Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 00:06, курсовая работа
Объект исследования – мировая валютная система.
Цель работы — выявить проблемы мировой валютной системы и предложить пути их решения.
В соответствии с указанной целью и сформулированными направле-ниями в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть мировую валютную систему и ее элементы;
- изучить эволюцию мировой валютной системы;
- проанализировать проблемы мировой валютной системы;
Почти все кризисные страны имели центральные банки, уполномоченные выпускать деньги, с взятым на себя обязательством поддерживать стоимость национальных валют (выраженных в американских долларах) либо фиксированной, либо колеблющейся в узких рамках. Принятие такой политики поощрялось МВФ. Однако такого рода привязка фундаментально отличается от унифицированной валюты. Если страна имеет дефицит платежного баланса (приток долларов из-за границы меньше, чем суммы, необходимые для выплаты иностранцам), то ее монетарная база автоматически уменьшается. Это создает давление на экономику, которая должна сократить заграничные выплаты и увеличить поступления из-за границы.
В условиях свободного движения капитала такого рода режимы являются взрывчаткой замедленного действия. Никогда нельзя с уверенностью сказать, является ли дефицит преходящим, что повлекло бы развитие событий в противоположном направлении, или же он предвестник дальнейшего дефицита. Всегда есть соблазн надеяться на лучшее, избегать действий, которые могли бы ослабить национальную экономику. Такая политика была бы эффективной, если бы она была направлена на сглаживание незначительных и временных проблем, но она позволяет малым непреходящим проблемам перерастать в большие. Когда это происходит, небольшая корректировка обменного курса, которая могла бы устранить изначальную проблему, больше не способна этого сделать.
На данной стадии направление любого вероятного изменения ясно всем - девальвация. С другой стороны, девальвация могла бы принести большие прибыли. Великобритания, имевшая одновременно и центральный банк, и привязку валюты, пережила серьезный кризис обменного курса в 1967 г., когда фунт был привязан к американскому доллару. Второй кризис, от которого пострадали также Франция, Италия и другие члены Европейского монетарного союза, произошел в 1992-1993 гг., когда привязка была не к доллару, а к курсу, утвержденному Европейской монетарной системой. Кризис обменного курса, затронувший Корею, Таиланд, Малайзию и Индонезию, не захлестнул Новую Зеландию или Австралию, потому что эти страны имели режим плавающего обменного курса.
С наступлением окончания существования Бреттон-Вудсской системы в 1973 г. МВФ исчерпал свою единственную функцию - следить за системой фиксированных обменных курсов и ее поддерживать — и по идее должен бы быть упразднен. Но лишь немногие вещи более постоянны, чем государственные агентства, особенно международные. МВФ искал и нашел новую функцию: быть международным экономическим консультантом для стран, попавших в беду, - своего рода агентство, приносившее с собой деньги, вместо того чтобы взимать плату за услуги. Оно нашло много клиентов, несмотря на то, что его советы были не всегда хороши. Оно явилось, по сути, банальной кассой взаимопомощи между 182 ее членами.
Неприспособленность международной валютно-финансовой системы к новым условиям функционирования мировой экономики была обусловлена рядом факторов, в частности:
- структурными проблемами в экономике развитых и развивающихся стран (в первую очередь в банковско-финансовой сфере и системе корпоративного управления);
- действием международных механизмов переноса кризиса из страны в страну, которым не в силах противостоять отдельные государства;
- ошибочной стратегией частных инвесторов и кредиторов;
- просчетами в деятельности международных финансовых организаций, не сумевших вовремя распознать глобальные риски и предпринять адекватные действия по локализации кризиса.
Последний мировой кризис выявил противоречие между возможностями по ускорению процессов развития и повышению жизненного уровня, открываемыми более тесной интеграцией стран в мировую экономику, и неспособностью многих стран воспользоваться этими возможностями. Более того, действие рисков, сопряженных с международной финансовой интеграцией и либерализацией, в ряде стран привело к коллапсу национальных финансовых рынков, перечеркнув достигнутые ранее успехи на пути их развития. Эти риски связаны с возрастанием масштабов, колебаний и сложности структуры международных потоков капиталов, многократно усиливаемой за счет бурного развития рынков производных финансовых инструментов. Такой характер международных финансовых потоков оказывает чрезмерную нагрузку на национальную финансовую инфраструктуру, превосходящую возможности систем регулирования и надзора.
