Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 11:49, курсовая работа
Экономическая теория занимает особое место среди социально-гуманитарных дисциплин. Это обусловлено тем, что жизнь современного человека буквально пронизана и определяется экономикой. Когда общество благополучно экономически, в нём царят удовлетворённость, порядок и мир. Поэтому для каждого из нас так важно овладеть экономической культурой. Знание законов и принципов рациональной экономики придаёт людям уверенность, позволяет им правильно оценивать сложные экономические процессы и самостоятельно принимать оптимальные хозяйственные решения.
Введение……………………………………………………………………..3
1. Возникновение и развитие экономической теории…………………5
1.1 Школы экономической теории…………………………………………5
1.2 Экономическая теория в системе экономических наук………………8
2. Предмет и методы экономической теории………………………….14
2.1 Предмет экономической теории……………………………..……......14
2.2 Методы экономических исследований………………………………..17
Заключение………………………………………………………………22
Библиографический список……………………………………………..23
Рецензия………………………………………
Окончательная проверка экономической теории происходит только тогда, когда она выходит на практические рекомендации для экономической политики и предпринимательства. Причем такие рекомендации являются лишь временным, т.е., историческим критерием, поскольку постоянно происходит переход от одной практики к другой.
Философия говорит также о том, что для оценки экономической теории следует применять критерий прогрессивности. Теория должна быть не только истинной, объясняя существующее положение вещей, но в конечном счете обосновывать такие экономические модели и системы на микро- и макроуровне, которые способствуют развитию производительных сил общества.
Экономическая теория взаимосвязана и с психологией: личностной и общественной (социальной). Причем взаимодействие здесь, в отличие от философии, двухстороннее. Экономическая теория довольно широко использует психологические закономерности. К ним, например, относятся известные психологические законы Д. М. Кейнса: склонность к накоплению, склонность к инвестированию, предпочтение ликвидности и такие широко употребляемые понятия, как степень удовлетворения материальными благами и услугами, степень свободы личности в субъективном восприятии человека и др.1
Разумеется,
у психологии есть свой предмет исследования,
но тем не менее область общих
интересов с экономической
У экономической теории и психологии есть общие категории, которые они рассматривают каждая с собственных позиций: потребности, интересы, цели, мотивы, стимулы. Именно они находятся как бы на пограничной территории, а специфические подходы каждой из наук дополняют друг друга.2 Например, экономическое понимание потребностей психология дополняет тем, что определяет их как состояние индивида, создаваемое испытываемой нуждой в чем-либо и выступающее источником активности. Взаимодействие экономической и психологической наук перешло на новую ступень, что выражается в возникновении конкретной интегральной науки - экономической психологии.
Выводы общественной психологии дают возможность при выработке экономической политики и построении моделей общеэкономического развития учитывать особенности национальной психологии, традиций, религиозных верований, что, как показал опыт ряда стран, может дать мощный дополнительный импульс экономическому росту (протестантизм на Западе, конфуцианство на Востоке).
Экономическая теория, в конечном счете, ставит перед собой задачу создания ряда моделей или систем общего и частного характера, которые и должны быть воплощены в национальной и мировой экономике. Чтобы осуществить данную задачу, необходимо законодательное обеспечение, т.е. нужна система национальных законов и международных правовых актов. В этой области происходит тесная взаимосвязь экономики и права.
Для развития рыночной экономики государство должно как минимум законодательно обеспечить: во-первых, гарантии частной собственности вообще и прав частных предпринимателей - в частности; во-вторых, проведение государственной налогово-бюджетной, денежно-кредитной и валютной политики; в-третьих, защиту экономических прав лиц наемного труда и неработающих граждан.
В
современных условиях теоретические
экономические концепции
Экономическая
теория взаимодействует и с
от элементарной алгебры и геометрии до высшей математики и специальных ее разделов - линейной алгебры, теории игр, теории обслуживания и др.1 Математика дает возможность проведения количественного анализа экономических процессов, построения экономико-математических моделей, прогнозирования, придает, наконец, наглядность экономическим закономерностям.
В
экономические процессы вовлечены
природные факторы и научно-
Наконец,
нельзя не отметить и взаимосвязь
экономической теории с этикой. Причем
здесь взаимосвязь
1.
Экономическая теория в целом
в настоящее время имеет так
называемый нравственный
2.
Моральный элемент
3.
