Пути и механизмы государственного регулирования рынка ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 03:30, курсовая работа

Описание

На развитых рынках ценных бумаг принято стараться прогнозировать развитие и пытаться воздействовать на него, стремясь на уровне макроэкономики, в отраслях и компаниях создавать стратегии, которые обеспечивали бы конкурентоспособность рынка, его выживание и развитие. В начале 70-х годов на рынке акций США возникли серьезные проблемы, связанные с быстрым ростом объемов и дроблением рынка, снижением его прозрачности, высокими издержками на совершение сделок. Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам США предложила в своем докладе “Statement on the

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Структура современного рынка ценных бумаг и его характеристика …5
1.1 Общая характеристика рынка ценных бумаг …………………………...5
1.2 Структура рынка ценных бумаг в России ……………………………...10
Глава 2. Система государственного регулирования
рынка ценных бумаг в РФ …………………………………………………………17
2.1 Цели и принципы регулирования рынка ценных бумаг ………………17
2.2 Органы контроля и надзора ……………………………………………..21
2.3 Саморегулируемые организации рынка ценных бумаг ……………….31
Заключение ………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Государственное регулирование рынок ценных бумаг.docx

— 63.67 Кб (Скачать документ)

     Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Центральный банк является профессиональным участником рынка ценных бумаг, активно  ведущим операции с ценными бумагами, а также государственным органом  регулирования рынка. Будучи агентом Правительства РФ по размещению государственных ценных бумаг. Банк России по сути выполняет функции инвестиционной компании по обслуживанию первичного размещения ценных бумаг. При этом, вкладывая в государственные фондовые ценности собственные ресурсы, Банк России выступает в качестве дилера. Кроме того, Банк России создает вторичный рынок государственных ценных бумаг, выступая на нем в качестве финансового брокера, работающего по поручению Правительства. Он также выполняет функции депозитария, клирингового и расчетного центра по операциям с отдельными выпусками государственных ценных бумаг (например, 30-летний облигационный заем 1991 г., государственные краткосрочные облигации), являясь в этом смысле специализированной организацией по учету, хранению, расчетам по операциям с фондовыми ценностями. Осуществляя кассовое исполнение государственного бюджета, Центральный банк выступает агентом по платежам, связанным с обслуживанием внутреннего государственного долга в форме ценных бумаг.

     Банк  России использует операции с государственными ценными бумагами в качестве инструмента  денежно-кредитной политики. Он также  выступает органом государственного регулирования для коммерческих банков — профессиональных участников рынка ценных бумаг, а зачастую —  консультантом Правительства и  парламентских органов, координатором  в объединении ресурсов для разработки новых систем торговли ценными бумагами, например по торговле государственными краткосрочными облигациями, участвует  в разработке законодательных актов  о финансовом рынке, трасте, векселях.

     Согласно  Законам РФ “О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России)”  и “О банках и банковской деятельности в Российской Федерации”, Банк России на рынке ценных бумаг осуществляет:  

  • установление  для банков правил совершения операций на рынке, учета и отчетности по сделкам  с фондовыми инструментами;
  • регулирование и контроль операций банков с ценными бумагами;
  • аттестацию специалистов банков на право ведения операций с ценными бумагами;
  • регистрацию выпусков ценных бумаг банков;
  • регулирование выпуска и обращения государственных ценных бумаг (совместно с Минфином России);
  • ведение реестра ценных бумаг банков;
  • регистрация и ведение реестра акционерных обществ — банков;
  • подготовку специалистов по ценным бумагам через систему банковских колледжей.
  • Кроме того, в соответствии с Законом РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” от 14 июля 1992 г. Банк России регулирует обращение ценных бумаг — валютных ценностей в части банковских и небанковских операций.

     "Значительную  часть регулирующих функций по  рынку ценных бумаг Центральный  банк передал своим территориальным  управлениям. 

     Особая  сфера ответственности Банка  России — “операции на открытом рынке”, инструментом которых являются ценные бумаги, а целью — регулирование  объемов денежной массы в обращении.

