Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2011 в 21:35, курсовая работа
Цель курсовой работы: Выявить проблемы акционирования и приватизации в российской экономике.
Введение..................................................................................................................3
Глава I. Приватизация и акционирование…………………………..…........4
1.1. Принципы приватизации………………………………………...........4
1.2. Ваучерная и денежная приватизация………………………………...6
1.3. Методики денежной приватизации…………………………………10
1.4.Приватизация и рынок корпоративных ценных бумаг……………..11
Глава II. Анализ приватизации в условиях централизованной экономики. Приватизация в России её проблемы и последствия……….17
2.1. Цели и задачи приватизации. Механизм ее осуществления в странах с централизованно - планируемой экономикой……………….17
2.2. Ход приватизации в России…………………………………………19
2.2.1. Нормативная база приватизации в России……………………….23
2.3.Последствия приватизации…………………………………………..26
2.4.Основные направления государственной политики в сфере приватизации федерального имущества на 2009-2011 годы..................27
Заключение……………………………………………………………………...32
Список используемой литературы..................................................................33
Приложение 1.......................................................................................................35
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Поволжский
Государственный Университет
Кафедра:
«Экономика и управление»
КУРСОВАЯ
РАБОТА
«Проблемы
акционирования и приватизации в
российской экономике»
По
дисциплине: «Экономическая
теория»
Тольятти 2009г.
Содержание
Введение......................
Глава
I. Приватизация и акционирование…………………………..…...
1.1.
Принципы приватизации………………………………………...
1.2. Ваучерная и денежная приватизация………………………………...6
1.3. Методики денежной приватизации…………………………………10
1.4.Приватизация и рынок корпоративных ценных бумаг……………..11
Глава II. Анализ приватизации в условиях централизованной экономики. Приватизация в России её проблемы и последствия……….17
2.1. Цели и задачи приватизации. Механизм ее осуществления в странах с централизованно - планируемой экономикой……………….17
2.2. Ход приватизации в России…………………………………………19
2.2.1. Нормативная база приватизации в России……………………….23
2.3.Последствия
приватизации…………………………………………..
2.4.Основные направления государственной политики в сфере приватизации федерального имущества на 2009-2011 годы..................27
Заключение……………………………………………………
Список
используемой литературы....................
Приложение 1.............................
Введение
В
настоящее время в сфере
Не
отличаются многообразием и формы
мотивации предприятий к
Объект исследования: Российская экономика.
Предмет исследования: Проблемы акционирования и приватизации.
Цель
курсовой работы: Выявить проблемы
акционирования и приватизации в российской
экономике.
Задачи курсовой работы:
Данная
курсовая работа включает в себя две
теоретические части и
Глава I. Приватизация и акционирование
Акционирование — способ приватизации государственных и муниципальных предприятий путем преобразования их в открытые акционерные общества (ОАО).
Приватизация (от лат. privatus — частный) — передача гос. или муниципального имущества за плату или безвозмездно в собственность частных лиц или организаций.
1.1. Принципы приватизации
Основным
принципом, из которого вытекает концепция
приватизации, служит положение о
существовании пределов возможностей
правительства в части
Теоретически этот принцип исходил из того, что государственный сектор, как правило, защищен от конкуренции либо посредством специальных актов, либо субсидий, дотаций и фискальных, таможенных и прочих мер. Кроме того, государственные предприятия, как правило, лишены базового свойства рыночной экономики - стимула к максимизации прибыли.
В сочетании с централизованным планированием государственный сектор экономики создает ряд новых проблем - снижение регулирующей функции цен, избыточную занятость и отсутствие связи доходов работников с результатами их труда, утяжеление промышленности за счет поддержания морально, но не физически устаревшего оборудования, что, между прочим, ведет и к увеличению доли тяжелого физического и неквалифицированного труда за счет работы на устаревшем оборудовании. "Государственное регулирование и социальный реформизм, - утверждал Е.Гайдар, - позволяют избежать взрыва низов, но сами по себе они не ведут к экономическому прогрессу". В дополнение к этому М.Мобиус отмечает, что предприятия, находящиеся в государственной собственности неизбежно порождают конфликт интересов между избираемым политическим руководством и администрацией государственных предприятий.
Тем
самым теоретики приватизации неявно
предполагают, что микроэкономическая
эффективность играет более важную,
чем характерная для
Л.Тейлор
отмечает: "В реальности практически
нигде производственные отрасли
не были продуктом частной инициативы..
Повсеместное
распространение смешанной
1.2. Ваучерная и денежная приватизация
Ключевым моментом организации приватизации является выбор между ваучерной (см. Приложение 1) и денежной приватизацией. Ваучерная концепция, характерная для бывших социалистических стран, исходит из того, что государственная собственность представляет собой комбинацию или сумму имущественных прав всех граждан - собственников, и раздел государственного имущества поровну среди всех жителей страны представляет собой наиболее простую форму разгосударствления.
