Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:57, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение проблем иностранного инвестирования и инвестиционной привлекательности России. Задачи: формулировка понятия иностранных инвестиций в мировой экономике; краткое изучение истории иностранного инвестирования в экономику России; проведение анализа иностранного инвестирования в экономику РФ и законодательных актов, регулирующих данный процесс; анализ инвестиционных рисков и проблем инвесторов в России; перспективы инвестирования в экономику РФ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Исторические аспекты привлечения иностранных инвестиций в экономику стран……………………………………………………………...4
Понятие иностранных инвестиций в мировой экономике……………………………………………………….4
История иностранного инвестирования в экономику России…………………………………………………………...5

Глава 2. Анализ особенностей привлечения иностранных инвестиций в экономику РФ………………………………………………………………...8
2.1. Анализ иностранного инвестирования в экономику РФ… ……8
2.2. Законодательные аспекты иностранного инвестирования в экономику РФ……………………………………………………………….11
Глава 3. Привлечение иностранных инвестиций в экономику РФ:
Проблемы и перспективы………………………………...………………...14
3.1. Инвестиционные риски и проблемы инвесторов в России…...14
3.2. Перспективы инвестирования в экономику РФ……………….18
Заключение………………………………………………………………….21
Список использованной литературы……………………..………………..23
Приложения …………………………………………………………………25

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа Севрюковой Татьяны, ГМУ1-1.doc

— 428.00 Кб (Скачать документ)

     Коренным  образом изменилась кредитно-финансовая система. К концу 1870-х годов в  России действовало уже более  трех с половиной сотен учреждений коммерческого кредита различных форм.

     В годы НЭПа (1921-1926 гг.) около 90% промышленных предприятий были объединены в 421 трест, причем 40% из них было централизованного, а 60% - местного подчинения. Тресты сами решали, что производить и где реализовывать продукцию.

     Не  менее 20% прибыли тресты должны были направлять на формирование резервного капитала до достижения им величины, равной половине указанного капитала. А резервный  капитал использовался для финансирования расширения производства и возмещения убытков хозяйственной деятельности. Некоторые предприятия сдавались в аренду иностранным фирмам в форме концессий.

      

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Анализ особенностей привлечения иностранных  инвестиций в РФ.

     2.1. Анализ иностранного  инвестирования в экономику РФ.

     Динамика  иностранных инвестиций за годы экономических  преобразований в России была неоднородной и условно делится на три этапа. Первый этап (1992-1995 гг.)  характеризовался довольно вялым поступлением иностранных  инвестиций. Для этого периода была характерна высокая политическая напряженность, быстро и хаотично меняющиеся правовые условия инвестирования, отсутствие рыночных институтов и гарантий для инвесторов. Следующий этап охватывает 1996-1998 гг., когда была создана первичная финансовая инфраструктура, завершен первый этап приватизации, улучшилась информированность иностранных инвесторов о состоянии российской экономики и ее финансовой системы. Западные инвестиции сыграли важную роль в становлении рынка ценных бумаг в России, который в значительной мере формировался под влиянием приходящих с Запада заказов на покупку акций. После кризиса 1998 года начался третий этап, который продолжается до сих пор. Характеристика поступления иностранных инвестиций представлена в таблице (см. приложение 3, табл. 2).

     Хотя  геостратегическое положение России гораздо более выгодно, она резко  отстает от остальных КРР1, наиболее активно действующих на мировом рынке ПИИ (прямых иностранных инвестиций) (см. приложение 5, табл.4). Важнейший показатель существующего положения – более чем скромное участие семейных фирм ЕС и Японии в модернизации производства в России. Лишь незначительная часть из более чем 15000 фирм ЕС, сотрудничающих с Россией, продвинулась дальше открытия своих представительств, что считается самым начальным этапом интернационализации. Средние фирмы еще слишком редко решаются открыть в России свое производство, хотя они активно внедряются как настоящие инвесторы в восточно-европейские, азиатские и латиноамериканские рынки.2

     Объем иностранных инвестиций, поступивших в нефинансовый сектор российской экономики, в 2002 г. увеличился по сравнению с предыдущим годом на 32,7% и составил 19,78 млрд дол. США (в 2001 г. он был равен 14,26 млрд дол.).

