Процессы монополизации в сфере гражданской авиации РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 10:33, статья

Описание

Российский рынок гражданских авиаперевозок находится в процессе формирования под влиянием множества порой противоречивых факторов, которые усложняют проблему исследования данного рынка. На отечественном рынке авиаперевозок сегодня преобладает ценовая конкуренция. Высокая динамичность структуры и сегментации рынка, усиление конкуренции, ожидаемый рост пассажиропотока в четыре-пять раз, возможность проведения гибкой тарифной политики, освоения новых трасс резко увеличивают значимость управленческих решений и одновременно повышают риск и вероятность ошибок. Качественное решение названной проблемы возможно только на основе применения экономико-математических методов и информатики.

Работа состоит из  1 файл

эссэ.docx

— 33.59 Кб (Скачать документ)

    Рост  числа авиакомпаний не означает развития эффективной конкуренции между  ними, так как действуют они  на разных рынках (маршрутах), и уровень  концентрации авиаперевозчиков на воздушных  линиях различен. Специфической проблемой  рынка воздушных перевозок является наличие псевдоконкуренции, не дающей эффективного результата. Ее существование обусловлено наличием многих мелких перевозчиков, которые обеспечивают свое выживание только лишь за счет использования монополистического положения на конкретном маршруте, и не способных ни расти, ни развиваться, тем более как-либо конкурировать с другими авиакомпаниями.

    Защита  от проявления монополистической деятельности на рынке аэропортовых услуг:

    1. Разработать комплекс документов, регламентирующих доступ к аэропортовым  услугам на равных условиях  для любой авиакомпании, при этом  факторы отсутствия производственных  мощностей не должен являться  основанием для отказа в допуске.

    2. Предусмотреть изменения в действующем законодательстве, предусматривающие существенное увеличение административных штрафов за некачественное предоставления и отказ от предоставления аэропортовых услуг.

    3. Внести изменение в действующее  законодательство, направленные на  ускорение рассмотрения дел о  нарушении антимонопольного законодательства, установив сроки вынесения решения  в пределах одного месяца.

    4. Рассмотреть вопрос о введении  механизма государственного регулирования  цены на авиационное топливо  внутри России, который должен  быть основан на мировой цене  на нефть с учетом четко  установленных поправочных коэффициентов,  учитывающих технические и географические  аспекты каждого аэропорта. 

Государственная политика в отношении  отрасли гражданских  авиаперевозок

    Гражданская авиация является важной частью транспортной системы Российской Федерации, обеспечивающей удовлетворение потребностей населения  и экономики страны в авиаперевозках. В связи со значительными размерами  страны воздушный транспорт выполняет  важную социально-экономическую роль, обеспечивая необходимую транспортную доступность и осуществление функции географической связности регионов российского государства.

    В последнее время отрасль воздушных  перевозок вызывает все более  пристальное внимание со стороны  Министерства экономического развития и торговли РФ. Задача государства - создать условия для образования  в России двух-трех крупных авиакомпаний, сопоставимых с "Аэрофлотом". И  неважно, будут они созданы с  привлечением госсобственности (т. е. с  контрольным пакетом у государства) или на основе частных авиаперевозчиков.

    Основные  направления развития авиационной  отрасли на ближайшую перспективу: это модернизация аэропортов гражданской  авиации, обновление парка гражданских  самолётов, повышение качества и  доступности авиационных услуг. Из федерального бюджета до 2020 года на авиационную деятельность планируется выделить более пяти триллионов рублей. Фактически это в 10 раз больше, чем в предшествующее десятилетие. На какие задачи предполагается направить эти средства. Первая задача состоит в модернизации аэропортов гражданской авиации, а также в совершенствовании единой системы организации воздушного движения. В среднесрочной перспективе из федерального бюджета на эти цели планируется направить более 470 миллиардов рублей. Уже в текущем году должны быть реконструированы и построены новые объекты на 38 авиационных комплексах, в том числе в аэропортах московского авиационного узла, городов Сочи, Владикавказа, Казани, а также на Курильских островах. Бюджетные средства в размере более 26 миллиардов рублей для этого уже выделены. К 2015 году предстоит модернизировать ещё более 60 объектов наземной авиационной инфраструктуры.  Вторая задача состоит в обновлении парка гражданских самолётов. Сейчас средний возраст магистральных пассажирских самолётов составляет 17 лет, а региональных, к сожалению, доходит до 30 лет. Третья задача связана с повышением качества и доступности авиационных услуг. 

    Рынок авиационных пассажирских перевозок  служит своеобразным индикатором развитости экономики страны: по уровню предложения  услуг в этой отрасли можно  судить о развитости инфраструктуры всей экономики, научно-техническом  потенциале отрасли, рыночной власти оперирующих  в отрасли компаний; по уровню спроса на авиаперевозки - о благосостоянии населения, степени его мобильности.

    С точки зрения экономической политики наличие корреляции между степенью развитости авиации и сектора  авиаперевозок в стране говорит  об эффективности экономической, промышленной, социальной и институциональной  политики государства.

    Гражданская авиация является важной частью транспортной системы Российской Федерации, обеспечивающей удовлетворение потребностей населения  и экономики страны в авиаперевозках.

    В связи со значительными размерами  страны воздушный транспорт выполняет  важную социально-экономическую роль, обеспечивая необходимую транспортную доступность и осуществление  функции географической связности  регионов российского государства. В ряде регионов, таких как Европейский  Север, значительная часть Сибири, северо-восточная  и островная часть Дальневосточного региона, воздушный транспорт является единственным магистральным видом  транспорта, обеспечивающим связь этих регионов с остальной территорией  России. Доступность транспортных услуг  относится к числу важнейших  параметров, определяющих качество жизни  населения и уровень развития экономики стран мира. В этой связи  задача развития и повышения конкурентоспособности  воздушного транспорта России является одной из стратегических, обеспечивающих создание условий для интенсивного роста экономики России и повышения  качества жизни граждан страны.

      Развитие авиационного потенциала  России – это ключевое условие  повышения конкурентоспособности  экономики России. 


Информация о работе Процессы монополизации в сфере гражданской авиации РФ