Противоположность и единство конкуренции и монополии. Характеристика рынков несовершенной конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:34, курсовая работа

Описание

Данная курсовая работа выполнена на тему: «Противоположность и единство конкуренции и монополии. Характеристика рынков несовершенной конкуренции и их место в современной экономике»
Работа состоит из восьми глав, заключения, списка используемой литературы.
Во введении отмечается актуальность изучаемой темы, формируются цель и задачи предстоящего исследования.
Первые две главы полностью посвящены рассмотрению конкуренции. В рамках данной части работы изучаются две формы конкуренции, их сущность. Третья глава посвящена изучению взаимосвязи конкуренции и монополии. Четвертая глава рассматривает монополию, как отдельный вид конкуренции. Пятая и шестая главы рассказывают о проблемах, связанных с конкуренцией. Седьмая глава рассказывает о новшествах в конкуренции и монополии. Восьмая исследует пути, по которым Россия идет к развитому рынку.
В заключении представлены данные, полученные в результате исследования.
При написании работы был использован широкий круг источников.
Работа выполнена на сороках шести листах.

Содержание

Аннотация ………………………………………………………...……4
Введение...............................................................................................5
1. Конкуренция и ее место в рыночной экономике..........................................................................................6
2. .Рынок несовершенной конкуренции ………………….6
2.1 Несовершенная конкуренция…………………………..6
2.2 Виды несовершенной конкуренции.................................................9
3. Конкуренция и монополия………………………………………….11
3.1. Взаимосвязь между конкуренцией и монополией……………………………………………………………..11
3.2. Сущность и виды монополии…………………………………......13
4. Монополистическая конкуренция…………………...…15
4.1 Монополия………………………………………….……..18
5. Проблемы соотношения между уровнем конкуренции и монополизации в экономике………………………..…….23
6. Противоречия, порожденные монополизацией рынков……………………………………………………..……25
7. Новое в развитии конкуренции и монополии на рубеже XX-XXI столетий…………………..………………………………28
7.1 Тенденции современного рынка……………………....28
7.2 Формы синтеза конкуренции и монополии………………………………………………..…….33
8.Россия:путь к развитому рынку…………………………………………………………....36
8.1 Абсолютная монополия………………………………….36
Заключение................................................................................................40
Список литературы................................................................................42
Приложения………………………………………………………………44

Работа состоит из  1 файл

Экономическая теория.Противоположность и единство монополии..doc

— 164.50 Кб (Скачать документ)

Крупные монополии играют роль своеобразного буфера, сдерживающего  падение производства и увеличение безработицы во время кризиса. Таким образом, можно сказать, что монополии играют роль опорных узлов всей конструкции национального хозяйства, привносят элемент стабильности в сложную и динамичную экономическую жизнь, реализуя на практике идеи планирования.

Монополия и конкуренция находятся в диалектическом единстве. С образованием монополий конкуренция не перестала существовать, а приобрела новые формы, вышла за рамки национальных хозяйств и определяет условия производства на мировом рынке. Монопольные объединения несравненно более глубоко втянуты в международное разделение труда. Современные крупные компании занимаются учетом и исследованием рынков сбыта, источников сырья, капитала и рабочей силы, технических  возможностей,  используя  при  этом  обширную  статистическую информацию. На базе такого учета вырабатываются соответствующие прогнозы, определяется долгосрочная стратегия в области производства, капиталовложений, научных исследований.

 

ГЛАВА 7. новое в развитии конкуренции и монополии на рубеже XX-XXI столетий

7.1 Тенденции современного рынка

В XX в. особенно во второй его половине, в корне изменилось состояние рынка. Однако в учении о рынке эти изменения долгое время не получали адекватного (вполне соответствующего) отражения. Сторонники новоклассического направления  экономической теории отстаивали устаревшую догму (бездоказательное положение, принимаемое за непререкаемую истину) о совершенной конкуренции.

