Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 21:36, курсовая работа
Одной из важнейших долгосрочных целей экономической политики правительства любой страны является стимулирование экономического роста, поддержание его темпов на стабильном и оптимальном уровне. Необходимо иметь четкое представление о том, что такое экономический рост, какие факторы его стимулируют, а какие, наоборот, сдерживают. Поэтому тема моей курсовой работы: "Экономический рост: модели, факторы и проблемы регулирования".
Введение ….3
Глава 1. Понятие экономического роста и проблемы его регулирования.............................................................................................................................5
1.1. Понятие экономического роста и его типы …..5
1.2. Факторы экономического роста …..7
1.3. Проблемы государственного регулирования .... 10
Глава 2. Проблемы экономического роста в современной РБ … 14
2.1. Разработка белорусской модели экономического роста после распада СССР ………………………………………………………………………….. 14
2.2. «Усталость экономического роста» и необходимость корректировки курс……………………………………………………………………………...…17
2.3.Динамика и качество экономического роста РБ на современном
этапе … 20
2.4.Перспективы экономической динамики … 21
Заключение………………………………………………………………..26
Список используемой литературы …29
В настоящее время основу быстрого экономического развития составляет человеческий капитал - знания, высококвалифицированные кадры; инновации; инвестиции; интеграция в международное разделение труда.
Человеческий капитал, как уже отмечалось, - это не просто совокупность физических и духовных ценностей, знаний, навыков, способностей, уровня образования, которыми обладает человек, но и их накопленные запасы. Целесообразно используемые в той или иной сфере, эти составляющие человеческого капитала обеспечивает научно-технический и социальный прогресс, устойчивое экономическое развитие. Человеческий капитал является одним из главных факторов, обеспечивающих переход к постиндустриальному обществу.
Инновационная и инвестиционная деятельность - важнейшие
движущие силы структурной перестройки и источники нового качества экономического роста. Инновационная деятельность на современном этапе характеризуется следующими основными чертами:
1) появлением принципиально новых достижений науки и техники
(информатики, нано- и биотехнологий, генной инженерии и др.);
2) интеграцией науки и производства, созданием новых
организационных структур (технополисов, инкубаторов, научно-технических
центров, межотраслевых школ), высокоэффективных инновационных
механизмов;
3) Формированием работника нового типа - профессиональною
образованного, культурного, дисциплинированного и способного
использовать сложные технико-информационные системы;
4) высокой универсальностью научных идей, которые охватывают все
стороны функционирования национальной экономики; системностью и
комплексностью инноваций, оценкой социально-экономических и
экологических последствий их применения;
5) разработкой ресурсосберегающих, малоотходных технологий и
техники, новых предметов труда с заранее заданными свойствами;
появлением новых источников энергии; созданием новых форм организации
труда и производства, корпоративных систем управления.
1.3. Проблемы государственного регулирования экономического роста.
Согласившись с тем, что в целом экономический рост является желательным явлением, мы сталкиваемся с проблемой, какие меры государственного регулирования способны наилучшим образом стимулировать этот процесс.
Практика развитых государств в области регулирования экономического роста включает в себя как рекомендации кейнсианства, адаптированные к сегодняшнему дню, так и неоклассиков. В целом можно выделить следующие ее направления:
1. Государство берет на себя решение тех проблем, которые
недоступны рыночной системе. Это финансирование фундаментальных
исследований, производство общественных товаров, ликвидация последствий
внешних эффектов, антимонопольная политика и т.п.
2. Антициклическое регулирование, или политика краткосрочной
стабилизации. Эта сфера деятельности начала развиваться под воздействием
идей кейнсианства в 30-е годы. Задача государства виделась в том, чтобы не
допустить жестких дисбалансов рынков, а поскольку предложением
управлять сложнее, то возникла необходимость регулирования спроса. Здесь
возможности государства значительно шире, т.к. реально использование
бюджета и денежного обращения. Главным способом антициклического
регулирования стала денежная политика. При ее осуществлении государство
вызывает 2 эффекта. Во-первых, увеличивается объем денежной массы в
обращении и прогрессирует открытая инфляция, результатом же является
рост потребительского спроса (что и требовалось правительству). Во вторых,
по мере роста предложения денег начинают падать процентные ставки,
конечным же итогом этого процесса становится возрастание величины
инвестиционного спроса. Манипулировать совокупными расходами можно
при помощи не только денежной политики, но и налоговой. В данном случае
государство может во время спада уменьшать налоги, увеличивая, таким
образом, размер эффективного спроса, а в периоды подъема – проводить противоположную политику. Нужно отметить, что под влиянием идеи неоклассиков, политика краткосрочной стабилизации претерпевает определенные изменения. Так, инвестиционные методы, связанные с денежной экспансией и наращиванием расходов государства, уходят в прошлое, уступая место налоговой политике, Основной расчет делается на уменьшение ставок налогообложения, и, в первую очередь, это относится к прибыли, поскольку последняя выступает основой инвестиционного процесса.
