Проблема занятости населения на примере ФРГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:14, курсовая работа

Описание

Рынок труда на современном этапе развития экономики имеет огромное значение. Рынок труда существует не отдельно от остальной экономики, как рынок одного из важнейших факторов производства, он связывает многие экономические явления. Например, понижение предложения на определённый вид трудовой деятельности ведёт к тому, что производство, в котором участвуют данные работники, становится менее рентабельным

Содержание

Введение 3
Глава 1 Безработица: понятие, виды. 5
1.1 Понятие и виды безработицы 5
1.2 Понятие и структура рынка труда 6
Глава 2 Необходимость и формы государственного регулирования труда 9
2.1 Особенности формирования рынка труда в Германии 9
2.2 Учёт количества безработных 11
2.3 Инструменты государственного регулирования и эффективность принимаемых мер 12
Глава 3 Статистические показатели демографии, безработицы и корреляции 15
Заключение 26
Список литературы……………………………………………………………....28
Приложения……………………………………………………………………...29

Работа состоит из  1 файл

КОНЕЧНЫЙ1.doc

— 1.12 Мб (Скачать документ)

Следует отметить также и основную проблему учёта безработных – из-за достаточно высоких пособий по безработице  некоторые граждане могут работать, и в то же самое время получать пособие (в основном это актуально для приезжих и работников с низким уровнем дохода).

2.3

     Регулирование рынка труда – это чрезвычайно  важная задача, имеющая много аспектов, так как именно развитие рынка  труда является основой становления всей рыночной экономики. Государственное регулирование опирается на определённые принципы, непосредственно вытекающие из закономерностей его развития.

Важнейшими  принципами регулирования являются:

  1. Эффективное сочетание государственного регулирования с рыночным саморегулированием;
  2. Системность;
  3. Гибкость регулирования.

Методы  регулирования делятся на прямые и косвенные.

К прямым методам относятся изменение продолжительности рабочего дня; стимулирование создания рабочих мест; стимулирование гибких форм занятости; организация общественных и сезонных работ и так далее. То есть это воздействие, носящее регулирующий и корректирующий характер. В основном прямое регулирование оказывает влияние на предложение труда8.

Косвенные методы, наоборот, влияют на спрос, а их воздействие заключается в изменении хозяйствования (в сторону торможения или стимулирования в экономических процессах). Такие методы представлены увеличением государственных заказов, закупок; стимулированием научных исследований; изменениями в налоговой политике; регулирование демографической ситуации; поощрение субсидированием ряда отраслей.

К сожалению, государственное регулирование  является неэффективным по следующим  причинам:

  1. Безработица в ФРГ носит преимущественно структурный характер, что свидетельствует о недостаточно гибком рынке труда. Причинами этого являются так называемые «союзы интересов» (т.е. профсоюзы и союзы работодателей). Поведение “союзов интересов” на рынке труда носит картельный характер, следовательно, там не действует механизм конкуренции. Такие картели заключают соглашения, учитывающие интересы членов профсоюзов и крупных фирм, но часто в ущерб третьим лицам (безработным, мелким предприятиям). Правительство активно поддерживает производственных гигантов (считая, что на них держится экономика страны), в то время как содействие малому и среднему бизнесу, где трудится около 80% занятых, недостаточно, хотя, как показали исследования, оно обеспечило бы создание большего числа рабочих мест при значительно меньших затратах9. И чем сильнее эти «союзы интересов», тем менее они заинтересованы в реформах, опасаясь снижения степени своего влияния. В результате на рынке труда поддерживается такой порядок, который в определённой степени отвечает интересам членам союзов, в большей степени интересам их функционеров, но не содействует эффективной занятости. Стоит отметить, что такое совпадение интересов работодателей, профсоюзов и политиков может быть потенциально опасным, поскольку это чревато разрушительными для экономики последствиями (в качестве примера можно привести нерациональное субсидирование в 90-е годы (8-10 млрд. марок в год) угледобывающей отрасли в Германии).
  2. Активная политика на рынке труда далеко не всегда содействует росту занятости. Эффективность осуществляемых в ее рамках мер часто невысока. Так, много денег тратится на организацию общественных работ для безработных, однако, как показывает практика, после их завершения шансы участников на получение нормального рабочего места не только не повышаются, но скорее снижаются. Вместе с тем статистика безработицы выглядит более благополучной именно благодаря государственным мерам по предоставлению временной работы.
  3. Бюрократия и в целом неэффективная работа государственного аппарата также не способствуют экономическому развитию Германии. По различным оценкам, из-за избыточного бюрократического давления (только на федеральном уровне экономическую жизнь страны регулируют 2100 законов и около 100 тыс. подзаконных актов) ежегодно экономика страны теряет от 46 до 80 млрд. евро10.
  4. Ввиду высоких издержек на труд крупные компании постоянно выводят рабочие места за границу, например крупнейший европейский производитель электронного и электротехнического оборудования «Siemens» за последние 3 года сократил 20 тыс. рабочих мест, перенося их в Китай и Корею. Чистый отток капитала стал хроническим, а инвестиционная активность в стране низкая11.

 

Глава 3

Теоретические рассуждения могут быть подтверждены статистическими данными. В качестве основных критериев анализа взяты показатели демографии, безработицы, а также показатели связи и корреляции.

