Глава 2. Развитие
теневой экономики.
2.1. Факторы развития.
Обычно выделяют три группы
факторов, которые способствуют
развитию теневой экономики:
1. Экономические
факторы: высокие налоги (на прибыль,
подоходный налог и т.д.);Официально
доля всех налоговых постановлений в России
была в 1993-1995 гг. на уровне 30-33% ВВП. Это
почти столько же, сколько и в США, но гораздо
меньше по сравнению, к примеру, со скандинавскими
странами (в Швеции - 61%). Существуют разные
оценки доли изымаемой у предприятии прибыли:
от 60 до 80- 90%. Как известно, налоговое изъятие
свыше 50% прибыли лишает предприятие стимулов
к активной производственной деятельности,
переструктуризация сфер хозяйственной
деятельности (промышленного и сельскохозяйственного
производства, услуг, торговли); кризис
финансовой системы и влияние его негативных
последствий на экономику в целом; Уход
экономики в "тень" является следствием
общего состояния экономики. При плачевном
состоянии официальной экономики работа
в ее теневом секторе может иметь множество
преимуществ. С другой стороны, кризисное
состояние экономики вынуждает предпринимателей
искать более привлекательные ниши для
своей деятельности. Одной из них и является
теневой сектор.
2. Социальные
факторы: низкий уровень жизни
населения, что способствует развитию
скрытых видов экономической
деятельности; высокий уровень безработицы
и ориентация части населения
на получение доходов любым
способом. Растущая безработица,
поток беженцев, невыплаты заработной
платы и т д. являются прекрасной
"питательной средой" для теневой
экономики. Люди, потерявшие работу
или не получающие долгими месяцами заработную
плату, соглашаются на все условия нелегальной,
теневой занятости: отношения с работодателем
подчас основываются только на устной
договоренности, никакие больничные и
отпускные не оплачиваются, увольнение
возможно без всякихсоциальных гарантий
и тем более без предупреждения и т. д.
Для работодателей такие отношения более
чем выгодны: работники оказываются весьма
заинтересованными в том, чтобы теневой
бизнес "хозяина" оставался таковым;
работодатели обладают неконтролируемой
властью над наемными работниками; прямые
финансовые выгоды заключаются уже в том,
что никаких налогов на фонд оплаты труда
платить не надо и т. д.
3. Правовые факторы:
несовершенство законодательства;
недостаточная деятельность правоохранительных
структур по пресечению незаконной
и криминальной экономической
деятельности; несовершенство механизма
координации по борьбе с экономической
преступностью; незащищенность прав
собственности. Порождают у предпринимателей
психологию временщика. Соответствующее
хозяйственное поведение исходит
из того, что если права собственности
могут быть рано или поздно
нарушены и существующее законодательство
и правоприменительная практика
отнюдь не гарантируют их надежную
защиту, надо использовать имеющиеся
возможности по максимуму. Если
можно избежать уплаты налогов,
максимизировать всеми способами свою
прибыль, то это надо делать. Политическая
нестабильность - этот фактор также, как
и "незащищенность прав собственности",
стимулирует и развивает психологию временщика.
Так как неизвестно, что будет завтра,
все средства хороши для приумножения
капитала. Важно отметить, что если в периоды
политической нестабильности теневая
экономика развивается очень динамично,
то официальная, напротив, замирает. Причем
ее объем уменьшается не только за счет
"затенения", но и по причине элементарного
свертывания деятельности "до лучших
времен". В зависимости от развития
рыночных отношений, состояния экономики
в целом причин существования теневой
экономики будет больше или меньше, степень
влияния разных из них будет варьироваться.
