Проблемы и перспективы развития денежного рынка в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 14:33, курсовая работа

Описание

Деньги - это общественный институт, который увеличивает богатство, снижая издержки обмена и способствуя большей специализации в соответствии с имеющимся у людей сравнительными преимуществами. Актуальность, настоящей курсовой работы будут обусловлены следующими теоретическими и практическими положениями. Современный капитализм обусловил модификацию функций денег. Всеобщий характер товарно-денежных отношений вызвал и полное развитие денег как всеобщего эквивалента.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………...…. 3
1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ДЕНЕГ
1.1.История и сущность денег……………………………………………………5
1.2.Теория денег и денежное обращение …………………………………….. 15
2.ВИДЫ И ФУНКЦИИ ДЕНЕГ
2.1. Действительные деньги и знаки стоимости ……………………………... 29
2.2. Бумажные деньги ………………………………………………………….. 30
2.3. Кредитные деньги …………………………………………………………. 31
2.4. Функции денег …………………………………………………………….. 36
2.5. Функция денег как средства обращения ..………………………………. 40
2.6. Функция денег как средства накопления и сбережения ……………… 41
2.7. Функция денег как средства платежа ……………………………………. 42
2.8. Функция мировых денег ………………………………………………….. 43
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНОГО РЫНКА В РОССИИ
3.1. КРИЗИС 1998Г. …………………………………………………………… 46
3.2.КРИЗИС 2008Г. …………………………………………………………… 55
3.3 Перспективы развития денежного рынка ……………………………….. 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .……………………………………………………………… 59
Список используемой литературы ……………………………………………. 62

Работа состоит из  1 файл

курсовая...эконом теория..doc

— 293.00 Кб (Скачать документ)

     2.7. Функция денег  как средства платежа

     В силу определенных обстоятельств товары не всегда продаются за наличные деньги. Причины: неодинаковая продолжительность периодов производства и обращения различных товаров, а также сезонный характер производства и сбыта ряда товаров, что создает нехватку дополнительных средств у хозяйствующего субъекта. В результате возникает необходимость купли-продажи товара с рассрочкой платежа, т.е. в кредит. Деньги в качестве средства платежа имеют специфическую форму движения: Т-О, а через заранее установленный срок: О-Д (где О - долговое обязательство). При таком обмене нет встречного движения денег и товара, погашение долгового обязательства является завершающим звеном в процессе купли-продажи. Разрыв между товаром и деньгами во времени создает опасность неплатежа должника кредитору. В условиях развитого товарного хозяйства деньги в функции средства платежа связывают между собой множество товаровладельцев, каждый из которых покупает товары в кредит. В результате разрыв в одном из звеньев платежной цепи неизбежно приводит к разрушению всей цепи долговых обязательств и возникновению массовых банкротств товаровладельцев.

