Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 00:06, курсовая работа
Объект исследования – мировая валютная система.
Цель работы — выявить проблемы мировой валютной системы и предложить пути их решения.
В соответствии с указанной целью и сформулированными направле-ниями в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть мировую валютную систему и ее элементы;
- изучить эволюцию мировой валютной системы;
- проанализировать проблемы мировой валютной системы;
В период между первой и второй мировой войнами статус резервной валюты не был официально закреплен ни за одной валютой, а английский фунт стерлингов и американский доллар оспаривали лидерство.
2 ЭВОЛЮЦИЯ МИРОВОЙ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ
Развитие валютных систем определяется развитием и потребностями национальной и мировой экономики, соответствием принципов построения ее структуры принципам построение мирового и национального хозяйства, мирохозяйственным связям. В соответствии с этим выделяются несколько видов (этапов развития) мировой валютной системы.
Парижская валютная система сформировалась в 19 веке после промышленной революции и, как результат, расширения международной торговли. Юридически она была оформлена межгосударственным соглашением на Парижской конференции в 1867 г. Парижская валютная система основывалась на базе золотого монометаллизма в форме золотомонетного стандарта. Золотомонетный стандарт был относительно эффективен до первой мировой войны, когда действовал рыночный механизм выравнивания валютного курса и платежного баланса. Система золотомонетного стандарта характеризовалась следующими признаками: каждая валюта имела золотое содержание; устанавливался режим свободно плавающих курсов валют с учетом рыночного спроса и предложения, но в пределах золотых точек; осуществлялась конвертируемость валют в золото; использовалось золото как резервно-платежное средство; сложился свободный ввоз и вывоз золота из страны в страну. Постепенно выявилось, что он перестал соответствовать масштабам возросших хозяйственных связей и условиям регулирования рыночной экономики. Золотомонетный стандарт играл в известной мере роль стихийного регулятора производства, внешнеэкономических связей, денежного обращения, платежных балансов, международных расчетов. В годы первой мировой войны в большинстве стран свободный размен бумажных денег на золото был прекращен, а внутреннее золотое обращение ликвидировано. Первая мировая война ознаменовалась кризисом мировой валютной системы. Золотомонетный стандарт перестал функционировать.
Генуэзская валютная система была оформлена межгосударственным соглашением, достигнутым на Генуэзской международной экономической конференции в 1922 г. Она функционировала на следующих положениях. Был установлен золотодевизный стандарт, основанный на золоте и валютах, конвертируемых в золото. Платежные средства в иностранной валюте, предназначенные для международных расчетов, называются девизами. Национальные кредитные деньги стали использоваться в качестве международных платежно-резервных средств, сохранены золотые паритеты. Конверсия валют в золото стала осуществляться не только непосредственно, но и косвенно через иностранные валюты. Восстановлен режим свободно колеблющихся валютных курсов (без золотых точек). Введена система валютного регулирования в форме активной валютной политики, международных конференций. Статус резервной валюты – особой категории конвертируемой валюты не был официально закреплен ни за одной валютой, поэтому государства оспаривали лидерство их валюты в ходе острой конкурентной борьбы, что в конечном счете позднее привело к созданию отдельных валютных блоков [2, с. 184].
Мировой экономический кризис (1929-1933 гг.) сопровождался мировым валютным кризисом. Генуэзская валютная система утратила относительную стабильность. Был прекращен размен банкнот на золото во внутреннем обороте, однако сохранилась внешняя конвертируемость валют в золото по соглашению центральных банков. Международная валютная система распалась на ряд отдельных валютных блоков.
Валютные блоки представляют собой группировки стран, использующих в качестве международного платежного средства валюту страны, возглавляющей блок, по отношению к которой они должны поддерживать курс своей валюты на определенном уровне. Валютные блоки складывались фактически на основе экономической, валютной и финансовой зависимости одних стран от возглавляющей блок экономически более сильной державы. Для валютного блока характерны следующие черты: курс зависимых валют прикреплен к валюте страны, которая возглавляет группировку; международные расчеты осуществляются в валюте страны, возглавляющей блок; в стране-лидере хранятся и их валютные резервы; обеспечением зависимых валют служат казначейские векселя и облигации государственных займов страны-гегемона [12].
Основные валютные блоки – стерлинговый (с 1931 г.) и долларовый (с 1933 г.) – возникли после отмены золотого стандарта Великобритании и США.
