Разгосударствление и приватизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 20:01, реферат

Описание

В современном мире нет ни одной страны, где бы государство не занималось активно хозяйственной деятельностью. Преобладание государственной формы собственности в экономике страны ведет к возникновению государственной монополии, которая разрушительна для развития экономики, для потребителя, населения и чрезвычайна выгодна производителю. Огосударствление всей общественной жизни означает, что государство занимает монопольное положение, а сама система общественной жизни выступает в качестве авторитарно-бюрократического государства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
I.Собственность и ее значение……………………………………………….4
1. Методы преобразования собственности……………………………………………..6
а) Разгосударствление и его способы……………………………………..6
б) Приватизация и ее сущность…………………………………………....8
в) Формы и методы приватизации………………………………………..11
II. Приватизация в Казахстане……………………………………………...18
Заключение …………………………………………………………………..20
Список литературы…………………………………………………………..21

Работа состоит из  1 файл

Разгосударствление и приватизация.doc

— 104.50 Кб (Скачать документ)

Конкретные методы проведения реформы  собственности зависят от того, на каких принципах передается государственное имущество новым собственникам. Это прежде всего выбор между платной (за полную стоимость или на льготных условиях) или бесплатной формами приватизации. Весьма остро перед началом приватизации во всех странах стоял вопрос о том, кто может претендовать на имущество приватизируемых государственных предприятий — все граждане, только члены трудовых коллективов, обладатели достаточных для выкупа капиталов. Актуальным был и вопрос о масштабах допуска к приватизации иностранного капитала. По всем этим проблемам в постсоциалистических странах шли острые дискуссии социально-политического и экономического плана. Приватизация вообще является одним из наиболее политизированных элементов рыночной трансформации.

Огромные массы меняющих форму собственности государственных активов во всех постсоциалистических странах потребовали достаточного разнообразия возможных легальных форм приватизации. Причем соображения социальной справедливости, получавшие все большую общественную поддержку, в ходе реформ раздвинули круг возможных участников за счет включения в число новых владельцев активов населения, работников и управляющих компаний, бывших владельцев или их наследников, утративших некогда право собственности в процессе социалистической национализации. Характерно также, что приватизация во многих странах с переходной экономикой проводилась одновременно с либерализацией законодательства о предприятиях и предпринимательской деятельности.

 

в) Формы и методы приватизации

 

Почти десятилетний опыт постсоциалистической приватизации позволяет  осмыслить результативность ее отдельных форм для роста инвестиционной активности и эффективности экономики. В принципе, все разнообразие методов может быть сведено к следующим: прямая продажа за деньги активов и ценных бумаг, льготная продажа или бесплатная передача активов работникам компаний, массовая ваучерная приватизация и реприватизация.

Возможна и более  детальная группировка форм приватизации. Так, Всемирный банк выделяет следующие способы приватизации в постсоциалистических странах: прямая продажа активов, массовая приватизация по ваучерным схемам, выкуп контрольного пакета акций менеджментом и/или работниками, публичное предложение, ликвидация, безвозмездная передача муниципальным органам, акционирование, акционерное государственное предприятие с участием иностранного капитала. Оценивая результативность перечисленных методов, следует иметь в виду, что, во-первых, во всех странах использовались те или иные их комбинации, а, во-вторых, небольшая покупательная способность граждан в сравнении с потенциальной ценой государственных активов заставляла в ходе реформы собственности менять приоритеты в выборе методов приватизации.

Массовая приватизация путем выдачи приватизационных ваучеров позволяет сравнительно быстро распределить государственные активы среди большого числа граждан. Независимо от того, выдаются ли приватизационные свидетельства бесплатно или за некоторую небольшую сумму денег, ваучерные схемы являются социально наименее конфликтным способом приватизации. Вместе с тем полученные по таким схемам собственнические права не могут квалифицироваться как полноценное право частной собственности и, скорее всего, являются лишь стартовым условием для дальнейших трансакций или обращения в деньги. Преобладающим методом ваучерные схемы были в Чехии, Словакии, России, Монголии, Казахстане, Албании.

Бесплатность или низкая цена ваучеров позволила большей  части населения принять участие в массовой приватизации, а государственные активы прошли через этап первичного закрепления прав собственности довольно быстро. Положительным моментом является также быстрый старт приватизации наиболее проблемной части государственных активов—крупных промышленных предприятий. Вместе с тем ваучерные схемы, исключив возможность получения доходов от приватизации в бюджет, углубили проблемы внутреннего и внешнего государственного долга.

Ваучерные схемы, конечно, не самый лучший путь для формирования рынков капиталов. Обилие возникавших инвестиционных фондов и компаний проблемы не решало. Из стран, доводивших быструю массовую приватизацию, только в Чехии, Словакии и Словении финансовые рынки обладают достаточной устойчивостью для становления частного сектора экономики. Этому в немалой степени послужила частичная реструктуризация и предприватизационная работа на предприятиях, ценные бумаги которых готовились к выходу на рынок. В России, Казахстане, Монголии и особенно в Албании (судя по событиям начала 1997 г.) финансовые рынки находятся в недостаточно устойчивом состоянии, хотя и имеют постоянный рост. В большинстве же случаев изменения в правах собственности, особенно на крупных предприятиях, не сопровождались мерами по их рыночной реструктуризации. Финансовые и инвестиционные институты, миновав наиболее выгодный спекулятивный этап создания рынка ценных бумаг, оказались слишком слабыми для нормальной инвестиционной работы с реальным сектором.

