Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 10:33, статья
Российский рынок гражданских авиаперевозок находится в процессе формирования под влиянием множества порой противоречивых факторов, которые усложняют проблему исследования данного рынка. На отечественном рынке авиаперевозок сегодня преобладает ценовая конкуренция. Высокая динамичность структуры и сегментации рынка, усиление конкуренции, ожидаемый рост пассажиропотока в четыре-пять раз, возможность проведения гибкой тарифной политики, освоения новых трасс резко увеличивают значимость управленческих решений и одновременно повышают риск и вероятность ошибок. Качественное решение названной проблемы возможно только на основе применения экономико-математических методов и информатики.
Развитие бизнеса в России в совокупности с расширяющимися зарубежными контактами предопределяет не только количественные изменения рынка российских авиаперевозок, но и потребности в решении принципиально новых задач в отрасли, связанных с изменением форм собственности, системы управления.
Российский
рынок гражданских
В настоящее время пассажирские авиаперевозки гражданской авиации России растут высокими темпами, более чем в 2 раза превышающими темпы роста мирового воздушного транспорта в целом, однако ее развитие пока не соответствует ни масштабам территории страны, ни потребностям населения в авиационных перевозках. Несмотря на продолжающийся восстановительный рост авиаперевозок, нарастают негативные тенденции в развитии отечественной гражданской авиации, которые указывают на серьезные риски потери конкурентоспособности и снижения экономической эффективности. Среди серьезных проблемных вопросов, негативно влияющих на экономику авиаперевозок, отметим неоптимальность структуры парка воздушных судов и низкие темпы его обновления, влияние факторов монополизма в сфере наземного обслуживания воздушных судов и авиаперевозок, а также сложившуюся в России структуру авиалиний.
Общая характеристика и история отрасли гражданских перевозок в России
В нашей стране авиаперевозками занимаются несколько десятков авиакомпаний, предоставляющих разнообразные тарифы на их услуги, как частным лицам, так и корпоративным и людям VIP-класса.
Во времена СССР на всей его территории действовала единая государственная авиакомпания "Аэрофлот".
Первые авиакомпании появились в СССР в 1923 году. Это были: "Закавиа" в Баку, "Укрвоздухпуть" в Харькове, и "Добролёт" вМоскве. В том же году была открыта первая пассажирская авиалиния Москва - Нижний Новгород. В 1930 году "Добролёт" переименовывают во Всесоюзное объединение гражданского флота. 25 февраля 1932 года его объединяют с "Закавиа" и "Укрвоздухпуть". Новое объединение получает название - Главное управление Гражданского воздушного флота СССР, и 26 марта ему присваивают сокращённое наименование "Аэрофлот". После распада СССР "Аэрофлот" был разделён на несколько сотен независимых авиакомпаний, большинство из которых имеют всего по нескольку самолётов.
Одновременно в воздухе находится 1000 самолетов.
По итогам 2010 года крупнейшими перевозчиками стали:
«Аэрофлот». Пассажирооборот 34,78 млрд пкм, количество перевезенных пассажиров - 11,29 млн чел. Рост достиг 33,8 и 29,8 % соответственно по каждому показателю.
«Трансаэро» на 32,2 % пассажиров больше (6,65 млн чел.), чем годом ранее (5,03 млн чел.). Пассажирооборот увеличился на 40 %, до 26,3 млрд пкм.
S7 Airlines. Пассажиропоток возрос на 5,6 % и составил 4,84 млн чел., при этом пассажирооборот сократился почти на 2 %, до 10,28 млрд пкм против 10,46 млрд пкм в 2009 г.
«ЮТэйр» перевезла 4,42 млн пасс., что на 25,4 % больше, чем годом ранее. Пассажирооборот возрос на 37 % и составил 7,98 пкм.
«Оренбургские авиалинии» - пассажирооборот возрос на 44,9 %, составив 7,16 млрд пкм, количество перевезенных пассажиров увеличилось на 49,3 %, до 2,4 млн чел.
В
общей сложности пять крупнейших
российских авиакомпаний перевезли
в 2010 г. 29,589 млн чел., обеспечив более половины
всех совершенных пассажирских перевозок.
