Проблема выбора в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 20:20, курсовая работа

Описание

Материальные потребности можно назвать экономическими потребностями. Они выражаются в том, что мы хотим различных экономических благ. В свою очередь, экономические блага - это материальные и нематериальные предметы, точнее, свойства этих предметов, способные удовлетворять экономические потребности. Экономические потребности - одна из основополагающих категорий в экономической теории.

Содержание

Введение _______________________________________________ 3
Глава 1. Потребности и экономические ресурсы общества ______ 5
1.1 Безграничные потребности общества _______________ 5
1.2 Виды личных потребностей _______________________ 7
1.3 Экономические ресурсы, их ограниченность _________ 13
Глава 2. Проблема выбора в экономике ______________________ 17
2.1 Кривая производственных возможностей ____________ 17
2.2 Проблема выбора в экономике _____________________ 22
Заключение _____________________________________________ 24
Список используемой литературы __________________________ 27

Работа состоит из  1 файл

Экономика курсовая.docx

— 67.19 Кб (Скачать документ)

    В зависимости количественной определенности и возможностей удовлетворения всю  совокупность потребностей подразделяют на абсолютные, действительные, платежеспособные и удовлетворенные.

    Абсолютные  потребностивыражают желание обладать товарами. Они не ограничены возможностями  производства, ни доходами потребителей, носят абстрактный характер не связаны  с конкретными предметами потребления.

    Действительные  потребностиформируются в рамках достигнутого уровня производства. Они, как и абсолютные, не ограничены платежеспособными возможностями  потребителей. Но в отличие от абсолютных носят конкретный характер, т. е. направлены на определенный предмет или услугу, которые производятся и предлагаются потребителям.

    Платежеспособные  потребностиопределяются платежеспособными  возможностями потребителей. Этим они  отличаются от абсолютных и действительных потребностей. Но как и абсолютные, платежеспособные потребности носят абстрактный характер, т. е. отражают абстрактное желание обладать товарами вообще (в рамках имеющихся у потребителей платежеспособных возможностей) без увязки с каким-либо конкретным товаром.

    Платежеспособные  потребности, как правило, выносятся  на рынок и принимают форму  платежеспособного спроса.

    Удовлетворенные потребности –потребности, которые  фактически удовлетворяются благами  и услугами. Удовлетворение их зависит  от достигнутого уровня развития производства и платежеспособных возможностей потребителей. Платежеспособные потребности превращаются в удовлетворенные, когда на рынке  есть достаточно количество товаров  и услуг, соответствующих по своим  потребительским свойствам требованиям  покупателей. В противном случае они остаются неудовлетворенными.

    Между абсолютными, действительными, платежеспособными  и удовлетворенными потребностями  существует определенная взаимосвязь. Абсолютная потребность под влиянием достигнутого уровня производства превращается в действительную. Последняя в  результате распределения общественного  продукта принимает форму платежеспособной, которая затем выносится на рынок  и удовлетворяется благодаря  покупке и потреблению товаров  и услуг. Часть потребностей населения  по разным причинам остается неудовлетворенной. В качестве таких причин выступает  недостаточный уровень развития производительных сил, нехватка отдельных  товаров или услуг, недостаточный  уровень доходов потребителей и  т. д.

    По  мере роста общественного производства, совершенствования производственных отношений все большая часть  неудовлетворенных потребностей удовлетворяется. Но вместе с тем появляются все  новые неудовлетворенные конкретные потребности.

    По  степени рациональности потребности  разделяют на разумные и иррациональные.

    Разумные (рациональные) потребности– потребности, соответствующие научным представлении  о потреблении благ и услуг, необходимых  для поддержания здорового образа жизни человека, всестороннего гармоничного развития личности. Они определяются уровнем производительных сил и  формируются в соответствии с  законом возрастающих потребностей с учетом особенностей его действия в конкретных условиях общественного  воспроизводства. Разумные потребности  в питании складываются еще и  на основе знаний и достижений естественных наук: физиологии, биологии, медицины –  и формируются наукой о питании.

