Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:57, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение проблем иностранного инвестирования и инвестиционной привлекательности России. Задачи: формулировка понятия иностранных инвестиций в мировой экономике; краткое изучение истории иностранного инвестирования в экономику России; проведение анализа иностранного инвестирования в экономику РФ и законодательных актов, регулирующих данный процесс; анализ инвестиционных рисков и проблем инвесторов в России; перспективы инвестирования в экономику РФ.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Исторические аспекты привлечения иностранных инвестиций в экономику стран……………………………………………………………...4
Понятие иностранных инвестиций в мировой экономике……………………………………………………….4
История иностранного инвестирования в экономику России…………………………………………………………...5
Глава 2. Анализ особенностей привлечения иностранных инвестиций в экономику РФ………………………………………………………………...8
2.1. Анализ иностранного инвестирования в экономику РФ… ……8
2.2. Законодательные аспекты иностранного инвестирования в экономику РФ……………………………………………………………….11
Глава 3. Привлечение иностранных инвестиций в экономику РФ:
Проблемы и перспективы………………………………...………………...14
3.1. Инвестиционные риски и проблемы инвесторов в России…...14
3.2. Перспективы инвестирования в экономику РФ……………….18
Заключение………………………………………………………………….21
Список использованной литературы……………………..………………..23
Приложения …………………………………………………………………25
Коренным образом изменилась кредитно-финансовая система. К концу 1870-х годов в России действовало уже более трех с половиной сотен учреждений коммерческого кредита различных форм.
В годы НЭПа (1921-1926 гг.) около 90% промышленных предприятий были объединены в 421 трест, причем 40% из них было централизованного, а 60% - местного подчинения. Тресты сами решали, что производить и где реализовывать продукцию.
Не
менее 20% прибыли тресты должны были
направлять на формирование резервного
капитала до достижения им величины, равной
половине указанного капитала. А резервный
капитал использовался для
Глава 2. Анализ особенностей привлечения иностранных инвестиций в РФ.
2.1. Анализ иностранного инвестирования в экономику РФ.
Динамика иностранных инвестиций за годы экономических преобразований в России была неоднородной и условно делится на три этапа. Первый этап (1992-1995 гг.) характеризовался довольно вялым поступлением иностранных инвестиций. Для этого периода была характерна высокая политическая напряженность, быстро и хаотично меняющиеся правовые условия инвестирования, отсутствие рыночных институтов и гарантий для инвесторов. Следующий этап охватывает 1996-1998 гг., когда была создана первичная финансовая инфраструктура, завершен первый этап приватизации, улучшилась информированность иностранных инвесторов о состоянии российской экономики и ее финансовой системы. Западные инвестиции сыграли важную роль в становлении рынка ценных бумаг в России, который в значительной мере формировался под влиянием приходящих с Запада заказов на покупку акций. После кризиса 1998 года начался третий этап, который продолжается до сих пор. Характеристика поступления иностранных инвестиций представлена в таблице (см. приложение 3, табл. 2).
Хотя
геостратегическое положение
Объем иностранных инвестиций, поступивших в нефинансовый сектор российской экономики, в 2002 г. увеличился по сравнению с предыдущим годом на 32,7% и составил 19,78 млрд дол. США (в 2001 г. он был равен 14,26 млрд дол.).
После существенного сокращения прямых инвестиций в 2001 г. наблюдалось некоторое их увеличение. Прямые инвестиции, поступившие в российскую экономику в 2002 г. увеличились по сравнению с 2001 г. на 0,6%, составив 4,0 млрд дол. против 3,98 млрд дол. в предшествующем году. Однако это значительно меньше их максимального объема (в 90-е гг. ХХ в.), отмеченного в 1997 г. (5,33 млрд дол.), и меньше их абсолютного максимума, который наблюдался в 2004 г. (9,42 млрд дол.).
В 2004 году объемы портфельных инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов, упали на 17% и по-прежнему были незначительными – 333 млн дол.
