Проблемы развития ценных бумаг в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 09:07, курсовая работа

Описание

Цель работы. Целью курсовой работы является исследование проблем Российского рынка ценных бумаг.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи: рассмотреть рынок ценных бумаг, современное состояние и проблемы развития рынка ценных бумаг, а так же способы противодействия использованию механизма организованного рынка ценных бумаг для легализации доходов, полученных преступным путем.
Объектом исследования является раскрытие механизма функционирования рынка ценных бумаг, а также отображение специфики рынка ценных бумаг в Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
1.1 Место рынка ценных бумаг в системе рынков.
1.2 Ценообразование и экономические законы на рынке ценных бумаг
2. СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ.
2.1 Состояние рынка ценных бумаг в России
2.2 Проблематика рынка ценных бумаг в Российской Федерации
3. СПОСОБЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕХАНИЗМА ОРГАНИЗОВАННОГО РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ ДЛЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

проблемы развития рынка ценных бумаг в россии2.doc

— 208.50 Кб (Скачать документ)

В результате по итогам декабря 2009 г. акции этих компаний вошли в список 100 самых ликвидных на Фондовой бирже ММВБ: с акциями ОАО "Интертрейдинвест" за месяц было заключено сделок на 408,7 млн. руб., а ОАО "Финкоминвест" - на 277 млн. руб.

Важно отметить, что рост стоимости акций и объемов сделок не имел под собой каких бы то ни было объективных оснований.

Была проанализирована отчетность ОАО "Интертрей- динвест" и ОАО "Финкоминвест", из которой следует, что обе компании аффилированы друг с другом. Также анализ отчетности показал, что в ОАО "Финкоминвест" числился один сотрудник, в ОАО "Интертрейдинвест" - три. Основная деятельность компаний заключалась во вложениях в ценные бумаги непубличных компаний.

Таким образом, можно утверждать, что ОАО "Интертрейдинвест" и ОАО "Финкоминвест", по сути, существовали лишь формально, не выполняя никакой экономической деятельности.

Акции этих компаний были использованы для легализации доходов, полученных преступных путем. Учитывая обороты сделок, можно предположить, что за период с ноября по декабрь 2009 г. с помощью операций на организованном рынке ценных бумаг, к которому относится Фондовая биржа ММВБ, могли быть легализованы денежные средства в объеме до 700 млн. руб.

Причем следует указать на отсутствие каких-либо активных мероприятий по предотвращению противоправных действий с акциями ОАО "Интертрейдинвест" и ОАО "Финкоминвест" со стороны регуляторов рынка - как государственных в лице ФСФР России, так и профессиональных в лице самой биржи ММВБ.

Биржа ММВБ лишь в январе 2010 г. приостановила торги акциями названных ОАО по причине нарушения правил листинга. ФСФР России в марте 2010 г. провела проверку. По результатам этой проверки было принято решение о признании факта манипулирования ценами акций ОАО "Интертрейдинвест" и ОАО "Финкоминвест" на торгах ФБ ММВБ. В ходе проведения проверки ФСФР России было установлено, что ряд участников неоднократно в течение торгового дня совершали сделки с акциями ОАО "Интертрейдинвест"" и ОАО "Финкоминвест", которые не имели очевидного экономического смысла и очевидной законной цели, в результате исполнения обязательств по которым не менялись владельцы ценных бумаг.

В связи с признанием факта манипулирования ценами на рынке ценных бумаг ФСФР России аннулировала лицензии виновного профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности, дилерской деятельности, деятельности по управлению ценными бумагами и депозитарной деятельности. Кроме этого, в качестве дополнительных мер воздействия ФСФР России в июне 2010 г. аннулировала выпуски акций ОАО "Интертрейдинвест" и ОАО "Финкоминвест" из-за недостоверных сведений, содержавшихся в проспекте эмиссии. Это произошло впервые в истории российского рынка ценных бумаг. В результате эти акции больше не могут быть допущены к торгам на биржах.

Важно отметить, что материалы проверки, проведенной ФСФР России, были направлены в правоохранительные органы на предмет наличия признаков уголовных преступлений.

