Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 21:36, курсовая работа
Одной из важнейших долгосрочных целей экономической политики правительства любой страны является стимулирование экономического роста, поддержание его темпов на стабильном и оптимальном уровне. Необходимо иметь четкое представление о том, что такое экономический рост, какие факторы его стимулируют, а какие, наоборот, сдерживают. Поэтому тема моей курсовой работы: "Экономический рост: модели, факторы и проблемы регулирования".
Введение ….3
Глава 1. Понятие экономического роста и проблемы его регулирования.............................................................................................................................5
1.1. Понятие экономического роста и его типы …..5
1.2. Факторы экономического роста …..7
1.3. Проблемы государственного регулирования .... 10
Глава 2. Проблемы экономического роста в современной РБ … 14
2.1. Разработка белорусской модели экономического роста после распада СССР ………………………………………………………………………….. 14
2.2. «Усталость экономического роста» и необходимость корректировки курс……………………………………………………………………………...…17
2.3.Динамика и качество экономического роста РБ на современном
этапе … 20
2.4.Перспективы экономической динамики … 21
Заключение………………………………………………………………..26
Список используемой литературы …29
2.2. «Усталость экономического роста» и необходимость корректировки курса.
Вместе с тем в формируемый с большим трудом новый экономический порядок все чаще стали вноситься достаточно заметные изменения. Сократились поступления финансовых средств от приватизации. Дефицит средств, необходимых для финансирования государственных мероприятий, активизировал кредитную эмиссию Национального банка. Была выдвинута идея необходимости форсированно наращивать денежную эмиссию в пользу бюджета, а не коммерческих банков, и повышения таким способом степени монетизации национальной экономики. Кредитная эмиссия через бюджет и специальные программы Национального банка направлялась на поддержку в первую очередь крупных государственных предприятий, на финансирование жилищного строительства и агропромышленного комплекса.
Наращивание массы необеспеченных денежных средств привело к ускоренной девальвации белорусского рубля темпами, фактически совпадающими с темпами инфляции. Ухудшился платежный баланс страны. До минимума были сведены валютные резервы банковской системы. Крупный финансовый урон нанес белорусской экономике вывод белорусского рубля из системы международных расчетов (март, 1998 г.).
На уровне предприятий обнаружилась четкая зависимость: чем выше в условиях гиперинфляции оказывались темпы роста, тем ниже опускалась рентабельность производства, тем больше образовывалось убытков и тем меньше оставалось оборотных средств у предприятий. А это в свою очередь усиливало кредитную эмиссию Национального банка и дотации из бюджета государственному сектору. Отрицательные процентные ставки заметно обесценивали денежные сбережения населения. Стали снижать официальные темпы экономического роста. Как следствие, усилилось административное регулирование экономических процессов.
Уровень оплаты труда заметно сократился. Обесценение денег и рост скорости их движения привели к тому, что почти в 2 раза снизилась степень монетизации ВВП. В национальной платежной системе обострился денежный дефицит. Невыполнение принятых обязательств по регулированию денежного обращения привело к заметному ухудшению отношений с международными финансовыми институтами. В переломный период Беларусь оказалась лишенной внешних источников финансирования.
«Усталость роста» обнаружилась в том, что в условиях Беларуси, по данным официальной статистики, в среднем на 6-10% прироста ВВП ежегодно приходилось 250-380% [5, с.555] инфляции. В экспертных заключениях и в белорусской экономической литературе стал появляться вывод об «инфляционной модели экономического роста». По крайней мере, было замечено, что темпы экономического роста временно обеспечиваются за счет высокого инфляционного налога.
При определенных оговорках можно считать, что с 2001 г. определилось более сдержанное отношение к денежной эмиссии. Был сделан обоснованный вывод о том, что для сдерживания инфляции и девальвации усилий только одного Национального банка РБ явно недостаточно. Необходимо совершенствование реального сектора экономики.
Следует отметить, что частичное возвращение к прежнему курсу обеспечения финансовой стабилизации (ограничение кредитной эмиссии и подавление инфляции; введение единого официального обменного курса рубля и его относительная стабилизация; введение мягких бюджетных ограничений и др.) незамедлительно выявили необоснованность замораживания неотложных институциональных преобразований. Гак, кроме убытков в государственном секторе обнаружилась и открытая его регидность, когда неэластичность издержек производства по цене приводит к их устойчивому повышению. Инфляция издержек производства выступает как постоянный спутник нереформированной экономики, как результат экономической незаинтересованности предприятий бороться за их снижение. В итоге значительно расширился перечень белорусских товаров, цены на которые (при низком качестве) стали превышать мировой уровень.
Возникла ситуация, когда одновременно с ростом реальных доходов домашних хозяйств, средней заработной платы и увеличения банковских депозитов населения произошло снижение эффективности национального производства. Оказалось, что не машины вытесняют рабочих, а напротив дешевая рабочая сила зачастую вытесняет технику, пришедшую в негодность. Сфера высокоэффективного автоматизированного труда сужается, а примитивно ручного труда расширяется.
