Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 11:49, курсовая работа
Экономическая теория занимает особое место среди социально-гуманитарных дисциплин. Это обусловлено тем, что жизнь современного человека буквально пронизана и определяется экономикой. Когда общество благополучно экономически, в нём царят удовлетворённость, порядок и мир. Поэтому для каждого из нас так важно овладеть экономической культурой. Знание законов и принципов рациональной экономики придаёт людям уверенность, позволяет им правильно оценивать сложные экономические процессы и самостоятельно принимать оптимальные хозяйственные решения.
Введение……………………………………………………………………..3
1. Возникновение и развитие экономической теории…………………5
1.1 Школы экономической теории…………………………………………5
1.2 Экономическая теория в системе экономических наук………………8
2. Предмет и методы экономической теории………………………….14
2.1 Предмет экономической теории……………………………..……......14
2.2 Методы экономических исследований………………………………..17
Заключение………………………………………………………………22
Библиографический список……………………………………………..23
Рецензия………………………………………
В отличие от этого эксперимент предполагает проведение искусственного научного опыта, когда изучаемый объект ставится в специально созданные и контролируемые условия. Например, чтобы проверить эффективность новой системы оплаты труда, проводят её пробные испытания в рамках той или иной группы работников.
Активно используется и такой метод, как моделирование. Оно предусматривает изучение социально-экономических явлений по их теоретическому образцу - модели (от лат. modulus - мера, образец), которая замещает сам объект исследования. Особенно эффективно моделирование на компьютерах, позволяющее, скажем, просчитать наиболее рациональный вариант хозяйственных связей того или иного предприятия, города, региона, страны с их партнёрами.
Метод научных абстракций, или абстрагирование, - это особый мыслительный приём, позволяющий формулировать те или иные отвлечённые понятия - так называемые абстракции или категории (цена, деньги, рынок, дешёвый и другие). Вот, к примеру, понятие товара - как его определить? Если Вы попытаетесь сделать это, отталкиваясь от магазинных прилавков, ничего не получится. Каких только вещей нет в тамошнем «разнотоварье» - больших и малых, съедобных и несъедобных, жидких и сыпучих... Как привести всё это к «общетоварному знаменателю»? Как ухитриться объединить, условно говоря, круглое и зелёное?
Только с помощью абстрагирования, то есть отвлечения от конкретных, но второстепенных в данном случае свойств этих вещей (размеров, веса, формы, цвета и прочего). Выполнив это, мы одновременно зафиксируем объединяющие их признаки, а именно: то, что все они являются продуктами труда, которые предназначены для продажи. Это и есть ответ на вопрос, что такое товар.
Методы анализа и синтеза предполагают изучение социально-экономических явлений как по частям - это анализ (от греч. analysis -разложение, расчленение), так и в целом - синтез (от греч. synthesis -соединение, сочетание, составление). Например, сопоставление экономических показателей работы отдельных шахт - это анализ, а определение общеотраслевых результатов хозяйствования всей угольной промышленности России - синтез.
Благодаря сочетанию методов анализа и синтеза обеспечивается системный, комплексный подход к сложным (многоэлементным) объектам исследования. Такие объекты (системы) рассматриваются как комплекс взаимосвязанных частей (подсистем) единого целого, а не как механическое соединение каких-то разрозненных элементов. Важность комплексного подхода обусловлена тем, что вся экономика по существу состоит из множества больших и малых систем (народное хозяйство - из отраслей, отрасли - из предприятий, предприятия - из цехов, стоимость товара - из элементов затрат, рынок - из многих секторов, ниш, участников и т.д.).
С
методом анализа и синтеза
логически связано деление
Так, микроэкономика имеет дело с отдельными элементами (частями) этих систем. Она изучает такие обособленные экономические единицы, как отрасль, предприятие, домашнее хозяйство (домохозяйство); и отдельные рынки (например, рынок зерна); производство, сбыт или цену конкретного продукта и т.п. Микроэкономический подход, таким образом, близок к методу анализа.