Поскольку в современном мире нет альтернативы частным источникам финансирования развития, страны — получатели финансовых ресурсов объективно вынуждены приспосабливаться к новым реалиям и создавать надлежащие условия для привлечения капитала извне. Однако те из них, которые испытывают трудности при формулировании и проведении соответствующей макроэкономической политики, должны проводить либерализацию финансовых рынков постепенно и параллельно с формированием надлежащей финансовой инфраструктуры. При определенных обстоятельствах они вынуждены принимать меры по защите своей финансовой системы от дестабилизирующего воздействия краткосрочных капиталов, не меняя стратегической) курса на либерализацию. Реформа международной финансовой системы должна содействовать созданию таких защитных механизмов, которые могли бы способствовать преодолению кризисов, стабилизации международных потоков капиталов, снижению их спекулятивного характера.
Снижение рисков, сопряженных с глобализацией, предполагает применение глобального и скоординированного подхода к созданию новой международной финансовой архитектуры. Это объясняется тем, что причины кризиса связаны как с проблемами в развивающихся странах, так и с неадекватным поведением кредиторов и инвесторов из развитых стран, которое не смогли скорректировать органы регулирования. Главным направлением реформы должно быть проведение структурных реформ и укрепление национальных финансовых систем в развивающихся странах, а также повышение эффективности национальных регуляторных режимов во всех странах.
Последний мировой финансовый кризис показал, какую роль в системе финансовых рынков, или точнее рынков активов, может сыграть недостаток информации. Во многих странах счета компаний не были прозрачными, а у государственных органов надзора не было достаточной информации, связанной с балансами банков. Но даже финансовые отчеты не всегда могли дать полную картину реального состояния дел (переоценка капитала, переоформление контрактов на оффшорные компании, сокрытие рискованных вложений и т.д.) Наконец, участники рынка не всегда знали о том, сколько у страны резервов в иностранной валюте.
Детонатором для экономик всех этих стран явилась краткосрочная задолженность перед зарубежными кредиторами, причем в большей степени у банков и фирм, нежели у правительства. Подавляющая часть этой задолженности выражалась в иностранной валюте, что подвергало заемщиком двойному риску, так как неожиданный и широкомасштабный отток капитала мог привести не только к трудностям, связанным с возвращением долгов, но и к громадным убыткам в случае падения курса национальной валюты [13].
Масштабный отток капитала и падение курса местных валют - как раз то, что впоследствии и произошло. И обусловлено все это было глобальным дефицитом информации о финансах в этих регионах
Следующей немало важной причиной явилась неспособность рынка профессионально проанализировать даже имевшуюся информацию. Ведь данные о запредельном уровне инвестиций в спекулятивную недвижимость, о больших дефицитах по счету текущих операций, о недостатках финансовых посредников уже задолго до кризиса были достоянием гласности. Во всех этих регионах происходило рискованное кредитование, что делало финансовый сектор очень хрупким. Но спрогнозировать, какие фирмы, банки и целые страны смогут выйти из кризиса, а какие нет, инвесторы так и не смогли. Поэтому началась цепная реакция: средства изымались, а цены на активы снижались в широком спектре. Отток капитала в отдельных странах выражался суммой свыше 100 млрд долл. и составлял 10% от ВВП. Некоторым заемщикам пришлось продать свои активы, после чего цены упали еще больше. Паники удалось бы избежать при большей прозрачности учета.
По большому счету прозрачность должна иметь место, как в части предоставления данных, так и в области проведения политики. В МВФ недавно разработан и постепенно внедряется так называемый стандарт распространения данных (Special Data Dissemination Standard, SDDS). В отношении проведения политики МВФ разработаны кодексы прозрачности в осуществлении фискальной, монетарной и финансовой политики. Теперь Фонд будет стараться оценивать, в какой степени реальная практика той или иной страны соответствует этим кодексам [6, с. 248].
Под влиянием недавних финансовых кризисов в МВФ произошла существенная переоценка подходов по вопросам регулирования движения капиталов и политики валютного курса. Если в недалеком прошлом МВФ настойчиво рекомендовал, чуть ли не всем своим членам решительно открываться для движения капиталов, то теперь отношение к этому вопросу стало более осторожным. В последнее время говорится о важности последовательной и постепенной либерализации движения капиталов по мере обеспечения необходимых предпосылок, таких как устойчивая макроэкономическая стабильность, сильный финансовый сектор и др. Кроме того, в МВФ стали более скептически относиться к политике фиксированного валютного курса. Как известно, все страны, недавно пострадавшие от финансовых кризисов, проводили в той или иной форме политику фиксированного валютного курса. Теперь считается, что из трех элементов - либерализации движения капиталов, проведения политики фиксированного валютного курса и осуществления независимой денежной политики — можно одновременно иметь только два. Другими словами, можно проводить независимую денежную политику и при этом, иметь фиксированный валютный курс, но тогда нужно отказаться от идеи либерализации движения капиталов. Если же страна открылась для движения капиталов, то она должна либо проводить политику плавающего валютного курса, либо отказаться от проведения независимой денежной политики, т.е. перейти на систему «валютного управления» (currency board).