В результате можно сделать вывод, что несовершенства регулятивных процедур, как на уровне биржи ММВБ, так и на уровне оперативного контроля ФСФР России способствовали возникновению проанализированной выше ситуации, в результате которой через операции на организованном фондовом рынке страны могли быть легализованы доходы на сумму до 700 млн. руб. Среди причин этого могут быть названы следующие:

1.              Низкий уровень текущего контроля за соблюдением участниками рынка ценных бумаг антиотмывочного законодательства со стороны ФСФР России и Росфинмониторинга. Государственные органы не осуществляют оперативный мониторинг подозрительных операций профессиональных участников рынка ценных бумаг и их клиентов.

2.              Невнимательное отношение профессиональных участников рынка ценных бумаг к своим обязанностям противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. Профессиональные участники рынка, в особенности брокеры и организаторы торгов, стремятся только формально соблюдать соответствующие требования законодательства. При том, что именно профессиональные участники рынка видят все операции клиентов и могут адекватно выделить те из них, которые не имеют под собой экономического смысла и могут проводиться для противоправных целей. Биржи и брокеры не предпринимают инициативных действий для предотвращения использования инструментов фондового рынка в схемах легализации денежных средств.

Для улучшения ситуации необходимо совершенствовать текущий контроль за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, направленный на интенсификацию борьбы с легализацией денежных средств через фондовый рынок. Для этой цели предлагается принять меры регулирующего и контрольного характера.

Во-первых, ФСФР России в сотрудничестве с Росфинмониторингом необходимо построить систему оперативного мониторинга подозрительных операций профессиональных участников рынка ценных бумаг и их клиентов. Такая система должна базироваться на современных разработках в области автоматизированных информационных программ. Сотрудники ФСФР России должны в ежедневном режиме отслеживать информацию о нестандартных и подозрительных операциях участников фондового рынка.

Во-вторых, необходимо усилить контрольные мероприятия, нацеленные на выявления случаев нарушения законодательства о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем. Руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам В.Д. Миловидов констатировал, что "список фирм, лишенных лицензий за сомнительные операции на фондовом рынке, в последнее время расширился. В 2009 году были отозваны лицензии у 30 компаний, в начале этого года еще у 9. Сейчас сомнительные финансовые операции из банковского сектора перемещаются в небанковский, где контроль слабее".

В-третьих, необходимо изменить требования к профессиональным участникам рынка и особенно организаторам торгов в части контроля за нестандартными операциями клиентов, которые могут осуществляться в целях отмывания доходов, полученных преступным путем. На наш взгляд, будут адекватными меры по усилению административной и уголовной ответственности лиц, входящих в состав исполнительных органов бирж, за нарушения законодательства России о ценных бумагах, а также за ненадлежащее исполнение биржами соответствующих полномочий. Для усиления контроля за деятельностью бирж возможно на законодательном уровне на ФСФР

России возложить полномочия, связанные с согласованием назначения на должность, а также отстранения от должности лиц, входящих в состав исполнительных органов бирж, в случае нарушения биржей требований законодательства.

Реализация указанных мер позволит повысить эффективность государственного регулирования и контроля с целью противодействия использованию инструментов российского организованного рынка ценных бумаг для легализации доходов, полученных преступным путем.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сложившаяся ситуация на мировых финансовых рынках, рост интереса международных финансовых институтов и фондовых бирж к российскому финансовому рынку в конце 2007 - начале 2008 г. требуют от законодательной и исполнительной власти принятия долгосрочных мер по совершенствованию финансового рынка в Российской Федерации.

Следует заметить, что некоторые действия законодателя свидетельствуют о попытке решить данную проблему. Так, для обеспечения доступности информации о ценных бумагах и прозрачности сделок с ними в Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" подготовлены изменения, направленные на уточнение перечня существенных фактов деятельности акционерных обществ, подлежащих публичному раскрытию.

Важным средством стимулирования участия населения на финансовом рынке в условиях макроэкономической нестабильности является определение четких правовых рамок для создания компенсационных механизмов. Одним из источников выплат может служить компенсационный фонд, который будет формироваться за счет взносов профессиональных участников рынка ценных бумаг, оказывающих услуги гражданам, и в случае недостаточности средств такого фонда необходимо рассмотреть возможность использования государственных средств на соответствующие цели.

В дополнение к обязательной компенсационной системе целесообразно создать условия для развития добровольных компенсационных систем, в том числе путем создания страховых фондов саморегулируемых организаций участников финансового рынка.

