Проблема монополий в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 10:19, контрольная работа

Описание

Целью данной работы является изучение поведения фирмы в условиях чистой монополии. Для всестороннего и детального рассмотрения этой темы необходимо иметь представление о том, каковы основные причины возникновения монополий, каковы особенности ценообразования в условиях чистой монополии и как монополизм влияет на экономику.
Проблема монополий в экономике является одной из основных для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ МОНОПОЛИИ 4
2. УСЛОВИЯ МАКСИМИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ МОНОПОЛИСТОМ 6
3. МОНОПОЛЬНАЯ ЦЕНА И ДИСКРИМИНАЦИЯ ЦЕН 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 14

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа готовая.docx

— 39.08 Кб (Скачать документ)

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1 СУЩНОСТЬ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ МОНОПОЛИИ 4

2. УСЛОВИЯ МАКСИМИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ МОНОПОЛИСТОМ 6

3. МОНОПОЛЬНАЯ ЦЕНА И ДИСКРИМИНАЦИЯ ЦЕН 9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 14

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В конце XIX столетия рынок чуть ли не впервые за свою многовековую историю развития столкнулся со сложными проблемами. Возникла реальная угроза для функционирования конкуренции  — этого необходимого атрибута рынка. На пути конкуренции возникли существенные препятствия в виде монополистических образований в экономике.

Без принятия твердых и последовательных мер  против монополизма нельзя надеяться  на успех экономической реформы  и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит  от взвешенной, выверенной системы  регулирования государством монопольных  процессов и конкурентных отношений. Особенно важной становится проблема демонополизации экономики и  недопущения усиления роли уже действующих  на рынке монополий.

Целью данной работы является изучение поведения фирмы в условиях чистой монополии. Для всестороннего и детального рассмотрения этой темы необходимо иметь представление о том, каковы основные причины возникновения монополий, каковы особенности ценообразования в условиях чистой монополии и как монополизм влияет на экономику.

Проблема  монополий в экономике является одной из основных для любого государства, независимо от того, рыночная ли это  экономика или же распределительная.

 

1 СУЩНОСТЬ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ МОНОПОЛИИ

 

Cуть монополии передана самим словом «монополия». По-гречески «моно» - один, «полео» - продаю. Это означает, что монополия характеризует ситуацию наличия на рынке одного продавца. Здесь в силу тех или иных причин продавец обладает исключительным правом продажи какого-либо товара на рынке.

Наличие такого права дает ему возможность диктовать  свои условия на рынке, прежде всего  в области ценообразования. Цена устанавливается выше стоимости  не потому, что существует повышенный спрос на товар, а потому, что товар  находится в руках одного продавца, который в состоянии определять предложение товара, а через него и цену. Такая цена предстает как  монопольно высокая.

Установление  цены выше стоимости из-за монопольного положения продавца на рынке означает получение продавцом монопольной  прибыли как разницы между  монопольно высокой ценой и стоимостью товара. Возможность получения такой  прибыли и побуждает крупные  компании к установлению своей монополии  на рынке, дающей право на исключительную продажу товара.

Процессы  монополизации происходят до сих  пор. В результате к настоящему времени  половина мирового производства сосредоточена  в руках примерно 1 тыс. крупных компаний, что свидетельствует о чрезвычайно высокой степени концентрации производства.

Мы  видим, что важнейшим фактором возникновения  монополии является конкуренция. Она  ведет к концентрации и централизации  производства и образованию на этой основе монополий.

В некоторых отраслях существование  монополии может быть обусловлено отраслевой спецификой. В этом случае говорят о наличии в них естественных монополий. Кроме того, монополия может быть рождена системой патентования, согласно которой закрепляется право единоличного использования какого-либо изобретения, авторской идеи в течение определенного срока. Так что тот, кто производит и продает запатентованную продукцию, предстает как монополист.

Монополия может возникнуть и в результате использования какого-то уникального фактора производства, которого нет у других товаропроизводителей.

Здесь мы видим, что в принципе монополистом может стать любой товаропроизводитель, который производит уникальный товар, непохожий на другие товары. Если талант человека проявляется в способности создавать оригинальные вещи или идеи, то талантливый человек может тоже быть монополистом.