     После существенного сокращения прямых инвестиций в 2001 г. наблюдалось некоторое их увеличение. Прямые инвестиции, поступившие в российскую экономику в 2002 г. увеличились по сравнению с 2001 г. на 0,6%, составив 4,0 млрд дол. против 3,98 млрд дол. в предшествующем году. Однако это значительно меньше их максимального объема (в 90-е гг. ХХ в.), отмеченного в 1997 г. (5,33 млрд дол.), и меньше их абсолютного максимума, который наблюдался в 2004 г. (9,42 млрд дол.).

     В 2004 году объемы портфельных инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов, упали на 17% и по-прежнему были незначительными – 333 млн дол.

     Как и в предыдущие годы, в 2004 г. в общем  объеме иностранных инвестиций основная часть (75,9%) приходилась на различного рода кредиты, учитываемые по статье «прочие инвестиции» (торговые кредиты, кредиты международных финансовых организаций, кредиты правительств зарубежных стран под гарантии Правительства РФ, банковские вклады и другие финансовые ресурсы, включая краткосрочные, предоставляемые на условиях возвратности). В 2004 г. «прочие инвестиции» составили 30,76 млрд дол. (прирост по сравнению с 2003 г. составил 36,6%).3

     Основные  характеристики отраслевой структуры  иностранных вложений  на протяжении последних лет остаются достаточно стабильными. В 2004 г., как и ранее, иностранные инвестиции направлялись в основном в торговлю и в общественное питание, топливную и пищевую промышленность. По итогам 2004 г. в отличие от предыдущих лет значительные объемы прямых инвестиций от иностранных инвесторов поступали также в отрасль «общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка». Вложения в машиностроение и металлообработку сократились.

     В течение 2004 г. основными инвесторами, постоянно осуществляющими значительные по объему инвестиции, оставались Кипр, Нидерланды, Германия, США, Великобритания, Франция (см. приложение 4,  табл. 3).

     Поступление иностранных инвестиций в различные  отрасли российской экономики достаточно дифференцировано, так как сказывается  различная глубина кризисных  явлений в различных отраслях народного хозяйства. Иностранные инвесторы весьма осторожно относятся к вложению своего капитала, особенно в отрасли с большой степенью риска, и предпочитают рентабельные отрасли, где с меньшими усилиями можно получить максимальную прибыль, особенно где производится экспортная продукция, как сырье, энергоносители, а также продукция первого передела или отрасли, в которых можно использовать гарантии или финансовую поддержку со стороны международных организаций или своих правительств.

     Несмотря  на то, что приток иностранных инвестиций увеличивается и в 2004 г. составил на 36,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года, эта цифра достаточно мала по сравнению с необходимым уровнем и инвестициями, поступающими в другие страны. Кроме того, если учитывать отток капитала из России (около 20-25 млрд дол. и общий приток 7-8 млрд. дол. ежегодно), то польза от поступающих инвестиций теряется совсем.

     Согласно  данным МЭРТ, по итогам 1 квартала 2005 года накопленный иностранный капитал в экономике России составил 85,1 млрд. долларов США. В 1 квартале поступило 6 млрд. долларов иностранных инвестиций, что на 2,4% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2004 года. Причина – падение объемов прочих и портфельных инвестиций, в то время как прямые инвестиции выросли на 30%. Их доля в общем объеме увеличилась с 23,9 до 31,9%. В видовой структуре иностранных инвестиций по-прежнему преобладают прочие инвестиции – 53,6% (на конец марта 2004 г. -54,5%), в то время как прямые инвестиции составили 44,5% (43%), портфельные инвестиции – 1,9% (2,5%). В основном инвестиции поступали в обрабатывающие производства. На их долю приходится  2119 млн.дол., или 35,2%. Иностранцев также привлекали добыча полезных ископаемых (19,6%) и услуги, включающие торговлю и ремонт (18,2%)(см. приложение 6,  табл. 5).

     За 1 квартал 2005 года на долю основных стран-инвесторов (Кипр, Люксембург, Нидерланды, Германия, Великобритания, США, Франция) приходилось 81,4% от общего объема накопленных иностранных инвестиций, в том числе на долю прямых приходилось 79,7%.4

     Рейтинг иностранной инвестиционной привлекательности регионов показывает, что прямые иностранные инвестиции распределяются неравномерно. 83% всех прямых иностранных инвестиций приходится на первую десятку лидирующих регионов, из которых 23% приходится на Сахалинскую область, точнее, на Охотское море (см. приложение 7, диагр.2). Иностранные инвесторы больше уделяют внимания староосвоенным регионам со значительным населением. Из первой дюжины регионов с наибольшим объемом прямых иностранных инвестиций на душу населения за последние 6 лет лишь одна треть приходится на ресурсные регионы.5 
 
 
 
 
 

     2.2. Законодательные  аспекты иностранного  инвестирования в  экономику РФ.