Но надо видеть и то, что механическое сдерживание ставшей привычной кредитной эмиссии в условиях нереформированной экономики в состоянии породить новые проблемы (кризис неплатежей, недоимки перед бюджетом и т.д.). Четче обозначился круг хронически убыточных предприятий. Снижение темпов инфляции ужало номинальную налогооблагаемую базу и затруднило исполнение бюджета 2003 г.
Уменьшение инфляции усиливает кризисное состояние банковской системы, т.к. теряется значительная часть ставшей же привычной инфляционной прибыли, снижается доходность денежных спекуляций. В итоге возникает вопрос о перемещении центра тяжести банковской деятельности в реальный сектор экономики.
Также сохраняется целевое кредитование государственного сектора. Банковскому сектору доводится норматив долгосрочного кредитования, но высокотехнологические проекты не оказываются в центре внимания банкиров. К тому же в реализации таких проектов не заинтересованы и сами предприятия госсектора. Снизилась прозрачность и эффективность управления бюджетом. Расширение практики доведения до предприятий разных форм собственности административных заданий по объему выпуска отодвигает на второй план финансовые показатели. Административный экономический рост часто сопровождается работой на склад, где также есть пределы.
2.3. Динамика и качество экономического роста РБ на современном этапе.
Белорусская модель экономического развития строится на научно обоснованном соотношении принципов рыночных отношений и государственного регулирования. Ее главная цель - постоянный и устойчивый рост благосостояния граждан, повышение качества жизни всех слоев населения. Нашей национальной экономической модели присущи сильная государственная власть, рациональное сочетание государственной, частной и других форм собственности, прагматический, взвешенный подход к приватизации, а также прогрессивная социальная политика и многовекторные внешние связи. Эволюционный путь вместо шоковой терапии, осуществление реформ в интересах народа только по мере созревания экономических условий и предпосылок - в этом была и есть главная суть проводившихся преобразований.
В 2001г. была одобрена Программа социально-экономического развития РБ на 2001-2005 гг. Стратегическая цель программы - повышение уровня жизни населения и приближение его благосостояния к параметрам экономически развитых европейских государств на основе сбалансированного и устойчивого экономического роста, обеспечения рациональной занятости населения и доведения его социальной защищенности до уровня передовых стран. Приоритетными направлениями пятилетия были названы формирование эффективной системы здравоохранения, активизация инновационной и инвестиционной деятельности, наращивание экспорта товаров и услуг, развитие АПК и сопряженных с ним отраслей, дальнейшее развитие жилищного строительства. Можно сказать, что практически по всем направлениям программа выполнена.
Наша республика первой из стран СНГ преодолела основные последствия кризиса, вызванного разрывом традиционных торгово-экономических связей в результате распада СССР. По производству ВВП Беларусь уже в 2003 г. превысила на 4% [14, с.6] уровень докризисного 1990 г. В период 1996 - 2004 гг. среднегодовой прирост ВВП обеспечен на уровне 6,6% [14, с.6]. Такой результат достигнут благодаря высокой концентрации производственного и научного потенциалов, их нацеленности на результат.
В 2004 г. впервые выполнены практически все важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития страны. На фоне дороговизны сырья и энергоресурсов, общего тяжелого состояния мировой экономики сделать это было очень непросто. Вместе с этим производство ВВП в 2004 г. составило почти 50 трлн. рублей, что на 11% больше, чем в 2003 г. При этом в 2003 г. по сравнению с 2002г. производство ВВП выросло на 7% [14, с.6].
Что касается структуры ВВП, то удельный вес в нем добавленной стоимости составил 26,8%, сельского хозяйства - 8,9%, строительства - 6,5%, транспорта и связи, торговли и общественного питания - по 9,8% [14, с.6].
Объем произведенной промышленной продукции по сравнению с 2003г. увеличился на 15,6% и составил в текущих ценах более 47 трлн. рублей [14, с.6]. По темпам промышленного роста, согласно данным, распространенным Статистическим комитетом СНГ, Беларусь продолжает уверенно лидировать среди стран Содружества.
Наиболее высокие темпы роста производства отмечены в машиностроении и металлообработке, где продукции выпущено на 22,3% больше, чем в 2003 г. В топливной промышленности объемы производства возросли на 18,8%, на предприятиях черной металлургии на 14,5%, в электроэнергетике - на 13%, пищевой промышленности - 14,2%, легкой - 9,6%, химической и нефтехимической - более 8% [14, с.7].
При этом на 12,9% увеличились объемы выпуска потребительских товаров, из них производство товаров продовольственной группы возросло на 13,3%, а непродовольственной - на 12,6% [14, с.7].
