Процессы монополизации в сфере гражданской авиации РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 10:33, статья

Описание

Российский рынок гражданских авиаперевозок находится в процессе формирования под влиянием множества порой противоречивых факторов, которые усложняют проблему исследования данного рынка. На отечественном рынке авиаперевозок сегодня преобладает ценовая конкуренция. Высокая динамичность структуры и сегментации рынка, усиление конкуренции, ожидаемый рост пассажиропотока в четыре-пять раз, возможность проведения гибкой тарифной политики, освоения новых трасс резко увеличивают значимость управленческих решений и одновременно повышают риск и вероятность ошибок. Качественное решение названной проблемы возможно только на основе применения экономико-математических методов и информатики.

Работа состоит из  1 файл

эссэ.docx

— 33.59 Кб (Скачать документ)

        Развитие бизнеса в России в совокупности с расширяющимися зарубежными контактами предопределяет не только количественные изменения рынка российских авиаперевозок, но и потребности в решении принципиально новых задач в отрасли,  связанных с изменением форм собственности, системы управления.

    Российский  рынок гражданских авиаперевозок  находится в процессе формирования под влиянием множества порой  противоречивых факторов,  которые  усложняют проблему исследования данного  рынка.  На отечественном рынке  авиаперевозок сегодня преобладает  ценовая конкуренция. Высокая динамичность структуры и сегментации рынка, усиление конкуренции,  ожидаемый  рост пассажиропотока в четыре-пять раз, возможность проведения гибкой тарифной политики, освоения новых  трасс резко увеличивают значимость управленческих решений и одновременно повышают риск и вероятность ошибок.  Качественное решение названной  проблемы возможно только на основе применения экономико-математических методов  и информатики.

    В настоящее время пассажирские авиаперевозки  гражданской авиации России растут высокими темпами, более чем в 2 раза превышающими темпы роста мирового воздушного транспорта в целом, однако ее развитие пока не соответствует  ни масштабам территории страны, ни потребностям населения в авиационных  перевозках. Несмотря на продолжающийся восстановительный рост авиаперевозок, нарастают негативные тенденции  в развитии отечественной гражданской  авиации, которые указывают на серьезные  риски потери конкурентоспособности  и снижения экономической эффективности. Среди серьезных проблемных вопросов, негативно влияющих на экономику  авиаперевозок, отметим неоптимальность структуры парка воздушных судов и низкие темпы его обновления, влияние факторов монополизма в сфере наземного обслуживания воздушных судов и авиаперевозок, а также сложившуюся в России структуру авиалиний.

Общая характеристика и  история отрасли  гражданских перевозок  в России

    В нашей стране авиаперевозками занимаются несколько десятков авиакомпаний, предоставляющих  разнообразные тарифы на их услуги, как частным лицам, так и корпоративным  и людям VIP-класса. 

    Во  времена СССР на всей его территории действовала единая государственная авиакомпания "Аэрофлот".

    Первые  авиакомпании появились в СССР в 1923 году. Это были: "Закавиа" в Баку, "Укрвоздухпуть" в Харькове, и "Добролёт" вМоскве. В том же году была открыта первая пассажирская авиалиния Москва - Нижний Новгород. В 1930 году "Добролёт" переименовывают во Всесоюзное объединение гражданского флота. 25 февраля 1932 года его объединяют с "Закавиа" и "Укрвоздухпуть". Новое объединение получает название - Главное управление Гражданского воздушного флота СССР, и 26 марта ему присваивают сокращённое наименование "Аэрофлот". После распада СССР "Аэрофлот" был разделён на несколько сотен независимых авиакомпаний, большинство из которых имеют всего по нескольку самолётов.

    Одновременно  в воздухе находится 1000 самолетов.

      По итогам 2010 года крупнейшими  перевозчиками стали:

    «Аэрофлот». Пассажирооборот 34,78 млрд пкм, количество перевезенных пассажиров - 11,29 млн чел. Рост достиг 33,8 и 29,8 % соответственно по каждому показателю.

    «Трансаэро» на 32,2 % пассажиров больше (6,65 млн чел.), чем годом ранее (5,03 млн чел.). Пассажирооборот увеличился на 40 %, до 26,3 млрд пкм.

    S7 Airlines. Пассажиропоток возрос на 5,6 % и составил 4,84 млн чел., при этом пассажирооборот сократился почти на 2 %, до 10,28 млрд пкм против 10,46 млрд пкм в 2009 г.

    «ЮТэйр» перевезла 4,42 млн пасс., что на 25,4 % больше, чем годом ранее. Пассажирооборот возрос на 37 % и составил 7,98 пкм.