3. Структурное регулирование. Решая данную проблему, государство стремится снизить риск осуществления инвестиционных проектов, стимулирует предпринимателей осваивать новые сектора экономики, где перспективы получения прибыли первоначально туманны, поддерживает экспортные отрасли и т.п. Осуществляя указанную деятельность, государство использует инструменты бюджетной и кредитной политики. Может производиться распределение субсидий, могут применяться налоговые льготы, выдаваться льготные кредиты и т.п.
4. Политика ускоренной амортизации. Она проводится посредством увеличения государством нормы амортизации основного капитала. Это дает возможность предпринимателям быстрее обновлять средства труда. Наибольшие нормы амортизации характерны для самых передовых отраслей. Эта политика ведет к высоким темпам обновления основного капитала, что расширяет спрос на современные средства труда, увеличивает емкость рынка, особенно для продукции передовых отраслей.
5. Налоговая политика. Под влиянием идей «экономики предложения» она заняла доминирующее положение в области инструментов государственного стимулирования экономического роста. Главное направление ее радикальной реформы сторонники экономики предложения видели в значительном уменьшении ставок налогообложения с целью мобилизации частного сектора экономики. По замыслу теоретиков предложения снижение их должно быть дифференцированным и пропорциональным предельной эффективности капитала. В первую очередь это относится к налогам на доходы от капвложений, т.к. это позволит переместить в производственную сферу денежные ресурсы, которые ранее вкладывались в недвижимость, потреблялись и т.п. Особая роль отводится и реформе налогообложения лиц с высокими доходами, т.к. богатых отличает большая склонность к сбережению, чем бедных. По мнению теоретиков предложения, налоговая реформа должна была вызвать следующие эффекты:
1) снижение налогов на доходы от инвестиций приведет к увеличению их эффективности. С течением времени это обернется ростом объема капитальных вложений и нормы накопления, ускорится обновление основного капитала, увеличится производительность труда и темпы экономического роста.
2) уменьшение подоходных налогов приведет к увеличению частных сбережений и кредитных ресурсов. Согласно теории предложения, объем сбережений возрастет настолько, что его хватит и для частных инвестиций, и для финансирования кратковременного бюджетного дефицита. Кроме этого, снижение подоходных налогов окажет положительное влияние на занятость не только косвенным путем, через увеличение инвестиций, но и непосредственно - путем повышения реальной эффективности трудовых ресурсов и снижения естественной безработицы.
3) уменьшение налогов приведет к сокращению бюджетных дефицитов и в результате обернется сильным антиинфляционным фактором;
4) сокращение налогов в сочетании с обязательством ликвидировать дефицит приведет к уменьшению государственных расходов и в конечном итоге обернется «очищением» рынков;
5) снижение налоговых ставок, сокращение бюджетных дефицитов,
жесткое ограничение темпа роста предложения денег позволяют полностью
ликвидировать инфляцию и обеспечить возможности для
беспрепятственного экономического роста.
Глава 2. Проблемы экономического роста в условиях современной РБ.
2.1. Разработка белорусской модели экономического роста после распада СССР.
В рамках всесоюзного комплекса экономика Беларуси выступала как сборочный цех, который специализировался на производстве не наукоемкой, а ресурсоемкой продукции. В условиях товарного голода и дефицита белорусская продукция пользовалась большим спросом на былом всесоюзном рынке, хотя потребительские товары в подавляющем большинстве были рассчитаны на неприхотливого потребителя.
