Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:16, курсовая работа
Новые условия хозяйствования, обусловленные началом экономического роста в Республике Беларусь, поставили перед экономической наукой и практикой много сложных и принципиально новых проблем, требующих своего осмысления и решения. К числу таких проблем надо отнести проблему занятости населения, решение которой является не только необходимым фактором ускорения экономического роста, но и в значительной степени основой для социальной стабильности в обществе. В настоящее время, в условиях разгорающегося экономического кризиса, вопросы занятости и безработицы находятся в центре внимания, о чем свидетельствует большое количество публикаций по проблемам рынка труда; снижение заработной платы, как на государственных предприятиях, так и на частных; увольнение работников. Занятость представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. В современных условиях экономического хаоса потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня, часто вплоть до полной нищеты, и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема занятости часто является предметом многочисленных дискуссий и исследований.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….….4
1 Трудовые ресурсы Республики Беларусь, их состав………….6
1.1 Понятие трудовых ресурсов и их классификация……………………...….6
1.2 Динамика и структура занятости и безработицы…………………………8
1.3 Формирование трудовых ресурсов………………………………………..10
2 Безработица В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА……………….12
2.1 Безработица, как социально-экономическое явление на рынке труда.…12
2.2 Формы безработицы………………………………………………………..13
3 Основные направления государственного регулирования уровня занятости в Республике Беларусь………………..………..16
3.1 Обеспечение эффективной занятости………………………………….....16
3.2 Повышение социальных гарантий в области занятости и поддержки безработных…………………………………………………………………..…….18
3.3 Реформирование системы оплаты труда………………………….………18
3.4 Стимулирование повышения качества труда………………….…………20
3.5 Основные принципы и направления государственной политики в области охраны труда в Республике Беларусь…………………………...………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….……..23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….…….25
Безработными считаются лица, которые по действующему законодательству могут быть приняты на работу и активно ее ищут. Для получения статуса безработного и пособия по безработице необходимо выполнение ряда условий регистрации в службе занятости; активный поиск работы; отсутствие других источников дохода; сотрудничество со службой занятости, выполнение ее рекомендаций [18, с. 10-12].
1.2 Динамика и структура занятости и безработицы в Республике Беларусь
Формирование белорусского рынка труда начинается с 1991 г. За этот период созданы нормативно-правовая база его регулирования, государственная служба занятости, организован мониторинг рынка труда, разрабатываются и реализуются ежегодные государственная и региональная программы занятости населения, оказывается широкий спектр услуг гражданам, обратившимся по вопросам трудоустройства или за консультацией в органы государственной службы занятости. Основными ориентирами белорусского рынка труда являются поддержание высокого уровня занятости населения, снижение безработицы и рост заработной платы.
В соответствии с законом Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. № 125-З, занятость – это деятельность граждан Республики Беларусь, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработную плату, доход, вознаграждение за выполненную работу (оказанную услугу, создание объектов интеллектуальной собственности).
Занятыми считаются граждане: работающие по трудовому договору;
являющиеся членами (участниками)
юридических лиц; зарегистрированные
в установленном
В январе-сентябре 2010 г. в экономике республики было занято 4646,3 тыс. человек, что на 0,1% больше, чем в соответствующем периоде 2009 года.
В целом уровень занятости в Республике Беларусь достаточно высок и составляет около 78% трудовых ресурсов страны. Однако стоит учитывать, что под влиянием мирового финансового кризиса и снижения спроса на продукцию белорусских предпринимателей многие наниматели были вынуждены использовать как инструмент поддержания занятости населения гибкие формы занятости: сокращение свободных рабочих мест и вакантных должностей, сокращение продолжительности рабочей недели, практику предоставления работникам административных отпусков с частичным сохранением (без сохранения) заработной. Это позволило нанимателям в условиях кризиса сохранить свои трудовые коллективы, кадровый потенциал, а также предотвратить массовую безработицу в стране.
