Проблемы становления и развития малых предприятий в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:37, курсовая работа

Описание

Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы.

Содержание

Введение 4
Глава 1 Роль малого бизнеса в экономике 8
1.1 Сущность малого бизнеса 8
1.2 Формы малого бизнеса 12
1.3 Преимущества и недостатки малого бизнеса 17
1.4 Функции малого предпринимательства 20
Глава 2 Проблемы становления и развития малых предприятий в России 22
2.1 Эволюция становления малого предпринимательства в России 22
2.2 Проблемы малого предпринимательства в современной России и пути их преодоления 24
Заключение 28
Список использованных источников 31

Работа состоит из  1 файл

Роль малого бизнеса в экономике.doc

— 167.50 Кб (Скачать документ)

       Недостатки  малого предпринимательства:

       Однако, анализируя предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих развитие малого предпринимательства, несмотря на усиление внимания к этой проблеме государства и многих субъектов Российской Федерации:

  1. Сложная экономическая обстановка, царящая в стране: инфляция, разрыв хозяйственных связей, ухудшение платежной дисциплины, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей.
  2. Низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие деловой должной этики, хозяйственной культуры, как в малом бизнесе, так и в государственном секторе.
  3. Негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-продажей.
  4. Неотработанность организационных и правовых основ регулирования развития предпринимательства на региональном уровне.
  5. Слабость действия механизма государственной поддержки малого предпринимательства.
  6. По сравнению с крупными предприятиями малые предприятия обладают более высоким уровнем риска, и, следовательно, высокой степенью неустойчивости на рынке.
  7. Малые предприятия зависимы от крупных компаний.
  8. Повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования.
  9. Малое предпринимательство связано с большими трудностями в привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов.
  10. Малые предприятия не обладают рыночной властью и хорошей ресурсной базой.
  11. Несмотря на повышенную гибкость, потенциальные способности малого предпринимательства к изменениям не велики.
  12. Малое предпринимательство имеет малую склонность к инвестиционной деятельности из-за недостаточных размеров капитала и долгосрочности отдачи от вложений.8

       Рассмотрев  преимущества и недостатки малого бизнеса, перейдем к его функциям.

1.4 Функции малого предпринимательства

 

       Сущность  малого предпринимательства проявляется  в его экономических и социальных функциях:

       1. Формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (работах, услугах);

       2. Расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров (работ, услуг) и культуры обслуживания;

       3. Приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;

       4. Содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;

       5. Привлечение личных средств населения для развития производства. Партнеры в малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем в крупных;

       6. Создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;

       7. Более эффективное использование творческих способностей людей, раскрытие их талантов, освоение различных видов ремесел, народных промыслов;

       8. Вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых работа на крупном производстве имеет определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);

       9. Формирование социального слоя собственников, владельцев предприятий, фирм, компаний;

       10. Активизация научно-технического прогресса;

       11. Освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;

       12. Содействие деятельности крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств;

       13. Освобождение государства от низко-рентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2 Проблемы становления и развития малых предприятий в России

2.1 Эволюция становления малого предпринимательства в России

 

       Исторический  процесс развития малого предпринимательства  связан с неоднозначностью отношения государства к данному проявлению экономической жизни общества. Постоянные колебания от усиленной поддержки малого бизнеса к его угнетению обуславливают нестабильность развития данных субъектов экономики (малых предприятий).

       Первым  негативным по отношению к малому предпринимательству этапом в XX веке стал период НЭПа. Данный период характеризовался привлечением частного капитала в промышленность и торговлю на второстепенных по важности для народного хозяйства позициях, при сохранении первенства государственных структур: практически полное лишение частных предпринимателей политических прав, ограничение и отчасти регламентация их владельческих прав [6].

       Издание ряда декретов («Об обмене», «О кустарной  и мелкой промышленности») позволило  гражданам России свободно заниматься торговлей и посредническими операциями, участвовать в государственных подрядах и поставках, вкладывать капиталы в промышленное производство.

       Поводом к началу кампании по открытой ликвидации частного капитала стали трудности  в проведении хлебозаготовок в 1927-1928 хозяйственного года. Аресты частных предпринимателей и их семей, конфискация имущества и прочие репрессии были официально санкционированы законом «О мерах борьбы с сокрытием доходов». Подобные действия привели фактически к полному свертыванию легальной частнопредпринимательской деятельности, ее уничтожению или переходу частного капитала на нелегальное положение. Таким образом, была окончательно свернута новая экономическая политика, а вместе с ней и остатки предпринимательства в России.

       Конституция СССР 1977 года подтвердила право граждан  на осуществление трудовой деятельности. В конце 80-х гг. закон легализует частную предпринимательскую деятельность в ряде производственных областей и  сфере услуг.

       Переход к рыночным отношениям сопровождался резким ростом числа малых предприятий. Так, 1992 год характеризовался самыми высокими с середины 80-х годов темпами роста числа малых предприятий (в 2,1 раза) и численности занятых в них. Либерализация цен и введение налогового бремени сильно подорвали финансовую базу малого предпринимательства. Либерализация внешней торговли еще в условиях бывшего СССР и снятие запретов на частную торговлю внутри страны создали благоприятные условия для любой торговой деятельности.