 Виды монополии:

- естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна;

- административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции;

- экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

Итак, можем обобщить вышесказанное: под монополией нужно понимать рыночную структуру, отвечающим следующим условиям:

  1. Выпуск товара всей отраслью контролируется лишь одним продавцом.
  2. Производимый монополией товар является особым в своем роде и не имеет близких, родственных заменителей.

Монополия закрыта  для входа в отрасль новых  фирм

2. УСЛОВИЯ МАКСИМИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ МОНОПОЛИСТОМ

 

Монополия представляет собой такую  рыночную структуру, при которой  на рынке действует единственная фирма-продавец какого-либо товара. В силу того, что фирма-монополист контролирует рынок целиком, остаточный спрос на ее продукцию относительно неэластичен. Монополист является ценополучателем - объем его продаж оказывает влияние на цену, по которой этот объем может быть продан. Рассмотрим проблему максимизации прибыли для монополиста. Чем большее количество товара монополист хочет продать, тем ниже должна быть цена единицы товара. В силу действия закона спроса, предельная выручка - повышение выручки при увеличении объема продаж на единицу - сокращается по мере роста продаж. Чтобы совокупная выручка монополиста при этом не уменьшалась, снижение цены (то есть потери монополиста на каждой дополнительной единице продаваемого товара) должно компенсироваться большим процентным увеличением объема продаж. Следовательно, монополисту целесообразно проводить свои операции в эластичной части спроса.

По  мере роста выпуска растут (или, по крайней мере, неизменны) предельные издержки монополиста. Фирма будет расширять выпуск до тех пор, пока дополнительная выручка от продажи дополнительной единицы товара превышает или, по крайней мере, не меньше дополнительных издержек, связанных с ее производством, поскольку, когда издержки производства дополнительной единицы выпуска превышают дополнительную выручку, монополист терпит убытки.

Формализуем сказанное. Пусть π - прибыль монополиста ( π = TR-TC, где TR -совокупная выручка монополиста, ТС - его общие издержки). И выручка, и объем затрат зависят от количества произведенной и проданной продукции. Следовательно, прибыль является функцией количества π = f(Q). Условия максимизации прибыли:

Первое  условие: MR = MC, где MR – предельная выручка, MR = ΔTR/ΔQ и MC – предельные издержки, MC = ΔTC/ΔQ.

Второе  условие: ΔMR/ΔQ = ΔMC/ΔQ.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1 Максимизация прибыли

 

Прибыль максимальна, если при равенстве предельной выручки  предельным издержкам предельная выручка  с увеличением выпуска сокращается  в большей степени, чем предельные издержки. В условиях максимизации прибыли монополистом предельные издержки, в отличие от модели рынка совершенной  конкуренции, могут убывать. Монополист может, максимизируя прибыль, отказаться от повышения выпуска, даже если предельные и средние издержки производства снижаются.

Найдем цену, которую установит монополист, максимизирующий  прибыль. Для этого покажем зависимость  предельной выручки от цены:

 

MR=Q*(ΔP/ΔQ)+P                                                                                     (1)

 

Помножив  первое слагаемое на Р/Р и Q/Q, поскольку ΔQ/ ΔP * P/Q = Ed, где Ed - ценовая эластичность спроса, полученное выражение можно переписать в виде:  MR = P (1+1/ Ed)

Из условия  максимума прибыли следует, что  цена монополиста и предельные издержки производства связаны зависимостью:

 

P=MC/(1+1/Ed);                                                                                           (2)

 

Поскольку Ed < -1 (спрос эластичен), цена монополиста  всегда будет больше его предельных издержек. Процентное превышение цены над предельными издержками, как  мы знаем, отражает уровень монопольной  власти.