Также на развитие теневой экономики влияют
экономическая свобода, граничащая со
вседозволенностью деформация морально
этических требований. 2.2. Эволюция
теневой экономической деятельности в
России. Сравнение результатов исследований,
проведенных социологическим центром
академии позволяет судить об изменениях,
которые произошли за эти годы в теневой
экономике. Первый бесспорный факт состоит
в резком увеличении доли населения, осуществляющего
теневую деятельность. По данным исследований
доля населения совмещающего работу в
официальной экономике с теневой деятельностью
за последние 15 лет выросла с 8 до 10 %. Из
их числа треть (34%) занимается незарегистрированным
бизнесом, а 66% – работают по найму на теневом
рынке труда. Кроме этого, немало людей,
которые порвали с официальной экономикой
и заняты только на нелегальном рынке
труда. С учетом того, что в теневой экономике
реализуются интересы большой массы населения,
требуется максимальная продуманность
мер государственного воздействия на
нее. В ином случае неизбежен рост социальной
и политической напряженности в обществе.
Второй существенный аспект выражается
в том, что за годы реформ теневая экономика
заняла в нашем обществе качественно иную
нишу. Раньше она была в роли антагониста
идеологической системы и командной экономики,
хотя и компенсировала изъяны последней.
Теперь же она и официальная экономика
имеет общую рыночную основу и в известной
мере общую идеологическую базу. Но объективные
противоречия между ними, в центре которых
находится государство, стали более существенными.
В повседневной практике это выражается
в том, что интерес государства состоит
в пополнении финансовых ресурсов за счет
налогоплательщиков. А вектор интереса
предприятий и населения развернут прямо
противоположно. На этом и держится теневая
экономика, сокращающая налогооблагаемую
базу, а то и прямо торпедирующая "бремя"
налоговых и других выплат. В нынешних
условиях, при которых официальная экономика
выживает с большим трудом, не способна
обеспечить эффективную трудовую занятость
и приемлемый жизненный уровень людей,
теневая экономика, как говорится, обречена
на дальнейшее развитие. Возможности применения
репрессий против нее ограничены, да и
прямое административное давление малопродуктивно.
Поэтому необходим поиск таких экономических
решений, которые будут способствовать
сбалансированию интересов государства
и других субъектов экономических отношений.
Третья важная сторона проблемы связана
с тем, что теневая экономика выросла до
масштабов параллельной экономики. Прежде
она была только спутником официальных
товарно–денежных отношений и занимала
несколькопроцентов ВВП. Участие в ней
выражалось в приписках объемов работ
и продукции, в мелкой спекуляции, в разных
видах нелегального ремесленничества
и т. п.. В настоящее время ее удельный вес,
по оценкам экономистов, достигает 20 –
30%, а то и 40% ВВП. Она срослась с официальной
экономикой и часто конкурирует с ней
в использовании трудовых, материальных
и финансовых ресурсов. По данным опроса
руководителей предприятий и организаций,
38,3% из них регулярно или периодически
занимались выпуском "левой" продукции,
57,6% – постоянно или достаточно часто
нанимают работников без официального
оформления. На частных предприятиях практика
нелегального труда наблюдается чаще,
чем государственных. Проникновение теневой
экономики в разные отрасли народного
хозяйства показывают такие примеры. В
декабре 2005 г. (только за один месяц) осуществляли
на теневом рынке пошив и ремонт одежды
19,9% опрошенного населения, ремонт квартир
и сантехники – 15,8%, ремонт бытовой техники
– 12,5%, пользовались услугами автосервиса
– 10,9%, покупали стройматериалы и заказывали
строительные работы – 10,5% и т.д. Приведенные
факты говорят о величине вклада теневой
экономики в удовлетворение массовых
потребностей населения. Этот вклад также
заслуживает внимательного учета при
разработке мер воздействия на нее.Учета
как в плане насыщения рынка товарами
и услугами, так и в связи с ценами, ибо
теневой рынок более адекватен нежели
официальная экономика платежеспособности
населения. Четвертая особенность развития
ситуации проявляется в том, что теневая
экономика образует симбиоз с теневой
деятельностью представителей органов
власти и активно утверждается в социальной
и духовно–психологической сферах общества.
Проникновение теневых отношений в органы
правопорядка, юстиции и нелегальная коммерциализация
бюджетных учреждений таковы, что вряд
ли стоит рассчитывать на их самоочищение.