По данным Национального статистического комитета, в 2010 году 141,3 тыс. работников организаций (4,1% среднемесячной численности) работали в режиме вынужденной неполной занятости (в январе-сентябре 2009 г. – 8,8%). Однако стоит отметить, что наибольшая численность работающих в режиме неполной занятости зарегистрирована в декабре 2009 – январе 2010 года, после чего наметилась тенденция к снижению размера неполной занятости [20].
Расширение масштабов вынужденной неполной занятости на производстве в условиях кризиса являлось альтернативой увольнению работников, что в определенной мере сдерживало процессы высвобождения рабочей силы и поступления ее на рынок труда. Такая политика позволила сохранить кадровый потенциал и удерживать уровень безработицы в течение 2009-2010 гг. в пределах 0,9% экономически активного населения и к концу октября 2010 года снизить ее до 0,7%. (Приложение А). Численность регистрируемых безработных неуклонно сокращалась - с 67,9 тыс. в 2005 г. до 37,3 тыс. чел. на конец декабря 2008 г., однако к началу 2010 г. она незначительно возросла - до 43,5 тыс. чел. [13, c.6] В отношении возрастной структуры безработицы следует отметить, что в январе-октябре 2010 г. среди безработных лица в возрасте до 30 лет составляли 42,4%. На долю выпускников общеобразовательных школ приходилось 4,9% безработных, выпускников учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования – 3,5%. Нужно также отметить, что по-прежнему не решена существующая проблема длительной безработицы. По данным на 01 октября 2010г. доля длительно неработающих граждан составила 16,2 % безработных. Данная цифра остается практически неизменной в течение последних пяти лет: по данным министерства труда и социальной защиты, продолжительной безработицей (сроком более года) были охвачены 16,4% в 2000 г., 11,9% - в 2001 г., 16,9% - в 2005 г. и 17,3% в 2006 г.
Однако следует отметить, что в Беларуси далеко не все находящиеся без работы обращаются в государственные службы занятости за получением статуса безработного по ряду причин. Во-первых, сложность процедуры регистрации. Во-вторых, низкое пособие по безработице (в октябре 2010 г. - 48,7 тыс. рублей, или 18% от бюджета прожиточного минимума (порога выживания), установленного правительством Беларуси). Наконец, не все безработные имеют право на получение пособия. Лишь около половины зарегистрированных безработных получают пособия, причем их удельный вес практически не изменился даже ввиду сокращения общей численности безработных.
Таким образом, нужно
отметить, что сегодня уровень
занятости населения в
1.3 Формирование трудовых ресурсов
Формирование трудовых
ресурсов – это процесс постоянного
возобновления численности
Исходной базой для определения количественных характеристик трудовых ресурсов страны, регионов, любого населенного пункта является фактическая численность населения соответствующих территорий, численность эта определяется на основе переписи населения, а в промежутках - путем расчета численности и состава населения по данным переписи и регистрации рождений, смертей, прибытий и выбытий. Изменения численности связаны с демографической ситуацией в стране и в отдельных регионах, с динамикой различных половозрастных изменений, уровней рождаемости и смертности, количеством заключающихся браков и разводов, составом семей, средним числом детей в семье, другими показателями. В Беларуси в последнее время наблюдается ухудшение демографической ситуации, поэтому политика государства должна быть направлена на преодоление отрицательных тенденций в процессе воспроизводства населения, на стимулирование рождаемости, снижение заболеваемости, смертности, упрочение семьи. Кроме того, на численность населения оказывают влияние и миграционные процессы.
Изменения в составе
населения вызывают изменения в количественном
и качественном составе трудовых ресурсов. Количественные показатели
включают данные о численности и составе
трудовых ресурсов по полу, возрасту, месту
проживания (в городах или сельской местности).
Качественные - образовательный уровень,
профессионально-
Так же состав трудовых ресурсов зависит от следующих факторов:
- природные: климатические условия, полезные ископаемые, плодородие почвы и т. д. От них зависят расселение, плотность населения и трудовых ресурсов, их формирование в наиболее благоприятных по природным условиям регионах (плотность населения в Китае – 1261, Южной Кореи – 452 человека на км2, Японии – 336, Индии – 284, Великобритании – 237, Германии – 229, Вьетнаме – 219, Франции – 107, США – 27,6, России – 8,7, Австралии – 2,3 человека на км2);
– исторические: национальные традиции, обычаи, особенности семейного уклада, большая или малая подвижность, религия (например, цыган или татар);
– экономические: развитие материально-технической базы, производства отраслей и сферы деятельности, специализация труда, структура рабочих мест.
