Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:16, курсовая работа
Новые условия хозяйствования, обусловленные началом экономического роста в Республике Беларусь, поставили перед экономической наукой и практикой много сложных и принципиально новых проблем, требующих своего осмысления и решения. К числу таких проблем надо отнести проблему занятости населения, решение которой является не только необходимым фактором ускорения экономического роста, но и в значительной степени основой для социальной стабильности в обществе. В настоящее время, в условиях разгорающегося экономического кризиса, вопросы занятости и безработицы находятся в центре внимания, о чем свидетельствует большое количество публикаций по проблемам рынка труда; снижение заработной платы, как на государственных предприятиях, так и на частных; увольнение работников. Занятость представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. В современных условиях экономического хаоса потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня, часто вплоть до полной нищеты, и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема занятости часто является предметом многочисленных дискуссий и исследований.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….….4
1 Трудовые ресурсы Республики Беларусь, их состав………….6
1.1 Понятие трудовых ресурсов и их классификация……………………...….6
1.2 Динамика и структура занятости и безработицы…………………………8
1.3 Формирование трудовых ресурсов………………………………………..10
2 Безработица В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА……………….12
2.1 Безработица, как социально-экономическое явление на рынке труда.…12
2.2 Формы безработицы………………………………………………………..13
3 Основные направления государственного регулирования уровня занятости в Республике Беларусь………………..………..16
3.1 Обеспечение эффективной занятости………………………………….....16
3.2 Повышение социальных гарантий в области занятости и поддержки безработных…………………………………………………………………..…….18
3.3 Реформирование системы оплаты труда………………………….………18
3.4 Стимулирование повышения качества труда………………….…………20
3.5 Основные принципы и направления государственной политики в области охраны труда в Республике Беларусь…………………………...………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….……..23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….…….25
Министерство образования Республики Беларусь
УО «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова»
Институт повышения квалификации и переподготовки кадров
Факультет переподготовки кадров
Оценка
курсовой работы_____________
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономика предприятия промышленности»
на тему: Проблемы занятости трудовых ресурсов
в Республике Беларусь
Исполнитель:
Слушатель группы Э-25
О.Б.Сидоренко
Научный руководитель:
Витебск, 2011
РЕФЕРАТ
Курсовая работа с.28, 21 источник, 2 прил.
ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ, ЗАНЯТОСТЬ, БЕЗРАБОТИЦА, ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА, ТРУД, СТРУКТУРА ЗАНЯТОСТИ, ПРОГРАММА, ОХРАНА ТРУДА, ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА.
Объектом данной курсовой работы является политика занятости, проводимая в Республике Беларусь на современном этапе.
Предмет исследования: трудовые ресурсы.
Цель работы заключается в рассмотрение не только понятия занятости трудовых ресурсов, но и его состояния в Республике Беларусь, проблем и основных направлений их решения.
Основной метод, который я использовала для написания курсовой работы, это поиск и анализ научной литературы по данному вопросу, анализ периодических изданий, учебной литературы, статистических сборников Республики Беларусь, Государственные программы занятости.
В современных условиях экономического хаоса потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня, часто вплоть до полной нищеты, и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема занятости часто является предметом многочисленных дискуссий и исследований. Исследование государственной политики занятости актуально в силу важности достижения наиболее полного использования трудовых ресурсов общества.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1 Трудовые ресурсы Республики Беларусь, их состав………….6
1.1 Понятие трудовых
ресурсов и их классификация………
1.2 Динамика и структура
занятости и безработицы…………………
1.3 Формирование трудовых ресурсов………………………………………..10
2 Безработица
В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА
2.1 Безработица, как
социально-экономическое
2.2 Формы безработицы…………………………………
3 Основные направления государственного регулирования уровня занятости в Республике Беларусь………………..………..16
3.1 Обеспечение эффективной занято
3.2 Повышение социальных
гарантий в области занятости
и поддержки безработных…………………
3.3 Реформирование системы оплаты труда………………………….………18
3.4 Стимулирование повышения качества труда………………….…………20
3.5 Основные принципы и направления государственной политики в области охраны труда в Республике Беларусь…………………………...………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….…….25
Приложение А……………………………………………………………...27
Приложение Б…………………………………………………………..…..28
ВВЕДЕНИЕ
Новые условия хозяйствования,
обусловленные началом
Актуальность: Интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силы зависит от множества факторов, главные из которых – изменение форм собственности, ликвидация нерентабельных и неконкурентоспособных предприятий и производств, предстоящая структурная перестройка. Поэтому данные процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться. Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений. Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований. Политика занятости, вырабатываемая государством, должна иметь предупреждающий характер и включать комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы.