Приватизация  методом прямых продаж активов, ценных бумаг, имущественных комплексов заранее подготовленному инвестору или на денежных конкурсах, аукционах, тендерах и т. п. имеет преимущество—получение денег, которые могут стать источником как поступлений в бюджет, так и инвестиций в приватизируемую компанию.

Предметом продажи может  стать лишь привлекательное для инвесторов, прибыльное предприятие, поэтому данным методом, к сожалению, не могла приватизироваться большая часть нуждающихся в инвестициях крупных промышленных предприятий. Число инвесторов (особенно в сравнении с ваучерными схемами) сильно ограничено теми, кто реально имеет капитал. Из этого следует, что первичное закрепление прав собственности на государственные активы и дальнейшее их перераспределение может происходить достаточно концентрированно (в отличие от распыленности ваучерного метода). Аукционы и конкурсы способствуют выявлению рыночной оценки приватизируемых активов на уровне максимально прибыльной. Но по эффективным ценам удается продать лишь небольшую часть предприятий (если, конечно, речь не идет о сделках, растягивающихся на многие годы). Большинство же предприятий реализуется по заниженным ценам, и результативность сделок купли-продажи для продавца состоит главным образом в смене государственной собственности на частную (как было, например, в Восточных землях Германии). Для покупателя результат определялся способностью извлечь прибыль из приобретенных активов.

Особый случай—продажа активов иностранному инвестору. Во всех странах с переходной экономикой делалась ставка на приток инвестиций от покупателей-нерезидентов. Ожидания связывались с получением доступа на западные товарные и финансовые рынки, с внедрением западного менеджмента, ростом рыночной стоимости компаний. Преобладающим метод прямых продаж был в Венгрии, Хорватии, Эстонии, использовался в Польше, т. е. применялся в тех странах, где еще в недрах плановой экономики создавались условия для развития частной собственности. Иностранный капитал оценил эту выгоду стартовых условий приватизации, хотя реальные инвестиции все же были меньше ожидавшихся и по объемам, и по эффективности рыночной реструктуризации экономики.

Приватизация методом  прямых продаж способствует быстрому прогрессу финансовых рынков и, что  особенно важно, создает благоприятный климат для роста вновь образуемых частных предприятий на национальном, иностранном или смешанном капитале.

Передача или  льготная продажа государственных  активов работникам приватизируемых компаний получила распространение в ряде постсоциалистических стран (Польша, Латвия, Литва), причем даже там, где первоначальная концепция приватизации его не предусматривала (например, в Венгрии). Особый размах этот метод получил в России, где он использовался в общей схеме массовой ваучерной приватизации и способствовал первичной передаче в собственность трудовых коллективов 3/4 приватизированных компаний. Ценность активов, полученных акционерами с помощью этого метода приватизации, крайне неравномерна по отраслям и компаниям—от весьма существенных элементов собственности и дохода (как, например, было в российском «Газпроме» или в крупных нефтяных компаниях) до пустых свидетельств собственнических прав на убытки и долги предприятий. Однако наиболее существенными негативными последствиями данного метода являются дефицит или даже полное отсутствие внешних инвесторов в первое время после приватизации, а также трудности в налаживании нормального корпоративного управления. Выход на рынки капиталов таких компаний может быть затруднен.

Следующим методом приватизации является реприватизация, т. е. восстановление в правах собственности лиц, незаконно лишенных имущества в результате конфискационной национализации. Основными формами реприватизации являются: реституция, т. е. возвращение собственности прежним владельцам в натуральном виде, и компенсация, т. е. возврат стоимости конфискованного имущества деньгами или специальными ваучерами. Реприватизация в обеих этих формах проводилась в бывшей Чехословакии (затем в Чехии), Венгрии, Болгарии, Словении, Хорватии, Эстонии. Опыт постсоциалистических стран показал, что наиболее благоприятно реприватизация протекает в тех случаях, когда она предшествует основным акциям по приватизации. Запаздывание с проведением реприватизации, особенно в форме реституции, может привести к конфликтам между инвесторами, уже вложившими свои капиталы, и лицами, предъявляющими права собственности как бывшие владельцы имущества. Такая ситуация весьма неблагоприятна для привлечения иностранных инвестиций.

 

II.Приватизация в Казахстане.

 

 

Начиная с 1991г. Конституция  Республики Казахстан впервые определила право частной собственности, и с этого времени были приняты первые шаги по приватизации и разгосударствлению. Законодательная база приватизации представлена Законами « О собственности» и « О разгосударствлении и приватизации».

Первая национальная программа разгосударствления и  приватизации на 1991-1992  гг. была принята в декабре 1991г.   Главной целью было преобразование  государственной собственности в другие формы, приобретение гражданами имущества (ценных бумаг) государственных предприятий.