Согласно их взглядам рынок совершенной конкуренции состоит их множества независимых мелких фирм. Из-за своих небольших размеров предприятия не могут влиять на рыночную цену. Они производят одинаковую продукцию. Покупатели имеют “совершенное знание” о качестве товаров, ценах и выгоде торговли. Совершенная конкуренция является чистой - не зависит от вмешательства государства и монополий.

И вот в начале 30-х  годов в экономической теории произошла своеобразная, по оценке некоторых ученых, революция, которая  покончила с догмой о совершенной  конкуренции. С решительной критикой новоконсервативной концепции конкуренции  выступила профессор Кембриджского университета (Великобритания) Джоан Робинсон. В работе “Экономическая теория несовершенной конкуренции” (1933) она заявила: “Исследование различных закономерностей экономической теории принято начинать рассмотрением условий совершенной конкуренции, трактуя затем монополию как соответствующий особый случай... правильнее начинать исследование рассмотрением монополии, трактуя условия совершенной конкуренции как особый случай”1

1 Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции / Пер. с англ. М„ 1986. С. 400.

Существенный вклад  в понимание несовершенной конкуренции  внес американский экономист Эдуард Чемберлин. В книге “Теория монополистической  конкуренции” (1933) он разъяснил, что  реальные цены на рынке не тяготеют ни к чистой конкуренции, ни к чистой монополии, а стремятся к промежуточному положению, определяемому в каждом отдельном случае в соответствии с относительной силой обоих факторов.

Примечательно, что нынешние авторы экономике в один голос  заявляют, что сейчас почти не осталось и следа от совершенной конкуренции. Вот как об этом заявляют профессора П. Самуэльсон и В. Нордхаус: “В современной экономике совершенно конкурентные рынки встречаются редко - это скорее идеал, к которому можно стремиться, чем реальная действительность... В самом деле, многие рынки в современной экономике находятся во власти нескольких крупных фирм, иногда всего двух или трех. Добро пожаловать в мир, в котором мы живем, в мир несовершенной конкуренции”1.

Что же это за новый  мир? Его можно понять, если выявить новые тенденции, которые свойственны развитию монополий и конкуренции во второй половине XX в.

Первая тенденция - к  усилению монополизации рынка. Как уже было сказано в теме 3, научно-техническая революция вызвала переход к гораздо более высокому уровню укрупнения хозяйства (к объединению предприятий в

1 Самуэльсон П. А., Нордхаус В. Д. Экономика. М., 1997. С. 190.

различные хозяйственные  комплексы). Централизация производства привела к образованию мощных естественных монополий, охватывающих национальное экономическое пространство (магистральные трубопроводы для транспортировки нефти и газа, трассы по передаче электрической и тепловой энергии и т. п.). В макроэкономике возник монополистический по своей природе государственный сектор.

Вторая тенденция - к обострению конкуренции. Научно-техническая революция необыкновенно ускорила совершенствование технической базы производства. В связи с этим резко усилилось соперничество, особенно в области внедрения новейших достижений техники и технологии. Такая конкуренция стала поистине глобальной (мировой), охватывая все страны с открытой экономикой.Стало быть, на исходе XX столетия сложилась парадоксальная ситуация.

На рынке одновременно усиливают свои позиции прямо  противоположные виды взаимодействия субъектов хозяйствования. Спрашивается: к каким последствиям приводит столкновение двух указанных тенденций?

Во-первых, в корне  меняется экономическая роль многих монополий. Для конца XIX - первой половины XX в. традиционным было стремление монополий  тормозить применение научно-технических новинок, чтобы не допускать снижения рыночных цен. Но сейчас крупные хозяйственные объединения становятся легальными монополиями, используя в течение определенного срока патентное право для обновления технологии. Профессора С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи отмечают:

“...правительства большинства  стран в целях ускорения 

технического прогресса  предоставляют изобретателям права 

на временные монополии. В Соединенных Штатах патенты        обеспечивают монопольные права в течение 17 лет... Законы, охраняющие профессиональные секреты, иногда дают толчок к развитию даже монополий-“долгожителей”1.