С точки зрения теории игрового поведения, можно отметить, что в этих условиях стороны воспринимают ситуацию ваучерной приватизации (то есть появление ценных бумаг, выражающих определенную конечную стоимость приватизируемых предприятий, или раздел конечной же общей собственности) как игру с закрытой суммой, то есть создают ситуацию, когда их поведение направлено не на развитие народного хозяйства в целом, но на увеличение своей доли в нем даже ценой общего экономического спада. В этой ситуации государство должно играть роль защитника интересов совокупности элитных групп в целом против отдельных подгрупп или отдельных их членов, то есть роль государства через свои перераспределительные функции должна увеличиваться в лице фискальных органов, органов финансового контроля и др., что ведет к общему увеличению влияния государства в обществе. А это противоречит основной задаче разгосударствления - уменьшению этого влияния.
Привлечение новых социальных групп (ваучерных и финансовых спекулянтов и др.) в управление реальной экономикой при ваучерной приватизации ведет к острым конфликтам между старыми (директорами и традиционными банковскими и финансовыми группами) и новыми элитами, а следовательно, к политической и общей нестабильности. Конфликты интересов мешают достижению консенсуса в части общего увеличения национального дохода.
Существеннейшим недостатком ваучерного механизма является и то, что он нарушает нормальную работу всех финансовых инструментов общества. С точки зрения финансового обращения, ваучер представляет собой ценную бумагу, а с другой стороны, он не связан напрямую с денежным механизмом и не учитывается. В условиях, когда монетарные и фискальные органы страны технически не в состоянии учитывать реальное влияние новых ценных бумаг на денежное обращение и оперативно реагировать на него (что чаще всего характерно для больших стран), введение приватизационных чеков в обращение, ничем не подкрепленных в реальном секторе, при отсутствии инвестиционного бума разрушает не только обращение на рынке корпоративных ценных бумаг с катастрофическим падением курса акций в силу превышения агрегированного предложения над спросом, но и другие области денежного обращения.
Представляется, что ваучеры в той части, в какой они являются государственными ценными бумагами, требуют постоянной и тщательной опеки со стороны эмитента, которым является государство, чего не произошло, например, в России. Государство может и должно иметь право выкупа ваучеров по требованию инвесторов, в том числе и в целях повышения ликвидности. В этом случае в сфере обращения ваучеров начинает действовать более полный механизм фондового рынка. На июль 1994 года (завершение чекового этапа приватизации) стало ясно, что основная часть несвязанного с приватизированными предприятиями населения предпочли либо продать свои ваучеры, либо вложить их в Чековые Инвестиционные Фонды (ЧИФы), минимизировав собственную прибыль.
Декларируемая социальная справедливость ваучерной приватизации также не выдерживает критики. Механизм действия рынка ваучеров практически выводит низкооплачиваемые слои населения из возможности принимать участие в приватизации предприятий, а трудящиеся, как правило, оказываются под влиянием элитных групп и действуют в их интересах. Е.Гайдар откровенно это признал, согласившись с определением российской приватизации как "номенклатурной" и заметив, что "другой приватизации вообще нигде не было, да и быть, не могло: везде и всегда перераспределение собственности протекало в интересах правящей элиты".
Более того, в условиях резкого падения производства и реструктуризации экономики, когда и не предполагается, что старые предприятия должны сохраниться, даже права владения, де-факто, не приносят ожидаемых дивидендов, что и не удивительно, так как реально приватизационные чеки не представляли собой нового капитала - ваучеры как ценная бумага носили временный характер и "погашались" после приватизации. Не приходится ожидать от предприятий желания выплачивать дивиденды новым собственникам, не принесших с собой новых активов. Например, в Санкт-Петербурге на один ваучер номинальной стоимостью в 10000 руб. можно было приобрести акций в среднем на 500 руб. с максимальным годовым дивидендом в 1000 руб., что эквивалентно стоимости одной поездки в общественном транспорте. В ЧИФе "Генеральный" дивиденды в 1994 году составляли 39 руб. на 1000 рублевую акцию при банковской учетной ставке более 100%.
С другой стороны, суммарная рентабельность спекулятивных сделок в России на разнице между реальной ценной производственных активов и рыночной ценой ваучеров превышала 10 000%. Понятно, что ее результатом стало появление новой элитной группы, обеспечивающей свое существование поддержкой правительства. Однако, здесь следует отметить, что реформаторская пропаганда в России в этом вопросе всегда была достаточно двусмысленной: власть, устами президента Б. Ельцина, провозглашала свое стремление создать "не сотни миллионеров, а миллионы собственников".
Информация о работе Проблемы акционирования и приватизации в российской экономике