Проблемы акционирования и приватизации в российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2011 в 21:35, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: Выявить проблемы акционирования и приватизации в российской экономике.

Содержание

Введение..................................................................................................................3
Глава I. Приватизация и акционирование…………………………..…........4
1.1. Принципы приватизации………………………………………...........4
1.2. Ваучерная и денежная приватизация………………………………...6
1.3. Методики денежной приватизации…………………………………10
1.4.Приватизация и рынок корпоративных ценных бумаг……………..11
Глава II. Анализ приватизации в условиях централизованной экономики. Приватизация в России её проблемы и последствия……….17
2.1. Цели и задачи приватизации. Механизм ее осуществления в странах с централизованно - планируемой экономикой……………….17
2.2. Ход приватизации в России…………………………………………19
2.2.1. Нормативная база приватизации в России……………………….23
2.3.Последствия приватизации…………………………………………..26
2.4.Основные направления государственной политики в сфере приватизации федерального имущества на 2009-2011 годы..................27
Заключение……………………………………………………………………...32
Список используемой литературы..................................................................33
Приложение 1.......................................................................................................35

Работа состоит из  1 файл

Мой курсач ЭТ.doc

— 347.50 Кб (Скачать документ)
  1. повышение эффективности деятельности предприятий путем их приватизации;
  2. создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства;
  3. привлечение иностранных инвестиций, социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации;
  4. содействие процессу финансовой стабилизации РФ;
  5. создание условий и организационных структур для расширения масштабов приватизации в 1993-1994 гг.

      В РФ Программа приватизации предусматривала  ваучерную, денежную и "малую" приватизацию. Согласно законодательно принятой программе малые предприятия должны были распродаваться на торгах или могли быть напрямую проданы частным лицам, работающим на этих предприятиях. Крупные же предприятия должны были быть обязательно акционированы до приватизации.

      Корпоратизация  средних предприятий до их разгосударствления оставалась на решение самих предприятий.

      Программа приватизации устанавливала ограничения  на приватизацию, обязательные для всех органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления, при этом запрещая введение дополнительных ограничений этими органами и расширенного толкования ограничений. При рассмотрении вопроса о приватизации объектов и предприятий правительство РФ, ГКИ и его территориальные органы имели право запретить приватизацию либо путем преобразования предприятия в акционерное общество открытого типа с закреплением 100% акций в государственной собственности, либо преобразования его в государственное (казенное) предприятие, финансируемое за счет государственных источников.

      В случае принятия решения о приватизации способы ее проведения в каждом конкретном случае определялись рабочей комиссией  по приватизации соответствующего комитета по управлению имуществом. Предприятия со стоимостью активов на 1/1/1992 не более 1 млн. руб. попадали под так называемую "малую" приватизацию через аукцион или конкурс. Объекты нежилого фонда, сданного ранее в аренду, объекты незавершенного строительства, имущество ликвидируемых или действующих предприятий также приватизировалось через аукцион. Предприятия-должники оставлялись до специальных указов президента РФ.

      Основная  же масса предприятий должна была быть в процессе приватизации превращена в акционерные общества открытого типа (АООТ). Для них предусматривались следующие формы приватизации:

  1. закрепление пакета акций (в том числе и "золотой" акции) в государственной или муниципальной собственности;
  2. льготная продажа и передача акций членам трудового коллектива приватизируемого предприятия;
  3. выкуп имущества арендными предприятиями по договорам аренды;
  4. продажа акций на чековом ("ваучерном") или денежном аукционе;
  5. продажа акций по конкурсу, в том числе и приватизационному.

      Можно лишь пожалеть, что конкурсы неаукционного характера до 1995 г. практически не сыграли никакой роли. В российских условиях жестко применялась аукционная форма приватизации притом, что эксперты предупреждали, что "заранее принимать на себя обязательство реализовывать приватизируемые предприятия в основном через аукцион - значит отказываться от получения оптимальных для страны результатов по многим сделкам. Жесткое применение аукционного метода приватизации существенно связывает российской стороне руки на переговорах с зарубежными инвесторами".

      Нормативная база приватизации, принятая в краткие  сроки часто без межведомственного  согласования, естественным образом  не могла быть достаточно полной. В  развитие Госпрограммы приватизации был  издан ряд указов президента и  ведомственных документов. При этом не были определены механизмы управления госсобственностью, не сформулированы требования к новым собственникам по защите окружающей среды, механизмы обеспечения экономической независимости, безопасности и обороноспособности страны, взаимоотношений, распределения прав и обязанностей в части управления госсобственностью центра и регионов. Помимо того, вообще отсутствовали нормы и критерии, ограничивающие объемы преобразований одной формы собственности в другую. Понятия национализации и секвестра отсутствовали в нормативной базе вообще.