Как и в предыдущие годы, в 2004 г. в общем объеме иностранных инвестиций основная часть (75,9%) приходилась на различного рода кредиты, учитываемые по статье «прочие инвестиции» (торговые кредиты, кредиты международных финансовых организаций, кредиты правительств зарубежных стран под гарантии Правительства РФ, банковские вклады и другие финансовые ресурсы, включая краткосрочные, предоставляемые на условиях возвратности). В 2004 г. «прочие инвестиции» составили 30,76 млрд дол. (прирост по сравнению с 2003 г. составил 36,6%).3
Основные характеристики отраслевой структуры иностранных вложений на протяжении последних лет остаются достаточно стабильными. В 2004 г., как и ранее, иностранные инвестиции направлялись в основном в торговлю и в общественное питание, топливную и пищевую промышленность. По итогам 2004 г. в отличие от предыдущих лет значительные объемы прямых инвестиций от иностранных инвесторов поступали также в отрасль «общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка». Вложения в машиностроение и металлообработку сократились.
В
течение 2004 г. основными инвесторами,
постоянно осуществляющими
Поступление иностранных инвестиций в различные отрасли российской экономики достаточно дифференцировано, так как сказывается различная глубина кризисных явлений в различных отраслях народного хозяйства. Иностранные инвесторы весьма осторожно относятся к вложению своего капитала, особенно в отрасли с большой степенью риска, и предпочитают рентабельные отрасли, где с меньшими усилиями можно получить максимальную прибыль, особенно где производится экспортная продукция, как сырье, энергоносители, а также продукция первого передела или отрасли, в которых можно использовать гарантии или финансовую поддержку со стороны международных организаций или своих правительств.
Несмотря на то, что приток иностранных инвестиций увеличивается и в 2004 г. составил на 36,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года, эта цифра достаточно мала по сравнению с необходимым уровнем и инвестициями, поступающими в другие страны. Кроме того, если учитывать отток капитала из России (около 20-25 млрд дол. и общий приток 7-8 млрд. дол. ежегодно), то польза от поступающих инвестиций теряется совсем.
Согласно данным МЭРТ, по итогам 1 квартала 2005 года накопленный иностранный капитал в экономике России составил 85,1 млрд. долларов США. В 1 квартале поступило 6 млрд. долларов иностранных инвестиций, что на 2,4% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2004 года. Причина – падение объемов прочих и портфельных инвестиций, в то время как прямые инвестиции выросли на 30%. Их доля в общем объеме увеличилась с 23,9 до 31,9%. В видовой структуре иностранных инвестиций по-прежнему преобладают прочие инвестиции – 53,6% (на конец марта 2004 г. -54,5%), в то время как прямые инвестиции составили 44,5% (43%), портфельные инвестиции – 1,9% (2,5%). В основном инвестиции поступали в обрабатывающие производства. На их долю приходится 2119 млн.дол., или 35,2%. Иностранцев также привлекали добыча полезных ископаемых (19,6%) и услуги, включающие торговлю и ремонт (18,2%)(см. приложение 6, табл. 5).
За 1 квартал 2005 года на долю основных стран-инвесторов (Кипр, Люксембург, Нидерланды, Германия, Великобритания, США, Франция) приходилось 81,4% от общего объема накопленных иностранных инвестиций, в том числе на долю прямых приходилось 79,7%.4
Рейтинг
иностранной инвестиционной привлекательности
регионов показывает, что прямые иностранные
инвестиции распределяются неравномерно.
83% всех прямых иностранных инвестиций
приходится на первую десятку лидирующих
регионов, из которых 23% приходится на
Сахалинскую область, точнее, на Охотское
море (см. приложение 7, диагр.2). Иностранные
инвесторы больше уделяют внимания староосвоенным
регионам со значительным населением.
Из первой дюжины регионов с наибольшим
объемом прямых иностранных инвестиций
на душу населения за последние 6 лет лишь
одна треть приходится на ресурсные регионы.5
2.2. Законодательные аспекты иностранного инвестирования в экономику РФ.