Показатели численности
трудовых ресурсов определяются по состоянию
на конкретный момент времени для
определенной административно-
Расчет численности трудовых ресурсов основывается на определении (на основе половозрастных данных переписи населения) численности населения трудоспособного возраста. Из которой вычитается количество лиц того же возраста, считающиеся нетрудоспособными (инвалиды первой и второй групп), и неработающих лиц льготных пенсионных возрастов. К полученному показателю прибавляется число работающего населения возраста выше и ниже границы, установленной государством.
Различные группы характеризуются различной степенью трудовой активности, так в первой возрастной группе большая часть молодежи занята обучением, получением профессии, военной службой. Наиболее высокая трудовая активность у второй группы. У лиц старше 50 лет трудовая активность постепенно снижается; трудовая деятельность лиц пенсионного возраста остается относительно активной лишь в течение 5-7 лет после получения пенсии.
Абсолютные и относительные
показатели состава населения и
трудовых ресурсов используются при анализе рынка труда, составлении
балансов и балансовых расчетов трудообеспечения
различных сфер производства. Качественной
характеристикой трудовых ресурсов выступает
структура по уровню образования и профессионально-
2 Безработица В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА
2.1 Безработица, как социально-экономическое явление на рынке труда
Безработица - экономическое состояние, при котором желающие работать не могут найти работу при обычной ставке заработной платы.
Понятие «полная занятость» с трудом поддается определению. В действительности определенный уровень безработицы считается нормальным, или оправданным.
Общий уровень безработицы – процентное отношение безработных к общей рабочей силе, включающей лиц, занятых на действительной военной службе, и исключающей студентов, пенсионеров, заключенных, а также молодежь до 16 лет [10].
На начало года большой процент безработных составили люди, уволенные по собственному желанию, по соглашению сторон, длительно неработающие, уволенные по уважительной причине. И лишь малую часть безработных составляют уволенные со срочной службы, бывшие предприниматели, выпускники школ, ССУЗов ВУЗов. (Приложение Б).
Главными причинами безработицы являются:
1. Структурные сдвиги
в экономике, выражающиеся в
том, что внедрение новых
2. Экономический спад
или депрессия, которые
3. Политика правительства
и профсоюзов в области оплаты
труда: повышение минимального
размера заработной платы увели
4. Сезонные изменения в уровне
производства в отдельных
5. Изменения в демографической
структуре населения, в
Среди конкретных причин, обусловливающих сокращение занятости трудоспособного населения в Беларуси в переходный период, можно отметить следующие:
1. Чрезмерная численность производственного персонала (в том числе вспомогательного и управленческого) предприятий. В литературе уже давно отмечался тот факт, что наличие избыточного персонала тормозило внедрение новой техники и трудосберегающих технологий, препятствовало росту производительности труда.
Таким образом, эта причина безработицы состоит в том, что сам факт перехода к частной собственности и рыночным принципам хозяйствования означает выталкивание в ряды безработных значительных масс людей, которые были безработными и раньше, но в форме не открытой, как сейчас, а скрытой.
2. Переход к рыночным отношениям
между субъектами
3. Многие госпредприятия восприняли либерализацию цен как возможность их бесконтрольного повышения с тем, чтобы не только покрыть свои чрезмерные издержки, но и значительно увеличить доход. На первых порах это широко удавалось, однако вскоре бесконтрольный рост цен обернулся - кризисом неплатежей по всем технологическим цепочкам. Он поразил не только потенциальных банкротов, но и многие предприятия, продукция которых нужна обществу, даже остро необходима, но не может быть оплачена ее потребителями.
Информация о работе Проблемы занятости трудовых ресурсов в Республике Беларусь