Расчётно-графическая работа по дисциплине «Макроэкономика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 01:19, аттестационная работа

Описание

Взаимосвязь инфляции и безработицы выражает кривая Филлипса. Их зависимость проявляется в цикличности экономического развития страны. На фазе спада, когда начинается падение цен, уровень безработицы увеличивается. А на фазе подъема увеличиваться начинает инфляция, в то время как безработица сокращается. Предельный уровень инфляции и безработицы достигается соответственно в самой верхней и в самой нижней точке экономического цикла. Так, на пике экономической активности уровень инфляции является самым высоким, а уровень безработицы - самым низким. На дне цикла, наоборот, самым высоким будет уровень безработицы, а самым низким - уровень инфляции.

Содержание

1. Теоретическая часть.………………………………………….………..3
1.1. Взаимосвязь инфляции и безработицы .Кривая Филлипса..….3
1.2. Фискальная политика и государственный бюджет……….…..8
1.2. Неоклассическая модель роста Солоу………………..….……13
2. Практическая часть………………………………………….…….…..18
2.1. Задача 1. ……………………………………………….….….…..18
2.2. Задача 2………………………………………………….…....…..20
3. Список использованных источников. ………………………...

Работа состоит из  1 файл

РГР_МАКРОЭКОНОМИКА.docx

— 213.31 Кб (Скачать документ)

Дискреционная политика – выступает в двух вариантах:

  • расширительная (стимулирующая) политика, увеличивающая совокупный спрос с помощью роста государственных расходов и снижения налогов и направленная на увеличение объема производства и занятости (проводится во время экономического спада);
  • ограничительная (или сдерживающая) политика, сдерживающая совокупный спрос с помощью снижения государственных расходов и повышения налогов и направленная на сокращение объема производства и занятости (проводится во время экономического подъема).

   Ограничительная политика применяется, прежде всего, для  борьбы с инфляцией, а расширительная – для сглаживания цикличности  развития экономики и обеспечения  экономического роста. Расширительная политика может породить инфляцию. 

   Недискреционная фискальная политика (политика автоматических стабилизаторов) – является вторым составным элементом общей фискальной политики государства, которая определяется сочетанием действия дискреционной и недискреционной политики.

   Автоматические (встроенные) стабилизаторы – это  не зависящие от политики государства  механизмы рыночной экономики, сглаживающие спады и подъемы в экономике. Действие автоматических стабилизаторов влияет на изменение объема производства, уровня цен и ставок процента. Стабилизаторы  при изменении спроса обеспечивают более плавное изменение выпуска продукта. Действие автоматических стабилизаторов отражается на величине циклического дефицита / профицита бюджета.

   Недискреционная фискальная политика задается, прежде всего, законодательным путем. Его цель – встроить в экономику механизмы, которые влияют следующим образом:

  • ослабляют колебания производства и занятости:
  • без специальных правительственных решений оказывают при наступлении спада стимулирующее фискальное воздействие на экономическую конъюнктуру (путем увеличения бюджетного дефицита), а во время подъема – сдерживающее (путем увеличения бюджетного излишка).

   Таким образом, основная задача недискреционной политики – ослабить колебания совокупного спроса и дохода, тогда как задача дискреционной политики – устранить негативные последствия этих колебаний.

   Наиболее  широко распространены следующие виды автоматических стабилизаторов:

  • Система прогрессивного налогообложения доходов (влияет на величину располагаемого дохода – например, увеличение валового дохода индивида или предприятия увеличивает их налоговые отчисления).
  • Социальные выплаты и пособия по безработице. При подъеме количество безработных и малоимущих сокращается, уменьшая социальные выплаты государства.
  • Потребление – при росте доходов потребление домашних хозяйств возрастает, но не в той же мере, как доход.