    «Оренбургские авиалинии» - пассажирооборот возрос на 44,9 %, составив 7,16 млрд пкм, количество перевезенных пассажиров увеличилось на 49,3 %, до 2,4 млн чел.

    В общей сложности пять крупнейших российских авиакомпаний перевезли  в 2010 г. 29,589 млн чел., обеспечив более половины всех совершенных пассажирских перевозок.  

    Состояние гражданской авиации  как отрасли авиаперевозок

    Говоря  о состоянии отрасли, нельзя не отметить финансовое положение авиаперевозчиков. Значительно повышая объемы авиаперевозок, увеличив в среднем пассажирскую загрузку почти на 4%, коммерческую на 1,8%, с весенне-летней навигации 2010 года отрасль вышла на прибыльный уровень. Многие авиакомпании и аэропорты по итогам года получили достаточно высокие финансовые результаты. В среднем по отрасли для авиакомпаний этому способствовало как снижение себестоимости авиаперевозок, так и повышение доходной ставки.  Главный фактор, которым характеризуется сегодняшний рынок авиаперевозок, острый дефицит самолетов. Если какой-либо оператор приобретет 10-15 современных самолетов и реализует на их основе оптимальную стратегию бизнеса, то он сможет легко потеснить лидеров. Однаковыбор своей рыночной ниши (регулярные, чартерные или региональные перевозки) жестко определяет характеристики необходимых перевозчику самолетов по пассажировместимости и дальности полетов. “Аэрофлот» практически не занимается чартерами, сосредоточив весь свой бизнес на регулярных перевозках пассажиров.

    Интерес представляет инфраструктура, осуществляющая организацию, формирование и обслуживание грузопассажирского потока на транспортной международной пространственно – временной структуре. Одной из значимых систем в объекте обслуживания авиапредприятий является система взаиморасчетов. Структура управления системы взаиморасчётом на воздушном транспорте представляет собой организацию, выполняющую функции наблюдения и исполнение всех обязанностей взятых на себя участниками системы взаиморасчётов. В системе взаиморасчетов на воздушном транспорте, по состоянию на июль 2007 года: 119 регулярных и 57 чартерных авиакомпаний, 296 аккредитованных агентств по продаже перевозок, более 6300 аккредитованных пунктов продажи, более 16 000 кассиров (операторов) по продаже, более 5000 специалистов системы взаиморасчетов прошли обучение в аккредитованных учебных центрах, более 15 000 терминалов аккредитованной авиационной распределительной системы бронирования, аккредитовано 32 учебных центра, включая их филиалы, 34 аккредитованных владельцев/эксплуатантов АСБ.  

    Анализ  показателей авиаперевозок  авиакомпаний РФ за 1-ое полугодие 2011 года

    Рынок пассажирских авиаперевозок, как результат  условий конкуренции, характеризуется  довольно высоким уровнем концентрации. Так, при общем количестве функционирующих  авиакомпаний 90% всех перевозок выполняют  всего 25 авиакомпаний, и из них ведущие 5 авиакомпаний делают около 60% работ.

    Во  втором квартале текущего года российские авиакомпании продолжали наращивание  темпов развития пассажирских перевозок. По сравнению с тем же периодом предыдущего года перевезено на 1,7 млн. чел. больше. Рост объёмов перевозок  составил 11,5%, против 10,1% в первом квартале текущего года.

     В целом за полугодие перевезено 27,3 млн. пассажиров, на 2,7 млн. чел. больше, чем за первые шесть месяцев 2010 года. Намечается тенденция выравнивания темпов роста и удельного веса в общем объёме пассажирских перевозок  на внутренних и международных воздушных  линиях (ВВЛ-52,1%, МВЛ-47,9%).

    Более 80 процентов прироста перевезённых пассажиров обеспечили лидирующие в рейтинге авиаперевозчиков 5 авиакомпаний. По сравнению с полугодием 2010 года их удельный вес в общем объёме пассажирских перевозок возрос с 55,1% до 57,7%.

    Наилучшего  результата по темпам роста перевозок  во втором квартале достигла группа авиакомпаний, занимающая с 6 по 15 место в рейтинге. Прирост к соответствующему периоду  прошлого года составил 24,3%, а на внутренних воздушных линиях – 30,1% (более 0,5 миллиона пассажиров).