Во-вторых, внедрение  достижений научно-технической революции  требует крупных материальных затрат. Как правило, такие затраты не способны осуществлять мелкие предприятия, типичные для свободной конкуренции. В отличие от этого именно монополии, используя высокие доходы, могут в своей отрасли добиться первенства в научно-техническом прогрессе. Этим они упрочивают свое преобладающее положение на рынке.

В-третьих, в последние  годы важное значение приобрело участие  крупных хозяйственных объединений  в глобальной конкуренции, направленной на завоевание мирового рыночного пространства. Во многих странах государство оказывает национальным монополиям помощь в освоении новейших научно-технических достижений, в подготовке научных и инженерных кадров, а также обеспечивает их другими экономическими преимуществами.  

1 Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 1993. С. 207.

Определенным ориентиром в этом отношении служит определение рейтинга в глобальной конкуренции. Так, согласно опросам, проводимым Международным экономическим форумом (оцениваются показатели 46 стран мира), в 90-х годах наиболее конкурентной страной признавались США. Ближе всего к ней стояли Сингапур, Гон-Конг и малые европейские страны. Между тем с 1992 по 1997 г. в этом рейтинге Япония спустилась со 2-го на 10-е место, Германия - с 5-го на 14-е, Франция - с 15-го на 19-е. Россия устойчиво занимала 46-е место.

Итак, очевидно, что в  современный период характерен необычный синтез (ф. synthesis- соединение, сочетание) конкуренции и монополии. 

 

7.2 Формы синтеза конкуренции и монополии  

 

Основными формами своеобразного  сочетания двух видов взаимодействия субъектов рынка выступают: а) монополистическая конкуренция и б) олигополия. О новом состоянии рынка дает представление табл. 3. 

 

В монополистической  конкуренции органически представлены две разные стороны. Одна из них состоит в том, что фирма создает легальную монополию, которая с помощью патентов, торговых и фирменных знаков защищается от конкурентов. Этому же способствует дифференциация товаров - придание им таких индивидуальных свойств (по качеству, форме, окраске, упаковке, условиям продажи), которые делают рынок сбыта монополистическим. Другая сторона заключается в том, что на рынке, где продаются однородные товары (например, аптеки, рестораны) имеется много разных конкурентов, проводящих дифференциацию своих продуктов. Поясняя коренную особенность монополистической конкуренции, Э. Чемберлин писал: “Дифференциация может базироваться на определенных особенностях самого продукта, вроде таких, как особые запатентованные свойства - фабричные марки, фирменные названия, своеобразие упаковки или тары (если таковые имеются), или же таких, как индивидуальные особенности, относящиеся к качеству, форме, цвету или стилю. Дифференциация может существовать в отношении условий, сопутствующих продаже товара. В розничной торговле эти условия включают в себя такие факторы, как удобство местонахождения продавца, общая атмосфера или общий стиль, свойственные его заведению, его манера ведения дел, его репутация как честного дельца, любезность, деловая сноровка и все личные узы, которые связывают его клиентов либо с ним самим, либо с теми, кто у него работает”1

 

По-своему монополия и конкуренция  сочетаются в олигополии. Олигополия (гр. oligos - немногий, poleo - продаю) - господство небольшого числа крупнейших фирм в производстве и на рынке. В США олигополию обычно

1 Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. Реориентация теории стоимости / Пер. с англ. М., 1959. С. 103-104.

образуют четыре ведущих  фирмы отрасли, продающих на рынке  до 60% всей продукции.

Олигополии нередко  различными путями (посредством “лидерства в ценах”, тайного “джентльменского соглашения”) обходят антимонопольные законы и добиваются повышения рыночных цен или, по крайней мере, поддерживают выгодные им цены. В силу этого в ход пускается новый способ борьбы за покупательский спрос - неценовая конкуренция. Соперничество в этом случае ведется на основе технического превосходства, высокого качества и надежности изделий, более эффективных методов сбыта, расширения видов предоставляемых услуг и гарантий покупателям, условий оплаты и других приемов. При этом учитывается, что сейчас усилилось воздействие научных достижений на характер и качество выпускаемых изделий, а также возросли общественная роль и значимость торговой рекламы.