   Таким образом, фискальная политика предполагает манипулирование доходной и расходной частью государственного бюджета. Вообще, в широком смысле слова, под бюджетом понимается соотношение между доходами и расходами участника экономической системы, фактически баланс между доходами и расходами, в течение определенного периода. Государственный бюджет – баланс доходов и расходов государства, а совокупность бюджетов всех органов власти, действующих на территории данной страны образуют бюджетную систему. Конкретный вид бюджетной системы того или иного государства зависит от государственного устройства.

   Функции бюджета многообразны и его можно рассматривать как средство реализации государственных функций. Функции бюджета также аналогичны рассмотренным в дальнейшем функциям налогов, и среди функций выделяются следующие:

  • фискальная функция – связана с формированием доходной части бюджета и предусматривает аккумулирование и централизацию финансовых ресурсов на нужды государства с целью выполнения им своих задач;
  • регулирующая функция – заключается в регулировании социально - экономических процессов в стране, более эффективной аллокации ресурсов;
  • перераспределительная функция – ее роль предполагает перераспределение финансовых ресурсов в территориальном, отраслевом и персональном аспекте (от одних слоев населения к другим)
  • контрольная функция, предполагает контроль государства за финансами государства, а также связанным с ним хозяйствующих субъектов, позволяет отрегулировать пропорции распределения средств и характер их использования.

   Кроме вышеперечисленных функций выделяется также инвестиционная функция, функция  стимулирования предпринимательства, антикризисная функция (что предполагается в рамках различных вариантов фискальной политики).

   Структура государственного бюджета предполагает, очевидно, доходную и расходную часть, каждая из них имеет особенности формирования, существует определенное соотношение между доходной и расходной частями. Как правило, они не совпадают, вследствие чего возникает профицит (превышение доходов над расходами) бюджета, или дефицит (в обратном случае).

   Доходная  часть бюджета предполагает поступления из различных источников. Наиболее значительной составляющей доходной части в современных условиях являются налоговые поступления. Кроме того, следует выделить также:

  • доходы от реализации государственной собственности (доходы от приватизации, продажи пакетов акций принадлежащих государству компаний, реализации госимущества и др.);
  • доходы от деятельности государственных предприятий;
  • взносы, пошлины, сборы, штрафы, платы за лицензии и другие неналоговые доходы.
  • сеньораж.

   В свою очередь, расходы государственного бюджета также имеют сложную  многоуровневую структуру. Существуют различные классификации бюджетных  расходов, можно выделить наиболее общие:

   По  социально- экономическому назначению бюджетные расходы подразделяются на:

  • расходы на оборону;
  • на социально- экономические цели;
  • на финансирование народного хозяйства;
  • на госуправление;
  • на науку и образование и т.д.

   В свою очередь, по экономическому содержанию бюджетные расходы подразделяются на гос. закупки товаров и услуг, трансфертные платежи и расходы по обслуживанию госдолга. Последние возникают как следствие процесса заимствования со стороны государства в случае долговременного бюджетного дефицита. При наличии дефицита государство может сбалансировать доходы и расходы следующим образом:

  • эмиссионным путем, т.е. просто напечатать на недостающую сумму деньги. Очевидно, что данный способ финансирования дефицита ведет к инфляции и не может применяться постоянно
  • путем долгового финансирования дефицита, когда государство занимает на внутреннем и внешнем рынке либо путем выпуска государственных ценных бумаг, либо путем выхода на внутренний и международный кредитный рынок, получая кредиты, как у национальных банков, так и у иностранных банков, международных правительственных организаций, МВФ, Всемирного банка и т.д.

   Процесс заимствования государством имеет свои положительные и отрицательные стороны и во многом зависит от направления использования заемных средств. Если государство эффективно использует полученные финансовые ресурсы, в частности на создание высоко прибыльных производств, новых рабочих мест, улучшение инфраструктуры и т.д., т.е. те мероприятия, которые приведут к увеличению роста ВВП в будущем, то налицо источник для выплаты обязательств. В случае если полученные средства «проедаются», либо используются на спорные цели экономической политики то это зачастую приводит лишь к тому, что перераспределяет бремя госдолга на плечи будущих поколений.

