Проблемы экономического роста в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 12:04, курсовая работа

Описание

На актуальность темы дипломной работы оказали накопившиеся проблемы развития реального сектора российской экономики.
В условиях абсолютного сокращения производимого национального дохода более чем в 2 раза, в России в течение десяти лет распределялись и перераспределялись власть, материальные и финансовые ресурсы. В «неработающей» экономике это послужило главным фактором обнищания большинства населения и сосредоточения национального богатства у весьма незначительной его части.

Содержание

Введение
Глава 1 Экономический рост как условие экономического и социального прогресса
1.1 Экономическое развитие, рост и структурные изменения
1.2 Государственное регулирование экономического роста
1.3 Темпы и эффективность экономического роста
Глава 2 Экономический рост в России: тенденции и перспективы
2.1 Основные итоги рыночных преобразований и их влияние на социально-экономическое развитие России

2.2 Проблема ускорения темпов экономического роста в России
Глава 3 Проблемы стимулирования экономического роста в экономике Тамбовской области
3.1 Состояние экономики Тамбовской области
3.2 Развитие экономики Тамбовской области по пути экономического роста в 2001-2003 годах
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Проблемы экономического роста в России реферат.doc

— 391.50 Кб (Скачать документ)

 

Для ускорения экономического роста  необходимо также существенное снижение трансакционных издержек, находящихся  в постреволюционной стране на высоком  уровне. Эта проблема характерна для всех стран, выходящих из периода социально-политической нестабильности, причем априорно невозможно сказать, сколько времени потребуется для восстановления доверия инвесторов к функционированию институциональной системы данной страны. Очевидно, что для снижения трансакционных издержек необходимо обеспечить устойчивое функционирование политических и правовых институтов, о которых выше шла речь - госаппарата, судебной и правоохранительной системы и т. п. Не менее важно избегать принятия государством решений, сомнительных в представлении нормального частного инвестора.

 

В принципе, исполнительная власть в  последние годы в основном стремилась следовать этой логике - обеспечения  стабильности и предсказуемости  своего поведения, отказа от принятия мер, которые можно было бы отнести к экзотическим. Следует положительно оценить действия Правительства, которое, несмотря на мощное давление с разных сторон, не пошло на принятие популистских мер и продолжало осуществление политики планомерных институциональных преобразований. Осторожной оставалась и денежная политика, которая позволила в 2002-2003 гг. не допустить серьезного укрепления реального курса рубля.

 

Вместе с тем, в процессе выработки  и осуществления реформ, которые  способствовали бы преодолению затухающей динамики восстановительного процесса и активизации прогрессивных структурных сдвигов, наметилась явная пробуксовка. Продвижение в реализации Стратегической программы 2000 г. было налицо, однако темпами гораздо более низкими, чем в предыдущий период.

 

Продолжали осуществляться институциональные  реформы. Так, был принят принципиально  важный закон о техническом регулировании, обеспечивающий снижение административных барьеров и открывающий новые  возможности для кооперации с  иностранными партнерами. Активно работала комиссия правительства по снижению административных барьеров, которая рассматривала функции действующих регулирующих и контролирующих инстанций и принимала решения об упрощении их структуры, об упорядочении их функций. Однако дебюрократизация продвигается медленнее, чем хотелось бы, причем это связано не столько с разработкой законодательства, сколько с сохраняющейся практикой избыточного административного регулирования, а это уже сопряжено с проблемами эффективности всей правоприменительной системы.

 

Важные, хотя и компромиссные, решения  были приняты в 2002-2003 гг. в области  земельного, трудового и пенсионного  законодательства.

 

Неоднозначно складывается ситуация в области налоговой реформы. Снижение налогов не привело к  снижению эффективной ставки, но привело к сближению этой ставки с номинальной. Естественно, при новой системе для определенной части добросовестных налогоплательщиков произошло облегчение налогового бремени, однако значительная часть производителей, ранее уклонявшаяся от уплаты налогов, реального облегчения не почувствовала. Это вызывает недовольство бизнеса, подталкивающего власти к дальнейшему снижению налогов как предпосылке повышения темпов роста.

 

Существует и ряд негативных моментов в реализации институциональных  и тактических задач стимулирования экономического роста. Обозначилось торможение по направлениям, имеющим принципиальное значение для стратегических перспектив инвестиционной и предпринимательской деятельности, среди которых реформа естественных монополий (особенно газовой отрасли и электроэнергетики), реформа отраслей социального сектора, реформирование бюджетных расходов, реформирование банковского сектора, а также военная реформа. Без активного преобразования в этих секторах экономический рост останется неустойчивым и вряд ли будет сопровождаться серьезными структурными реформами.

