Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 09:07, курсовая работа
Цель работы. Целью курсовой работы является исследование проблем Российского рынка ценных бумаг.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи: рассмотреть рынок ценных бумаг, современное состояние и проблемы развития рынка ценных бумаг, а так же способы противодействия использованию механизма организованного рынка ценных бумаг для легализации доходов, полученных преступным путем.
Объектом исследования является раскрытие механизма функционирования рынка ценных бумаг, а также отображение специфики рынка ценных бумаг в Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ
1. РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
1.1 Место рынка ценных бумаг в системе рынков.
1.2 Ценообразование и экономические законы на рынке ценных бумаг
2. СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ.
2.1 Состояние рынка ценных бумаг в России
2.2 Проблематика рынка ценных бумаг в Российской Федерации
3. СПОСОБЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕХАНИЗМА ОРГАНИЗОВАННОГО РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ ДЛЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
В данном разрезе возможно выделить следующие ключевые проблемы развития российского фондового рынка, которые требуют первоочередного решения.
Преодоление негативно влияющих внешних факторов, т.е. хозяйственного кризиса, политической и социальной нестабильности. Политические кризисы в стране в первую очередь приводят к падению индекс РТС и котировок ценных бумаг.
Решение этой проблемы не просто найти, потому что разнообразие политических партий вступает в противоречия с желанием власти установить четкую вертикаль правящей власти. Хозяйственный кризис тоже до сих пор отражается на рынке ценных бумаг. К тому же, большую часть современного рынка ценных бумаг составляют долговые обязательства, что не может не отразиться на общем состоянии рынка. Выплаты государства по долгам уменьшают его влияние на рынке ценных бумаг.
Целевая переориентация рынка ценных бумаг с первоочередного обслуживания финансовых запросов государства и перераспределения крупных пакетов акций на выполнение своей главной функции - направление свободных денежных ресурсов на цели восстановления и развития производства в России.
В России большая часть ценных бумаг идет на нужды правительства, не выполняя своей основной функции. А именно вложения ценных бумаг в развитие производства способны вывести российскую экономику на качественно новый уровень.
Улучшение качественных характеристик рынка:
наращивание объемов и переход в категорию классифицируемых рынков ценных бумаг (для того, чтобы российский рынок был отнесен к разряду развивающихся, размер капитализации рынка акций в процентах к номинальной стоимости ВВП должен достигнуть 30-40%, т.е. увеличиться в 10-15 раз), что невозможно без укрупнения и рекапитализации фондового рынка;
пресечение обращения на рынке суррогатов ценных бумаг и незаконной профессиональной деятельности (контроль за данным процессом должны взять на себя как государственные, так и саморегулируемые организации). Россия по пиратству и мошенничеству прочно занимает место в десятке стран мира. Объем пиратской продукции, например, достигает 85%. Примерно такая же ситуация складывается и на рынке ценных бумаг, с той разницей, что ценные бумаги имеют большую степень защиты, чем, скажем, та же видео продукция. Но даже несмотря на это, общая доля поддельных бумаг на российском рынке никак не меньше 40%.
Контроль за этим должны взять фирмы, как государственные, так и частные. Причем, для вовлечения новых фирм в это дело должны использоваться средства поощрения, а все эти фирмы должны объединиться под эгидой комиссии по стандартам.
Повышение роли государства на фондовом рынке, для чего необходимо:
1) создание государственной долгосрочной концепции и политики действий в области восстановления рынка ценных бумаг и его текущего регулирования (окончательный выбор модели фондового рынка (в настоящее время преобладает ориентация на фондовый рынок США),а также определение доли источников финансирования хозяйства и бюджета за счет выпуска ценных бумаг); У правительства не существует четкой политики по отношению к рынку ценных бумаг. А это большой промах, ведь рынок ценных бумаг - это фактически обязательный атрибут полноценно функционирующего государства.
2) формирование согласованной системы государственного регулирования фондового рынка для преодоления раздробленности и пересечения функций многих государственных органов;
В настоящее время большую часть рынка ценных бумаг контролирует РТС (Российская Торговая Система). Но нет единой системы государственного регулирования по отношению к РТС. Многие государственные органы, как например разнообразные комиссии стандартов, налоговые службы и. т. д. Очень часто пересекаются своими функциями по отношению к РЦБ, в связи с несовершенством системы законов в отношении ценных бумаг. Единого органа, который ведал бы этими делами, в России нет.