После обретения Беларусью независимости ее экономика приобрела ярко выраженный осколочный характер. Республика не располагала валютными и стратегическими резервами, как, впрочем, и не была отягощена внешним долгом. Была унаследована высокая зависимость от поставок извне сырья, материалов и энергоносителей. Следовало принимать в расчет, что структура белорусской экономики, испытывающей от внешних поставщиков серьезную энергетическую и сырьевую зависимость, не отвечает высшим национальным интересам и требованиям эффективной рыночной экономики. Последовавшее повышение цен на импортируемые сырьевые и энергетические ресурсы вплоть до мирового уровня, а затем и общее повышение мировых цен существенно изменили структуру издержек производства. Так, сократился удельный вес расходов, связанных с оплатой труда и амортизационными отчислениями. Это заметно усложнило воспроизводственные процессы и отрицательно отразилось на жизненном уровне населения.
Таким образом, Республика Беларусь уже изначально была крайне ограничена в проведении самостоятельной социально-экономической политики.
Принято считать, что Беларусь получила в наследство современный промышленный потенциал. Поэтому было понятно стремление побыстрее загрузить заказами имеющиеся производственные мощности и выйти на прежние (докризисные) объемы производства.
В одном случае этому препятствовали разорванные экономические связи, резкое снижение платежеспособного спроса прежних покупателей.
В другом случае некоторая часть государственных предприятий, продукция которых продолжала пользоваться спросом, в том числе и на внешних рынках, испытывала острый дефицит оборотных средств, утраченных под воздействием гиперинфляции, господствующего бартера и просто бесхозяйственности.
В третьем случае резко возросла конкуренция со стороны иностранных поставщиков.
В четвертом случае ощущались дефицит новых знаний рыночной технологии, низкая квалификация весьма консервативного директорскою корпуса.
Сворачивание прежних схем рефинансирования коммерческих банков и поворот кредитной эмиссии в пользу реального сектора экономики, восстановление управляемости государственными предприятиями быстро оказали свое позитивное воздействие на состояние белорусской экономики. Укрепление налоговой дисциплины заметно облегчило исполнение государственного бюджета.
Стабилизация валютного курса и подавление гиперинфляции способствовали укреплению финансовой базы предприятий и повышению их рентабельности. Вытеснение из товарно-денежного оборота различных (посреднических) структур, созданных на основе прежних монополизированных каналов сбыта продукции и обслуживающих в первую очередь теневой перелив капитала, изменило пропорции распределения национального дохода в пользу реального сектора экономики. Активное внешнеполитическое обеспечение хозяйственной деятельности предприятий позволило сохранить позиции белорусских производителей на внешних рынках, прежде всего в России. Открывшийся доступ к внешним источникам финансирования и доверительный диалог с различными международными организациями (МВФ, ВБ, ЕБРР и др.) послужили хорошим сигналом для активизации иностранных инвесторов.
Загрузка свободных мощностей позволила экономить на постоянных издержках и заметно снизить общие средние издержки производства. На низком уровне удалось стабилизировать безработицу. Разрабатываемые целевые программы консолидировали в себе перспективные точки экономического роста. Преодолевая заметное противодействие, в практическую плоскость стали переводить вопросы импортозамещения на внутреннем белорусском рынке.
Рост денежных доходов населения и заработной платы оживили потребительский спрос. Последний поддерживался за счет регулярного пересмотра в сторону повышения минимальной заработной платы и тарифной ставки первого разряда.
В качестве особых факторов стабилизации национальной экономики выступили выгодное геополитическое положение Беларуси, укрепление исполнительной дисциплины в структурах государственного управления, уровень профессиональной подготовки рабочей силы и достаточно приемлемый уровень качества белорусской продукции. Кризисная ситуация была заметно упрощена благодаря достигнутому соглашению о погашении долга России, ранее накопленного за поставки в республику энергоносителей (1,2 млрд. долларов США). Позитивное воздействие на экономическую ситуацию оказали также и достаточно стабильные урожаи 1995 и 1996 гг. Если в 1995г. спад объема ВВП составил 10% [5, с.554], то в 1996г. впервые был обеспечен прирост ВВП в 3% [5, с.554].
Таким образом, в 1994-1996гг. в Беларуси были заложены основы эволюционной методологии обеспечения экономического роста. Подобный подход учитывает инерциальность социально-экономического механизма и отвергает варианты насильственной ломки и больших скачков. Государство заняло активную позицию в экономических преобразованиях и приняло на себя ответственность за сохранение экономического потенциала.
Информация о работе Проблемы экономического роста в современной РБ