   Помимо  вышеперечисленных мер по ликвидации дефицита бюджета государство может попытаться либо сократить расходы (в этом случае речь идет о секвестре бюджета, т.е. пропорционально снизить все статьи расходов бюджета, за исключением ряда «защищенных» статей, таких как расходов на медицину, зарплату и т.д. Или же государство может попытаться увеличить налоги, как в целом в экономике, так и для отдельных отраслей. Последнее не всегда приводит к росту доходов бюджета, поскольку возрастает уклонение от уплаты налогов. 
 

 

    1.3. Неоклассическая модель экономического роста Солоу. 

    Неоклассическая модель экономического роста основана на использовании широко известной  производственной функции Кобба-Дугласа. Еще в 1928 году американские ученые — экономист П. Дуглас и математик Ч. Кобб — создали макроэкономическую модель, позволяющую оценить вклад различных факторов производства в увеличении объема производства или национального дохода. Эта функция имеет следующий вид:

Y = AKaLb ,

где Y — объем производства,

К — капитал,

L — труд,

А, a, b — параметры или коэффициенты производственной функции:

А — коэффициент пропорциональности;

a и b — коэффициенты эластичности объема производства по затратам труда и капитала.

На основе статистических данных о динамике основного  капитала, отработанных человеко-часов  рабочих и служащих и физического  объема продукции обрабатывающей промышленности США за 1899 — 1922 гг., Ч. Кобб и П. Дуглас эмпирическим путем определили следующие параметры производственной функции: Y = 1,01* К0,25 * L0,75. То есть увеличение затрат капитала на 1 % вызывает приращение объема производства на 25 %; увеличение затрат труда на 1 % соответственно увеличивает объем выпуска на 75 %.

    В конце 30–х годов английский экономист  Р. Харрод исследовал, каким образом в процессе роста происходит взаимодействие рабочей силы, капитала и дохода на душу населения. По Хароду, в условиях роста населения, при фиксированных темпах НТП и неизменной процентной ставке спрос на капитал будет расти в одинаковой пропорции с ростом населения, а норма сбережения, поддерживающая экономический рост, должна быть равна произведению капиталоемкости и прироста населения.

    Дальнейший  анализ производственной функции с  учетом технического прогресса связан с именем таких американских экономистов, как Р. Солоу, Дж. Мид, Э. Денисон и др.  Модель Роберта Солоу была построена на неоклассической предпосылке господства совершенной конкуренции на рынках факторов производства, обеспечивающей полную занятость ресурсов. Целью модели Солоу является ответ на вопросы: каковы факторы сбалансированного экономического роста, какой темп роста может позволить себе экономика при заданных параметрах экономической системы и как при этом максимизируются доходы населения и объем потребления.

    В общем виде объем национального  выпуска Y является функцией 3-х факторов производства: труда L, капитала K, земли N:

Y = f (L, K, N)

    Фактор  земли в модели Солоу был опущен ввиду малой эффективности в экономических системах, характеризующихся высоким технологическим уровнем, и поэтому объем выпуска зависит от трудовых и производственных факторов Y = f (L, K). 

    В развернутом виде эта формула  имеет вид:

Y = ( DY / DL) * L + (DY / DK) * K

где DY / DL – предельный продукт труда MPL, DY / DK – предельный продукт капитала MPK.

    Это значит, что общий продукт равняется  сумме произведений затраченного количества труда и капитала на их предельные продукты, т.е. на прирост продуктов DY от увеличения затрат труда DL и затрат капитала DK. В упрощенном виде y = Y / L, где y – производительность труда; k = K/ L, где k — капиталовооруженность труда. Тогда производственная функция имеет вид y= f (k), где f (k) = F (k,1).

 

Графическое изображение  этой функции имеет вид, показанный на рис. 2.1. Рисунок показывает, что  капиталовооруженность k определяет размер выпуска продукции на одного работника: y = f (k). f(k)

Информация о работе Расчётно-графическая работа по дисциплине «Макроэкономика»