Во–первых, в различных структурах государственной
службы пустила глубокие корни чуть ли
не отлаженная система поборов; во–вторых,
при, в принципе, самом негативном отношении
общества к поборам многие граждане предпочитают
откупаться при решении жизненно важных
вопросов. Однако проблема столь остра,
что противодействие ее разрастанию требует
решительных мер. Бюрократическое вмешательство
в экономику, инициируемое с целью наживы,
глушит легальную экономическую деятельность,
стимулирует развитие теневых отношений
и превращает в фарс борьбу государства
с их распространением. Кроме того, наличие
теневых отношений в системе государственных
учреждений, в здравоохранении, образовании,
науке, культуререзко ускоряют процесс
утраты правовых и нравственных ограничителей
в обществе. Неслучайно в 1990 г. однозначно
осуждали "левую" работу в рабочее
время 71% опрошенного населения, в настоящее
время – только 28,2%. Раньше торговлю вне
магазинов считали зазорной 85%, ныне –
42,2% населения и т. д. Самопроизвольное
оздоровление общественной морали и правового
сознания маловероятно. Лобовые призывы
к населению от имени налогового ведомства
типа "Уплати налоги и спи спокойно"
недостаточны, чтобы исправить ситуацию.
По данным опроса, только 23,5% руководителей
предприятий видят реальную опасность
быть уличенными в уклонении от налогов;
считают допустимым не платить налоги
с доходов от индивидуальной трудовой
деятельности 64,3% населения. В то же время
в обществе имеются социально–психологические
предпосылки восстановления нравственных
ограничителей и правовых табу, так как
в массовом сознании нарастает недовольство
процессами морального упадка и даже демонстративной
вседозволенности. Например, 73,9% опрошенного
населения считают совершенно недопустимым
уклонение от уплаты налогов и финансовые
махинации в крупном бизнесе. Вызывает
большое раздражение у многих людей, особенно
у руководителей предприятий, вымогательство
денег в медицинских учреждениях и учебных
заведениях, в дорожно–патрульной службе
и криминальной милиции, в судах и прокуратуре,
в целом в органах власти. В массовом сознании
растет понимание того, что теневая экономика
наносит обществу больше вреда, чем пользы.
Об этом свидетельствуют сопоставимые
материалы опросов, проведенных в мае
1990 г. и в феврале 2005 г. И это представляет
собой хороший ресурс, а также опору для
реализации новой государственной политики,
направленной на развитие экономики и
оздоровленияроссийского общества в целом.
Несмотря на то, что в 2005 г. в сравнении
с 1990 г. в оценках теневой экономики утратила
значение ориентира идеологическая сторона,
векторраспределения мнений о ней изменился
от положительного полюса к отрицательному.
Среди руководителей предприятий, опрошенных
в феврале 2005 г., примерно такое же распределение
мнений: ответили, что от теневой экономики
больше пользы 2,7%, и польза, и вред – 29,5%,
больше вреда – 54,9%, затруднились ответить
– 12,9%. Такое массовое настроение в принципе
является благоприятной основой для инициатив
высших эшелонов государственной власти
по оздоровлению экономических отношений
и упорядочению системы их регулирования.
2.3. Механизм функционирования теневой
экономики. Механизм функционирования
теневой экономики можно разделить на
два больших класса. Это основной и вспомогательный
механизмы. Первый, основной, предполагает
наличие “объекта эксплуатации”, при
этом в роли “дойной коровы” выступает
государство или крупное предприятие.
Соответствующие схемы: Первая: При предприятии
создаются товарищества с ограниченной
ответственностью (или акционерные общества
закрытого типа и т.п.), в число учредителей
которых входят руководящие работники
базового предприятия. Закупка ресурсов,
оборудования, комплектующих осуществляется
при посредничестве этих товариществ
так, что ресурсы предприятию обходятся
дороже, чем при прямых поставках, но члены
товарищества в результате увеличивают
свой доход. Схема является симметричной,
действующей в обе стороны - продажа излишков
сырья и материалов на сторону тоже осуществляется
при посредничестве этих организаций,
имеющих и здесь свой процент дохода.