Для проведения анализа в первую очередь следует  осветить вопросы численности и  структуры населения.

Таблица 1

Динамика  численности населения Германии

Год Население Родившиеся Умершие Сальдо Прибывшие Выбывшие Сальдо
2000 82 260 000 690 000 830 000 -140 000 841158 674 038 167120
2001 82 440 000 690 000 840 000 -150 000 879217 606 494 272723
2002 82 537 000 680 000 830 000 -150 000 842543 622 955 219588
2003 82 532 000 680 000 820 000 -140 000 768975 626 330 142645
2004 82 501 000 690 000 830 000 -140 000 780175 697 633 82542
2005 82 438 000 680 000 830 000 -150 000 788209 702 075 86134
2006 82 315 000 680 000 830 000 -150 000 798722 709 390 89332
2007 82 218 000 670 000 830 000 -160 000 821593 726 472 95121
2008 82 002 000 670 000 840 000 -170 000 829010 738 828 90182
2009 81 802 000 670 000 840 000 -170 000 841376 738 406 102970
2010 81 758 000 660 000 840 000 -180 000 860112 746 832 113280

По данным таблицы можно рассчитать:

Общий коэффициент рождаемости, представляющий собой отношение количества родившихся в течение года к среднегодовой численности населения, и который считается по формуле ;

Общий коэффициент смертности, представляющий собой отношение числа умерших к среднегодовой численности населения ;

Коэффициент естественного прироста, который высчитывается как разность между коэффициентами рождаемости и смертности.

Таблица 2

Динамика  коэффициентов рождаемости, смертности и прироста населения Германии

  Коэффициенты
Год Рождаемости Смертности Естественного прироста
2000 8,388037929 10,08995867 -1,701920739
2001 8,369723435 10,18922853 -1,819505095
2002 8,238729297 10,05609605 -1,817366757
2003 8,23922842 9,935540154 -1,696311734
2004 8,363534987 10,06048412 -1,696949128
2005 8,248623208 10,06817244 -1,819549237
2006 8,260948794 10,08321691 -1,822268116
2007 8,149067114 10,09511299 -1,946045878
2008 8,170532426 10,24365259 -2,073120168
2009 8,19050879 10,26869759 -2,078188797
2010 8,072604516 10,27422393 -2,201619413

Можно отметить, что общий коэффициент  рождаемости снижается, в то время  как коэффициент смертности растёт, и, как следствие, растёт и показатель естественной убыли населения. В 2000 году на каждую тысячу человек родилось в среднем 8,39 человека, а в 2010 году этот показатель снизился до 8,07. Можно сделать вывод, что население Германии ввиду изменения рождаемости неуклонно и стабильно снижается.  
 
 
 

Таблица 3

Динамика  изменения возрастной структуры  населения Германии

Период Доля  основных возрастных групп (%)
0-14 15-44 45-64 65+
2004 14,7 40,3 24,8 20,2
2005 14,6 40,4 24,7 20,3
2006 14,8 40,3 24,4 20,5
2007 14,9 40,3 24 20,8
2008 14,8 40,4 23,8 21
2009 14,7 40,5 23,3 21,5
2010 14,4 40,5 23,3 21,8

В абсолютном выражении:

Таблица 4

Динамика  изменения возрастной структуры  населения Германии

Период Доля  основных возрастных групп (чел.)
0-14 15-44 45-64 65+
2004 12 127 647 33 247 903 20 460 248 16 665 202
2005 12 035 948 33 304 952 20 362 186 16 734 914
2006 12 182 620 33 172 945 20 084 860 16 874 575
2007 12 250 482 33 133 854 19 732 320 17 101 344
2008 12 136 296 33 128 808 19 516 476 17 220 420
2009 12 024 894 33 129 810 19 059 866 17 587 430
2010 11 773 152 33 111 990 19 049 614 17 823 244

По данным таблицы можно рассчитать показатели потенциальной, пенсионной и общей  нагрузки.

Коэффициент потенциальной нагрузки – это отношение части населения моложе трудоспособного возраста (в данном случае моложе 14 лет) к населению в трудоспособном возрасте (от 15 до 64 лет). .

Коэффициент пенсионной нагрузки, представляющий собой соотношение части населения в пенсионном возрасте (старше 65 лет) и населения в трудоспособном возрасте.

Коэффициент общей нагрузки, который высчитывается как сумма показателей потенциальной и пенсионной нагрузки.

Таблица 5

Динамика  коэффициентов нагрузки населения  Германии

  Коэффициенты  нагрузки:
Период Потенциальной Пенсионной Общей
2004 0,225806 0,310292 0,536098
2005 0,224270 0,311828 0,536098
2006 0,228748 0,316847 0,545595
2007 0,231726 0,323484 0,555210
2008 0,230530 0,327103 0,557632
2009 0,230408 0,336991 0,567398
2010 0,225705 0,341693 0,567398

В 2004 году на 1000 человек приходилось 536 людей нетрудоспособного возраста, а в 2010году этот показатель вырос до 567 человек соответственно.

Можно сделать вывод, что доля нетрудоспособного  населения в Германии стабильно  возрастает, в основном за счёт постоянного  увеличения числа людей пенсионного возраста.

Таблица 6

Информация о работе Проблема занятости населения на примере ФРГ