Проблема выбора в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 20:20, курсовая работа

Описание

Материальные потребности можно назвать экономическими потребностями. Они выражаются в том, что мы хотим различных экономических благ. В свою очередь, экономические блага - это материальные и нематериальные предметы, точнее, свойства этих предметов, способные удовлетворять экономические потребности. Экономические потребности - одна из основополагающих категорий в экономической теории.

Содержание

Введение _______________________________________________ 3
Глава 1. Потребности и экономические ресурсы общества ______ 5
1.1 Безграничные потребности общества _______________ 5
1.2 Виды личных потребностей _______________________ 7
1.3 Экономические ресурсы, их ограниченность _________ 13
Глава 2. Проблема выбора в экономике ______________________ 17
2.1 Кривая производственных возможностей ____________ 17
2.2 Проблема выбора в экономике _____________________ 22
Заключение _____________________________________________ 24
Список используемой литературы __________________________ 27

Работа состоит из  1 файл

Экономика курсовая.docx

— 67.19 Кб (Скачать документ)

ИНСТИТУТ  СОВРЕМЕННОГО ПРАВА  И ЭКОНОМИКИ 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по  учебной дисциплине «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ» 
 

ТЕМА  № 3

« ПРОБЛЕМА ВЫБОРА В  ЭКОНОМИКЕ» 
 
 
 
 
 
 

    ВЫПОЛНИЛА:

    Митрофанова Л.В.

    специальность

    «Финансы  и кредит» 
     
     
     
     
     
     
     

    Москва 2009

Содержание. 

Введение  _______________________________________________ 3
Глава 1. Потребности и экономические  ресурсы общества ______ 5
           1.1 Безграничные потребности общества _______________ 5
           1.2 Виды личных потребностей _______________________ 7
           1.3 Экономические ресурсы, их ограниченность _________ 13
Глава 2. Проблема выбора в экономике ______________________ 17
           2.1 Кривая производственных возможностей ____________ 17
           2.2 Проблема выбора в экономике _____________________ 22
Заключение  _____________________________________________ 24
Список  используемой литературы  __________________________ 27
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение. 

    Хозяйственная жизнь общества зиждется на необходимости  удовлетворять потребности людей  в различных экономических благах. В свою очередь, эти блага производятся на базе экономических ресурсов, которые  есть в распоряжении общества и его  членов.

    У всех людей есть различные потребности. Их можно разделить на две части: духовные и материальные потребности. Хотя это деление условно (так, трудно сказать, к духовным или материальным потребностям относится потребность  человека в знаниях), однако в большей  части оно возможно.

    Материальные  потребности можно назвать экономическими потребностями. Они выражаются в  том, что мы хотим различных экономических  благ. В свою очередь, экономические  блага - это материальные и нематериальные предметы, точнее, свойства этих предметов, способные удовлетворять экономические  потребности. Экономические потребности - одна из основополагающих категорий  в экономической теории.

    На  заре человечества люди удовлетворяли  экономические потребности за счет готовых благ природы. В дальнейшем абсолютное большинство потребностей стало удовлетворяться за счет производства благ. В рыночной экономике, где экономические  блага продаются и покупаются, их называют товарами и услугами (часто  просто товарами, продуктами, продукцией).

    Человечество  устроено так, что его экономические  потребности обычно превышают возможности  производства благ. Говорят даже о  законе (принципе) возвышения потребностей, который означает, что потребности  растут быстрее производства благ. Во многом это происходит потому, что  по мере удовлетворения одних потребностей у нас тут же возникают другие.