Вторая: Некая
коммерческая структура арендует у
базового предприятия производственные
мощности, выпуская продукцию, аналогичную
продукции завода. В число работников,
так или иначе задействованных
в этой структуре, входят сотрудники
отделов сбыта завода, переадресующие
наиболее выгодные заказы “параллельному
предприятию”. Третья: Базовое предприятие
представляет собой НПО или НИИ, получающие
средства на проведение научно-исследовательских
работ из государственного бюджета. Указанные
средства переводятся с бюджетного счета
предприятия на депозитный счет коммерческого
банка. По истечении, обусловленного депозитным
договором и временем выполнения плана
научно-исследовательских работ, срока
деньги выплачиваются реальным исполнителям
(которые до этого работали без оплаты),
бюджетный и депозитный счета “расчищаются”,
а депозитный процент перечисляется в
соответствующую коммерческую структуру,
где были задействованы так называемые
“научные работники”.
Отмеченные три
схемы механизмов охватывают операции
по сокрытию полученных доходов от
налогообложения государства. Здесь,
собственно, теряются “концы”указанных
выше сделок: превращаясь в наличность
или валюту, доходы вкладываются в недвижимость
и личное имущество, перевозятся за рубеж.
Данный круг сделок трудно фиксировать
и изучать, а быстрое становление новой
отечественной банковской системы непосредственно
связано с обслуживанием подобных операций.
Регистрируемый сейчас уровень деловой
активности не позволяет большинству
предприятий промышленности, строительства
и транспорта хотя бы сохранять производственные
мощности. Попытка включить затраты на
содержание и эксплуатацию их в цену продукции
приводит к ее резкому удорожанию, вследствие
чего чуть ли не официальной практикой
стали заказы на производство услуг через
“малые предприятия”, действующие при
базовом предприятии. Таков сегодняшний
механизм “предания” основных доходов.
Общая структура любой финансово-хозяйственной
группировки, ведущей совместную “теневую”
деятельность, обычно включает:
- предприятия,
осуществляющие торгово-посреднические
и производственные операции;
- банк;
- “службу безопасности”;
- связи.
Что представляет
собой каждый из этих элементов? Одна
и та же хозяйственная деятельность
обычно ведется российскими предпринимателями
через несколько фирм. Это помогает
решать проблему временной неплатежеспособности
их партнеров: неплатежи “сбрасываются”
на одно из предприятий, которое и
специализируется на их “расшивке”. Кроме
того, при помощи разветвленной структуры
основной группе собственников легче
контролировать поведение своих партнеров
(реорганизации и переделы собственности
в группировках происходят регулярно).Банк
позволяет оперативно переводить безналичные
деньги в наличные и наоборот, не говоря
уже о других операциях. “Служба безопасности”
имеет разные формы: это и обычные охранники,
и спортивные секции, финансируемые группировкой,
и “крыша” государственных органов управления.
Кроме того, большинство группировок так
или иначе стремится выступать соучредителями
в общественных организациях и средствах
массовой информации, что расценивается
как распространение заботы о своей безопасности
на сферу общественного мнения. Связи
так же могут быть различными. В этом качестве
выступают: обычные (прямые или дальние)
родственники, бывшая совместная работа
в партийных, комсомольских организациях
и государственных органах, землячества,
этническая принадлежность. Структуры
“теневой экономики” в принципе не являются
в полном смысле экономическими, т.е. ориентированными
на максимальное удовлетворение запросов
потребителя при минимальных издержках
производителя. Они больше напоминают
государство в миниатюре. Об этом свидетельствует
наличие органов, аналогичных Центробанку
и “силовым министерствам”, дублирование
предприятий, которые занимаются одними
и теми же операциями. Корни разрастания
теневой экономики развивались в 80-х годах,
во времена окончательной деградации
административной системы. Новое поколение
политических руководителей России променяло
“власть на собственность”. Достоверного
анализа на этот счет нет, однако, если
принять подобную гипотезу в качестве
рабочей, то этот разрушающий национальную
экономику образ хозяйствования становится
более понятным. За спорами последних
лет о реформах и контрреформах, о том,
что преобразования идут плохо или вообще
остановились, общество упускает совершенно
очевидную реальность - реальность
формирования
системы высококриминализированных
экономических отношений, характеризующихся
рядом признаков. Это, прежде всего, огромный
вес “теневого” сектора, огромная роль
неформальных и внеправовых отношений.