Распад мировой валютной системы на ряд самостоятельных – валютных блоков, потеря прямой связи валют с золотом, их крайняя неустойчивость чрезвычайно отрицательно сказались на развитии внешнеэкономических связей. Валютная сфера стала ареной острейших межгосударственных противоречий, соперничества и борьбы. Вторая мировая война привела к углублению кризиса Генуэзской валютной системы. Поэтому возник вопрос о необходимости выработки международных норм, регулирующих валютные отношения между странами в послевоенный период.
Третья мировая валютная система – Бреттонвудская, оформленная соглашением в г. Бреттон-Вудсе (1944 г.), также базировалась на золотодевизном стандарте. Причем статус резервной валюты был юридически закреплен за долларом и фунтом стерлингом. В последствии доллар получил преимущество в виде всеобщего платежного средства и резервной валюты.
Бреттонвудскую систему сменила четвертая, ныне функционирующая мировая валютная система, оформленная соглашением стран-членов МВФ в Кингстоне (Ямайка, январь, 1976 г.) [15, с. 34].
Золотовалютный стандарт был заменен стандартом СДР (специальные права заимствования), которые формально объявлены основой валютных паритетов и курсов валют. Однако СДР не стали эталоном стоимости, платежным и резервным средством. Доллар США по-прежнему лидирует как международное платежное и резервное средство. Хотя его в последнее время все успешнее теснит евро.
Таким образом, была создана система, которая должна была обеспечивать стабильность валютных отношений в несоциалистическом мире, устойчивость валютных курсов и международное валютное сотрудничество. Однако фактически эта система создала односторонние преимущества и выгоды для США, так как обеспечила доллару США статус всеобщего платежного средства и резервной валюты. Доллар стал базой валютных приоритетов, преобладающим средством международных расчетов, валютных интервенций и резервных активов. США использовала принципы валютной системы для усиления своих позиций в мире за счет других стран.
В рамках Ямайской валютной системы узаконена демонетизация золота – утрата им денежных функций в международных расчетах. Однако золото по-прежнему остается чрезвычайными мировыми деньгами и наиболее надежным резервным активом.
Ямайская система дает странам право выбирать любой режим валютного курса. Тем самым был узаконен режим плавающих валютных курсов.
МВФ, сохранившийся от Бреттонвудской системы, призван усилить межгосударственное валютное регулирование в целях достижения валютной стабилизации в мире.
В марте 1979 г. в Западной Европе создана региональная валютная система – Европейская валютная система (ЕВС). Был введен стандарт ЭКЮ – европейской валютной единицы, который позднее был заменен на стандарт евро. Евро – стал общеевропейской валютой, в его зону вошли 11 западноевропейских стран. 7 февраля 1992 года в Нидерландах был подписан Маастрихтский договор, который вступил в силу 1 ноября 1993 года. Европейское сообщество стало официально именоваться Европейским союзом. Маастрихтский договор предусматривает поэтапное формирование политического, экономического и валютного союза. На первом этапе, который начался 1 июля 1990 года, т.е. еще до подписания договора, предполагалось либерализовать движение капиталов в границах стран Европейского союза (ЕС). На втором этапе, начавшемся 1 января 1994 года, было предусмотрено устранение независимости эмиссионных банков стран-участниц и учреждение Европейского валютного института (ЕВИ) – временного Европейского центрального банка, резиденцией которого стал Франкфурт-на-Майне (ФРГ). Главными его задачами были определены: координация денежно-кредитной политики стран-членов Единого валютного и экономического союза (ЕВЭС) на основе директив Совета министров ЕС; Санкции к нарушителям бюджетной дисциплины и др. Третий этап (1999-2002 гг.) предусматривал переход к единой валюте – евро [7, с. 214].
Развитие международных экономических отношений в значительной степени предопределено особенностями валютной системы и действенностью функционирования ее институтов. Характерной чертой валютной системы является то, что она постоянно меняется, развивается. Наиболее общая причина этих изменений – углубление развития мировых хозяйственных связей, постепенные изменения в его механизмах, разнонаправленные процессы в сфере государственного вмешательства в экономику с целью оказания давления на формирование видов валютных отношений и др.
Вывод: введение евро качественно повлияет и на международные валютно-финансовые отношения Республики Беларусь, как члена международных валютно-кредитных и финансовых организаций, как государства европейского сообщества. Кроме того внешнеторговыми партнерами Республики Беларусь на западе являются также государства экономического валютного союза. Национальный банк Республики Беларусь с 4 января 1999 г. начал котировку евро. В этом же году Белорусская валютно-фондовая биржа приступила к торгам евро. Субъекты хозяйствования Республики Беларусь, население могут открывать счета в евро, осуществлять платежи, переводы, конвертацию в евро других валют, депозитные и комплекс других операций. Банковская система Республики Беларусь определяет уставный, собственный капитал в евро, выполняет банковские операции в евро аналогично операциям с другими иностранными валютами.
