Развитие представлений о предмете экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 11:49, курсовая работа

Описание

Экономическая теория занимает особое место среди социально-гуманитарных дисциплин. Это обусловлено тем, что жизнь современного человека буквально пронизана и определяется экономикой. Когда общество благополучно экономически, в нём царят удовлетворённость, порядок и мир. Поэтому для каждого из нас так важно овладеть экономической культурой. Знание законов и принципов рациональной экономики придаёт людям уверенность, позволяет им правильно оценивать сложные экономические процессы и самостоятельно принимать оптимальные хозяйственные решения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
1. Возникновение и развитие экономической теории…………………5
1.1 Школы экономической теории…………………………………………5
1.2 Экономическая теория в системе экономических наук………………8
2. Предмет и методы экономической теории………………………….14
2.1 Предмет экономической теории……………………………..……......14
2.2 Методы экономических исследований………………………………..17
Заключение………………………………………………………………22
Библиографический список……………………………………………..23
Рецензия………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Ермаков.docx

— 52.65 Кб (Скачать документ)

    В отличие от этого эксперимент предполагает проведение искусственного научного опыта, когда изучаемый объект ставится в специально созданные и контролируемые условия. Например, чтобы проверить эффективность новой системы оплаты труда, проводят её пробные испытания в рамках той или иной группы работников.

    Активно используется и такой метод, как  моделирование. Оно предусматривает изучение социально-экономических явлений по их теоретическому образцу - модели (от лат. modulus - мера, образец), которая замещает сам объект исследования. Особенно эффективно моделирование на компьютерах, позволяющее, скажем, просчитать наиболее рациональный вариант хозяйственных связей того или иного предприятия, города, региона, страны с их партнёрами.

    Метод научных абстракций, или абстрагирование, - это особый мыслительный приём, позволяющий формулировать те или иные отвлечённые понятия - так называемые абстракции или категории (цена, деньги, рынок, дешёвый и другие). Вот, к примеру, понятие товара - как его определить? Если Вы попытаетесь сделать это, отталкиваясь от магазинных прилавков, ничего не получится. Каких только вещей нет в тамошнем «разнотоварье» - больших и малых, съедобных и несъедобных, жидких и сыпучих... Как привести всё это к «общетоварному знаменателю»? Как ухитриться объединить, условно говоря, круглое и зелёное?

    Только  с помощью абстрагирования, то есть отвлечения от конкретных, но второстепенных в данном случае свойств этих вещей (размеров, веса, формы, цвета и прочего). Выполнив это, мы одновременно зафиксируем объединяющие их признаки, а именно: то, что все они являются продуктами труда, которые предназначены для продажи. Это и есть ответ на вопрос, что такое товар.

    Методы  анализа и синтеза предполагают изучение социально-экономических явлений как по частям - это анализ (от греч. analysis -разложение, расчленение), так и в целом - синтез (от греч. synthesis -соединение, сочетание, составление). Например, сопоставление экономических показателей работы отдельных шахт - это анализ, а определение общеотраслевых результатов хозяйствования всей угольной промышленности России - синтез.

    Благодаря сочетанию методов анализа и  синтеза обеспечивается системный, комплексный подход к сложным (многоэлементным) объектам исследования. Такие объекты (системы) рассматриваются как комплекс взаимосвязанных частей (подсистем) единого целого, а не как механическое соединение каких-то разрозненных элементов. Важность комплексного подхода обусловлена тем, что вся экономика по существу состоит из множества больших и малых систем (народное хозяйство - из отраслей, отрасли - из предприятий, предприятия - из цехов, стоимость товара - из элементов затрат, рынок - из многих секторов, ниш, участников и т.д.).

    С методом анализа и синтеза  логически связано деление экономической  теории на микро- и макроэкономику (от греч. mikros - малый и makros - большой), которые предполагают два разных уровня рассмотрения хозяйственных систем.

    Так, микроэкономика имеет дело с отдельными элементами (частями) этих систем. Она изучает такие обособленные экономические единицы, как отрасль, предприятие, домашнее хозяйство (домохозяйство); и отдельные рынки (например, рынок зерна); производство, сбыт или цену конкретного продукта и т.п. Микроэкономический подход, таким образом, близок к методу анализа.

    В отличие от этого макроэкономика исследует хозяйственные системы в целом, или так называемые агрегаты (от лат. aggregatus -присоединённый), то есть совокупности экономических единиц. К таким агрегатам относятся мировая экономика, национальное хозяйство, а также крупные подразделения последнего - государственный сектор, домохозяйства (взятые в совокупности), частный сектор и пр. Макроэкономика, базируясь на методе синтеза, оперирует обобщающими, или агрегатными, показателями типа: валовой объём продукции, национальный доход, суммарные расходы. Кроме того, в макроэкономическую сферу входит и рассмотрение общих понятий - стоимость, рынок, бюджет, налоги и т.д.1

