты  развития и потребления работников, достижение большего соответствия их профессиональной подготовки современному уровню производства. Кроме того, в  настоящее время появились новые  противоречия, такие как противоречия между достигнутым уровнем образования и квалификации основной массы работников и невозможностью их применения в условиях экономического спада, изменение статуса от "полностью и всегда занятого" до "возможно безработного", возросла конкуренция между отдельными группами трудоспособных по полу и возрасту, положению в иерархической системе российского общества.[13]

Согласно российскому  закону о занятости, государственная  политика занятости заключается  в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости  путём обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождающихся граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения  эффективности государственной  службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда[14].

Формой реализации государственной  политики занятости на всех уровнях  управления являются федеральные, территориальные  и местные (городские, районные) программы.

В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости  в российском обществе должно стать  сохранение и до известных пределов повышение уровня занятости населения, одновременно не блокируя высвобождение  лишней рабочей силы с предприятий.

В "Федеральной целевой  программе содействия занятости  населения РФ на 1998-2000 год" предусмотрена  необходимость обеспечения в  ближайшей перспективе взвешенности в политике занятости с тем, чтобы, с одной стороны, не допустить  массовой безработицы, а с другой, - не препятствовать высвобождению  излишней рабочей силы в связи  со структурной перестройкой экономики[15].

Государственное регулирование  рынка труда целесообразно рассматривать  как многоуровневый процесс. В обобщённом виде иерархию процесса можно представить  в виде трёх уровней: макроуровня, регионального уровня и микроуровня.

На макроуровне высшие органы законодательной и исполнительной власти призваны решать следующие основные задачи:

1. Согласование финансово - кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономических политик с системой целей регулирования рынка труда. К этой задаче относятся вопросы принятия решений о государственных заказах и закупках продукции, в первую очередь оборонного, инфраструктурного, экологического и социального назначения, о государственных инвестиционных программах, дотациях, субвенциях, кредитах и налоговых льготах, направленных на поддержание и развитие производства в приоритетных отраслях. Особая задача - регулирование внешнеэкономических связей в интересах занятости.

2.Согласование социальной, демографической, миграционной политик  с целями и приоритетами регулирования  рынка труда. В число задач  этого блока входят минимизация  оттока квалифицированных кадров  за рубеж, ограничение нежелательных  и нелегальных форм иммиграции, содействие занятости зарегистрированных  беженцев и вынужденных переселенцев, регулирование доходов, рассматриваемых  в данном контексте как цена  труда.

3. Политика трудоустройства  и социальной поддержки незанятого  населения. В число задач данного  блока входят организационное  развитие Министерства труда  и социального развития, в том  числе службы занятости и других  структур. Основой данного блока  является политика Министерства  труда и социального развития (службы занятости) на рынке  труда. 

В основе государственной  системы занятости лежит сеть служб и фондов занятости различных  уровней. На федеральном уровне - это  Государственный Фонд занятости  населения (ГФЗН), в каждом из субъектов  Федерации существуют региональные или республиканские фонды и  службы занятости, а в городах  и населенных пунктах, а также  в крупных сельских пунктах существую  местные службы занятости. Структурные  подразделения федеральной службы занятости подчиняются соответствующим  вышестоящим органам и органам  исполнительной власти. Функции, права, обязанности службы занятости нацелены на проведение мероприятий по ее увеличению[16].

Органы службы занятости  на безвозмездной основе предоставляют  органам государственной статистики, налоговым органам и получают от них сведения, необходимые для  выполнения своих функций.

Службы занятости имеют  право запрашивать на безвозмездной  основе у органов исполнительной власти, у предприятий, организаций, учреждений все сведения, необходимые  для разработки программ занятости.

Органы служб занятости  на основе прогнозов экономического развития с участием работодателей  и представителей трудящихся разрабатывают  программы занятости, которые после  согласования утверждаются представителями  соответствующих органов власти. Органы исполнительной и представительной власти вместе со службами занятости  контролируют реализацию принятых программ.

Взаимодействие служб  занятости с предприятиями - работодателями, работниками или их представителями - строится на принципах социального  партнерства.

Служба занятости наделена широким кругом прав и обязанностей:

1. анализировать и прогнозировать  состояние рынка труда;

2. вести учет свободных  рабочих мест и граждан, обращающихся  по вопросам трудоустройства;

3. информировать обращающихся  работников и работодателей о  возможности получения работы  и обеспечения рабочей силы;

4. оказывать гражданам  помощь в подборе подходящей  работы, а работодателям - в подборе  необходимых работников;

5. организовывать профессиональную  подготовку, переподготовку и повышение  квалификации граждан в учебных  заведениях службы занятости  и других учебных заведениях;

6. оказывать услуги в  профессиональной ориентации и  трудоустройстве, высвобождаемым  работником и другим категориям  населения;

7. регистрировать безработных  и оказывать им помощь в  пределах своей компетенции;

8. разрабатывать республиканские  и региональные программы занятости;

9. подготавливать предложения  об использовании труда иностранных  работников, привлекаемых на основе  межправительственных соглашений;

10. оплачивать стоимость профессиональной подготовки и переподготовки, если трудоустройство требует получение новой профессии, также выплачивается стипендия за период учебы;

11. выдавать, в соответствии  с законом, пособие по безработице,  устанавливать к ним надбавки  с учетом иждивенцев и других  обстоятельств;

Информация о работе Проблема формирования рынка труда и регулирования его деятельности в современных российских условиях