3) формирование сильной Комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, которая сможет объединить ресурсы государства и частного сектора на цели создания рынка ценных бумаг;
4) ускоренное создание жесткой регулятивной инфраструктуры рынка и ее правовой базы для ограничения рисков инвесторов;
5) создание системы отчетности и публикации макро- и микроэкономической информации о состоянии рынка ценных бумаг.
Также, нет единой системы выставления отчетов по рынку ценных бумаг. Этим занимаются или интернет - сайты, или журналы, но ни первые, ни последние не охватывают всю ширь поставленных вопросов. Так например, в интернет можно найти прогнозы аналитиков и графики курса акций, но не причины, которые к этому привели. В журнале можно найти причины, но нет всех графиков, и очень мало аналитики.
6) формирование активно действующей системы контроля за небанковскими инвестиционными институтами;
7) государственная поддержка образования в области фондового рынка;
8) преодоление опережающего развития рынка государственных ценных бумаг, которое переключает большую часть денежных ресурсов на обслуживание непроизводительных расходов государства, сокращая поступление средств в производство. Рынок государственных ценных бумаг, как бы оттягивает на себя ресурсы, мешая развиваться производству. Эту проблему тоже необходимо устранить, но в основном, за счет уменьшения роли этого сегмента рынка и переносе капитала на производственный сектор.
Проблема защиты инвесторов, которая может быть решена созданием государственной или полугосударственной системы защиты инвесторов в ценные бумаги от потерь.
6. Опережающее создание депозитарной и клиринговой сети, агентской сети для регистрации движения ценных бумаг в интересах эмитентов.
7. Реализация принципа открытости информации через расширение объема публикаций о деятельности эмитентов ценных бумаг, введение признанной рейтинговой оценки компаний-эмитентов, развитие сети специализированных изданий (характеризующих отдельные отрасли как объекты инвестиций), создание общепринятой системы показателей для оценки рынка ценных бумаг и т.п. Как отмечалось выше, в России нет обще принятых стандартов оценки стоимости ценной бумаги. В данный момент существуют лишь определенные подходы к оценке ликвидности ценной бумаги, к тому же эти методы зачастую трудоемки. В процессе создания своей системы показателей для РЦБ Россия должна будет руководствоваться скорее всего принципами стран Запада, вероятнее всего США.
Реализация принципа представительства и консолидации регионов посредством:
а) создания консультативного органа, объединяющего представителей
государственных органов, банков, небанковских инвестиционных институтов,
регионов и публики;
б) передачи части прав по регулированию рынка регионам;
в) введения представителей публики в состав директоратов регулятивных органов
государства, саморегулируемых организаций, фондовых бирж;
г) государственной поддержки саморегулируемых организаций;
д) создания системы экспертной поддержки и научного обслуживания рынка (экспертные советы ученых и т.п.).
Среди крупнейших эмитентов фигурируют в основном нефтедобывающие компании, так например капитал того же ЛУКойл НК составляет $8 828 772 354 на начало 2000 года. Это показывает, что в России прежде всего развита именно добывающая промышленность.
Таким образом, нынешнее состояние рынка ценных бумаг в России следует охарактеризовать как тяжелое. Последние полтора года он развивается неравномерно и не соответствует потребностям экономики. Преобладающим сегментом этого рынка до последнего времени являлся сектор государственных ценных бумаг, в основном краткосрочных, которые по традиционным мировым понятиям считаются объектом денежного, а не фондового рынка. В то же время рынок корпоративных ценных бумаг либо стагнирует, либо обслуживает инвесторов, главным образом иностранных. Российское население играет на отечественном фондовом рынке крайне незначительную роль.
В связи с этим следует провести целевую переориентацию рынка ценных бумаг. Вместо обслуживания быстро растущих финансовых запросов государства, перераспределения крупных портфелей акций и спекулятивного бума, вокруг новых торгово-финансовых компаний, не имевших ранее реальных активов, - вместо выполнения этих задач, имеющих вторичное значение, рынок ценных бумаг должен быть направлен на выполнение своей главной функции - на преодоление инвестиционного кризиса, аккумуляцию свободных денежных ресурсов для направления их на цели восстановления и последующего роста производства в России. Большой рынок нуждается в более профессиональном регулировании, в предупреждении крупного падения рынка ценных бумаг. Очевидна необходимость введения уже сейчас элементов долгосрочного, стратегического управления в структуры рынка ценных бумаг на микро- и макроуровне.