3 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МИРОВОЙ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
С момента своего создания мировые финансовые институты, и, прежде всего МВФ и МБРР, сильно эволюционировали, реагируя на экономические кризисы, такие как коллапс системы валютного паритета в 1971 г. и кумулятивные долговые кризисы 1980-х и 1990-х гг. Это привело к тому, что их нынешняя роль стала значительно более сложной и менее четко определенной, чем полвека назад. Сегодня оба эти института руководят многосторонними финансовыми операциями и политическими диалогами, охватывающими почти все аспекты развития стран-участниц. МВФ, например, принимает во внимание вопросы окружающей среды, военных расходов и социального воздействия экономической корректировки в дополнение к своим традиционным макроэкономическим взглядам. Всемирный банк все более расширяет свой ставший уже традиционным интерес к проектам развития, включив оценку институтов, правил и процедур, которые направляют политику и выполнение таких проектов в странах-дебиторах. Но экспансия МВФ и Всемирного банка позволяет государству-члену получать у этих институтов противоречивые советы. Такие столкновения заставляют эти государства выбирать (причем выбор может быть крайне дорогостоящим) между различными видами финансирования, предлагаемыми каждым институтом. И все же для многих стран эти институты до сих пор остаются важнейшим источником внешних финансовых ресурсов [12].
Следует сразу оговориться, что система мировых финансовых институтов не ограничивается Всемирным банком, МВФ и соответствующими региональными банками. Стратегия этих институтов, хотя и широко разрабатывалась, тем на менее не смогла открыть путь для долгосрочного решения проблемы задолженности: на настоящий момент данная стратегия представляется явлением временного и чрезвычайного характера, не учитывающим ряд основополагающих экономических проблем, лежащих в основе кризиса задолженности.
МВФ постоянно утверждает, что он содействует дальнейшему финансированию и облегчению бремени долга, обеспечивая финансовые ресурсы должникам, находящимся в тяжелом положении (Приложение А).
До последнего момента перекачка средств из развитых стран на периферию не предвещала никаких отрицательных последствий. Был период (1994), когда более 50% притока во взаимные фонды, например США, перетекало затем в фонды развивающихся стран. После коллапса в Азии капитал «побежал» с периферии. И сначала это было выгодно центральным финансовым рынкам, поскольку приток дешевого импорта помогал держать инфляцию под контролем и фондовые рынки все также процветали.
С конца 1997 г. фонд выделил около 200 млрд. долл. для экономики Таиланда, Южной Кореи, Индонезии, России и других стран, но ему так и не удалось хотя бы немного стабилизировать валюты этих стран в качестве первого шага выхода из жесткого экономического кризиса. И причина не только в ультимативных привязках к реформам, а в отпущенных на них нереально коротких сроках. Более того, неадекватно повели себя сами финансовые рынки: они отказались от любого вмешательства государственных органов на начальной стадии, оставив в то же время за последними право принимать необходимые меры при кардинальном ухудшении ситуации. Отметим, что пока принцип государственной поддержки стабильности на финансовых рынках введен только в США в лице Федеральной резервной системы и в Германии в лице Немецкого Федерального банка [11].
В мире наметился глобальный процесс экономической, валютной и финансовой дезинтеграции. Его начальная фаза ознаменовалась серией финансовых катастроф в Юго-Восточной Азии. Промежуточная — августовским (1998) дефолтом России. И, наконец, драматический крах бразильского реала нужно рассматривать как событие, знаменующее наступление завершающей фазы. Существует только один способ остановить цепную реакцию бегства капитала; это немедленное введение валютного и биржевого регулирования, за которым должны последовать шаги по установлению нового международною валютного порядка, аналогичного системе Бреттон-Вудса, существовавшей до 1958 г. Одним из основных последствий провала «пакета помощи» Бразилии в размере 41,5 млрд. долл., принятого в начале ноября 1998 г., стала окончательная дискредитация МВФ Принятый в августе 1997 г. «пакет мер» по спасению от банкротства Таиланда, аналогичные акции в отношении Индонезии, Южной Кореи, России, Украины и Бразилии доказали, что помощь МВФ чревата экономической, социальной и финансовой катастрофой для стран, которым она оказывается. Выигрывают от нее только частные инвесторы. Со времени «помощи» Таиланду МВФ выделил на такие акции беспрецедентную сумму, и в каждом случае фонд, как бы в наказание, требовал введения высоких процентных ставок с целью защиты валютного курса, усиления давления на реальный сектор экономики, жестких бюджетных сокращений, приводящих к снижению уровня жизни населения [14, с. 439].