     2.8. Функция мировых денег

     Внешнеторговые  связи, международные займы, оказание услуг внешнему партнеру вызвали  появление мировых денег. Они  функционируют как всеобщее платежное  средство, всеобщее покупательное средство и всеобщая материализация общественного  богатства. Мировые деньги в качестве международного средства выступают при расчетах по международным балансам: если платежи данной страны за определенный период превышают ее денежные поступления от других стран, то деньги представляют собой средство платежа. Международным покупательным средством мировые деньги служат при нарушении равновесия обмена товарами и услугами между странами, тогда их оплата производится наличными деньгами. Как всеобщее воплощение общественного богатства мировые деньги используются при предоставлении займа или субсидий одной страной другой либо при выплате репараций победившей стране с побежденной. В этом случае происходит перемещение части богатства одного государства в другое посредством денег. При золотом стандарте мировыми деньгами выступало золото как средство регулирования платежного баланса и кредитные деньги (банкноты) отдельных государств, разменные на золото (в основном доллар США и английский фунт стерлингов). Для упрочения национальных денег таких государств, как США и Великобритания, в качестве мировых денег и по их инициативе использовались международные валютные соглашения и валютные клиринги. Впервые международное валютное соглашение было заключено на Генуэзской конференции в 1922 г. В соответствии с ним доллар США и английский фунт стерлингов были объявлены эквивалентами золота и введены в международный оборот как мировые деньги. Следующее международное соглашение было оформлено на Бреттонвудской конференции в 1944 г., которое установило, что функция мировых денег сохраняется за золотом как средством окончательных расчетов между странами, хотя масштабы его использования сокращались.Наряду с золотом в качестве международных платежных средств и резервных валют в международном обороте признан доллар США, который приравнивался к золоту по официальному соотношению 35 долл. за тройскую унцию         (31,1 г),14 и в меньшей мере - фунт стерлингов Великобритании. Кроме международных валютных соглашений подписывались региональные валютные соглашения (валютные блоки, валютные зоны), которые обеспечивали господствующее положение одной денежной единицы наиболее развитого государства во внешнеэкономических отношениях стран их подписавших. Так были созданы Стерлинговый блок (1931 г.), Долларовый блок (1933 г.), Золотой блок (во главе с Францией, 1933 г.). Во время Второй мировой войны и после ее окончания на базе валютных блоков сформировались зоны - стерлинговая, долларовая, французского франка, а также появились зоны голландского гульдена, итальянской лиры, испанской песеты, южноафриканского рында. Валютные клиринги - система расчетов между странами на основе зачета взаимных требований в соответствии с международными платежными соглашениями, которые предусматривали клиринговые счета, валюту, порядок выравнивания платежей. После Второй мировой войны валютные клиринги действовали в условиях валютных ограничений, отмена последних привела к ликвидации таких соглашений между развитыми странами. Для создания международной счетной денежной единицы с целью ослабления проблемы международной ликвидности Международный валютный фонд ввел новые резервные и платежные средства - специальные права заимствования (СДР). СДР предназначены для регулирования сальдо платежного баланса стран - членов МВФ, пополнения официальных резервов и расчетов, а также соизмерения национальных валют. В 1971 г. устанавливалось золотое содержание СДР, равное, как и у доллара США, 0,888671 гр15., но с 1 июля 1974 г. (после девальвации доллара) стоимость единицы СДР определялась на основе средневзвешенного курса сначала 16, а затем пяти ведущих валют развитых стран. Для стран - участниц Европейской валютной системы (ЕВС) с марта 1979 г. введена региональная международная счетная единица - ЭКЮ. В отличие от СДР новая единица обеспечена наполовину золотом и долларами США (за счет объединения 20 % официальных резервов стран - участниц ЕВС), а наполовину - их национальными валютами. ЭКЮ - безбумажные денежные единицы и выступают в виде записей на счетах в центральных банках стран-членов. Стоимость ЭКЮ определяется так же, как и СДР, средневзвешенным курсом валют стран - членов. Ее используют в расчетах двенадцать стран ЕВС. Все пять функций денег представляют собой проявление единой сущности денег как всеобщего эквивалента товаров и услуг; они находятся в тесной связи и единстве. Логически и исторически каждая последующая функция предполагает известное развитие предыдущих функций. Из сказанного вытекают три основных свойства денег, раскрывающих их сущность: деньги - обеспечивают всеобщую непосредственную обмениваемость. На них покупается любой товар; деньги выражают меновую стоимость товаров. Через них определяется - цена товара, а это дает количественное сравнение разных по потребительным стоимостям товаров; деньги выступают материализацией всеобщего рабочего времени, заключенного в товаре.

 

     

3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНОГО РЫНКА В РОССИИ

     3.1. КРИЗИС 1998Г.

     В начале осени 1997 г. российская экономика  характеризовалась в целом 
позитивной динамикой конъюнктуры. Относительная политическая 
устойчивость в стране вместе с повышенной деловой активностью российских компаний и банков создавала благоприятное впечатление у западных инвесторов по поводу перспектив российской экономики.