Также необходимо провести укрупнение структур фондового рынка, т.к. в России количество фондовых и товарно-фондовых бирж в несколько раз больше, чем в развитых странах, что при слабости финансовых и информационных связей ведет к раздробленности фондового рынка в стране.
.
В России система противодействия отмыванию преступных доходов создана и функционирует с 2001 г., когда был принят федеральный закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"[7] (далее - Закон № 115-ФЗ). Государственным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, является Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг России).
Согласно ст. 6 Закона № 115-ФЗ1 обязательному контролю, в частности, подлежат операции (сделки) - приобретения физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет, с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее, соответственно, регистрацию, или место жительства, или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не участвует в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, помещения ценных бумаг в ломбард.
Порядок проведения операций с денежными средствами или иным имуществом, совершаемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, контролирует Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) - главный регулятор российского рынка ценных бумаг. Профессиональным участникам рынка ценных бумаг предписывается осуществлять обязательный контроль операций клиентов, документально фиксировать и представлять в Росфинмониторинг установленные Законом № 115-ФЗ сведения, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 руб[8]. Кроме этого, профессиональные участники рынка ценных бумаг обязаны разработать и утвердить правила внутреннего контроля, осуществляемого в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма[9].
Несмотря на перечисленные выше элементы нормативного регулирования противодействия использованию рынка ценных бумаг для легализации доходов, полученных преступным путем, российский рынок все чаще становится инструментом противоправных действий по отмыванию денежных средств. Руководитель ФСФР России В. Миловидов в начале 2010 г. признал, что за последние несколько лет на фондовом рынке растет объем операций по отмыванию и выводу капитала[10].
В рамках практической работы по исследованию проблемы использования механизма рынка ценных бумаг для неправомерных целей выявлена одна из схем, используемая для легализации доходов, полученных преступным путем.
Суть схемы (см. рисунок) заключается в следующем: физическое лицо приносит наличные денежные средства в компанию, оказывающую брокерские услуги, ему открывается брокерский счет, и с другого счета брокер "проигрывает" клиенту эти деньги. В итоге клиент получает официальный доход, который подтвержден справкой 2-НДФЛ, выдаваемой брокером.
Актуальность рассмотренной схемы подтверждается конкретным примером противоправных действий участников рынка ценных бумаг, целью которых могло быть отмывание теневых доходов на сумму до 700 млн. руб.
Схема, используемая для отмывания денег на российском рынке ценных бумаг:
1 - Клиент приносит в брокерскую компанию денежные средства
2 - Брокер открывает клиенту брокерский счет на бирже и перечисляет на него денежные средства
клиента
3 - Совершается ряд сделок купли-продажи ценных бумаг между клиентом и брокером другим
клиентом брокера. В результате этих сделок на всю сумму денежных средств, заведенных клиентом, покупаются, а затем продаются ценные бумаги
4 - Клиент выводит со своего брокерского счета денежные средства, полученные от продажи
ценных бумаг, купленных им же ранее. Также клиент вправе запросить у брокера справку по форме 2-НДФЛ, в которой подтверждается, что денежные средства получены от операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг
21 октября 2009 г. к торгам на биржи ЗАО "ММВБ" были допущены обыкновенные акции открытого акционерного общества "Интертрейдин- вест" (далее - ОАО "Интертрейдинвест") и открытого акционерного общества "Финкоминвест" (далее - ОАО "Финкоминвест"). ФСФР России зарегистрировала эмиссии акций этих компаний объемом по 1 млрд. руб. в конце 2008 г. Первые сделки с ними были заключены 6 ноября 2009 г. Практически сразу цены на акции этих компаний стали расти, при этом рост происходил почти одновременно. И 19 ноября 2009 г. их котировки достигли пика: ОАО "Финкоминвест" - в 759 руб., ОАО "Интертрейдинвест" - в 614 руб.