Исследование государственной политики занятости актуально в силу важности достижения наиболее полного использования трудовых ресурсов общества.
Объектом данной курсовой работы является политика занятости, проводимая в Республике Беларусь на современном этапе.
Предмет исследования: трудовые ресурсы.
Цель курсовой работы: определить основные тенденции и направления государственной политики занятости населения в Республике Беларусь, а также рассмотреть пути повышения занятости и сокращения безработицы.
Поставленная цель предопределяет
необходимость решение
Основной метод, который я использовала для написания курсовой работы, это поиск и анализ научной литературы по данному вопросу, анализ периодических изданий, учебной литературы, статистических сборников Республики Беларусь, Государственные программы занятости.
Следует отметить, что в поиске нужной информации очень помогают интернет-ресурсы, предоставляя в распоряжение множество статей, законодательных документов.
1 ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ИХ СОСТАВ И СТРУКТУРА ЗАНЯТОСТИ В НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
1.1 Понятие трудовых ресурсов и их классификация
Рынок труда является одним из основных индикаторов состояния экономики, поэтому изучение процессов, происходящих на рынке труда, оценка закономерностей, тенденций его развития позволяют определять необходимые для общества социально-экономические преобразования.
Рынок труда как составная часть рыночной экономики представляет собой систему общественных отношений по согласованию интересов работодателей и наемной рабочей силы.
На динамику рынка труда влияние оказывает целый ряд факторов, формирующих спрос и предложение на рынке труда. Главным фактором, определяющим предложение на рынке труда, является численность трудовых ресурсов, в состав которых включаются трудоспособные в трудоспособном возрасте, а также занятые в экономике лица младше и старше трудоспособного возраста.
Под трудовыми ресурсами принято понимать часть трудоспособного населения, обладающего физическим развитием, умственными способностями и знаниями, которые необходимы для работы в народном хозяйстве. Критериями для выделения из общей численности населения трудовых ресурсов являются верхняя и нижняя границы трудоспособного возраста, которые устанавливаются государством с учетом социально-экономических условий. Верхняя граница трудоспособного возраста одновременно является началом пенсионного возраста, хотя по отдельным видам работ пенсионный возраст устанавливается на 5-10 лет раньше. В сельском хозяйстве механизаторы и мастера машинного доения имеют право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с особыми условиями труда.
Трудоспособное население рабочего возраста включает следующие группы:
Согласно законодательства Республики Беларусь к трудовым ресурсам относятся:
Во времена всеобщности и обязательности труда категория трудовых ресурсов характеризовала тот трудовой потенциал, на который могло рассчитывать общественное производство. В настоящее время, в силу произошедших в обществе перемен, этот показатель является недостаточным. Более полное представление о располагаемых ресурсах на рынке труда дает показатель экономически активного населения, включающий в себя: все занятое население (включая женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком), т. е. работающее на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности, в кооперативах, фермерских хозяйствах, занятых предпринимательской деятельностью, самозанятых и численность безработных.
Экономически активное население распределяется на две группы:
а) работающие по найму. В эту группу включаются лица, которые имеют трудовое соглашение, обеспечивающее выплату заработной платы в соответствии с условиями контракта (договора), либо с отработанным временем или объемом произведенной продукции. Все основные фонды и оборудование, как правило, являются собственностью других лиц и они работают под непосредственным руководством специально нанятых для этих целей лиц или в соответствии с распорядком, установленным владельцем предприятия или учреждения;
б) работающие не по найму. В эту группу включаются работодатели; лица, работающие на индивидуальной основе; члены коллективных предприятий; помогающие члены семьи. Оплата работников зависит от прибыли, получаемой от производства товаров и услуг (собственное потребление является частью дохода). Указанные выше работники принимают управленческие решения, оказывающие непосредственное влияние на деятельность предприятия, или делегируют эти функции, оставляя за собой ответственность за благополучие предприятия.
Классификация по статусу в занятости осуществляется исходя из следующих определений:
Информация о работе Проблемы занятости трудовых ресурсов в Республике Беларусь