Существует этика
2. Предмет и методы экономической теории
2.1 Предмет экономической теории
Предмет экономической теории менялся по мере развития науки. Первоначально экономическая теория изучала только особенности домашнего хозяйства, затем - экономику города-государства, отдельных сфер экономической деятельности - сельского хозяйства, торговли.1
Во времена классической политической экономии в XVIII в., когда экономическая наука превратилась в самостоятельную отрасль знаний, предметом экономической теории стали считаться экономические закономерности, действующие в общественном производстве, распределении и потреблении в условиях рыночной системы. Исследования экономистов были направлены на изучение источников увеличения национального богатства в сфере производства.
Марксистская политическая экономия уточнила предмет экономической теории, с одной стороны, расширив его, предметом теории стали экономические отношения и экономические законы, управляющие производством материальных благ на разных этапах развития человечества. С другой стороны, марксистская политическая экономия сузила предмет экономической теории, рассматривая производственные отношения и их главную составляющую - отношения собственности на средства производства - с классовых позиций.
Предметом
современной экономической
Для
более полного представления
о предмете экономической теории
следует рассмотреть такие
Потребности людей являются главным движущим мотивом человеческой деятельности. Они имеют сложную структуру и включают потребности в определенных жизненных благах, услугах, жилье, духовном развитии и общении, в самореализации и самоутверждении. Такие потребности имеют тенденцию к постоянному росту и приданию импульса развитию производства.
Редкость ресурсов заключается в их ограниченности по отношению к растущим потребностям. К экономическим ресурсам относятся труд, земля, капитал, а также предпринимательские способности, интеллектуальный потенциал и информация. Научно-технический прогресс благодаря новым технологиям существенно увеличивает возможности удовлетворения потребностей людей. Несмотря на это проблема редкости ресурсов остается, поскольку она связана не с абсолютным уровнем потребления, а с относительными возможностями при помощи данных экономических ресурсов удовлетворить все имеющиеся потребности. В результате редкости, ограниченности ресурсов перед обществом возникает проблема выбора.
При выборе наилучшего способа использования ограниченных ресурсов приходится учитывать разные альтернативные варианты применения одних и тех же ресурсов, разные цели, которые преследуют государство, фирма, домохозяйство. Например, интеллектуальный потенциал советских конструкторов направлялся в основном на разработку военной техники, а не на создание современного бытового оборудования. Государство должно было делать выбор между сферами использования ограниченных ресурсов ради приоритетной для него цели. С проблемой выбора сталкиваются все экономические организации во все времена, она носит всеобщий характер. Поэтому все чаще предмет экономической теории определяется как способ распределения ограниченных ресурсов между разнообразными целями или как управление редкостью.
Проблема выбора ставит перед любым обществом, будь то первобытное племя или развитое постиндустриальное государство, три фундаментальных вопроса: 1. Что производить? 2. Как производить? 3. Для кого производить?
Вопрос что производить никогда не снимается с повестки дня, поскольку на него нельзя ответить - все производить, что душе угодно. Каждый раз общество наталкивается на ограниченные ресурсы и вынуждено делать выбор и от чего-то отказываться.
Полностью
загруженная экономика при
Полное
использование
Разрешение проблемы как производить товары связано с выбором определенной технологии и необходимого набора ресурсов. Один и тот же результат, может быть, достигнут разными средствами. Производители стоят перед выбором использования различных комбинаций ресурсов, который зависит от цен на ресурсы и технологий.
Решение вопроса о том, как производить продукты, связано не только с технологическим выбором, но и с особенностью организационно-правовых форм производства. Преобладающими могут стать предприятия частные или государственные, крупные или мелкие.
Решение третьего фундаментального вопроса - для кого производить - зависит от того, как распределяется созданный национальный продукт между домохозяйствами: на основе принципа по труду, уравнительно или в зависимости от факторов производства?
Проблема распределения общественного продукта - одна из наиболее важных , поскольку от способа ее решения зависят экономическая динамичность системы и ее социальная стабильность.
Способы решения трех фундаментальных экономических проблем являются критериями для выделения разных типов экономических организаций.
2.2 Методы экономических исследований
Исследуя
хозяйственные процессы, экономическая
теория применяет ряд общенаучных
методов познания, то есть таких
приёмов, которые используют и другие
общественные и естественные науки.
Важнейшими из них для сферы экономики
являются следующие девять: эксперимент,
моделирование, метод научных абстракций,
анализ и синтез, системный подход,
индукция и дедукция, исторический
и логический методы, графический
метод. Так, очевидно, что эмпирическая
функция нашей науки
Информация о работе Развитие представлений о предмете экономической теории