    Образно говоря, если микроэкономика изучает  разрозненные деревья, то макроэкономика - образовавшийся из них лес. В то же время деление экономической науки на микро- и макросферы не следует абсолютизировать. Они тесно взаимосвязаны. Многие проблемы вторгаются в обе сферы, хотя и на разных уровнях обобщения. Куда, к примеру, отнести вопросы прибыли? Ведь чтобы сравнить доходы двух конкретных заводов (микроэкономика), надо использовать общее понятие прибыли, а его вырабатывает макроэкономика. Индукция и дедукция являют собой два противоположных, но тесно взаимосвязанных способа рассуждения. Движение мысли от частных (отдельных) фактов к общему выводу - это индукция (от лат. inductio - наведение), или обобщение. Оно позволяет нам, по выражению Достоевского, «собрать свои мысли в точку». А рассуждение в обратном направлении (от общего положения к частным выводам) называют дедукцией (от лат. deductio - выведение). Следовательно, смысл индукции и дедукции вытекает из самой этимологии этих слов. Так, факты увеличения цен на молоко, хлеб, овощи и пр. наводят на мысль о росте дороговизны в стране (индукция). Из общего же положения о растущей стоимости жизни можно вывести отдельные показатели повышения потребительских цен по каждому продукту (дедукция).

    Исторический  и логический методы (или подходы) тоже применяют в единстве. Здесь подробное изучение социально-экономических процессов в их исторической последовательности сопровождают логическими обобщениями, т.е. оценкой этих процессов в целом и общими выводами. Например, детальное исследование конкретного хода и особенностей строительства социализма в XX веке в разных обществах - это исторический подход. А выводы на его основе (о неэффективности экономики в соцстранах, о повсеместной утрате стимулов к труду, о товарных дефицитах и пр.) - подход логический.

    Наконец, весьма широкое применение в экономических  науках имеет графический метод (от греч. grapho - пишу, черчу, рисую). Он отображает хозяйственные процессы и явления с помощью различных схем, таблиц, графиков, диаграмм, обеспечивая краткость, сжатость, наглядность в представлении сложного теоретического материала. Так, график зримо демонстрирует зависимость тех или иных величин друг от друга, отражая, скажем, связь между ценами на билеты и числом театральных зрителей. Нетрудно видеть, что здесь имеет место обратно пропорциональная (или отрицательная) связь: чем выше цены, тем меньше зрителей. Это обусловливает нисходящий характер кривой. В других случаях мы встретим прямо пропорциональные (или положительные) зависимости, которые на графике выглядят уже восходящими линиями (например, с ростом сбыта продукции доходы предприятия тоже растут). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

    Экономическая теория утверждает, что, действуя в  своих собственных интересах, люди создают возможности выбора для  других и что общественная координация есть процесс непрерывного взаимного приспособления к изменениям в чистой выгоде, возникающим в результате их взаимодействия.

    В современной экономике человек  выполняет многообразные экономические  функции. В качестве живого носителя производительных сил человек обладает множеством атрибутивных качеств и  свойств, совокупностью разнообразных  потребностей и способностей. Как  активный творческий субъект отношений  в системе современной экономики  человек играет полифункциональную роль.

    Мы  живём в очень интересное и  трудное время, время резких и  глубоких экономических, политических и социальных перемен. Разрушены  привычные стереотипы восприятия мира, происходит глубокое переосмысление базовых, концептуальных постулатов в теории общественного развития. Экономическая  наука с трудом вырывается из мертвящих  объятий догматизма и схоластики, выходя на столбовую дорогу мировой  экономической мысли.

    Реформаторская  деятельность по преобразованию тоталитарной, сверхмонополизированной, милитаризированной и неэффективной экономики в  саморегулирующуюся рыночную систему  наталкивается, помимо прочих, на трудности, связанные с крайне слабой подготовленностью  подавляющего большинства членов общества к работе в новых рыночных условиях.

    В заключение уместно привести высказывание Людвига фон Мизеса о назначении экономической теории: «Проблемы  экономической организации общества - совсем не подходящая тема для легкой беседы за коктейлем. Не могут они  быть адекватно рассмотрены и  демагогами, разглагольствующими на массовых митингах. Это серьезные  вещи. Они требуют усердных занятий»

    Библиографический список

    1. Бартенев С. А. Экономические  теории и школы (история и  современность), Курс лекций, Москва, Издательство БЕК, 1996г. – С.352

    2. Курс экономики, Учебник, - 3-е издание,  под редакцией Б.А. Райзберга,  Москва, ИНФРА - М, 2000г. – С. 716

    3. Л. М. Куликов, Основы экономической  теории, Учебное пособие, Москва, Финансы и статистика 2002г. – С.400.

    4. Нуреев Р. М. основы экономических  теорий: Микроэкономика, учебник для  вузов, Москва, Высшая школа, 1996г. - С 447.

    5. Санаев В. Д. ,Учебник по основам  экономической теории, Издательство  Владос, Москва 2010г. – С.380

    6. Современная экономика, под редакцией,  О.Ю.Мамедова, Ростов-на-Дону, Издательство  Феникс, 2010г. – С.312.

    7. Эдвил Дж. Делан, Дейвид Е. Линдсей,  Рынок: микроэкономическая модель, Санкт-Петербург, 1992г. - 496с.

    8. Экономика, под редакцией проф. А. Г. Грязновой, проф. И. П.  Николаевой, проф. В. М. Кадыкова, Москва, Издательство политической  литературы Единство, 2001г. – С.822

    9. Экономика, под редакцией А.  С. Булатова, Москва, Издательство  БЕК, 1995г. - 604с.

    10.Чибриков  Г.Г., Сажина М.А. / Экономическая теория - М.: Издательство НОРМА. 2001г. –  С.23

Информация о работе Развитие представлений о предмете экономической теории