Увеличение объемов производства и улучшение качественных показателей функционирования реального сектора экономики стали закономерным результатом реализации первоочередных мер Комплексного плана действий Правительства РБ и Национального банка по выполнению параметров еже-годных прогнозов социально-экономического развития, бюджета, основных направлений денежно-кредитной политики, Программы структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики РБ, Национальной программы привлечения инвестиций и ряда других документов.
В результате Беларусь в 2005 г. по многим показателям значительно превысила уровень докризисного 1990 года: по производству ВВП - на 27%, выпуску промышленной продукции - на 53%, производству потребительских товаров - на 66%, по реальным денежным доходам и заработной плате - в 1,8 и 2 раза, розничному товарообороту - 2,2 раза [12, с.7]. Значительно улучшились и качественные параметры функционирования экономики: рентабельность реализованной продукции (работ, услуг) повысилась с 7,8% в 2001 г. до 13,5% в 2005 г., доля убыточных организаций снизилась соответственно с 33,4 до 3,5 [12, с.7].
На протяжении последних лет в РБ наблюдается изменение структуры производства ВВП в сторону увеличения доли услуг, что соответствует мировым тенденциям. В 2004 г. в структуре производства ВВП доля услуг составила 42,5%, тогда как в восточноевропейских странах она превышает 50%), а в Латвии достигла 70%> [9, с.4].
годных прогнозов социально-экономического развития, бюджета, основных направлений денежно-кредитной политики, Программы структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики РБ, Национальной программы привлечения инвестиций и ряда других документов.
В результате Беларусь в 2005 г. по многим показателям значительно превысила уровень докризисного 1990 года: по производству ВВП - на 27%, выпуску промышленной продукции - на 53%>, производству потребительских товаров - на 66%, по реальным денежным доходам и заработной плате - в 1,8 и 2 раза, розничному товарообороту - 2,2 раза [12, с.7]. Значительно улучшились и качественные параметры функционирования экономики: рентабельность реализованной продукции (работ, услуг) повысилась с 7,8%) в 2001 г. до 13,5%) в 2005 г., доля убыточных организаций снизилась соответственно с 33,4 до 3,5 [12, с.7].
На протяжении последних лет в РБ наблюдается изменение структуры производства ВВП в сторону увеличения доли услуг, что соответствует мировым тенденциям. В 2004 г. в структуре производства ВВП доля услуг составила 42,5%, тогда как в восточноевропейских странах она превышает 50%), а в Латвии достигла 70%> [9, с.4].
Таким образом, экономический кризис после распада СССР был преодолен к 2000г. и после периода стабилизации создаются необходимые макроэкономические условия для обеспечения устойчивого экономического роста.
2.4. Перспективы экономической динамики.
По международному стандарту расчета макроэкономических показа гелей национальная экономика Беларуси с 1996г. устойчиво демонстрирует ежегодный прирост ВВП на уровне 2-3% [5, с.560]. Вместе с тем все более ощущается исчерпание резервов экстенсивного роста за счет имеющихся свободных мощностей. Актуальной становится реализация новых подходов, которые обеспечивали бы повышение качества экономической динамики.
В данном аспекте имеющийся дефицит инвестиций свидетельствует о том, что белорусская экономика испытывает проблемы, связанные с обеспечением самофинансирования. Искусственно заниженная стоимость основных фондов (ради повышения конкурентоспособности продукции) и другие причины уменьшают объемы амортизационных отчислений. Не обеспечивается целевое использование амортизационного фонда.
При этом следует подчеркнуть, что сами по себе объемы инвестирования далеко не всегда способны решить проблемы экономического роста. Не менее важным является и обеспечение высокой эффективности капитальных вложений, что всегда являлось заботой эффективного собственника.
Анализ роста ВВП показывает, что на динамику данного показателя наиболее активно влияет потребление домашних хозяйств. Стабильно высокий прирост ВВП инициируется также внешним спросом, что обусловливает значительный ежегодный прирост экспорта, который часто превышает объем общего прироста ВВП.
Менее заметно влияние на динамику ВВП инвестиционного спроса, что во многом обусловлено низкой инвестиционной активностью и наличием незагруженных производственных мощностей. Одновременно значительная часть прироста совокупного спроса покрывается за счет импорта товаров и услуг. При этом ситуация, когда на единицу прироста совокупного спроса приходится 0,65 единицы прироста импорта, тормозит экономический рост. Поэтому и в дальнейшем остается актуальным проведение целенаправленной политики импортозамещения.
Национальная экономика Беларуси по-прежнему остается малой открытой экономикой. В условиях высокой сырьевой и энергетической зависимости единственно верным решением может явиться лишь обеспечение высокого качества белорусской продукции. Нынешнее нарастание конкуренции заставляет ускорять процессы сертификации производства и систем управления по международным стандартам, внедрять CALS-технологии.
Информация о работе Проблемы экономического роста в современной РБ