Проблемы ценообразования в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 18:08, курсовая работа

Описание

Переходный характер российской экономики, трудности в проведении рыночных преобразований налагают свой отпечаток на особенности образования цен в России. Воздействие на переходный период исходит из многих составляющих, в том числе рынка ценных бумаг, товарных и фондовых бирж, внешнеэкономических отношений, взаимосвязи страхования, а также налоговой деятельности государства и процессов инфляции в условиях конкуренции, монополии государства и транснациональных компаний из-за рубежа.

Содержание

Введение
1. Политика ценообразования в России
1.1 Классификация цен
1.2 Процесс ценообразования
1.3 Принципы ценообразования
1.4 Факторы влияющие на формирование цен
1.5 Воздействие государства на ценообразование
2. Проблемы ценообразования
2.1 Установление цен на новый товар
2.2 Установление цены в рамках товарного ассортимента
2.3 Установление цен со скидками и зачетами
2.4 Установление цен для стимулирования сбыта
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 156.00 Кб (Скачать документ)

     Общеэкономические, т. е. действующие независимо от вида продукции и конкретных условий ее производства и реализации. К ним относятся:

     · экономический цикл;

     · состояние совокупного спроса и  предложения;

     · инфляция.

     Конкретно экономические, т. е. определяемые особенностями данной продукции, условиями ее производства и реализации. К ним относятся:

     · издержки;

     · прибыль;

     · налоги и сборы;

     · предложение и спрос на этот товар или услугу с учетом взаимозаменяемости;

     Потребительские свойства: качество, надежность, внешний вид, престижность.

     Специфические, т. е. действующие только в отношении некоторых видов товаров и услуг:

     · сезонность;

     · эксплуатационные расходы;

     · комплектность;

     · гарантии и условия сервиса.

     Специальные, т. е. связанные с действием особых механизмов и экономических инструментов:

     · государственное регулирование;

     · валютный курс.

     Внеэкономические - политические; военные. Как отмечалось выше, цены определяются условиями конкуренции, состоянием и соотношением спроса и предложения. Однако на международном рынке процесс ценообразования имеет особенности. С учетом этого следует рассматривать и действие перечисленных выше групп ценообразующих факторов. Взять к примеру спрос и предложение. Известно, что соотношения спроса и предложения в условиях мирового рынка ощущаются субъектами внешней торговли гораздо острее, нежели поставщиками продукции на внутреннем рынке. Участник международной торговли сталкивается на рынке с большим числом конкурентов, чем на рынке внутреннем. Он обязан видеть перед собой мировой рынок, постоянно сравнивать свои издержки производства не только с внутренними рыночными ценами, но и с мировыми. Производитель - продавец товара на внешнем рынке находится в режиме постоянного "ценового стресса", Значительно больше на международном рынке и покупателей. Во-вторых, в рамках мирового рынка факторы производства менее мобильны. Никто не будет оспаривать тот факт, что свобода передвижения товаров, капитала, услуг и рабочей силы значительно ниже, чем в рамках одного конкретного государства. Их перемещение сдерживается национальными границами, отношениями в валютной сфере, что противодействует выравниванию затрат и прибыли. Естественно, что все это не может не отражаться на формировании мировых цен. Под мировыми ценами понимаются цены крупных экспортно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой торговли. Понятие "мировой товарный рынок" означает совокупность устойчивых, повторяющихся операций по купле-продаже данных товаров и услуг, имеющих организационные международные формы (биржи, аукционы и т. д.), или выражающиеся в систематических экспортно-импортных сделках крупных фирм-поставщиков и покупателей. И в мировой торговле к факторам, под воздействием которых складываются рыночные цены, прежде всего естественно относится состояние спроса и предложения. Практически на цену предлагаемого товара влияет: в платежеспособный спрос покупателя данного товара, т. е. попросту говоря, наличие денег:

     · объем спроса - количество товара, которое  способен приобрести покупатель;

     · полезность товара и его потребительские  свойства.

     На  стороне предложения составляющие ценообразующие факторы:

     · количество товара, предлагаемого продавцом на рынке;

     · издержки производства и обращения  при реализации товара на рынке;

     · цены на ресурсы или на средства производства, используемые в производстве соответствующего товара.