    Иначе говоря, разумные потребности –  это общественно полезные потребности. Их удовлетворения обеспечивает раскрытие  физических, духовных и творческих способностей человека.

    Разумные  потребности – категория, трудно поддающаяся количественному выражению. Тем не менее размеры конкретных материальных потребностей можно условно  определить с помощью рациональных норм и нормативов.

    Однако  все эти рациональные нормы и  нормативы (за исключением, пожалуй, рациональных норм потребления продуктов питания, которые строятся на основе относительно точных данных науки о питании) носят  весьма приблизительные и условный характер. Но за неимением ничего лучшего  они все же используются сейчас для  определения границ разумных потребностей в отдельных товарах, а так  же для расчетов степени удовлетворения этих потребностей (хотя и носят  в значительной мере условный характер).

    Иррациональные  потребности– потребности, выходящие  за рамки разумных, принимающие гипертрофированные, иногда извращенные формы.

    Отдельные подобные потребности могут складываться у довольно широкого круга людей. Наибольшее распространение такой  иррационализм получил по отношению  к питанию. С этим связанно ожирение, нарушение обмена веществ в организме  и появляющиеся по причине этого  болезни. Сюда относятся и наркотики, относящиеся к «черному рынку». Легальная же продажа водки и сигарет приносит большие доходы и с экономической точки зрения не приносит вреда.

    Любая личная потребность имеет общественный характер. Причем для статистики можно  подсчитать, например, сколько стирального  порошка в среднем расходуется  регионом за год. В тоже время государство, заботясь о здоровье общества, может  начать рекламу витаминизированных напитков, и в результате покупатель предпочтет именно этот вид напитка. Поэтому личные потребности по-другому  называются потребности населения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.3 Экономические ресурсы,  их ограниченность. 

    Экономические ресурсы — это совокупность различных  элементов производства, которые  могут быть использованы в процессе создания материальных и духовных благ и услуг.

    Все экономические ресурсы с точки  зрения их роли в процессе производства принято делить на три вида: трудовые, природные и инвестиционные. К  трудовым ресурсам относятся люди, их рабочая сила; к природным —  земля, ее недра, леса и воды; к инвестиционным — средства производства, которые  образуют капитал. Без наличия всех трех видов ресурсов процесс производства невозможен.

    Кроме того, различают материальные (средства и предметы труда), финансовые (денежные средства, направленные в производство), информационные (данные, необходимые  для функционирования автоматизированного  производства и управления им с помощью  компьютерной техники) ресурсы.

    В каждый данный момент необходимые для  хозяйственной деятельности ресурсы  ограниченны. Тот факт, что отдельная  вещь встречается редко или малодоступна, для экономиста не определяется как  «ограниченность ресурсов». Последнее  характеризует ситуацию, когда ресурсов не хватает для того, чтобы полностью  удовлетворить потребности каждого  человека. В любой стране хотят  иметь больше благ и услуг, чем  они получают.

    В реальной жизни человечество использует далеко не все имеющиеся ресурсы. Иногда ранее использовавшиеся ресурсы  могут превратиться в «лишние» и  ненужные. Например, избыток рабочей  силы в периоды экономического спада  производства. Но это не отменяет того факта, что на данный момент времени  имеется столько-то экономических  ресурсов и не больше.

    «Ограниченность ресурсов» называют часто редкостью  ресурсов относительно безграничности человеческих потребностей. Последние  постоянно растут и изменяются по мере развития общества, роста хозяйственной  деятельности, расширения рынка и  т.д. Отсюда не случайно появилось утверждение: «Чем больше имеешь, тем больше иметь  хочется!»

    В экономической теории различают  абсолютную и относительную ограниченность ресурсов. Под абсолютной ограниченностью  понимается недостаточность производственных ресурсов для одновременного удовлетворения всех потребностей членов общества. Но если сузить круг потребностей, то абсолютная ограниченность ресурсов становится относительной, ибо для ограниченного круга  потребностей ресурсы относительно безграничны.

    Абсолютная  ограниченность в основном характерна для природных и трудовых ресурсов; относительная — для материальных, финансовых, информационных ресурсов.

