Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 20:20, курсовая работа
Материальные потребности можно назвать экономическими потребностями. Они выражаются в том, что мы хотим различных экономических благ. В свою очередь, экономические блага - это материальные и нематериальные предметы, точнее, свойства этих предметов, способные удовлетворять экономические потребности. Экономические потребности - одна из основополагающих категорий в экономической теории.
Введение _______________________________________________ 3
Глава 1. Потребности и экономические ресурсы общества ______ 5
1.1 Безграничные потребности общества _______________ 5
1.2 Виды личных потребностей _______________________ 7
1.3 Экономические ресурсы, их ограниченность _________ 13
Глава 2. Проблема выбора в экономике ______________________ 17
2.1 Кривая производственных возможностей ____________ 17
2.2 Проблема выбора в экономике _____________________ 22
Заключение _____________________________________________ 24
Список используемой литературы __________________________ 27
ИНСТИТУТ
СОВРЕМЕННОГО ПРАВА
И ЭКОНОМИКИ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ФАКУЛЬТЕТ
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по
учебной дисциплине
«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»
ТЕМА № 3
«
ПРОБЛЕМА ВЫБОРА В
ЭКОНОМИКЕ»
ВЫПОЛНИЛА:
Митрофанова Л.В.
специальность
«Финансы
и кредит»
Москва 2009
Содержание.
Введение
______________________________ |
3 |
Глава 1. Потребности и экономические ресурсы общества ______ | 5 |
1.1 Безграничные потребности общества _______________ | 5 |
1.2 Виды личных потребностей _______________________ | 7 |
1.3 Экономические ресурсы, их ограниченность _________ | 13 |
Глава 2. Проблема выбора в экономике ______________________ | 17 |
2.1 Кривая производственных возможностей ____________ | 17 |
2.2 Проблема выбора в экономике _____________________ | 22 |
Заключение
______________________________ |
24 |
Список используемой литературы __________________________ | 27 |
Введение.
Хозяйственная
жизнь общества зиждется на необходимости
удовлетворять потребности
У всех людей есть различные потребности. Их можно разделить на две части: духовные и материальные потребности. Хотя это деление условно (так, трудно сказать, к духовным или материальным потребностям относится потребность человека в знаниях), однако в большей части оно возможно.
Материальные
потребности можно назвать
На заре человечества люди удовлетворяли экономические потребности за счет готовых благ природы. В дальнейшем абсолютное большинство потребностей стало удовлетворяться за счет производства благ. В рыночной экономике, где экономические блага продаются и покупаются, их называют товарами и услугами (часто просто товарами, продуктами, продукцией).
Человечество устроено так, что его экономические потребности обычно превышают возможности производства благ. Говорят даже о законе (принципе) возвышения потребностей, который означает, что потребности растут быстрее производства благ. Во многом это происходит потому, что по мере удовлетворения одних потребностей у нас тут же возникают другие.
Так, в традиционном обществе большинство его членов испытывает потребности прежде всего в продуктах первой необходимости. Это потребности преимущественно в пище, одежде, жилье, простейших услугах. Однако еще в ХIХ в. прусский статистик Эрнест Энгель доказал, что существует прямая связь между типом покупаемых товаров и услуг и уровнем дохода потребителей. Согласно его утверждениям, подтвержденным практикой, с увеличением абсолютного размера дохода доля, расходуемая на товары и услуги первой необходимости, уменьшается, а доля расходов на менее необходимые продукты увеличивается. Самая первая потребность, притом ежедневная, это потребность в пище. Поэтому закон Энгеля находит выражение в том, что с ростом доходов уменьшается их доля, идущая на покупку продовольствия, и увеличивается та часть доходов, которая расходуется на приобретение других товаров (особенно услуг), являющихся продуктами не первой необходимости.
В конечном счете мы приходим к выводу, что если рост экономических потребностей постоянно обгоняет производство экономических благ, то эти потребности до конца неутолимы, безграничны.