     Общим фактором является замещаемость предлагаемого  к реализации товара другим, удовлетворяющим покупателя. На уровень мировых цен воздействуют валюта платежа, условия расчета и некоторые другие, как экономические, так и внеэкономические.

     На  мировом рынке возможны случаи "искажения соотношения спроса и предложения". В случае громадного спроса на товар может возникнуть ситуация, при которой на рынок будет выброшен товар, произведенный в наихудших условиях по национальной цене, которая по существу и будет какое-то время определять мировую цену и которая наверняка будет весьма высокой. И наоборот, нередко предложение значительно превышает спрос. Тогда основной объем продаж приходится на те субъекты международной торговли, условия производства в которых наилучшие, а цены ниже. (В данном контексте нелишне отметить и такой нюанс: даже если крупнейший производитель товара в какой-либо стране является крупнейшим поставщиком этого продукта на национальный рынок, то это не значит, что он займет лидирующее положение и на мировом рынке. Зачастую на международном рынке большую часть товаров реализуют страны, не являющиеся с экономической точки зрения крупными и мощными державами).

     При работе с ценами рынка, в том числе  внешнеторговыми, следует учитывать  различия в них с учетом позиций  отдельных сторон и рыночной ситуации. Во-первых, существуют понятия "цены продавца", т. е. предлагаемые продавцом, а значит, относительно более высокие, и "цены покупателя", т. е. принимаемые и уплачиваемые покупателем, а значит, относительно более низкие. Во-вторых, в зависимости от рыночной конъюнктуры, "рынок продавца", на котором из-за преобладания спроса коммерческие показатели и цены диктует продавец и "рынок покупателя", на котором из-за преобладания предложения господствует покупатель и ситуация в части цен противоположная. Но эта рыночная ситуация все время изменяется, что находит отражение в ценах. А это значит, что она должна быть предметом постоянного наблюдения и изучения. В противном случае в определении цен возможны очень серьезные ошибки.

     В последние два-три десятилетия  важную роль в ценообразовании на товары, в особенности в мировой торговле, занимают сопутствующие услуги, оказываемые производителем и поставщиком какого-либо товара импортеру или конечному потребителю. Речь идет об общепринятых условиях поставки: техническое обслуживание, гарантийный ремонт, другие специфические виды услуг, связанные с продвижением, реализацией и использованием товара. Данный аспект особенно важен в современных условиях, в период развития высоких технологий, усложнения машин и оборудования. Известны примеры, когда стоимость услуг при экспорте оборудования и машин составляла 60-процентную долю в цене поставки.

     Развитие  науки и технологии, оказывая влияние  на совершенствование качественных характеристик товара, с другой стороны  воздействует на мировые цены. Внедрение  новых технологий повышает производительность труда, эффективность производства, снижает затраты труда. В условиях НТР в абсолютном выражении цена растет практически для всех групп товаров. Однако с учетом т. н. полезного эффекта (например, возрастает скорость, надежность и т. д.) относительная стоимость товара, а значит, и его цена для потребителя снижаются.

     При анализе цен следует учитывать  и движение экономического цикла, что  в сфере международных экономических  отношений имеет определенную специфику. Так, в стадии депрессии, цены, как  правило, не повышаются. И наоборот, в стадии подъема в связи с превышением спроса над предложением, цены возрастают. (Хотя и то, и другое распространяется на международную торговлю замедленно; в зависимости от сферы и глубины этих явлений, и тем более на фазе кризиса и подъема). Необходимо отметить, что в зависимости от вида товаров и товарных групп динамика изменения цен отличается. Так, при изменении конъюнктуры наиболее резко и быстро меняются цены практически на все виды сырья, медленнее реакция производителей и поставщиков полуфабрикатов, еще слабее "реакция цен" на продукцию машиностроительного комплекса.

     1.5 Воздействие государства на ценообразование

     Политика  ценообразования является частью экономической  и социальной политики любого государства. Для ее осуществления органы государственного управления используют следующие рычаги:

     · налоговую и финансово-кредитную  политику, включая установление ставок налогов и налоговых льгот, цен  и правил ценообразования, дотаций, экономических санкций и лицензий, социальных и экологических норм и нормативов;

     · научно-технические, экономические  и социальные государственные и  региональные программы;

     · государственные заказы на производство продукции, выполнение работ и услуг  для государственных нужд.

     Уровень и соотношение цен товаров любого назначения касаются интересов всех субъектов производственной деятельности, непроизводственной сферы, а также населения в целом.