 

С тактической точки зрения остается весьма острой проблема принятия властью  решений, понятных предпринимателям (инвесторам) и признаваемых ими справедливыми, не требующими специальных объяснений и обоснования. Начиная с 2000 г. практически все действия властей были понятны бизнес-сообществу и принимались им. Однако в конце 2002 г. было предпринято действие, создающее опасный прецедент с точки зрения репутации страны. Состоявшийся в декабре аукцион по продаже принадлежащего государству контрольного пакета акций «Славнефти» вызвал вопросы относительно серьезности намерений власти быть «равноудаленной» от большого бизнеса, обеспечивать равные условия и прозрачные процедуры принятия хозяйственно-политических решений. Проблема здесь не в том, справедливой ли была цена, по которой нефтяная компания была куплена «Сибнефтью», и даже не в том, какую сумму потерял федеральный бюджет из-за отстранения от аукциона некоторых крупных участников. Главная проблема состоит в том, что общественное мнение (и особенно мнение предпринимателей) признало результаты состоявшейся сделки несправедливыми. Тем самым был нанесен урон деловой репутации современной России. Пока еще рано говорить, в какой мере это событие повлияет на поведение иностранных инвесторов, однако, несомненно, оно не добавит им энтузиазма.

 

Пробуксовка реформ в сочетании  с низкими темпами экономического роста стала причиной обострения полемики по вопросам экономического роста, начавшейся в последние месяцы 2003 г. уже внутри самого правительства и в рамках правительственной логики институциональных реформ. Подводя итоги истекшего года и президентства В. Путина, руководства Минэкономразвития России выступило с серией заявлений о недостаточно глубокой либерализации российской экономики, включая сохранение высокого уровня налоговой нагрузки (порядка 35% ВВП), медленного и неэффективного дерегулирования (снижения административных барьеров), непринятия специальных мер по привлечению иностранных инвестиций (в частности, законодательства об особый экономических зонах), торможения реформирования естественных монополий и т.п. Именно в этом виделся источник замедления темпов роста, недоиспользования преимуществ, полученных Россией от политической стабилизации.

 

Главным оппонентом Минэкономразвития  выступил Минфин, фактически поддержанный Министерством налогов и сборов. Естественно, финансовые ведомства  выступили за более консервативный подход к институциональным и  налоговым реформам. В частности, было предложено на один-два года снизить темп изменения налогового законодательства, не идти на стимулирование инвестиционной активности через специальные льготы (прежде всего СЭЗ/ОЭЗ), крайне осторожно относиться к дальнейшей либерализации валютного режима и любым решениям, напоминающим налоговую амнистию (например, Минфин возражал против отмены контроля за доходами при вложении средств в жилье), и т.п. Словом, речь шла о фиксации на некоторое время сложившихся «правил игры» для того, чтобы и бизнес, и государство адаптировались к новой системе.

 

Тезис о некотором спаде в  осуществлении институциональных  реформ является справедливым, хотя из него нельзя делать столь однозначные  выводы о влиянии такого замедления на темпы экономического роста. Как  было показановыше, возникающие проблемы имеют гораздо более сложную природу.

 

 

Проблемы стимулирования экономического роста в экономике Тамбовской области 

 

Состояние экономики Тамбовской области 

 

 

Тамбовская область образована 27 сентября 1937 года. Она расположена  в центре европейской части России (занимает центральную часть Окско-Донской низменности), входит в состав Центрального Федерального округа. На севере граничит с Рязанской областью, на северо-востоке - с Пензенской, на юго-востоке - с Саратовской, на юге - с Воронежской и на западе - с Липецкой областями. Территория области занимает 34,3 тыс. кв. км, протяженность с севера на юг около 250 км, с запада на восток - чуть больше 200 км. Расстояние от областного центра до Москвы - 480 км.

 

Географическое положение области благоприятно для развития хозяйственной деятельности. Ее территорию пересекают важные железнодорожные и автомобильные дороги, связывающие Центральную Россию, Поволжье, Юг и Запад страны в единое целое, что благоприятствует завозу необходимого сырья, топлива и оборудования и вывозу готовой продукции.

 

В области имеются большие запасы суглинков и глин для производства красного кирпича, черепицы, керамики и керамзита, известняков для  производства извести и щебня, разведано  месторождение титан-рутил-циркониевых песков. Имеются месторождения минеральных красок, фосфоритов, торфа.

 

Постоянное население области  на первое января 2002 года составило 1256,6 тыс. человек, доля городского - 58 процентов.

 

Область сформировалась как аграрно-индустриальная территория.

 

Итоги социально-экономического развития Тамбовской области в 1999-2003 годах  свидетельствуют о формировании тенденции к росту экономики: прирост валового регионального  продукта в 2000 году в сопоставимых ценах  составил 13,5 процентов к уровню 1999 года, в основном за счет сектора услуг, объема промышленной продукции - 5,8 процента, объема инвестиций в основной капитал - 7,7 процента, валовой продукции сельского хозяйства - 1,8 процента. Динамика индексов промышленного производства в табл.