Другой
вывод - экономические блага
Глава
1. Потребности и
экономические ресурсы
общества.
1.1 Безграничные потребности общества.
Потребность
- это нужда в чем-либо необходимом
для поддержания
Классификация потребностей отличается большим разнообразием. Их можно подразделить на:
Границы такого деления весьма условны. К материальным потребностям относятся также услуги (ремонт автомобиля, стрижка волос, консультации юриста и др.); потребности предприятий (здания, транспортные средства, оборудование и др.); коллективные потребности общества (железные дороги, школы, больницы и др.).
Экономические
ресурсы - это природные, людские
и произведенные человеком
Ресурсы
подразделяются на природные, трудовые,
материальные и финансовые. Первые
три вида присущи любому производству,
поэтому их называют базовыми. Финансовые
же присоединяются к базовым на экономической
ступени производства, их называют
производными. Ресурсы, непосредственно
используемые в процессе производства,
называют факторами производства.
1.2
Виды личных потребностей.
Личные потребности весьма многообразны. В зависимости от характера, природы возникновения выделяют три их группы(класса):физические, социальные и интеллектуальные.
Физические
потребностисвязанны с
Эти потребности задаются человеку самой природой. Тем не менее характер производства, социальный строй и конкретный условия, в которых находятся люди, накладывают на них отпечаток: степень их развития, формы проявления, способы удовлетворения видоизменяются и совершенствуются по мере развития производительных сил и производственных отношений.
Например потребность в жилище из простейшей нужды в крыше над головой превратилась в высокоразвитую потребность в благоустроенном жилье и т. п.
Социальные потребности –возникают в связи с функционированием человека в обществе. К ним относятся потребность в общественной деятельности, самовыражении, общении с людьми, обеспечении социальных прав и т. д.
Социальные
потребности рождаются в
Интеллектуальные потребности –рождаются разумом человека и связанны с его интеллектуальной деятельностью. Это потребности в познании окружающего мира, образовании, повышении квалификации, различных видах творческой деятельности (в том числе и творческой самодеятельности) и т. д.
Как
и социальные, они являются потребностями,
созданными обществом, развиваются
вместе с развитием человека, повышением
его интеллектуального уровня, приобретаются
в процессе становления человека,
как личности. Решающую роль в этом
играет общественная среда, в которой
находится и воспитывается
В зависимости от сферы жизнедеятельности человека, в которой проявляются личные потребности, выделяют две группы личных потребностей – материальные и духовные.
Материальные потребностивозникают в сфере материальной жизнедеятельности человека. В качестве объекта таких потребностей выступают материальные блага и услуги (продукты питания, предметы одежды, жилище и домашняя обстановка, коммунальные и бытовые услуги и т. п.)
Материальные
потребности отличаются от физических.
Первые – часть физических потребностей,
которая удовлетворяется с
Духовные потребности связанны с духовной деятельностью человека, под которой понимается не только интеллектуальная, но и любая деятельность, порождаемая внутренним состоянием человека. С этой точки зрения духовные потребности шире интеллектуальных. Их удовлетворение обеспечивает, если так можно сказать, духовное воспроизводство человека.
Круг
таких потребностей человека весьма
разнообразен. Это и потребности
в пользовании культурными
В зависимости от степени конкретизации все потребность подразделяются на общие и конкретные.
Общие потребности -потребности, вытекающие из какого-либо вида жизнедеятельности человека. К ним относятся, например, потребности в пище, одежде, жилье, в образовании, информации и т. д. Каждый вид общих потребностей может удовлетворятся различными наборами конкретных благ и услуг.
Конкретные потребности –потребности, объектом которых служат отдельные блага и услуги. Например потребность в хлебе, мясе, в мебели, телевизорах, книгах и т. п.
Общие и конкретные потребности тесно взаимосвязаны между собой. Каждая общая потребность как бы распадается на ряд конкретных, складывается их них. С другой стороны, набор отдельных конкретных потребностей может составить одну общую.