Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:57, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение проблем иностранного инвестирования и инвестиционной привлекательности России. Задачи: формулировка понятия иностранных инвестиций в мировой экономике; краткое изучение истории иностранного инвестирования в экономику России; проведение анализа иностранного инвестирования в экономику РФ и законодательных актов, регулирующих данный процесс; анализ инвестиционных рисков и проблем инвесторов в России; перспективы инвестирования в экономику РФ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Исторические аспекты привлечения иностранных инвестиций в экономику стран……………………………………………………………...4
Понятие иностранных инвестиций в мировой экономике……………………………………………………….4
История иностранного инвестирования в экономику России…………………………………………………………...5

Глава 2. Анализ особенностей привлечения иностранных инвестиций в экономику РФ………………………………………………………………...8
2.1. Анализ иностранного инвестирования в экономику РФ… ……8
2.2. Законодательные аспекты иностранного инвестирования в экономику РФ……………………………………………………………….11
Глава 3. Привлечение иностранных инвестиций в экономику РФ:
Проблемы и перспективы………………………………...………………...14
3.1. Инвестиционные риски и проблемы инвесторов в России…...14
3.2. Перспективы инвестирования в экономику РФ……………….18
Заключение………………………………………………………………….21
Список использованной литературы……………………..………………..23
Приложения …………………………………………………………………25

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа Севрюковой Татьяны, ГМУ1-1.doc

— 428.00 Кб (Скачать документ)

     В целях инвестиционного обеспечения  экономики продолжается реформирование финансовой инфраструктуры и системы  финансового посредничества.

     5 апреля 2005 года Правительством Российской Федерации и Банком России принята Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации.

     Советом Федерации Федерального собрания Российской Федерации 13 июля 2005 года одобрен законопроект «Об особых экономических зонах». Предусмотренные в законопроекте  нормы направлены, в первую очередь, на создание благоприятных условий для инвестиционной активности как отечественного, так и иностранного бизнеса и, прежде всего, на стимулирование производства высокотехнологичной продукции.

     Кроме того, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрен  проект «О концессионных соглашениях», целью которого является создание правовой основы регулирования концессионных отношений, включая процедуру заключения, изменения и прекращения договоров концессии. Вступление данного закона в силу позволит привлечь частные инвестиции в инфраструктуру, ЖКХ и другие сферы, снизить бюджетные затраты на эксплуатацию и создание государственного и муниципального имущества, увеличить поступления от налогов и других выплат в бюджеты всех уровней, предоставить дополнительные гарантии инвесторам  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3. Привлечение иностранных инвестиций в экономику РФ: проблемы и перспективы.

     3.1. Инвестиционные риски  и проблемы инвесторов  в России.

     Риск  – обязательный элемент инвестиционной политики, так как последняя всегда подразумевает инициативность, предприимчивость, ориентацию на состязательность, умение мыслить нестандартно, то есть всякое вложение средств обязательно таит в себе опасность быть потерянным, неокупленным, недостаточно эффективным.7

     Для инвестора, никогда прежде не инвестировавшего в Россию, важнее всего знать – ухудшилась или улучшилась общая ситуация, и если улучшилась, то в достаточной ли мере, чтобы принять риски? Для тех, кто уже инвестировал в Россию, вопрос, по сути, остается тем же, им надо понять, стоит ли наращивать масштаб или темпы инвестирования? В поиске ответов на эти вопросы важнейшим ориентиром служат международные рейтинговые агентства, и в этом отношении существенно то, что мнения агентств в прошлом году разделились: Moody’s, а затем и Fitch повысили рейтинг России до инвестиционного, тогда как Standard & Poors’s от этого воздержалось.

     Однако  на более интуитивном уровне на восприятии инвесторов сказывается ощущение меняющегося  образа страны, что особенно важно  в год исключительно плотного потока новостей, тон которому задавали политические события (думские выборы в декабре 2003-го и президентские выборы в марте 2004 года), а также начало и бесконечное продолжение дела ЮКОСа. Проведенные интервью позволяют сделать вывод о том, что отношение инвесторов к тому, что они ощущают как российские страновые риски, стало в прошлом году еще более сложным и противоречивым, чем ранее.