     Министерство  государственного имущества РФ осуществляет:

  • регулирование выпуска и обращения приватизационных чеков;
  • установление правил, регистрацию и контроль за преобразованием государственных предприятий в акционерные общества при приватизации;
  • лицензирование, регулирование и контроль за деятельностью чековых инвестиционных фондов (в том числе чековых фондов социальной защиты) и аттестацию их специалистов;
  • лицензирование, регулирование и контроль управляющих чековыми инвестиционными фондами, регистрацию выпусков ценных бумаг чековых инвестиционных фондов;
  • установление правил учета и отчетности чековых инвестиционных фондов;
  • разработку российской телекоммуникационной финансовой системы (совместно с рядом других ведомств).

     Кроме того, Мингосимущество России:

  • определяет совместно с Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг порядок создания и функционирования депозитариев и регистрационной сети, правил ведения реестров акционеров;
  • регулирование порядка применения доверительной собственности (траста), определяет содержание и порядок заключения трастовых договоров;
  • осуществляет совместно с Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства регулирование, создание холдинговых компаний при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества;
  • регулирует операции с ценными бумагами подотчетного ему Российского фонда федерального имущества;
  • определяет порядок операций с ценными бумагами при реорганизации или ликвидации предприятий по делам, находящимся в ведении Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве).

     Российский  фонд федерального имущества. Выполняет  на рынке ценных бумаг такие функции, как:

  • продажа акций в процессе приватизации;
  • управление портфелем акций, находящихся в собственности государства, включая осуществление полномочий собственника на собрании акционеров;
  • приобретение от имени государства участия в акционерных капиталах.

     Министерство  РФ по антимонопольной политике и  поддержке предпринимательства (МАП).

     В соответствии с Законом РФ “О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках”  и рядом нормативных актов  в области ценных бумаг МАП  России осуществляет:

  • согласование крупнейших выпусков ценных бумаг;
  • определение порядка признания юридических лиц контролирующими друг друга, согласование приобретения 35% или более акций одного эмитента, или акций, обеспечивающих более 50% голосов акционеров;
  • согласование создания холдинговых компаний при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества, определение пакета акций как контрольного;
  • согласование создания акционерных обществ путем добровольных объединений государственных предприятий;
  • согласование создания финансово-промышленных групп;
  • контроль рекламной деятельности в области ценных бумаг, обеспечивая добросовестную конкуренцию и защиту прав потребителей на получение достоверной информации, приостановление лицензий на право операций с ценными бумагами по результатам контроля;

     регулирование обращения товарных, фьючерсных и  опционных контрактов через Комиссию по товарным биржам.

     Министерство  экономического развития и торговли РФ — Минэкономики России традиционно  отвечало за общеэкономическую политику и распределение централизованных инвестиций. С 1993 г. происходит последовательное усиление деятельности Минэкономики России на рынке ценных бумаг в:

  • разработке политики формирования рынка в рамках общеэкономической политики;
  • законотворческой области;
  • стремлении создать и в последующем регулировать схему инвестирования централизованных государственных средств на капитальные цели через портфельные вложения в ценные бумаги;
  • экспертизе и согласовании создания финансово-промышленных групп.
 

   

     2.3 Саморегулируемые  организации рынка  ценных бумаг 

     Большая роль на рынке ценных бумаг принадлежит  также создаваемым по инициативе участников рынка и на профессиональной основе саморегулируемым организациям: дилеров, брокеров, депозитариев, инвестиционных фондов и других специализированных институтов, функционирующих на рынке  ценных бумаг.

     Саморегулируемые  организации рынка пенных бумаг  отличают такие признаки, как [11, с. 67]:

  • добровольное объединение;
  • членство профессиональных участников;
  • отношения с государством (государство передает саморегулируемой организации часть своих функций).

     По  российским правовым нормам, саморегулируемые организации могут принимать  форму:

  • ассоциаций;
  • профессиональных союзов;
  • профессиональных общественных организаций.

      Их  функции соответствуют общепринятым в мировой практике:

  • саморегулирование деятельности участников на рынке ценных бумаг;
  • поддержание высоких профессиональных стандартов и подготовка персонала;
  • развитие инфраструктуры финансового рынка;
  • проведение совместных научных разработок;
  • коллективное предпринимательство в своих интересах и зашита интересов инвесторов.