Вторая национальная программа на 1993-1995гг. была принята в марте 1993г. и охватила не только малую, массовую, но и приватизацию по индивидуальным проектам. Основная цель этого этапа - создание условий для перехода к рыночной экономике.

Третья национальная программа приватизации и реструктуризации  государственной собственности на 1996-1998гг. имела целью достижение и закрепление преобладания частного сектора в экономике путем завершения, в основном, процесса приватизации.

На первом этапе (1991-1992) было приватизировано 50% мелких и средних предприятий торговли  сферы услуг, на втором (1993-1996гг.) - средние и крупные предприятия, на третьем этапе (1997-2000гг.) - процесс приватизации завершен.

Согласно Национальной программе, приватизация государственной  собственности имела три основных направления:

  1. Малая приватизация (с числом работников не более 200 чел.).
  2. Массовая приватизация(200-500 работников) - средние и крупные предприятия, приватизируемые  с использованием приватизационных купонов.
  3. Приватизация по индивидуальным проектам (свыше 5000 работников)- крупные, стратегические отрасли промышленности.

 

Введение в действие большая ПИ Ков (приватизационно-инвистиционных купонов) должно было облегчить участие  всего населения массовой приватизации. Каждый гражданин Казахстана получил  по 100 купонов (и 120 купонов - на сельского жителя), которые не подлежали продаже (как в России) и могли быть использованы лишь для вклада  в инвестиционные приватизационные фонды.

В результате реализации первого этапа было преобразовано 6198 объектов. Из этого числа преобразованных предприятий 4160 составили объекты малой приватизации (торговли-1834,общественного питания-535, бытового обслуживания-1596,коммунального хозяйства-195) и  2038 предприятий приходилось на  отрасли промышленности, строительства, транспорта, сельского хозяйства. Активнее всего процесс приватизации проходил в торговле и бытовом обслуживании, удельный вес которых составился соответственно 29,6 и 25,8 процента общего числа приватизированных предприятий. Доля же приватизированных промышленных предприятий составила 8,8%, сельского хозяйства-10,1%, строителей-5%. Гражданами в частную собственность было приобретено 23,6% предприятий, акционировано 8,4% бывших государственных предприятий.

Второй этап приватизации предусматривал завершение программы малой приватизации, активизацию массовой приватизации и приватизацию по индивидуальным проектам. В ходе приватизации предприятий по индивидуальным проектам за 1997г. реализованы государственные пакеты акций и имущественные комплексы 47 предприятий, в том числе: по нефтегазовому комплексу-21; электроэнергетике-10; угольной промышленности-4; горно-металлургическому комплексу-6; машиностроению-3; телекоммуникациям-1;и т.д. Сумма сделок по этим предприятиям в 1997г. в государственный бюджет принесла порядка 51млрд. тенге.

В Республике Казахстан  на третьем этапе было приватизировано: 1997г.-6777 предприятий;  1998г.-3073 предприятия; 1999г.-2318; 2000г.-1724; в первое полугодие  2001г.-1056. При этом от приватизации было получено денежных средств: 1997г.-56,5 млрд. тенге; 1998г.-67,1млрд. тенге; 1999г.-36,6 млрд. тенге; 2000г.-22 млрд. тенге; 2003г.- 60,3 млрд. тенге; 2005г.-11 млрд. тенге. Всего же, начиная с 1997г. по август 2007г., было продано 25298 объектов на общую сумму более 306 млрд. тенге.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Итак, разгосударствление и приватизация это основной метод перехода к реальному многообразию форм собственности, метод оптимизации структуры предпринимательства, основа формирования рыночного хозяйства.

К эффективному хозяйствованию ведут не сами по себе разгосударствление и приватизация, а рыночная система, главную движущую силу которой составляет конкуренция. Разгосударствление и приватизация образуют лишь объективную основу формирования конкурентной среды рыночной экономики в целом, поэтому они являются не целью, а средством для повышения эффективности экономики и роста благосостояния трудовых коллективов, регионов и каждого из нас.

 

Список литературы:

 

1.Крымова В.Ж. Экономическая теория: Учеб. Пособие в схемах. - Алматы: Экономика,2008.-208с.

2.М.Х.Айдарханов. Основы  экономической теории. - Астана: Фолиант, 2008,-432с.

3.Крымова В.Ж. Экономическая  теория: Учеб. пособие в схемах. - Алматы: Аркаим, 2002.-118с.

4.Экономическая теория: Учебник для студентов вузов/Под ред. проф. И.П.Николаевой, проф. Г.М.Казиахмедова.-3-е изд., перераб. и доп.-М.ЮНИТИ-ДАНА,2005.-543с.

5.Экономическая теория (политэкономия):Учебник/Под общ.  Ред. акад. В.И.Видяпина, акад. Г.П.Журавлевой.-4-е  изд-М.: ИНФРА-М,2005.-604с. - (Высшее образование).

6.Мулюкова А.И. Государственное  регулирование экономики: Учебное  пособие. - Усть-Каменогорск : Издательство ВКГУ, 1999-79с.,ISBN 5-7667-8644-1 
 

 

Информация о работе Разгосударствление и приватизация