     Однако  финансовая стабилизация и бурное развитие российских финансовых рынков происходили на фоне углубления фундаментальных экономических проблем: фискального кризиса, значительного ухудшения состояния платежного баланса и нарастания предпосылок усиления нестабильности экономической политики. Внушало серьезные опасения соотношение краткосрочных обязательств государства, находящихся у нерезидентов, и внешних резервов ЦБР, характеризующее курсовой риск при репатриации прибыли от вложений на российских финансовых рынках.

     Начало  кризиса (ноябрь-декабрь 1997 г.). Мы можем рассматривать конец октября 1997 г. как дату, начиная с которой доверие иностранных инвесторов к устойчивости финансовой и макроэкономической ситуации в России, несмотря на некоторые колебания, в целом снижалось, сопровождаясь падением цен на российские финансовые инструменты и ростом спроса на иностранную валюту. Неблагоприятные изменения в мировой конъюнктуре вызвали отток капиталов с российских финансовых рынков. Наиболее быстро это отразилось на российском рынке акций. За

неделю  - с 27 октября по 2 ноября 1997 г. - фондовый индекс упал на 18,5%. В целом за ноябрь падение котировок составило около 32%.16

       Возросший спрос на валюту  со стороны нерезидентов, продавших  свои пакеты государственных  облигаций, привел к быстрому  сокращению золотовалютных резервов  ЦБР и поставил под удар  устойчивость курсовой политики. За ноябрь внешние резервы ЦБР уменьшились с 22,9 млрд. до 16,8 млрд. долл.17 В последнюю неделю ноября ЦБР, утратив более 1/4 международных резервов, отказался от попыток поддержания низких процентных ставок и ушел с рынка ГКО- ОФЗ. Средневзвешенная доходность государственных обязательств увеличилась. Одним из факторов, демонстрирующих неадекватную реакцию правительства на развивающийся кризис, явилось отсутствие разработанной программы мер по сокращению государственных расходов и дефицита государственного бюджета. Дополнительной причиной ухудшения ситуации на финансовых рынках стали осуществленные в конце ноября изменения в составе правительства, вселившие в инвесторов неуверенность в способности исполнительной власти проводить осмысленную последовательную финансовую политику.

     В декабре на финансовых рынках наблюдалась относительная стабилизация. Доходность государственных ценных бумаг и обороты на вторичном рынке постепенно уменьшились, произошел рост котировок на фондовом рынке. Углубление кризиса (январь 1998 г.) и временная стабилизация (февраль-апрель 1998 г.). В конце 1997 - начале 1998 гг. кризис в Юго-Восточной Азии начал нарастать. Это снова послужило причиной ухудшения положения на российских финансовых рынках. Повышенные оценки уровня риска в России и последующее перераспределение лимитов на инвестиции в различных странах у крупных инвестиционных фондов вызвали очередное падение цен на рынке акций и рост уровня доходности на рынке ГКО-ОФЗ. В начале января процентная ставка на рынке государственных ценных бумаг вновь возросла и сохранялась на этом уровне до конца месяца.В связи с общими пессимистическими настроениями относительно перспектив экономической ситуации, а также обострившимся положением с ликвидностью(вследствие валютных интервенций в январе денежная масса сократилась по отношению к октябрю 1997 г. на 2,1%)18 сброс бумаг стали осуществлять и внутренние участники рынка.