     Надзор  за деятельностью саморегулируемых организаций, контроль за их созданием  в России осуществляет Федеральная  комиссия по рынку ценных бумаг.

     Различают несколько видов саморегулируемых организаций [22, с. 50]:

     Международные организации (например. Federation International des Bourses de Valeurs — Международная организация  фондовых бирж).

     Национальные  организации. Обычно в каждой стране есть саморегулируемые организации, претендующие на представительство интересов  всего профессионального мира, связанного с финансовым рынком той или иной страны.

     Региональные  саморегулируемые организации могут  учреждаться при наличии относительно замкнутых региональных финансовых рынков.

     С целью защиты своих интересов собственные саморегулируемые организации также создают:

  • эмитенты;
  • институциональные инвесторы;
  • частные инвесторы.

     Подобные  организации могут разрабатывать  свои собственные правила и стандарты  деятельности на рынке ценных бумаг.

     Согласно  Указу Президента утвержденные в  1996 г. положения Комплексной программы мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров и Концепции развития рынка ценных бумаг в РФ устанавливают обязательное членство профессиональных участников в саморегулируемых организациях (СРО). На начало 2000 г. в России функционировали две саморегулируемые организации: Национальная ассоциация участников фондового рынка (НА-УФОР) и Профессиональная ассоциация регистраторов трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД). Последняя занимается разработкой правил и стандартов деятельности по учету и осуществлению перехода прав на пенные бумаги, депозитарной деятельности. НАУФОР объединяет 860 компаний — участников фондового рынка, ведущих главным образом брокерскую и дилерскую деятельность. На долю ее членов к середине 2000 г. приходилось 82% оборота российского рынка ценных бумаг (в том числе на рынке акций — 89%, облигаций — 95% и векселей — 58%).

     С 16 октября 2000 г. членство профессиональных участников рынка в саморегулируемых организациях (СРО) стало делом добровольным: 10 ноября 2000 г. была учреждена Национальная ассоциация управляющих, объединившая в основном интересы компаний, работающих с активами различных фондов; 15 ноября 2000 г. лицензию СРО получила Национальная фондовая ассоциация, основную массу участников которой составляют кредитные организации.

     Саморегулируемые  организации отличает в основном узкопрофильная принадлежность.

     Условия членства в разных СРО предполагают, что большинство профессиональных участников фондового рынка могут  войти практически в любой  фондовый профсоюз; в результате все  чаще возникают вопросы возможной  конкурентной борьбы между ассоциациями.

     Во  избежание конкуренции среди  СРО, а также для объединения  их усилий на достижение общих целей  на благо фондового рынка и  его участников ФСФР РФ предлагает образовать совет СРО непосредственно  при ФСФР РФ. Цель новой организации  СРО — создание в РФ единого  правового поля и стандартов деятельности для всех категорий профессиональных участников и обеспечение взаимодействия СРО между собой, с ФСФР РФ и  другими государственными организациями.

     Повышению уровня инвестиционной активности компаний, прозрачности их деятельности и защиты прав акционеров призван способствовать созданный при ФСФР РФ Координационный  совет по корпоративному управлению с участием представителей государственных  органов, международных финансовых организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, эмитентов, российских и зарубежных инвесторов; на Совет  возложена разработка Кодекса корпоративного управления (поведения) компаниями, чьи  акции свободно обращаются на рынке  ценных бумаг.

     Принципы, закрепляемые в Кодексе, ориентированы  на компании, акции которых свободно обращаются на рынке; они формируют  общую основу развития надлежащей практики в области управления рынком ценных бумаг России.   
 
 
 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Регулирование рынка ценных бумаг - упорядочение деятельности на нём всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.

     Возможно  государственное регулирование  российского рынка ценных бумаг. Но структура органов государственного регулирования рынка ценных бумаг  в настоящее время ещё не сложилась.

Информация о работе Пути и механизмы государственного регулирования рынка ценных бумаг