Поступательное развитие экономики России в параметрах правового государства сделало в объективном режиме возможным получение Россией высокого инвестиционного рейтинга. Агентства Moody’s и S&P, исходя из конкретных показателей обеспечения юридической безопасности всех хозяйствующих субъектов, делают выводы о становлении в России благоприятного инвестиционного климата.
Инвестиционный климат есть определяющий фактор при принятии решений о вложении капитала в экономику той или иной страны. Инвестиционный климат представляет собой совокупность политических, правовых, административных и т.п. условий деятельности иностранного инвестора в конкретной стране. Главное условие – стабильность политической ситуации в ней.
По констатации на сегодняшний день политическая стабильность в России проявляет себя в должных параметрах правового государства.
Государственная экономическая политика в основном направлена на привлечение инвестиций иностранных граждан для развития национальной экономики. Для этого формируются условия притока капитала. Президент РФ проводит регулярные встречи и конференции с иностранными предпринимателями в России и за рубежом. В стране формируется слой высококвалифицированных специалистов для работы на современных предприятиях; снижены налоги на предпринимательскую деятельность; налог в малом бизнесе составляет 6% с оборота; постоянно снижается стоимость кредита; государство вводит страхование вкладов населения и инвесторов. Данные методы призваны позволить создать условия для привлечения иностранных инвестиций в страну.
Осуществляются меры по принятию федерального закона о валютном регулировании. Целью данного закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики. Отличие данного закона от предшествующего состоит в предоставлении новых прав резидентам без ограничений открывать валютные счета в банках, расположенных на территории иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Это положение выгодно инвесторам, облегчается возможность перемещения валюты из страны и в страну, получения кредита внутри страны у иностранных банков, что позволит получать кредиты по мировым ценам и даст возможность одновременно привлекать дополнительный объем инвестиций. Одновременно российские банки станут снижать цены кредитов для повышения конкурентоспособности.
Важным моментом создания высокого уровня права в российском обществе (как фактора поступательного развития экономики России) явилось принятие Закона «Об иностранных инвестициях в РФ». Закон регулирует отношения, связанные с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиций на территории Российской Федерации.6
В рамках реформы правоприменения продолжается разработка механизмов обеспечения защиты прав собственности, в том числе защиты прав инвесторов и акционеров, разрешения корпоративных конфликтов, арбитражного и третейского судопроизводства.
Продолжается
судебная реформа, направленная на повышение
эффективности судебного
Как отмечают в Минэкономразвития, снижение налоговой нагрузки на экономику позволило улучшить финансовое состояние предприятий и расширить внутренние инвестиционные возможности российской экономики.
С 1 января 2004 г. ставка налога на операции с ценными бумагами снижена с 0,8 до 0,2 % номинальной стоимости выпуска, ставка НДС снижена до 18 %. В июле 2004 года подписан федеральный закон о снижении размеров базовых налоговых ставок по единому социальному налогу и изменение шкалы регрессии; а также федеральный закон, предусматривающий внесение изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, расширяющий перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
6 июня 2005 г. Президентом Российской Федерации подписан федеральный закон о внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, который направлен на активизацию инвестиционной деятельности. В частности, с 1 января 2006 г. налогоплательщики получат право сразу списывать 10% капитальных вложений. Помимо этого, в соответствии с законом будет проводиться постепенная отмена ограничений на перенос убытков на будущее. Так, с 2006 г. этот норматив увеличивается до 50%, а с 2007 г. будут сняты все ограничения.
Закон также содержит меры по стимулированию НИОКР, в частности, предполагается снять существующие ограничения на отнесение расходов на НИОКР на себестоимость. Эти расходы можно будет списать в полном объеме в течение двух лет.
Одним
из условий защиты прав субъекта экономической
деятельности является эффективное
антимонопольное
7
марта 2005 г. Президентом Российской
Федерации был подписан
Информация о работе Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику РФ