     В феврале-апреле 1998 г. на рынках наступил период относительной стабилизации. В значительной степени подобные положительные тенденции были следствием нескольких заявлений президента и правительства, в частности, об ужесточении бюджетной политики и достижении уже в 1998 г. первичного профицита федерального бюджета; правительство разработало "12 крупных мер по социально-экономической политике". Произошел также ряд дополнительных событий, послуживших позитивными сигналами для инвесторов. Так, в феврале МВФ принял решение о продлении до четырех лет трехлетней программы расширенного кредитования для России. Директор-распорядитель фонда М. Камдессю дал понять, что Россия получит очередной транш кредита в объеме 700 млн. долл. и при выполнении всех договоренностей будет получать кредиты до 2000 г. 24 февраля Россия и Великобритания полностью согласовали условия реструктуризации российского долга в рамках Парижского клуба.

     Нарастание  и кульминация кризиса (май-август 1998 г.). В середине мая макроэкономическая ситуация в России начала резко ухудшаться. Котировки государственных ценных бумаг стремительно падали: в середине месяца средневзвешенная доходность ГКО возросла до 33%, к двадцатым числам – до 46%, а в последнюю неделю мая достигла 65%19. Одновременно значительно возросли обороты вторичного рынка. Падение фондового индекса РТС-1 составило около 40%.20 Усилилось давление на обменный курс рубля. Валютные резервы за май сократились на 1,4 млрд. долл. Определенное влияние на такое развитие событий в России оказали дальнейший рост политической и экономической нестабильности в Азии (ситуация в Индонезии и Индии, новый виток кризиса в Южной Корее, Таиланде и др.), а также ожидание повышения процентных ставок Федеральной резервной системой, что повысило бы привлекательность вложений в американские ценные бумаги.

     Несмотря  на нарастание кризиса на российских финансовых рынках, реакция правительства была крайне замедленной, что вызывало сомнения в его способности контролировать ситуацию и само по себе ускоряло развитие 
кризиса. Лишь в конце мая правительство начинает вплотную заниматься 
разработкой антикризисных мер. 17-19 мая были сделаны заявления 
правительства (о приверженности курса на макроэкономическую 
стабильность), Центрального банка РФ (о неизменности валютной политики и недопустимости эмиссионных методов финансирования бюджета), Министерства финансов (о плане жесткой экономии бюджетных расходов), ФКЦБ (об обеспечении прав инвесторов).

     29 мая 1998 г. правительство выступило  с заявлением о немедленных мерах по стабилизации финансового рынка и о бюджетно-налоговой политике в 1998г. Спустя несколько дней после своего назначения Б. Федоров обозначил основные пути повышения уровня собираемости налогов в России. Определенный оптимизм на финансовых рынках начал появляться после визита А. Чубайса в Вашингтон 29-30 мая, в ходе которого обсуждалась проблема предоставления России большого пакета финансовой помощи. В первую неделю июня доходность государственных обязательств снизилась до 51%, а во вторую неделю - до 46%.21

     В июне серьезно снизились международные  кредитные рейтинги России и ряда российских банков и компаний. Здесь  важно заметить, что на фоне удачного визита А. Чубайса в Вашингтон снижение рейтингов в начале июня не повлияло негативно на финансовую ситуацию. Однако, когда соответствующие решения о снижении рейтингов наложились на негативную информацию о ходе переговоров по кредиту МВФ после 8 июня, они вызвали резкое ухудшение ситуации на рынке. Массовый вывод средств инвесторов с финансовых рынков после снижения российских кредитных рейтингов привел к новому повышению во второй половине июня процентной ставки по ГКО. Это существенно увеличило давление на обменный курс рубля и потребовало масштабных интервенций со стороны ЦБР на валютном рынке.