    Проблема  редкости осложняется тем, что отдельные  ресурсы (например, полезные ископаемые) не только ограниченны, но и невоспроизводимы. Сегодня человечество не знает, как  восстановить их запасы. Другие экономические  ресурсы воспроизводимы. Например, на месте вырубленного сада можно  вырастить новые фруктовые деревья. Правда, для этого потребуется 5—10 лет.

    Но  так как ресурсы ограниченны, то общество должно сделать выбор.

    Суть  проблемы выбора в том, что если каждый используемый для удовлетворения многообразных  потребностей экономический ресурс ограничен, то всегда существует проблема альтернативности его использования  и поиска лучшего сочетания редких ресурсов.

    Выбирая, общество вынуждено от чего-то отказаться, чем-то поступиться, т.е. принести некую  жертву, чтобы получить желаемый результат.

    То, от чего мы отказываемся, называется вмененными (скрытыми) издержками достижения выбранного результата.

    Выбор приходится делать отдельному человеку (при наличии определенной суммы  денег пойти в театр или  купить видеокассету), фирме (при расширении производства купить новые станки или  нанять дополнительное количество работников), государству (увеличить армию или  построить больницу и т.д.).

    Если  бы ресурсы были неограниченны, не надо было бы экономить. Исчезла бы проблема выбора.

    Кривая  производственных возможностей и экономическая  эффективность

    Производственные  возможности экономической системы  ограничены редкостью применяемых  ресурсов, которая по мере развития общества не только сохраняется, но порой  и возрастает. Это обусловлено  тем, что истощаются невоспроизводимые  природные ресурсы, потребление  не дает новые импульсы для развития производства новых товаров и  услуг. Качественные характеристики последних  меняются, что вызывает рост потребностей в потребительских товарах и  инвестициях.

    Если  экономические ресурсы используются для строительства жилых домов, то их стоимость составляют расходы  на землю, материалы, рабочую силу. Вмененными издержками будут больница, школа, библиотека и т.д., которые могли бы быть построены  за счет тех же ресурсов. Государство  может абсолютно все ресурсы  направить на строительство жилья, а может снизить объем этого  строительства, с тем чтобы строить  также больницы и школы. Таким  образом, объемы строительства жилых  домов, больниц и школ не только альтернативны, но и взаимозаменяемы (табл. 3.1). Альтернативные производственные возможности.

    Этот  цифровой пример можно проиллюстрировать  на графике границы производственных возможностей (рис. 3.1), где по горизонтали  отмечено количество больниц и школ, а по вертикали — жилых домов. Зафиксировать цифры на графике и соединив их, получаем кривую производственных возможностей (ABCDEF).

    График  границы производственных возможностей иллюстрирует тот факт, что экономика, полностью реализующая потенциал, не может увеличить производство какого-то блага, не поступившись другим благом. Функционирование экономики  на границе производственных возможностей свидетельствует о ее эффективности  и правильности выбора.

    Экономическая эффективность — это соотношение  результатов и затрат в хозяйственной  деятельности.

    Эффективная экономическая система предполагает рациональное поведение субъектов  хозяйствования, которое заключается  в том, что производитель и  потребитель материальных благ и  услуг максимизируют выгоды (результаты) и минимизируют затраты.

    Вильфредо Парето (1848—1923), исследуя эффективность  производства и распределения товаров  в рыночной системе хозяйства  при ограниченности ресурсов, пришел к выводу, что это такое состояние, при котором никто не может  улучшить свое состояние, не ухудшая  положения хотя бы одного из участников рынка. Такое понимание эффективности  в экономической литературе получило название оптимум Парето.

    Вернемся  к графику границы производственных возможностей. Выбор сочетания, соответствующего точке «М», расценивается как  неудачный для данной экономики, поскольку он не позволяет эффективно использовать производственные ресурсы. Производство же на основе выбора точки  «/V» вообще неосуществимо, так как  эта точка находится за пределами  производственных возможностей. Таким  образом, главной проблемой экономики  является проблема выбора, проблема распределения  редких ресурсов. 
 
 

Информация о работе Проблема выбора в экономике