Противоположность и единство конкуренции и монополии. Характеристика рынков несовершенной конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:34, курсовая работа

Описание

Данная курсовая работа выполнена на тему: «Противоположность и единство конкуренции и монополии. Характеристика рынков несовершенной конкуренции и их место в современной экономике»
Работа состоит из восьми глав, заключения, списка используемой литературы.
Во введении отмечается актуальность изучаемой темы, формируются цель и задачи предстоящего исследования.
Первые две главы полностью посвящены рассмотрению конкуренции. В рамках данной части работы изучаются две формы конкуренции, их сущность. Третья глава посвящена изучению взаимосвязи конкуренции и монополии. Четвертая глава рассматривает монополию, как отдельный вид конкуренции. Пятая и шестая главы рассказывают о проблемах, связанных с конкуренцией. Седьмая глава рассказывает о новшествах в конкуренции и монополии. Восьмая исследует пути, по которым Россия идет к развитому рынку.
В заключении представлены данные, полученные в результате исследования.
При написании работы был использован широкий круг источников.
Работа выполнена на сороках шести листах.

Содержание

Аннотация ………………………………………………………...……4
Введение...............................................................................................5
1. Конкуренция и ее место в рыночной экономике..........................................................................................6
2. .Рынок несовершенной конкуренции ………………….6
2.1 Несовершенная конкуренция…………………………..6
2.2 Виды несовершенной конкуренции.................................................9
3. Конкуренция и монополия………………………………………….11
3.1. Взаимосвязь между конкуренцией и монополией……………………………………………………………..11
3.2. Сущность и виды монополии…………………………………......13
4. Монополистическая конкуренция…………………...…15
4.1 Монополия………………………………………….……..18
5. Проблемы соотношения между уровнем конкуренции и монополизации в экономике………………………..…….23
6. Противоречия, порожденные монополизацией рынков……………………………………………………..……25
7. Новое в развитии конкуренции и монополии на рубеже XX-XXI столетий…………………..………………………………28
7.1 Тенденции современного рынка……………………....28
7.2 Формы синтеза конкуренции и монополии………………………………………………..…….33
8.Россия:путь к развитому рынку…………………………………………………………....36
8.1 Абсолютная монополия………………………………….36
Заключение................................................................................................40
Список литературы................................................................................42
Приложения………………………………………………………………44

Работа состоит из  1 файл

Экономическая теория.Противоположность и единство монополии..doc

— 164.50 Кб (Скачать документ)

Вся система цен не учитывала действительные затраты  на производство продукции. Скажем, очень  низкими были цены на многие промышленные средства производства, они были значительно  меньше уровня мировых цен. Планирование цен из единого экономического центра было неспособно своевременно и правильно учитывать изменение спроса на товары народного потребления. В итоге рыночное ценообразование, регулируемое законами спроса и предложения, было парализовано.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

 

      Монополия  представляет  собой   самую  крайнюю   форму   несовершенной конкуренции, и  наиболее  устойчивую.  Многие  монополии  представляют  собой  объединение более  мелких  фирм,  и  чем  больше  становится  таких  центров объединения  на  каком-то  рынке,  тем   меньше  происходит   дальнейшее объединение, так как уже существуют достаточно крупные  монополии.  И  таким образом на  рынке  образуется  несколько  крупных  монополий,  конкурирующих между собой. Поэтому большинство существующих рынков  в важнейших аспектах занимают промежуточное положение между монополией и конкуренцией.

      Монополия представляет собой  крайний случай несовершенной  конкуренции, где:

        1. имеется один – единственный  продавец;

        2. отсутствует товарная дифференциация;

        3. продавец осуществляет практически  полный контроль над ценами;

        4. очень трудные условия вхождения  в отрасль новых предприятий  (То есть,  вход  оказывается   заблокированным   финансовыми, технологическим, ресурсными, правовыми условиями.)

      Абсолютный монополист не выступает  в роли «ценополучателя», он –  «ценоустановитель». Он полностью  контролирует предложение товара, ему предоставляется исключительная  возможность выбирать на своё усмотрение любую цену из возможных в соответствии с определенной кривой спроса.