В связи с участившимися в последнее время случаями создания финансовых пирамид и иных форм злоупотреблений на финансовом рынке следует рассмотреть вопрос о наделении федерального органа исполнительной власти в сфере финансовых рынков дополнительными полномочиями по контролю и надзору за рекламой на финансовом рынке. Рекомендуется в средствах массовой информации публиковать сведения о недобросовестной деятельности на финансовом рынке.

В целях снижения административных барьеров и упрощения процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг необходимо:

внести уточнения в регулирование процедуры эмиссии биржевых облигаций, а также расширить круг лиц, имеющих право на их выпуск;

отказаться от проведения технических эмиссий ценных бумаг, которые направлены на изменение номинальной стоимости и (или) объема прав по ранее размещенным ценным бумагам;

упростить процедуру эмиссии дополнительных выпусков ценных бумаг, если ценные бумаги эмитента того же вида уже включены в котировальный список;

сократить объем информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, при условии, что эмитенты, в отношении ценных бумаг которых ранее уже была осуществлена регистрация их проспекта, раскрывают информацию ежеквартально;

определить процедуры предложения ценных бумаг международным и отечественным инвесторам.

В ближайшей перспективе предстоит создать условия для снижения издержек выхода на организованный финансовый рынок новых быстрорастущих эмитентов, в том числе венчурных, инновационных, наукоемких и инвестиционных компаний. Как правило, инвестирование средств в такие компании представляет особый риск для населения и других групп консервативных инвесторов. В то же время ценные бумаги таких эмитентов могут быть привлекательны для отдельных групп квалифицированных инвесторов. В этой связи следует освободить указанных эмитентов от регистрации проспекта ценных бумаг, если их ценные бумаги предлагаются квалифицированным инвесторам.

Введение в рыночную практику преобразований в сфере рынка ценных бумаг должны существенно повлиять на дальнейшее развитие финансового рынка. Благодаря указанным нововведениям, инвесторы получат доступ к более безопасным и ликвидным инструментам для кратко-, средне- и долгосрочных вложений, что неминуемо приведет к реальному притоку капитала в реальный сектор экономики и, как следствие, решению задачи создания самостоятельного финансового центра в Российской Федерации к 2020 г.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.                 Конституция Российской Федерации : офиц. текст. – М. : Приор, 2001.

2.                 Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-Ф3;

3.                 Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-I "О банках и банковской деятельности"(с изменениями от 15 октября 2010 г)// Ведомости съезда народных депутатов РСФСР от 6 декабря 1990 г. № 27 ст. 357

4.                 Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов"// Собрание законодательства Российской Федерации от 2 января 1995 г. № 1 ст. 1

5.                 Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"(с изменениями от 4 октября 2010 г.)// "Российская газета" от 25 апреля 1996 г. № 79

6.                 Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (с изменениями от 4 октября 2010 г) // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 марта 1999 г. № 10 ст. 1163

7.                 Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"(с изменениями от 27 июля 2010 г.) // "Российская газета" от 9 августа 2001 г. № 151

8.                 Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (с изменениями от 15 ноября 2010 г) // "Российская газета" от 17 декабря 2003 г. № 253

9.                 Постановление Правительства Российской Федерации от 8 янв. 2003 г. № 6: (в ред. от 4 окт. 2010 г.) О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом: // Собр. законодательства РФ. 2003. 13 янв. (№ 2). Ст. 188.

10.             Письмо Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг Рос. Федерации от 19 февр. 2003 г «Об утверждении правил внутреннего контро­ля, осуществляемого в целях противодействия лега­лизации (отмыванию) доходов, полученных преступ­ным путем, и финансированию терроризма» № 03-ИК-02/2760 // Вестн. ФКЦБ России. 2003.25 марта (№ 3).

11.             «Рынок ценных бумаг». Под редакцией Галанова В.А., Басова А.И. Москва, 2005 г.

12.             Белов В.А. Государственное регулирование рынка ценных бумаг. / Учеб. пособие. - М.: Высш. шк., 2005.

13.             Беляев В. Торговля ценными бумагами в сети Интернет. // Рынок ценных бумаг – 1999. – №10.

14.             Беляев В. Торговля ценными бумагами в сети интернет.// Рынок ценных бумаг-1999 №20

15.             Бердникова Т.Б. Рынок ценных бумаг. - М.: ИНФРА-М, 2003.

16.               Биржевой или внебиржевой рынок.//Валютный Спекулянт 2000      г. №9(11) 

Информация о работе Проблемы развития ценных бумаг в России