Состояние гражданской авиации как отрасли авиаперевозок
Говоря
о состоянии отрасли, нельзя не отметить
финансовое положение авиаперевозчиков.
Значительно повышая объемы авиаперевозок,
увеличив в среднем пассажирскую
загрузку почти на 4%, коммерческую на
1,8%, с весенне-летней навигации 2010 года
отрасль вышла на прибыльный уровень.
Многие авиакомпании и аэропорты по итогам
года получили достаточно высокие финансовые
результаты. В среднем по отрасли для авиакомпаний
этому способствовало как снижение себестоимости
авиаперевозок, так и повышение доходной
ставки. Главный фактор, которым характеризуется
сегодняшний рынок авиаперевозо
Интерес
представляет инфраструктура, осуществляющая организацию,
формирование и обслуживание грузопассажирского
потока на транспортной международной
пространственно – временной структуре.
Одной из значимых систем в объекте обслуживания
авиапредприятий является система взаиморасчетов.
Структура управления системы взаиморасчётом
на воздушном транспорте представл
Анализ показателей авиаперевозок авиакомпаний РФ за 1-ое полугодие 2011 года
Рынок пассажирских авиаперевозок, как результат условий конкуренции, характеризуется довольно высоким уровнем концентрации. Так, при общем количестве функционирующих авиакомпаний 90% всех перевозок выполняют всего 25 авиакомпаний, и из них ведущие 5 авиакомпаний делают около 60% работ.
Во втором квартале текущего года российские авиакомпании продолжали наращивание темпов развития пассажирских перевозок. По сравнению с тем же периодом предыдущего года перевезено на 1,7 млн. чел. больше. Рост объёмов перевозок составил 11,5%, против 10,1% в первом квартале текущего года.
В целом за полугодие перевезено 27,3 млн. пассажиров, на 2,7 млн. чел. больше, чем за первые шесть месяцев 2010 года. Намечается тенденция выравнивания темпов роста и удельного веса в общем объёме пассажирских перевозок на внутренних и международных воздушных линиях (ВВЛ-52,1%, МВЛ-47,9%).
Более 80 процентов прироста перевезённых пассажиров обеспечили лидирующие в рейтинге авиаперевозчиков 5 авиакомпаний. По сравнению с полугодием 2010 года их удельный вес в общем объёме пассажирских перевозок возрос с 55,1% до 57,7%.
Наилучшего результата по темпам роста перевозок во втором квартале достигла группа авиакомпаний, занимающая с 6 по 15 место в рейтинге. Прирост к соответствующему периоду прошлого года составил 24,3%, а на внутренних воздушных линиях – 30,1% (более 0,5 миллиона пассажиров).
Таблица 1. Рейтинг 20 ведущих авиакомпаний России по объему перевозок пассажиров за 2010 год
|
Критическая ситуация складывается в авиакомпаниях, которые по объёмам пассажирских перевозок остаются за пределами рейтингового списка из 35 авиаперевозчиков. Их удельный вес в перевозках за полугодие составил всего 3,2%, а по сравнению в тем же периодом прошлого года уменьшился на 2,3 пр. пункта. Естественно – это относится в основном к региональным перевозкам на внутренних воздушных линиях, где средняя дальность перевозок по итогам 6 месяцев составила чуть более тысячи километров.
Во втором квартале, как и в течение января-марта продолжалось снижение показателей эффективности использования самолётного парка. Процент занятости пассажирских кресел за 1-ое полугодие снизился на 1,5 пр. пункта и составил 74,4 процента. Предложение превысило спрос на 10 млн. пассажирских кресел, на 2 млн. кресел больше, чем в полугодие 2010 года.
Пассажирооборот за полугодие увеличился на 12,2 процента. Средняя дальность перевозки пассажиров составила 2617 км, против 2589 км в полугодии 2010 года.
Монополизация отрасли авиаперевозок
Факторы,
негативно влияющая на отрасль авиаперевозок
связана с конкуренцией между
авиакомпаниями на рынке авиаперевозок
и конкуренция между
Отрасль
авиаперевозок в настоящее
Информация о работе Процессы монополизации в сфере гражданской авиации РФ