     Очевидно, инвесторы не являются однородной группой. Их настроения варьируются в зависимости  от типа деятельности и степени уязвимости для рисков. Инвестиционные банки, например, ориентированны на проведение разовых транзакций и за исключением особых случаев (девальвация и дефолт августа 1998 года) редко подвержены политическим рискам. Они, прежде всего, подвержены рискам финансовым. Институциональные инвесторы подвержены как финансовым, так и политическим рискам (особенно в добывающих отраслях), но зато, лишь косвенно подвержены транзакционным рискам, чего нельзя сказать о стратегических инвесторах (см. приложение 1, диагр. 1).  

     Применительно к инвестиционной системе можно выделить следующие типы рисков:

     - макроэкономические, связанные с  общими тенденциями в экономике  (подъем, спад, кризис и т.п.);

     - связанные с отраслью производства (например, вложения в производство  товаров широкого потребления,  в среднем, менее рискованны, чем в производство систем оборудования);

     - управленческие, связанные с качеством  менеджмента на предприятии;

     - временные (например, чем больше  необходимый срок вложения денег  в реализацию проекта, тем больше  риска);

     - коммерческие, связанные с показателями развития данного предприятия и сроками его существования;

     - возникающие вследствие пассивности  капитала. Избежать этих рисков  можно, если правильно выбрана  система управления финансами и руководство организации осуществляет своевременное размещение пассивных средств в приносящие прибыль проекты (то есть здесь наблюдается инвестиционный риск, возникающий не из-за неправильных действий, а наоборот, из-за бездействия);

     - возникающие при одновременном  размещении больших средств в  одном проекте. В этом случае практикуется передача части риска другим организациям путем подключения их к участию в инвестировании дорогостоящих и рискованных проектов, использование венчурного капитала;

     - при некачественной переработке технико-экономических обоснований инвестиционных проектов;

     - при увеличении (по различным  причинам) стоимости инвестиционных  проектов;

     - кредитный, связанный с получением  кредитов, займов, срывом заключенных  соглашений о получении кредитов. В самом общем виде кредитный риск сопряжен с опасностью невозврата, неполного или несвоевременного возврата кредитов;

     - процентный, вызванный неблагоприятными последствиями, проистекающими из изменения процентной ставки. Например: риск изменения цены долгового обязательства вследствие роста или падения текущего уровня процентных ставок; риск потери инвестиционных ресурсов в связи с изменением дивидендов по акциям, процентных ставок по облигациям, сертификатам и другим ценным бумагам;

     -  возможные потери, возникающие в  результате превышения процентных ставок, выплачиваемых предприятием по привлеченным средствам, над ставками по предоставленным кредитам;

     - инвестора, вложившего средства  в средне- и долгосрочные ценные  бумаги с фиксированным процентом  при текущем повышении среднесрочного  процента;

     - инфляционный – при нестабильности, непредсказуемости как рублевых, так и валютных инфляционных  тенденций. К тому же на практике  инфляционные процессы зачастую  сильно усложняют схемы расчетов, оценивающих выгодность или невыгодность  вложения денег на длительный срок;

     - технические и технологические.  Технические риски связан со  строительством, вводом в действие  и эксплуатацией инвестируемых  объектов (например, незавершение в  планируемый срок строительства  объекта; задержка ввода объекта  в строй, различные технические неполадки при эксплуатации объекта и т.п.). В основе технологического риска лежит опасность перенапряжения инвестируемой технологической системы; возможные загрязнения окружающей среды вследствие использования данной технологии, что приводит к удорожанию инвестиционного проекта в связи с действием законов о защите окружающей среды и т.д.;