В отличие от этого макроэкономика исследует хозяйственные системы в целом, или так называемые агрегаты (от лат. aggregatus -присоединённый), то есть совокупности экономических единиц. К таким агрегатам относятся мировая экономика, национальное хозяйство, а также крупные подразделения последнего - государственный сектор, домохозяйства (взятые в совокупности), частный сектор и пр. Макроэкономика, базируясь на методе синтеза, оперирует обобщающими, или агрегатными, показателями типа: валовой объём продукции, национальный доход, суммарные расходы. Кроме того, в макроэкономическую сферу входит и рассмотрение общих понятий - стоимость, рынок, бюджет, налоги и т.д.1
Образно говоря, если микроэкономика изучает разрозненные деревья, то макроэкономика - образовавшийся из них лес. В то же время деление экономической науки на микро- и макросферы не следует абсолютизировать. Они тесно взаимосвязаны. Многие проблемы вторгаются в обе сферы, хотя и на разных уровнях обобщения. Куда, к примеру, отнести вопросы прибыли? Ведь чтобы сравнить доходы двух конкретных заводов (микроэкономика), надо использовать общее понятие прибыли, а его вырабатывает макроэкономика. Индукция и дедукция являют собой два противоположных, но тесно взаимосвязанных способа рассуждения. Движение мысли от частных (отдельных) фактов к общему выводу - это индукция (от лат. inductio - наведение), или обобщение. Оно позволяет нам, по выражению Достоевского, «собрать свои мысли в точку». А рассуждение в обратном направлении (от общего положения к частным выводам) называют дедукцией (от лат. deductio - выведение). Следовательно, смысл индукции и дедукции вытекает из самой этимологии этих слов. Так, факты увеличения цен на молоко, хлеб, овощи и пр. наводят на мысль о росте дороговизны в стране (индукция). Из общего же положения о растущей стоимости жизни можно вывести отдельные показатели повышения потребительских цен по каждому продукту (дедукция).
Исторический и логический методы (или подходы) тоже применяют в единстве. Здесь подробное изучение социально-экономических процессов в их исторической последовательности сопровождают логическими обобщениями, т.е. оценкой этих процессов в целом и общими выводами. Например, детальное исследование конкретного хода и особенностей строительства социализма в XX веке в разных обществах - это исторический подход. А выводы на его основе (о неэффективности экономики в соцстранах, о повсеместной утрате стимулов к труду, о товарных дефицитах и пр.) - подход логический.
Наконец,
весьма широкое применение в экономических
науках имеет графический метод (от
греч. grapho - пишу, черчу, рисую). Он отображает
хозяйственные процессы и явления с помощью
различных схем, таблиц, графиков, диаграмм,
обеспечивая краткость, сжатость, наглядность
в представлении сложного теоретического
материала. Так, график зримо демонстрирует
зависимость тех или иных величин друг
от друга, отражая, скажем, связь между
ценами на билеты и числом театральных
зрителей. Нетрудно видеть, что здесь имеет
место обратно пропорциональная (или отрицательная)
связь: чем выше цены, тем меньше зрителей.
Это обусловливает нисходящий характер
кривой. В других случаях мы встретим прямо
пропорциональные (или положительные)
зависимости, которые на графике выглядят
уже восходящими линиями (например, с ростом
сбыта продукции доходы предприятия тоже
растут).
Заключение
Экономическая теория утверждает, что, действуя в своих собственных интересах, люди создают возможности выбора для других и что общественная координация есть процесс непрерывного взаимного приспособления к изменениям в чистой выгоде, возникающим в результате их взаимодействия.
В
современной экономике человек
выполняет многообразные
Мы живём в очень интересное и трудное время, время резких и глубоких экономических, политических и социальных перемен. Разрушены привычные стереотипы восприятия мира, происходит глубокое переосмысление базовых, концептуальных постулатов в теории общественного развития. Экономическая наука с трудом вырывается из мертвящих объятий догматизма и схоластики, выходя на столбовую дорогу мировой экономической мысли.
Реформаторская деятельность по преобразованию тоталитарной, сверхмонополизированной, милитаризированной и неэффективной экономики в саморегулирующуюся рыночную систему наталкивается, помимо прочих, на трудности, связанные с крайне слабой подготовленностью подавляющего большинства членов общества к работе в новых рыночных условиях.
В
заключение уместно привести высказывание
Людвига фон Мизеса о назначении
экономической теории: «Проблемы
экономической организации
Библиографический список
1. Бартенев С. А. Экономические теории и школы (история и современность), Курс лекций, Москва, Издательство БЕК, 1996г. – С.352
2. Курс экономики, Учебник, - 3-е издание, под редакцией Б.А. Райзберга, Москва, ИНФРА - М, 2000г. – С. 716
3.
Л. М. Куликов, Основы
4.
Нуреев Р. М. основы
5. Санаев В. Д. ,Учебник по основам экономической теории, Издательство Владос, Москва 2010г. – С.380
6.
Современная экономика, под
7.
Эдвил Дж. Делан, Дейвид Е. Линдсей,
Рынок: микроэкономическая
8. Экономика, под редакцией проф. А. Г. Грязновой, проф. И. П. Николаевой, проф. В. М. Кадыкова, Москва, Издательство политической литературы Единство, 2001г. – С.822
9. Экономика, под редакцией А. С. Булатова, Москва, Издательство БЕК, 1995г. - 604с.
10.Чибриков Г.Г., Сажина М.А. / Экономическая теория - М.: Издательство НОРМА. 2001г. – С.23
Информация о работе Развитие представлений о предмете экономической теории