Означает  ли это, что монополист не может нести  убытков? Будет ли монополист иметь  прибыль или нести убытки, зависит  от соотношения максимальной готовности покупателей платить и средних  издержек производства при оптимальном  объеме выпуска (когда выполняется  условие MR = МС). Если средние издержки фирмы при выпуске Qm выше цены спроса, то, несмотря на то, что монополист выпускает оптимальный объем продукции и назначает цену выше предельных издержек, его прибыль отрицательна (рис. 2)

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2 Отрицательная прибыль

 

Qm - величина  убытков

Основное  различие между рынком совершенной  конкуренции и рынком несовершенной  конкуренции состоит в том, что  на первом фирмы не обладают рыночной (монопольной) властью, а на втором –  обладают. Монопольная власть означает способность фирмы влиять на цену своей продукции, т.е. устанавливать  её по своему усмотрению. Фирмы, обладающие монопольной властью, называются ценопроизводителями (в другом переводе – ценоискателями). Фирмы, работающие на совершенно конкурентном рынке, напротив, могут быть охарактеризованы как ценополучатели, так как они  принимают рыночную цену как заданную извне, самим рынком, и находящуюся  вне их контроля, следовательно, эти  фирмы не обладают монопольной властью.

Такой рынок, как монополия – это рынок  с несовершенной конкуренцией, и, значит, фирмы, функционирующие на нем, имеют монопольную власть, хотя и  по разным причинам.

3. МОНОПОЛЬНАЯ ЦЕНА И ДИСКРИМИНАЦИЯ ЦЕН

 

Особого внимания требует вопрос ценовой политики монополистических образований. Последние, как уже говорилось выше, используя свое монополистические положение, имеют возможность влиять на цены, а иногда и устанавливать их. Вследствие этого появляется новая разновидность цены — монопольная цена, которая устанавливается предпринимателем, занимающим монопольное положение на рынке, и приводит к ограничению конкуренции и нарушению прав потребителя. К этому следует добавить, что эта цена рассчитана на получение сверхприбылей, или монополистических прибылей. Именно в цене реализуется выгода монопольного положения.

Особенность монопольной цены заключается в  том, что она сознательно отклоняется  от реальной рыночной, которая устанавливается в результате взаимодействия спроса и предложения.

Отличают  монопольную высокую и монопольную  низкую цены. Первую устанавливает  монополист, оккупировавший рынок, и  с ней вынужден мириться потребитель, лишенный альтернативы. Вторую формирует монопсонист по отношению к мелким производителям, которые тоже не имеют выбора. Следовательно, монопольная цена осуществляет перераспределение продукта между хозяйственными субъектами, но такое перераспределение, которое основывается на внеэкономических факторах. Но сущность монопольной цены этим не исчерпывается - она отражает и экономические преимущества крупного, высокотехнического производства, обеспечивая получения сверхизлишнего продукта.

Монопольная цена — это верхняя цена, за которую  монополист может продать товар  или услугу и которая содержит в себе максимальную сверхприбыль. Однако, как показывает опыт, удержать такую цену в течение длительного  времени невозможно. Сверхприбыли, как мощный магнит, притягивают в  отрасль других предпринимателей, которые  в результате "ломают" монополию.

Следует учитывать  и то, что монополия может регулировать производство, но не спрос. Даже она  вынуждена учитывать реакцию  покупателей на увеличение цен. Монополизировать можно только товар, на который существует неэластичный спрос. Но и в такой  ситуации подорожание продукции  приводит к ограничению ее потребления. Монополист имеет две возможности: или применить небольшой дефицит  для удержания высокой цены, или  увеличить объем продажи, но уже  по сниженным ценам.

Фирма –  производитель может назначить  разным покупателям различные цены на идентичные товары или услуги, и  в этом случае говорят, что она  применяет ценовую дискриминацию. Также при осуществлении ценовой дискриминации различные единицы одного товара могут продаваться по разной цене одному и тому же покупателю. Ценовая дискриминация может возникнуть и в том случае, когда различные потребители приобретают дифференцированный товар.

Для того, чтобы  фирма имела возможность, и ей было выгодно, осуществлять ценовую  дискриминацию, необходимо выполнение следующих условий:

Фирма должна обладать возможностью контролировать цены на свою продукцию (обладать монопольной  властью).

Если производитель  собирается осуществлять ценовую дискриминацию, то он должен произвести селекцию потребителей на группы.

Реализация  ценовой дискриминации связана  с невозможностью осуществления  покупателями арбитражных операций (арбитража), т.е. передаваемости продукта между потребителями.

Информация о работе Проблема монополий в экономике