     - профессиональные – выступают  в форме возможной опасности  для здоровья людей, претворяющих  в жизнь инвестиционный проект;

     - связанные с использованием интеллектуальной  собственности при разработке  инвестиционных проектов;

     -  связанные с взаимоотношениями  людей и организаций, участвующих  в инвестиционных проектах;

     - политические – обусловлены влиянием  политических изменений на экономические процессы, в том числе и на инвестиционную политику;

     - криминальные – характеризуют  возможные потери при реализации  инвестиционного проекта из-за  высокого уровня преступности  в данном регионе. Данный вид  инвестиционного риска весьма  актуален для современной российской действительности с ее криминализованной экономикой. Это одна из причин, отпугивающих потенциальных инвесторов, как иностранных, так и отечественных;

     - связанные с возможностью происхождения  стихийных бедствий;

     - судебные (юридические) – характеризуют возможные издержки, связанные с различными судебными разбирательствами в ходе реализации инвестиционных проектов.

     Для того чтобы снизить все возможные  виды рисков, инвестированию, как правило, предшествуют длительные исследования, сопровождаемые постоянным мониторингом состояния всех элементов экономической системы, связанной с предстоящим инвестированием. Чем больше достоверной и качественной информации будет иметь возможный инвестор, тем легче ему будет определить и уменьшить возможный инвестиционный риск.8 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3.2. Перспективы инвестирования в экономику России.

      

     В 2004 году Россия была признана инвестиционным сообществом самым модным развивающимся  рынком. Это означает, что инвесторы  или меньше подвержены неприятным сюрпризам, или смирились с неприятностями и потрясениями как неизбежными элементами бизнеса в России. В целом инвесторы склоняются к выводу о росте за последний год непредсказуемости на политико-экономическом уровне в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

     В связи с этим было произведено  интервьюирование, в рамках которого респондентам, работающим на ответственных  позициях в западных компаниях в  России, было предложено оценить вклад  в инвестиционную привлекательность  России и тенденцию изменения за год нижеследующих факторов:

  • социально-политическая стабильность (предсказуемость политики, согласие о базовых принципах общественного устройства, вероятность межэтнических конфликтов);
  • стабильность общеэкономических условий (предсказуемость экономической стратегии государства, стабильность политики денежных властей);
  • преступность и коррупция (уличная преступность, терроризм, масштабы криминала в бизнесе, коррупция);
  • макроэкономика (темпы и качество экономического роста, масштаб внутреннего рынка);
  • зависимость экономики от нефтяных цен;
  • качество рыночной среды (этика, честность деловых партнеров, уровень конкуренции, трудность вхождения в бизнес, налоговая нагрузка и администрирование);
  • защищенность прав собственности (риск пересмотра приватизации, риск утратить собственность из-за несовершенства законодательства и коррупции, защищенность интеллектуальной собственности);
  • операционные факторы (таможня, сертификация товаров, лицензирование, государственный контроль качества и стандартов, простота репатриации прибыли);
  • финансовая система (надежность, доступность и качество расчетно-финансовых услуг, доступность кредитных ресурсов);
  • административная система (уровень регулирования бизнеса, бюрократия);
  • полнота и качество законодательной базы регулирования бизнеса;
  • судебная система – качество правоприменения;
  • прозрачность финансовой корпоративной отчетности;
  • защищенность прав миноритарных акционеров;
  • взаимоотношения с трудовым коллективом, местными сообществами и властями.

     Оценка  «3» отражала нейтральное влияние фактора на инвестиционную привлекательность, «4» или «5» – позитивное влияние, а оценки «1» и «2» означали, что данный фактор расценивается как помеха для инвестиций. Результаты отражены на диаграмме (см. приложение 1, диагр. 1) в виде столбиков. Оценивались также и тенденции изменения факторов (отображены на диаграмме в виде кружков). Красный цвет здесь означает негативную тенденцию, синий – отсутствие изменения, желтый – позитивную тенденцию. 9

Информация о работе Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику РФ