      2.3.Последствия приватизации

  1. В России произошел переход от социализма к капитализму.
  2. В России появилась группа так называемых «олигархов», владеющих собственностью, которая досталась им за сравнительно небольшие деньги.
  3. Приватизация скомпрометировала себя в глазах многих россиян. Политический рейтинг главных идеологов приватизации Анатолия Чубайса и Егора Гайдара до сих пор является одним из самых низких среди российских политических деятелей.
  4. На начало 2008 года - на повестке дня - те же проблемы: теперь уже приватизация социальных услуг, социальных гарантий государства, поскольку явно видна несостоятельность государственного управления социальной сферой. И новым инструментом приватизации, вероятно, будут персонифицированное бюджетное финансирование (государственные именные финансовые обязательства - ГИФО), или по-другому - Государственные сертификаты (например Родовой сертификат и др.), которые позволят (при сохранении государственного финансирования) работать в сфере услуг частным предприятиям.
  5. Около 80 % граждан России в 2008 году продолжают считать приватизацию нечестной и готовы в той или иной степени к пересмотру её итогов.
 

2.4.Основные направления государственной политики в сфере приватизации федерального имущества на 2009-2011 годы. 

      
  1. Цели и  задачи приватизации федерального имущества  в 2009 - 2011 годах.

      Прогнозный  план (программа) приватизации федерального имущества на 2009 год разработан в  соответствии с Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества".

      Приватизация  федерального имущества нацелена на достижение соответствия состава государственного имущества функциям государства.

      Основными задачами государственной политики в сфере приватизации федерального имущества в 2009 - 2011 годах являются:

  • приватизация федерального имущества, не задействованного в обеспечении выполнения государственных функций и полномочий Российской Федерации;
  • проведение структурных преобразований в соответствующих отраслях экономики;
  • создание интегрированных структур в стратегических отраслях экономики;
  • преобразование федеральных государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества;
  • формирование доходов федерального бюджета.
  1. Прогноз влияния приватизации федерального имущества на структурные изменения в экономике.

      Российская  Федерация является на 1 января 2009 г. собственником имущества 5709 федеральных государственных унитарных предприятий, акционером 3674 акционерных обществ. 

Таблица 1

«Распределение  федеральных государственных  унитарных предприятий  по отраслям экономики»

Отрасль экономики Количество  федеральных государственных  унитарных предприятий
Непроизводственная  сфера 1151
Промышленность  и строительство 1744
Сельское  хозяйство 618
Лесное  хозяйство 37
Транспорт и связь 409
Прочие  отрасли 1750
Итого                                                                     5709
 
 
 
 

Таблица 2

«Распределение акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности, по отраслям экономики»

Отрасль экономики Количество  акционерных обществ  с участием Российской Федерации
Непроизводственная  сфера 638
Промышленность  и строительство 695
Топливно-энергетический комплекс 597
Военно-промышленный комплекс 586
Сельское хозяйство 761
Транспорт и связь 397
Итого                                                                      3674
 
 
 

Таблица 3

«Пакеты акций распределены по размеру федерального пакета акций в  уставном капитале акционерного общества»

Доля  находящихся в федеральной       собственности акций акционерных обществ (процентов уставного капитала) Количество  акционерных обществ
100 процентов 1989
От 50 до 100 процентов 269
От 25 до 50 процентов 645
25 и  менее процентов 771
 

      В 2010 - 2011 годах будет продолжена работа по формированию на основе акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности, интегрированных структур в стратегических отраслях экономики.

      В 2010 - 2011 годах будут предложены к  приватизации все федеральные государственные унитарные предприятия, не обеспечивающие выполнение государственных функций Российской Федерации.

      В 2010 - 2011 годах к продаже будут  предложены пакеты акций акционерных  обществ, созданных при акционировании федеральных государственных унитарных  предприятий, за исключением акционерных обществ, включенных в перечень стратегических акционерных обществ или участвующих в формировании интегрированных структур.

      В 2010 году будут приватизированы федеральные  государственные унитарные предприятия  агропромышленного комплекса, дорожного хозяйства, строительного комплекса, геологии и связи.

      В 2010 году будут предложены к продаже:

  • пакеты акций, размер которых не превышает 50 процентов уставного капитала соответствующих акционерных обществ, за исключением пакетов акций стратегических акционерных обществ или принимающих участие в формировании интегрированных структур, а также пакетов акций, продажа которых будет осуществляться исходя из потребностей формирования доходной части федерального бюджета в 2010 году и на период до 2011 года в соответствии с перспективным финансовым планом;
  • пакеты акций акционерных обществ топливно-энергетического комплекса, строительного комплекса, агропромышленного комплекса, химической, нефтехимической и полиграфической промышленности, геологии, водного транспорта и акционерных обществ машиностроения (за исключением стратегических акционерных обществ);
  • имущество казны Российской Федерации, не обеспечивающее государственных функций.
 

      Планируемые к приватизации в 2010 году федеральные  государственные унитарные предприятия по отраслям экономики распределены следующим образом:  

Таблица 4

«Планируемые  к приватизации в 2010 году федеральные  государственные  унитарные предприятия  по отраслям экономики»

Отрасль экономики Количество  федеральных государственных   унитарных предприятий
Агропромышленный  комплекс 17
Водный  транспорт 1
Воздушный транспорт 2
Геология  и промышленность драгоценных металлов и камней 50
Дорожное  хозяйство 147
Медицинская промышленность 3
Непроизводственная  сфера 8
Связь 5
Строительный  комплекс 1
Торговля 1
Итого                                                                                   235

Информация о работе Проблемы акционирования и приватизации в российской экономике