Проблема монополий в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 10:19, контрольная работа

Описание

Целью данной работы является изучение поведения фирмы в условиях чистой монополии. Для всестороннего и детального рассмотрения этой темы необходимо иметь представление о том, каковы основные причины возникновения монополий, каковы особенности ценообразования в условиях чистой монополии и как монополизм влияет на экономику.
Проблема монополий в экономике является одной из основных для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ МОНОПОЛИИ 4
2. УСЛОВИЯ МАКСИМИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ МОНОПОЛИСТОМ 6
3. МОНОПОЛЬНАЯ ЦЕНА И ДИСКРИМИНАЦИЯ ЦЕН 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 14

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа готовая.docx

— 39.08 Кб (Скачать документ)

Хотя в  реальной жизни ценовая дискриминация  может проявляться в огромном разнообразии форм, экономисты при  ее исследовании выделяют три основных типа. Ценовая дискриминация может  быть первой, второй и третьей степени.

Ценовая дискриминация  первой степени, или совершенная ценовая дискриминация, означает, что монополист продает различные единицы выпуска по разным ценам, и эти цены могут быть различными для разных индивидов. Совершенная ценовая дискриминация предполагает, что монополист знает вкус каждого потребителя и каждому может предложить персональный товарный набор или комплекс услуг. Весь потребительский излишек при этом присваивается монополистом. Этот вид ценовой дискриминации является идеализированной моделью и, как правило, на практике существовать не может.

При осуществлении  ценовой дискриминации второй степени  монополист продает различные единицы выпуска по разным ценам, но при этом каждый покупатель, покупающий одинаковое количество единиц товара или одинаковые по качество товар или услугу, платит одну и ту же цену. Этот вид ценовой дискриминации похож на совершенную ценовую дискриминацию, но грубее. Практикующему ценовую дискриминацию второй степени монополисту удается присвоить не весь потребительский излишек, а только какую-то его часть.

При ценовой  дискриминации второй степени монополисту  хотя и не удается присвоить весь потребительский излишек, но достаточно большую долю его он все же получает и за счёт этого максимизирует  собственную прибыль.

При ценовой  дискриминации третьей степени монополист изначально может разделить потребителей на группы, а цена единицы товара будет различаться для потребителей, принадлежащим к разным категориям, но не будет изменяться для каждого из потребителей при покупке им разного количества товара или услуги. Такая ценовая дискриминация также приводит к лишь частичному захвату потребительского излишка производителем. Осуществляя ценовую дискриминацию третьей степени, монополист, как уже было упомянуто, продает производимый им товар или услугу разным покупателям по различным ценам. При этом каждая единица продукции, продаваемая потребителю из данной категории, продается по одинаковой цене. Главное отличие ценовой дискриминации третьей степени от ценовой дискриминации второй степени состоит в том, что продавец изначально может разделить рынок на n сегментов, т.е. выделить n групп покупателей. Зная предпочтения каждой группы потребителей, монополист может выделить n сегментов рынка сбыта своей продукции. Все сегменты будут характеризоваться разной эластичностью спроса. В зависимости от эластичности спроса на каждом из этих n рынков производитель будет устанавливать различные цены.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Монополия как  экономическое явление представляет собой обусловленный собственностью и властью тип экономических  отношений между ее субъектами, которые  реализуют собственный интерес  и влияют на общественное производство или его отдельные сферы. Ее сущность состоит в обладании субъектом (группой) собственностью на факторы  производства и исключительными  правами, обеспечивающими господствующее положение в определенной сфере (сферах) деятельности, контроль над  рынком и диктат своих условий, регулирование  цен и объемов производства, присвоение монопольной прибыли и ограничение  конкуренции.

Монопольная власть обусловлена экономическими и внеэкономическими причинами. Она достигается не только благодаря  особому (монопольному) положению хозяйствующего субъекта (производителя, продавца), но и может быть искусственно предоставлена  государством, местными органами власти.

В основе советского монополизма лежит  деформация так называемой общенародной собственности. Формальным собственником  являлось общество в целом, а фактическим  административный аппарат. Национализация крупных и мелких промышленных предприятий, развитие крупных коллективных хозяйств в аграрном секторе привели к  тому, что во всех сферах народного  хозяйства установилась государственная  монополия.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Долан Э. Дж, Линдсей Д. Е. «Микроэкономика» - СПб: Литера Плюс, 1997г.
  2. Д.М. Сорок, Н.Г. Заморенова, Е.Н. Белоусов Правовое регулирование хозяйственной деятельности, г. Мн.: 2000г.
  3. Лившиц А.Я. «Введение в рыночную экономику» - М.: Высшая школа, 1994г.
  4. Лившиц А.Я. «Введение в рыночную  экономику», - М.: 1991г.
  5. Коуз Р. «Фирма, рынок и право» - М.: Юристъ, 1999г.
  6. Конкурентоспособность России в 90-е годы. Межстрановый макро-экономический анализ. М., 2000.
  7. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. М., 1999.
  8. Н.Я. Кажуро Основы экономической теории г.Мн.: «ФУАинформ», 2001г.
  9. Максимова В.Ф. Микроэкономика  М.: 1996г.
  10. Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Экономика. М., 2000
  11. Экономика фирмы под редакцией Т.В. Муравьевой, г.М.:, 2002г.
  12. Экономика предприятия в условиях рынка под общей редакцией профессора д.э.н. Руденко А.И., доц. Александрович Я.А., г. Мн.: 1993г.

Информация о работе Проблема монополий в экономике