      Необходимо отметить, что понятие  «монополия» используется не  только в строгом значении  – как чистая монополия, но  нередко применяется и в широком  толковании. В последнем случае монополия трактуется несколько расплывчато, как доминирующее положение экономического субъекта на рынке, то есть можно полагать, что в таком варианте понятие «монополия» вбирает в себя и чистую монополию, и олигополию.

      Проблема ограничения или даже устранения конкуренции вызывает беспокойство во многих странах. Главная роль в её решении отводится государству, сам рынок, как показывает прошлый и современный опыт, недостаточно дееспособный в защите конкуренции.

      Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы 

1. Портер. М Международная  конкуренция. М.:1994

2. Робинсон. Дж. Экономическая  теория несовершенной конкуренции.  М. 1986

3. Рузавин. Г.И. Основы  рыночной экономики. М.: ЮНИТИ. 1996.

4 . Толкачев. С. Несовершенная  конкуренция. // Российский экономический 

журнал. 1993. N.5.

5."ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИИ", Воронеж,92. 
 
6. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс. М-, 1992. Т. 2. Гл. 25-28, 34.

7. Самуэльсон П. А., Нордхаус В. Д. Экономика. М., 1997. Части II, III.

8. Стародубровская И. От монополии к конкуренции. М., 1990.

9. Фишер С., Доркбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 1993. Гл.11, 12,

10. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. Реориентация теории стоимости / Пер. с англ. М., 1959.

11. Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия // Мировая экономика и международные отношения. 1989. № 12.

12. Хейне П. Экономический образ мышления. М., 1991. Гл. 8, 10.

13.Лившиц А.Я./Никулина И.Н., Введение в рыночную экономику, М., Высшая школа, 1994

14.Политическая экономия, М„ Политиздат, 1990

15.Робинсон Дж., Экономическая теория несовершенной конкуренции, М„ Прогресс, 1986

16.Россия в мировой экономике. Анализ основных тенденций мировой экономики и место России в ней, часть 1, 15 февраля 1996

17.Учебник по основам экономической теории, М„ МГТУ им. Баумана изд-во "Владос", 1994

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  Приложения

Приложение 1.

Таблица 1: Формы конкуренции  и их краткая характеристика

 

Количество и размер

Характер продукции

Условия выхода и входа

Доступность информации

Совершенная конкуренция

Множество мелких фирм

Однородная

Никаких затруднений

Равный доступ

Монополистическая конкуренция

Множество мелких фирм

Разнородная

Никаких затруднений

Некоторые затруднения 

Олигополия

Число невелико

Разнородная или однородная

Возможны отдельные  препятствия

Некоторые ограничения

Монополия

Одна фирма

Уникальная 

Непреодолимые барьеры

Некоторые ограничения


 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.

Основные признаки абсолютной монополии и развитого рынка

Абсолютная монополия  

Развитый рынок 

Плановое распределение  центром средств производства, рабочей  силы и финансовых средств 

 

Централизованное установление строго фиксированных цен 

Продажа всем желающим производственных факторов и финансовых средств в  негосударственном секторе 

 

Цены, основанные на договоре покупателей и продавцов 

 

Свободный выбор покупателями всех видов товаров 

 

Свобода внешнеэкономической  деятельности предпринимателей 

 

Конкуренция всех товаровладельцев

Нормированное распределение  продуктов 

 

Монополия государства  во внешней торговле 

 

Монополия государства 


 

 

Таблица 3

Формы сочетания конкуренции и монополии 

 

Параметры состояния  рынка 

 

 

Монополистическая конкуренция  

 

 

Олигополия  

Число продавцов 

 

Барьеры входа и выхода из рынка 

Много 

 

Нет 

Мало 

 

Обычно есть 

Дифференциация продукта  

Есть 

Возможна 

Участие фирм в контроле над ценами 

Цена индивидуализированного продукта контролируется 

Нелегальный контроль 


 

 

 




Информация о работе Противоположность и единство конкуренции и монополии. Характеристика рынков несовершенной конкуренции