     В некоторых случаях государство  может влиять на объективный механизм ценообразования. Это осуществляется, как правило, за счет фиксирования цен. Цена устанавливается на определенном уровне, выше или ниже которого, она не может изменяться.

     Фиксирование  цен государством проводится для  обеспечения:

     1. доступа большей части населения  к потреблению определенного  товара. В этом случае законодательно устанавливается максимальная цена ("потолок "цены), которую продавцу разрешается запрашивать за свой товар или услугу. Выше этой величины производители не имеют право поднимать цену. Однако при этом необходимо учитывать, что если "потолок" цены окажется ниже цены равновесия, то может возникнуть устойчивый дефицит этого товара, который будет препятствовать доступу к нему большинства потребителей;

     2. определенного уровня доходов  некоторым группам поставщиков  ресурсов или помощи производителям для покрытия издержек. В этом случае законодательно устанавливается минимальная цена. Она, как правило, превышает цену равновесия. Однако в результате этого может возникнуть довольно устойчивый излишек продуктов или ресурсов, и поставленная цель не будет достигнута, так как для производителей это будет означать, что продукция не реализуется и издержки все равно не покрываются, а для поставщиков ресурсов - что ресурсы все равно не продаются и, следовательно, не обеспечивается желаемый уровень дохода.

     Отсутствие  государственного регулирования цен  негативно сказывается на состоянии  отдельных производителей и экономики  в целом. Налоговая и внешнеэкономическая  политика государства может как  стимулировать, так и сдерживать производство и предложение товаров на рынке, понижать или повышать цены товаров и услуг.

     Государственное регулирование в сфере ценообразования  и применения цен осуществляется с помощью различных методов, среди которых можно выделить:

     · определение перечня продукции  и услуг, подлежащих государственному регулированию, в том числе монопольной продукции;

     · установление предельных уровней цен  и тарифов, а также торговых надбавок (скидок);

     · нормирование рентабельности;

     · замораживание цен.

     В первую очередь государство регулирует цены продукции и услуг предприятий с государственной формой собственности. К ним относятся тарифы железнодорожных перевозок, коммунально-бытовых и жилищных услуг, услуг связи и др.

     Государство может влиять на процесс ценообразования  тремя способами:

     · назначать фиксированные цены (вводить государственные прейскурантные цены, например, на электроэнергию, железнодорожные тарифы, жилищно-коммунальные услуги, проезд в общественном транспорте), замораживать цены, фиксировать цены предприятий-монополистов;

     · определять правила, в соответствии с которыми предприятия сами назначают регулируемые государством цены (установление предельного уровня цен отдельных видов товаров; регламентация основных параметров цены, таких как прибыль, скидки, косвенные налоги и т.д.; определение предельного уровня разового повышения цен конкретных товаров);

     · устанавливать рыночные "правила  игры", т.е. вводить ряд запретов на недобросовестную конкуренцию и  монополизацию рынка (запрет на горизонтальное и вертикальное фиксирование цен; запрет на демпинг).

     В кризисных ситуациях государственные  органы могут устанавливать предельные цены товаров, произведенных в сфере  негосударственного сектора (хлеба  и хлебобулочных изделий, масломолочной  продукции, детского питания и др.). В мировой практике имеется достаточно примеров, когда уровень цен определенных товаров негосударственных предприятий утверждается решением межгосударственных органов (установление цен угля и черных металлов Европейским объединением угля и стали, цен нефти - странами Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), закупочных цен сельскохозяйственной продукции - странами Европейского Сообщества (ЕС) и др.).

     Основные  принципы установления и применения цен товаров и тарифов услуг, а также организации контроля за их соблюдением на территории РФ определяются соответствующими законодательными и нормативными документами.

     Налоговое регулирование является одним из достаточно эффективных принципов  государственной ценовой политики. Все налоги можно разделить на две большие группы: прямые и косвенные. Прямые налоги выплачиваются непосредственно из доходов налогоплательщика, а косвенные включаются непосредственно в цену товара и оплачиваются потребителем при его покупке. Косвенные налоги приводят к росту равновесной цены и снижению объема продаж, к тому же они сокращают выручку производителя. Следовательно, бремя косвенного налога распределяется между потребителем и производителем.

Информация о работе Проблемы ценообразования в современной России