22 июня  в Москву прибыла миссия МВФ во главе с первым заместителем директора-распорядителя фонда С.Фишером для проведения переговоров о выделении России стабилизационного кредита в размере около 10 млрд. долл. В ходе обсуждений общая сумма стабилизационного кредита была повышена до 15 млрд. долл. Днем позже Совет директоров МВФ утвердил выделение России очередного транша кредита в размере 670 млн. долл. Кроме того, МВФ сделал заявление, в котором поддерживалась позиция российского правительства, предпринимающего меры по поддержанию национальной валюты и недопущению резкой девальвации. В июне 1998 г. правительство активно разрабатывало антикризисную программу. Среди включенных в нее мер можно выделить: планировавшееся снижение цен на газ и тарифов на электроэнергию, изменение налогового законодательства (переход на взимание НДС по отгрузке, введение единой ставки подоходного налога, снижение ставки налога на прибыль, увеличение ставок акцизов, ограничение числа расчетных счетов предприятий, введение налога с продаж и др.), продажи принадлежащих государству пакетов акций крупных российских корпораций (в частности, 5% акций РАО "Газпром" и государственного пакета акций АО "Связьинвест"). Пакет антикризисных законопроектов был представлен Государственной думе в начале июля 1998г. Обострение ситуации на рынке государственных ценных бумаг в первой половине июля 1998 г. характеризовалось ростом средневзвешенной доходности на рынке до 126% годовых22. 8 июля 1998 г. Министерство финансов РФ отменило аукционы по размещению двух выпусков ГКО с погашением 6 января и 7 июля 1999 г. и дополнительного транша ОФЗ с постоянным доходом. 13 июля 1998 г. правительство объявило о намерении предложить держателям ГКО конвертировать их в среднесрочные или долгосрочные облигации, номинированные в долларах с погашением в 2005 и 2018 г.23

     21 июля МВФ принял решение о  выделении России нового пакета помощи. Данный транш поступил на счета ЦБР 23 июля 1998 г. Сразу после получения кредита следовало провести встречу председателя правительства с крупнейшими инвесторами для объяснения им плана действий по погашению и обслуживанию государственных обязательств на ближайшую перспективу (хотя бы до конца 1998 г.). Однако правительство сочло, что временная стабилизация рынка в двадцатых числах июля является устойчивой тенденцией и провело такое совещание только через неделю, 27 июля. В совокупности произошедшие события привели к тому, что примерно с 3 августа процесс приобрел неуправляемый характер. Доходность государственных обязательств увеличилась до 56%, ускорилось падение фондового рынка. Индекс РТС-1 за время, прошедшее с момента выделения стабилизационного кредита МВФ до 17 августа, упал почти на 30%. Наряду с паникой на валютном рынке начался банковский кризис. Он был спровоцирован ухудшением ситуации на финансовых рынках на фоне жесткой денежной политики первого полугодия 1998 г.: денежная база на 1 сентября сократилась по сравнению со значением на начало года на 3,5%24 Заметим, что в августе, несмотря на массированные продажи валюты ЦБР, денежная база почти не сокращалась. Важную роль в обострении кризиса ликвидности банковской системы сыграло падение котировок российских государственных ценных бумаг, служивших обеспечением кредитов, выданных российским банкам зарубежными банками. В результате такого падения возникли дополнительные депозитные требования к российским банкам по увеличению средств на маржинальных счетах. Для довнесения средств на маржинальные счета банки предприняли продажи имеющихся в их портфелях ГКО-ОФЗ, а также корпоративных акций с последующей конвертацией вырученных средств в валюту. Такая политика банков вызвала дополнительную нервозность на финансовых рынках, в том числе на рынке российских бумаг, номинированньгх в валюте. Первыми банками, которые не смогли выполнить своих обязательств перед зарубежными кредиторами, стали "СБС-Агро" и "Империал". Подводя итоги последних месяцев перед кульминацией кризиса, следует отметить, что главными факторами, не позволившими России в августе избежать девальвации рубля, явились, по нашему мнению, отсутствие поддержки антикризисной программы правительства со стороны Государственной думы и недостаточный объем помощи со стороны МВФ. К середине месяца ситуация, возможно, могла бы быть выправлена за счет срочной помощи в размере 10-15 млрд. долл. Однако в данной политической ситуации получение таких средств было нереальным. Единственным возможным выходом из создавшегося положения стала девальвация рубля.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития денежного рынка в России