При подытоживании процесса развития конкуренции и  монополии на рубеже XX-XXI столетий перед нами развертывается современная панорама взаимоотношений субъектов рынка. Она включает следующие элементы:

1. Сравнительно небольшие  остатки свободной конкуренции.

2. Острое противоборство  монополий с аутсайдерами (независимыми  мелкими и средними хозяевами).

3. Соперничество между крупными монополиями на национальном и мировом рынках.

4. Монополистическая  конкуренция и соперничество  между участниками олигополии.

5. Государственное ограничение  монополистической деятельности  и защита конкуренции в ее  цивилизованных формах.

Важно подчеркнуть, что в западных странах сейчас нет крайних состояний рынка: ни свободной конкуренции, ни чистой, ничем не ограниченной монополии, охватывающей все национальное хозяйство. Иная картина наблюдалась в нашей стране. 

 

ГЛАВА 8. Россия:путь к развитому рынку. 

8.1 Абсолютная монополия 

 

В нашей стране сложилась  очень непростая история развития рыночных отношений. Первый раз эти отношения были достаточно высоко развиты в конце XIX- начале XX в. В России прочно утвердилось товарно-денежное обращение, что позволило в 1897г. ввести золотой стандарт. Однако во время гражданской войны 1918- 1921 гг. народное хозяйство подверглось упадку и разрухе, а рыночные связи были фактически свернуты.

Второй раз рынок  возник весной 1921 г. Проводимая Советской  властью новая экономическая политика создала для возрождения отечественного товарного производства и денежного обращения благоприятные условия:

мелкие собственники и капиталистические предприниматели  получили определенную свободу хозяйственной  деятельности (сами распоряжались значительной частью своей продукции, оставшейся после выплаты государству налога);

государство привлекало иностранный капитал для ускорения  развития производства;

сложился свободный  рынок с устойчивым денежным обращением, который стал ареной для конкурентной проверки жизнеспособности всех хозяйственных укладов;

стабилизировался курс рубля, а государственный банк стал выпускать червонцы (банкноты в 10 руб.), обеспеченные золотом и товарами, и разменную монету - серебряную и медную;

государственные предприятия, переведенные на хозяйственный расчет, стали активными товаропроизводителями, добивающимися прибыльности продукции.

За короткий срок новая  экономическая политика позволила  добиться больших хозяйственных  результатов. Например, по сравнению  с уровнем 1913 г. (принятым за 100%) продукция промышленности, составлявшая в 1921 г. 14%, в 1926г. достигла 96%, продукция сельского хозяйства - 188%.

Но с начала 30-х годов  новая экономическая политика была прекращена. А рынок, как говорится, вырубили “до основания”:

было запрещено свободное  предпринимательство и полностью  исключена конкуренция. А затем  на десятилетия установилось полное господство государственного монополизма, который опирался на прямое принуждение и приказные методы. Абсолютная рыночная монополия выражалась в двух направлениях:

а) государство монополизировало продажу основной массы товаров;

б) оно выполняло также  роль всеохватывающей монопсонии, поскольку  закупало основную массу сырьевой продукции (например, продукцию колхозов).

Государственный монополизм нередко отличается беспредельным произволом в установлении цен. Так, в конце 40-х и начале 50-х годов Советское государство ежегодно проводило снижение цен на продовольственные и другие товары для населения. Это осуществлялось за счет уменьшения цен, по которым государство приобретало сельскохозяйственные продукты в колхозах и совхозах, что, естественно, наносило ущерб и без того низкому жизненному уровню сельских тружеников.

Со второй половины 50-х  и до 90-х годов государство  систематически увеличивало размер денежной зарплаты главным образом мало- и среднеоплачиваемым рабочим и служащим. Повышались денежные доходы сельских жителей, поскольку возрастали государственные заготовительные и закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию. При этом цены на товары народного потребления оставались стабильными.

Информация о работе Противоположность и единство конкуренции и монополии. Характеристика рынков несовершенной конкуренции