 

Впервые за ряд последних лет стоимость валовой продукции сельского хозяйства в 2000 году превысила уровень предыдущих лет. Третья часть сельхозтоваропроизводителей области улучшила свое финансовое состояние.

 

Произошло оживление и повышение  инвестиционной активности, что способствовало улучшению финансового положения в реальном секторе экономики. Преодолен спад объемов товарооборота и впервые за последние годы достигнут рост продажи товаров через сеть магазинов.

 

Одновременно формировался и благоприятный  социальный фон - динамика доходов населения в целом превысила за прошедший год уровень инфляции, реальные доходы населения возросли, возрос уровень потребления, снизилась социальная напряженность в трудовых коллективах, практически полностью ликвидирована задолженность по заработной плате работникам бюджетной сферы, своевременно выплачивались пенсии, стипендии, различные социальные пособия, снизилась доля населения с доходами ниже прожиточного минимума.

 

Осуществлен переход на казначейское обслуживание бюджетной системы, повысился уровень собираемости налогов и сборов, собственные доходы областного бюджета в 2000 году увеличились почти в 2 раза, а консолидированного бюджета области в 1,4 раза, что способствовало более четкому исполнению расходных полномочий бюджета области.

 

В то же время при формировании в экономике области положительных  тенденций, остаются еще нерешенные проблемы:

 

не удалось обеспечить рост производства продукции в мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности, электроэнергетике, пищевой, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности;

 

финансовое положение сельскохозяйственных предприятий остается сложным, не обеспечена стабилизация положения дел в  животноводстве, продолжается снижение поголовья скота и птицы, производства молока, мяса, яиц, практически не обновляется парк сельскохозяйственной техники;

 

отмечается снижение загруженности  производственных мощностей подрядных  организаций из-за необеспеченности заказами;

 

 

 

Рис. 3. Индексы производства продукции (в процентах к 1990 году)

 

 

Промышленность области - это производственный комплекс с разветвленной инфраструктурой, включающей в себя предприятия многих отраслей народного хозяйства. В  его составе работают 242 крупных  и средних промышленных предприятий, 543 промышленных предприятий малого бизнеса. В отраслях промышленности трудятся 95,6 тыс. человек. Тесные технологическая и экономическая связи предприятий области с партнерами из других регионов России, ближнего и дальнего зарубежья свидетельствуют об успешной интеграции промышленности области в единый промышленный комплекс России и всего мира.

 

Индексы физических объемов промышленного  производства приведены на рис. 3. анализ этих данных позволяет сделать вывод  о том, что для экономики области  были характерны ре же тенденции, что  и для всей России, однако к 2000 году Тамбовская область имела показатели чуть выше среднероссийских. На рис. 4 приведены данные индексов производства продукции по отраслям. Эти данные свидетельствуют о том, что за период с 1990 по 2000 год менее всего потеряли в объемах производства электроэнергетика и пищевая промышленность, а более существенным оказался спад в легкой промышленности и металлообработке.

 

 

 

Рис. 4. Индексы производства продукции  по отраслям в Тамбовской области (в  процентах к 1990 году)

 

 

В отраслевой структуре промышленного производства ведущее место занимают 5 отраслей, на долю которых в 2003 году приходилось 92,4 процента общего объема производства промышленной продукции:

 

пищевая промышленность, удельный вес  в общем объеме производства в 2003 году составил 26,9 процентов (рис. 5) и 41,6 процента налоговых платежей в бюджет области (рис. 6);

 

машиностроение и металлообработка - соответственно 27,9 и 27,5 процента;

 

химическая и нефтехимическая  промышленность - 18,3 и 14,2 процента;

 

электроэнергетика - 15,6 и 10,8 процентов;

 

легкая промышленность - 3,7 и 1,4 процента.

 

 

Рис. 5. Удельный вес отраслей промышленности Тамбовской области в общем объеме производства

 

 Рис. 6. Удельный вес отраслей  промышленности Тамбовской области  в общем объеме производства

 

 

Анализ диаграмм на рис 5 и 6 показывает, что только пищевая промышленность дает налоговых поступлений более, чем составляет ее удельный вес в  экономике. Поэтому развитие этой отрасли  является приоритетной задачей.

 

На территории области функционирует 3,3 тысячи малых предприятий, на которых осуществляют трудовую деятельность 26,5 тысячи человек.

 

Практически половина малых предприятий  области сосредоточена в сфере  торговли и общественного питания. В промышленном секторе экономики  действуют 15,1 процента малых предприятий, на которых занято 20 процентов постоянных работников, их доля в общем объеме производства промышленной продукции составляет около 8 процентов. Строительную деятельность осуществляют 15,5 процента малых предприятий.

Информация о работе Проблемы экономического роста в России