    Так, в традиционном обществе большинство  его членов испытывает потребности  прежде всего в продуктах первой необходимости. Это потребности  преимущественно в пище, одежде, жилье, простейших услугах. Однако еще в ХIХ в. прусский статистик Эрнест Энгель доказал, что существует прямая связь между типом покупаемых товаров и услуг и уровнем дохода потребителей. Согласно его утверждениям, подтвержденным практикой, с увеличением абсолютного размера дохода доля, расходуемая на товары и услуги первой необходимости, уменьшается, а доля расходов на менее необходимые продукты увеличивается. Самая первая потребность, притом ежедневная, это потребность в пище. Поэтому закон Энгеля находит выражение в том, что с ростом доходов уменьшается их доля, идущая на покупку продовольствия, и увеличивается та часть доходов, которая расходуется на приобретение других товаров (особенно услуг), являющихся продуктами не первой необходимости.

    В конечном счете мы приходим к выводу, что если рост экономических потребностей постоянно обгоняет производство экономических  благ, то эти потребности до конца  неутолимы, безграничны.

    Другой  вывод - экономические блага ограниченны (редки, по терминологии экономической  теории), т.е. меньше потребностей в  них. Это ограничение связано  с тем, что производство экономических  благ сталкивается с ограниченностью  запасов многих природных ресурсов, частой нехваткой рабочей силы (особенно квалифицированной), недостаточностью производственных мощностей и финансов, случаями плохой организации производства, отсутствием технологий и других знаний для производства того или  иного блага. Говоря по-другому, производство экономических благ отстает от экономических  потребностей из-за ограниченности экономических  ресурсов. 
 
 
 
 

Глава 1. Потребности и  экономические ресурсы  общества. 

1.1 Безграничные потребности общества.

    Потребность - это нужда в чем-либо необходимом  для поддержания жизнедеятельности  личности и развития общества в целом. Товары и услуги, в которых испытывают потребности люди, исчисляются миллионами, и их круг непрерывно растет. Потребности  включают не только индивидуальные нужды, но и потребности семьи, социальных групп, коллективов работников, населения, государства. Они постоянно увеличиваются  в объеме и изменяются качественно. В результате возникают все новые  и новые потребности. Первая фундаментальная  экономическая аксиома гласит: потребности  общества безграничны, полностью неутолимы. Непрерывное развитие потребностей по мере их удовлетворения принято  называть законом возвышения потребностей.

    Классификация потребностей отличается большим разнообразием. Их можно подразделить на:

    • низшие (первичные) и высшие (вторичные);
    • абсолютные и относительные;
    • неотложные и могущие быть отложенными;
    • прямые и косвенные;
    • настоящие и будущие и др.

    Границы такого деления весьма условны. К  материальным потребностям относятся  также услуги (ремонт автомобиля, стрижка  волос, консультации юриста и др.); потребности  предприятий (здания, транспортные средства, оборудование и др.); коллективные потребности  общества (железные дороги, школы, больницы и др.).

    Экономические ресурсы - это природные, людские  и произведенные человеком ресурсы, которые могут использоваться для  производства товаров и услуг. Все виды экономических ресурсов, находящихся в распоряжении как общества в целом, так и отдельных стран, фирм, индивидуумов, количественно ограничены. Мало того - они редки, то есть их не хватает на всех (природные ресурсы имеют конечные пределы и в значительной степени невоспроизводимы). Ограниченность ресурсов относительна: их как правило меньше, чем необходимо для удовлетворения всех потребностей при данном уровне экономического развития. Вторая фундаментальная экономическая аксиома гласит: ресурсы общества, необходимые для производства товаров и услуг, ограничены или редки. Согласно закону редкости невозможно удовлетворить безгранично растущие потребности, что вынуждает людей делать выбор в очередности и степени их удовлетворения, а также заставляет рационально использовать ресурсы.

    Ресурсы подразделяются на природные, трудовые, материальные и финансовые. Первые три вида присущи любому производству, поэтому их называют базовыми. Финансовые же присоединяются к базовым на экономической  ступени производства, их называют производными. Ресурсы, непосредственно  используемые в процессе производства, называют факторами производства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Виды личных потребностей. 

    Личные  потребности весьма многообразны. В  зависимости от характера, природы  возникновения выделяют три их группы(класса):физические, социальные и интеллектуальные.