Отмечу, что режим валютных курсов является одним из ключевых параметров, от которого зависит развитие экономики страны, ее участие в международных экономических отношениях, эффективность макроэкономического регулирования. Известны семь основных вариантов такого режима:
ограниченное плавание, при котором валютный курс регулярно изменяется в одном направлении на заранее оговоренную величину;
регулируемое плавание, при котором центральный банк удерживает валютный курс на заранее оговоренном уровне;
валютное управление, при котором денежно-кредитная политика направлена исключительно на поддержание фиксированного курса национальной валюты к выбранной иностранной валюте;
валютный союз, при котором группа стран вводит единую валюту;
долларизация, когда страна использует национальную валюту другой страны.
Традиционно поддерживая режимы валютных курсов, обеспечивавшие их относительную стабильность, МВФ раньше положительно оценивал крайние варианты таких режимов. Это, в частности, относится к currency board, введение которого оправдано с точки зрения МВФ в странах, стремящихся осуществить макроэкономическую стабилизацию: в закреплении курса Фонд видел важный антиинфляционный ориентир, затрудняющий злоупотребление инструментами денежно-кредитной политики и способствующий консолидации государственного бюджета. Некоторые варианты фиксированного курса сыграли положительную роль в стабилизации экономики ряда стран, способствовав усилению притока в них иностранных (прежде всего, финансовых) инвестиций [9].
Правильный выбор режима валютных курсов важен не только для одной страны, но и для стабильности международной финансовой системы в целом. Поддержание крайних вариантов режима валютных курсов — полностью гибких или фиксированных курсов, опирающихся на валютные союзы и режимы валютного управления, - в современных условиях требует высокого уровня валютных резервов и может либо затруднить проведение независимой денежно-кредитной политики, отвечающей состоянию экономики страны, либо создать условия для злоупотребления такой политикой.
Пока данный вопрос остается открытым. В любом случае было бы неправильным навязывать странам жесткие схемы. Как минимум, при решении этой проблемы следует учитывать не только то, как тот или иной режим действует и условиях кризиса, но и как он влияет на экономику стран в среднесрочном плане. Так, для некоторых стран частичная фиксация курса может являться важным инструментом стабилизации, хотя эффективность его зависит от способности придерживаться заданной модели денежно-кредитной политики, уровня валютных резервов, общего финансово-экономического потенциала.
Стандартными инструментами МВФ остаются программа краткосрочного финансирования от 12 до 18 месяцев (Stand By Arrangement - SBA) и программа среднесрочного финансирования на три года (Extended Fund Facility - EFF). Сроки погашения по SBA - пять лет, по EFF – десять лет. Объем кредитования и рамках этих программ ограничивается размером квоты страны (Приложение Б).
Один из наиболее сложных и противоречивых вопросов — вовлечение частного сектора в предотвращение и преодоление финансовых кризисов. Каждый раз, когда МВФ оказывает масштабную финансовую помощь охваченной кризисом стране, это позволяет частным инвесторам выйти из игры без потерь, поскольку правительство такой страны может использовать предоставленные Фондом средства на погашение долгов перед частными кредиторами. Многие считают, что это и создает у частных инвесторов «моральное искушение». Вместо того чтобы добросовестно считать риски при вложении капитала в той или иной стране, частные инвесторы рассчитывают, что в случае неблагоприятного развития событий МВФ окажет финансовую помощь, и они смогут уйти без потерь. Задача видится в том, чтобы в случае финансового кризиса частные инвесторы не выводили свои капиталы, а принимали участие в финансировании охваченной кризисом страны. В этой области можно ввести целый ряд новшеств. Наиболее радикальный подход состоит в том, чтобы в случае финансового кризиса объявлять полный мораторий на погашение внешних долгов, как государственных, так и негосударственных. Правда это может напугать частных инвесторов и привести к резкому сокращению частных иностранных инвестиций во многих странах. Решение по данному вопросу до сих пор не принято.