    Таблица 1. Рейтинг 20 ведущих авиакомпаний России по объему перевозок пассажиров за 2010 год

Авиакомпания Пассажирооборот Пассажиры
Рейтинг 2010 г. (2009 г.) Пассажирооборот, млн пкм Изменение к 2009 г., % Рейтинг 2010 г. (2009 г.) Перевезено  пассажиров, тыс. чел. Изменение к 2009 г., %
"Аэрофлот  — РА" 1 (1) 34777,2 +33,83 1 (1) 11285,8 +28,90
"Трансаэро" 2 (2) 26294,0 +40,36 2 (2) 6646,5 +32,25
"Сибирь" 3 (3) 10278,9 –1,72 3 (3) 4835,0 +5,64
"ЮТэйр" 4 (5) 7982,0 +36,96 4 (4) 4420,5 +25,35
"Оренбургские  авиалинии" 5 (6) 7158,8 +44,91 6 (6) 2401,2 +49,31
ГТК "Россия" 6 (4) 6242,5 +1,51 5 (5) 3072,7 +3,40
"Северный  ветер" 7 (10) 5086,0 +75,48 14 (15) 1193,9 +38,85
"Уральские  авиалинии" 8 (7) 4841,0 +19,96 7 (7) 1792,2 +19,69
"Владивосток  Авиа" 9 (8) 4755,6 +22,72 13 (11) 1261,7 +16,39
"ВИМ–авиа" 10 (9) 3977,9 +23,77 11 (8) 1327,4 +5,58
"Москва" 11 (12) 3303,2 +26,45 10 (14) 1329,6 +36,97
"Якутия" 12 (14) 3028,9 +34,98 17 (17) 903,3 +36,49
"Глобус" 13 (11) 2714,2 +0,66 16 (12) 1092,6 +3,35
"Ред Вингс" 14 (15) 2436,9 +20,60 18 (16) 875,9 +25,96
"Донавиа" 15 (13) 2423,1 +1,31 9 (9) 1385,9 +14,51
"Нордавиа" 16 (16) 1972,4 +29,05 8 (10) 1398,4 +27,57
"Небесный  экспресс" 17 (17) 1659,8 +13,84 15 (13) 1143,3 +12,11
"Таймыр" 18 (26) 1564,6 +236,51 23 (29) 537,2 +223,93
"Авианова" 19 (32) 1536,8 +1198,66 12 (32) 1302,5 +1110,93
IFly 20 (*) 1322,6 * 28 (*) 383,7 *

     

    Критическая ситуация складывается в авиакомпаниях, которые по объёмам пассажирских перевозок остаются за пределами  рейтингового списка из 35 авиаперевозчиков. Их удельный вес в перевозках за полугодие составил всего 3,2%, а по сравнению в тем же периодом прошлого года уменьшился на 2,3 пр. пункта. Естественно – это относится в основном к региональным перевозкам на внутренних воздушных линиях, где средняя дальность перевозок по итогам 6 месяцев составила чуть более тысячи километров. 

    Во  втором квартале, как и в течение  января-марта продолжалось снижение показателей эффективности использования самолётного парка. Процент занятости пассажирских кресел за 1-ое полугодие снизился на 1,5 пр. пункта и составил 74,4 процента. Предложение превысило спрос на 10 млн. пассажирских кресел, на 2 млн. кресел больше, чем в полугодие 2010 года.

    Пассажирооборот за полугодие увеличился на 12,2 процента. Средняя дальность перевозки  пассажиров составила 2617 км, против 2589 км в полугодии 2010 года.

      

Монополизация отрасли авиаперевозок

    Факторы, негативно влияющая на отрасль авиаперевозок  связана с конкуренцией между  авиакомпаниями на рынке авиаперевозок  и конкуренция между авиакомпаниями на рынках потребления сервисных  услуг, среди которых ключевыми  рынками являются рынки услуг  по аэропортовому обслуживанию, услуги по поставкам авиатоплива, услуги по ремонту и обслуживанию авиапарка. Наименьшая концентрация рынка авиаперевозок  имеется на линиях, соединяющих Москву с крупнейшими административными  центрами субъектов Российской Федерации  и промышленно развитых регионов – таких, как г.г. Санкт-Петербург, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Хабаровск и другие. На таких маршрутах работают не менее двух авиаперевозчиков. Однако в объеме эксплуатируемых воздушных линий указанные направления составляют примерно третью часть. На большей части других авиационных линий работает по одной авиакомпании.

    Отрасль авиаперевозок в настоящее время  является отраслью с одними из самых  высоких барьеров для вхождения, среди которых: экономические барьеры  и в первую очередь высокая  капиталоемкость отрасли и низкая операционная рентабельность; административные, связанные со сложной системой лицензирования и сертификации (принцип лицензирования авиаперевозочной деятельности, предусматривает выдачу лицензии не на вид деятельности, а на маршрут).

Информация о работе Процессы монополизации в сфере гражданской авиации РФ