    Физические  потребностисвязанны с поддержанием физической жизни человека. К ним  относятся потребности в пище, одежде, жилье, а также такие, как  потребность в двигательной активности, в сне и т.д.

    Эти потребности задаются человеку самой  природой. Тем не менее характер производства, социальный строй и  конкретный условия, в которых находятся  люди, накладывают на них отпечаток: степень их развития, формы проявления, способы удовлетворения видоизменяются и совершенствуются по мере развития производительных сил и производственных отношений.

    Например  потребность в жилище из простейшей нужды в крыше над головой  превратилась в высокоразвитую потребность  в благоустроенном жилье и  т. п.

    Социальные  потребности –возникают в связи  с функционированием человека в  обществе. К ним относятся потребность  в общественной деятельности, самовыражении, общении с людьми, обеспечении  социальных прав и т. д.

    Социальные  потребности рождаются в процессе деятельности человека как общественного  субъекта. В отличие от физических они не задаются природой, не закладываются  генетически, а приобретаются в  ходе становления человека как личности, его развития как члена общества.

    Интеллектуальные  потребности –рождаются разумом  человека и связанны с его интеллектуальной деятельностью. Это потребности  в познании окружающего мира, образовании, повышении квалификации, различных  видах творческой деятельности (в  том числе и творческой самодеятельности) и т. д.

    Как и социальные, они являются потребностями, созданными обществом, развиваются  вместе с развитием человека, повышением его интеллектуального уровня, приобретаются  в процессе становления человека, как личности. Решающую роль в этом играет общественная среда, в которой  находится и воспитывается человек. Этот вид потребностей зависит от воспитываемой обществом индивидуальности.

    В зависимости от сферы жизнедеятельности  человека, в которой проявляются  личные потребности, выделяют две группы личных потребностей – материальные и духовные.

    Материальные  потребностивозникают в сфере материальной жизнедеятельности человека. В качестве объекта таких потребностей выступают  материальные блага и услуги (продукты питания, предметы одежды, жилище и  домашняя обстановка, коммунальные и  бытовые услуги и т. п.)

    Материальные  потребности отличаются от физических. Первые – часть физических потребностей, которая удовлетворяется с помощью  материальных благ и услуг (например, потребность в пище, жилье, одежде и т. п.). Помимо них физические включают в себя и чисто физиологические, например потребность в двигательной активности, сне и т. п. Они могут  удовлетворяться и без участия  материальных благ и услуг.

    Духовные  потребности связанны с духовной деятельностью человека, под которой понимается не только интеллектуальная, но и любая деятельность, порождаемая внутренним состоянием человека. С этой точки зрения духовные потребности шире интеллектуальных. Их удовлетворение обеспечивает, если так можно сказать, духовное воспроизводство человека.

    Круг  таких потребностей человека весьма разнообразен. Это и потребности  в пользовании культурными ценностями (включая памятники архитектуры, живопись, концертно-исполнительскую  деятельность и т. п.), и потребности  в эстетическом наслаждении (которые  могут удовлетворяться как материальными  благами, созданными трудом человека, так и природой), и, говоря словами Ф. Энгельса, непреходящая потребность человеческого духа – преодолеть все противоречия.

    В зависимости от степени конкретизации  все потребность подразделяются на общие и конкретные.

    Общие потребности -потребности, вытекающие из какого-либо вида жизнедеятельности  человека. К ним относятся, например, потребности в пище, одежде, жилье, в образовании, информации и т. д. Каждый вид общих потребностей может  удовлетворятся различными наборами конкретных благ и услуг.

    Конкретные  потребности –потребности, объектом которых служат отдельные блага  и услуги. Например потребность в  хлебе, мясе, в мебели, телевизорах, книгах и т. п.

    Общие и конкретные потребности тесно  взаимосвязаны между собой. Каждая общая потребность как бы распадается  на ряд конкретных, складывается их них. С другой стороны, набор отдельных  конкретных потребностей может составить  одну общую.

Информация о работе Проблема выбора в экономике