       В 1995 году получил развитие процесс поглощения предприятий. Часто наиболее рентабельные малые предприятия оказываются первой жертвой таких поглощений. На кардинальное замедление прироста числа малых предприятий в 1994-1995 гг. повлияло и завершение перерегистрации малых предприятий, созданных еще по законам бывшего СССР. Действующие малые предприятия в ходе перерегистрации принимали новые организационные формы, а прекратившие свою работу - просто ликвидировались. Поскольку величина числившихся зарегистрированными, но реально не функционировавших малых предприятий была достаточно велика, их официальная ликвидация внесла существенный вклад в общее замедление темпов роста числа малых предприятий России.

       Перейдем к проблемам, которые существуют в России, связанные  с малым бизнесом.9

2.2  Проблемы малого предпринимательства в современной России и пути их преодоления

 

       Малые предприятия России в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями.

       Основная  проблема малых предприятий – это та законодательная база, на которую сейчас может опираться малое предпринимательство. Пока она несовершенна, а во многих очень существенных положениях вообще отсутствует. Важное противоречие сегодняшней политики – попытка обеспечить переход к рынку административно-командными методами сверху, игнорируя основу рыночной системы – интерес предпринимателя. Сама же логика создания рыночной экономики требует движения "снизу вверх" – от интереса предпринимателя к централизованному созданию рыночной инфраструктуры (налоговая, кредитная политика, банки, биржи и т.д.) обслуживающей и реализующей этот интерес.10

       Еще одна важная проблема – кадры. Ведь предприниматель должен не только обладать определенным складом характера, но и получить должное образование.

       Третий  недостаток реформы – практическая ликвидация источников формирования первоначального капитала. Получение кредита затруднительно для малого предпринимательства высоким процентом за кредит и нежеланием коммерческих банков вкладывать деньги в малый бизнес из-за большого риска и отсутствия гарантий.

       Четвертый фундаментальный недостаток – отсутствие систем государственной и общественной поддержки малого бизнеса. С большим запозданием создан государственный орган, призванный содействовать становлению и развитию малого бизнеса – Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательства при Госкомимуществе РФ.

       Практика  также показывает, что провозглашаемые  проекты, направленные на развитие малого предпринимательства, как правило, оказываются неэффективными и зачастую это связано с отсутствием  единой стратегии  в направлении реализации данных проектов.

       Направления поддержки малого предпринимательства.

       Как показывает мировая и отечественная  практика, малое и среднее предпринимательство, учитывая его характерные особенности, нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. В первую очередь необходимо сформировать широкую правовую среду функционирования малого предпринимательства. Этот процесс начался с принятия законодательных и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность вообще, так как субъекты малого предпринимательства не являются особой организационно-правовой формой предпринимательской (экономической) деятельности граждан и юридических лиц. Одновременно идет создание инфраструктуры малого предпринимательства и объединения предпринимательских организаций в ассоциации (союзы). В системе поддержки малого предпринимательства особое место занимают проблемы финансово-кредитной поддержки, применения налоговых льгот и решения других актуальных вопросов, оказывающих существенное влияние на развитие малого предпринимательства. В соответствии с законодательством финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства осуществляется федеральным Фондом поддержки малого предпринимательства, фондами субъектов РФ и муниципальными фондами с привлечением заинтересованных организаций. Финансовое обеспечение фондами государственных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства организуется ежегодно за счет бюджетов всех уровней, а также средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности фондов, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства [5].

       На  Министерство экономического развития и торговли РФ возложена разработка политики государственной поддержки  малого предпринимательства, а также  координация деятельности центральных органов федеральной исполнительной власти и формирование инфраструктуры малого предпринимательства. Дальнейшее развитие малого бизнеса в России предусмотрено Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», а также Указом Президента РФ «О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства».

       На  ряд министерств и ведомств возлагается  обязанность по внесению изменений  и разработке соответствующих положений  в области финансирования и кредитования, научно-технического развития, материально-технического обеспечения и сбыта продукции, подготовки кадров, внешнеэкономической деятельности, а также установление дополнительных налоговых льгот для субъектов малого предпринимательства. Согласно постановлению утвержден комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в РФ:

         - нормативно-правовое;

         - финансово-кредитное;

         - информационно-техническое;

        - организационное;

         - кадровое и консультационное обеспечение;

         - внешнеэкономическая деятельность.

       Для успешного эффективного функционирования малых предприятий необходима разработка эффективных программ развития малых  предприятий на всех уровнях экономической  структуры государства. Эти программы  должны реализовываться в следующих направлениях:

  • формирование инфраструктуры поддержки — одновременно на всех уровнях государственной власти;
  • внесение в установленном порядке предложений о налоговых льготах для малых предприятий и ежегодное выделение средств из соответствующих бюджетов на осуществление государственной поддержки;
  • передача малым предприятиям результатов НИОКР и инновационных разработок;
  • передача в собственность малым предприятиям на льготных условиях незавершенных и пустующих объектов, а также нерентабельных предприятий;
  • обеспечение возможности первоочередного выкупа арендуемых малыми предприятиями объектов недвижимости.

Информация о работе Проблемы становления и развития малых предприятий в России