      

     Поступательное  развитие экономики России в параметрах правового государства сделало  в объективном режиме возможным  получение Россией высокого инвестиционного рейтинга. Агентства Moody’s и S&P, исходя из конкретных показателей обеспечения юридической безопасности всех хозяйствующих субъектов, делают выводы о становлении в России благоприятного инвестиционного климата.

     Инвестиционный климат есть определяющий фактор при принятии решений о вложении капитала в экономику той или иной страны. Инвестиционный климат представляет собой совокупность политических, правовых, административных и т.п. условий деятельности иностранного инвестора в конкретной стране. Главное условие – стабильность политической ситуации в ней.

     По  констатации на сегодняшний день политическая стабильность в России проявляет себя в должных параметрах правового государства.

     Государственная экономическая политика в основном направлена на привлечение инвестиций иностранных граждан для развития национальной экономики. Для этого формируются условия притока капитала. Президент РФ проводит регулярные встречи и конференции с иностранными предпринимателями в России и за рубежом. В стране формируется слой высококвалифицированных специалистов для работы на современных предприятиях; снижены налоги на предпринимательскую деятельность; налог в малом бизнесе составляет 6% с оборота; постоянно снижается стоимость кредита; государство вводит страхование вкладов населения и инвесторов. Данные методы призваны позволить создать условия для привлечения иностранных инвестиций в страну.

     Осуществляются  меры по принятию федерального закона о валютном регулировании. Целью  данного закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики. Отличие данного закона от предшествующего состоит в предоставлении новых прав резидентам без ограничений открывать валютные счета в банках, расположенных на территории иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Это положение выгодно инвесторам, облегчается возможность перемещения валюты из страны и в страну, получения кредита внутри страны у иностранных банков, что позволит получать кредиты по мировым ценам и даст возможность одновременно привлекать дополнительный объем инвестиций. Одновременно российские банки станут снижать цены кредитов для повышения конкурентоспособности.

     Важным  моментом создания высокого уровня права  в российском обществе (как фактора  поступательного развития экономики  России) явилось принятие Закона «Об  иностранных инвестициях в РФ». Закон регулирует отношения, связанные  с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиций на территории Российской Федерации.6

     В рамках реформы правоприменения  продолжается разработка механизмов обеспечения  защиты прав собственности, в том  числе защиты прав инвесторов и акционеров, разрешения корпоративных конфликтов, арбитражного и третейского судопроизводства.

     Продолжается  судебная реформа, направленная на повышение  эффективности судебного разбирательства  и обеспечения независимости судебных органов.

     Как отмечают в Минэкономразвития, снижение налоговой нагрузки на экономику позволило улучшить финансовое состояние предприятий и расширить внутренние инвестиционные возможности российской экономики.

     С 1 января 2004 г. ставка налога на операции с ценными бумагами снижена с 0,8 до 0,2 % номинальной стоимости выпуска, ставка НДС снижена до 18 %. В июле 2004 года подписан федеральный закон о снижении размеров базовых налоговых ставок по единому социальному налогу и изменение шкалы регрессии; а также федеральный закон, предусматривающий внесение изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, расширяющий перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

     6 июня 2005 г. Президентом Российской Федерации подписан федеральный закон о внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, который направлен на активизацию инвестиционной деятельности. В частности, с 1 января 2006 г. налогоплательщики получат право сразу списывать 10% капитальных вложений. Помимо этого, в соответствии с законом будет проводиться постепенная отмена ограничений на перенос убытков на будущее. Так, с 2006 г. этот норматив увеличивается до 50%, а с 2007 г. будут сняты все ограничения.

     Закон также содержит меры по стимулированию НИОКР, в частности, предполагается снять существующие ограничения  на отнесение расходов на НИОКР на себестоимость. Эти расходы можно будет списать в полном объеме в течение двух лет.

     Одним из условий защиты прав субъекта экономической  деятельности является эффективное  антимонопольное законодательство, направленное на поддержание конкуренции. В этих целях продолжается работа над совершенствованием превентивного контроля за злоупотреблением доминирующим положением на рынке.

     7 марта 2005 г. Президентом Российской  Федерации был подписан Федеральный  закон «О внесении изменений  в статьи 17 и 18 закона РСФСР  «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». В рамках закона были увеличены пороговые значения стоимости активов хозяйствующих субъектов.

Информация о работе Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику РФ