Это образование в экономической сфере
кланов - устойчивых властно-хозяйственных
структур, имеющих “крышу” в виде того
или иного государственного органа власти,
распоряжающихся крупными суммами накопленного
разными путями капитала и ведущих широкомасштабную
коммерческую деятельность. Одно из следствий
возникновения подобных кланов - блокирование
конкуренции на финансовых рынках, на
рынках основных групп товаров и даже
во внешней торговле. Другое печальное
следствие формирования кланов, это создание
узкой прослойки людей, присваивающих
колоссальные доходы, при обнищании огромной
части населения. Третье следствие - деградация
бюджетной системы (на которой эти структуры
паразитируют, используя такой главный
источник сверхдоходов, как операции с
бюджетными ресурсами и государственной
собственностью), рост государственного
долга как вынужденное в подобных условиях
средство решения финансовых проблем
в обществе. Четвертое следствие - перераспределение
национального дохода в пользу элитной
группы. Мы видим, как оно растет, в то время
как народнохозяйственные сферы, обеспечивающие
благосостояние большей части населения
(здравоохранение, образование и т.п.) приходят
в упадок. Пятое следствие - утечка российских
капиталов за границу. Вся эта система
сегодня устойчиво воспроизводится, причем
главный механизм ее воспроизводства
связан с тем, что сформировавшиеся кланы
фактически диктуют свои условия в принятии
общегосударственных экономико-политических
решений. А те предприятия, которые, как
и полагается в рыночной экономике, работают
на свой страх и риск, законопослушны и
исправно платят налоги, не имея “крыши”
во властных структурах и правоохранительных
органах, обречены на банкротство. О том,
что весь госаппарат подчиняется интересам
избранных кланов, свидетельствует правительственная
политика бюджетного наращивания, государственного
долга, а также приватизационная политика,
которая явно делается по заказу конкретных
коммерческих структур. В этой ситуации
весь бюджет направлен на обслуживание
соответствующих интересов. Фактом является,
с одной стороны, огромный перерасход
бюджетных средств по сравнению с законодательно
установленными лимитами на обслуживание
госаппарата и на предоставление казенных
ссуд. С другой стороны, это постоянная
нехватка финансовых средств на социально-культурные
нужды, здравоохранение и оборону. Подобного
рода экономическая система не представляет
ничего принципиально нового в экономической
истории. Ее аналоги существуют на Филипинах,
в Мексике, в Колумбии. И мировой опыт свидетельствует,
что выйти из подобной ловушки очень сложно.
Реальные решения связаны с очень серьезными
усилиями, в том числе с политическими.
Действительно реалистичный рецепт- продвижение
по пути демократизации всех социально-экономических
процессов, повышение ответственности
исполнительной власти перед парламентом,
усиление судебной системы и правоохранительных
органов в целом, жесточайшая борьба с
коррупцией в госаппарате. Криминализация
бизнеса произошла не без помощи государства.
Именно оно, не оплачивая в срок госзаказ,
побудило директоров предприятий искать
окольные пути по привлечению кредитов
для поддержания производства. Нетрудно
было также предвидеть, что при разделении
экономики на государственный и частный
секторы возникнет теневой поток государственных
средств, в коммерческие структуры. Это
прогнозировалось еще в 1991 году. В монографии
“Реформа без шока” были высказаны предложения,
как упредить подобные явления. Произошло
то, что и предсказывалось. Директора предприятий
через подставных лиц создавали кооперативы,
малые предприятия, на счета которых перекачивали
часть финансовых средств. Параллельно
произошло сращивание интересов коммерческих
структур и органов власти и управления,
вследствие чего значительная часть бюджетных
средств и сейчас используется не по назначению,
бесконтрольно. Например, в Омской области
в 1994-1995 годы из 105,8 млрд. рублей фонда медицинского
страхования лишь 20% было израсходовано
по назначению. Легализация теневой экономики
становится необходимым
фактором для
обеспечения жизнедеятельности
отечественного
производства. Средний
слой “теневой экономики” сейчас заинтересован
в легализации своих доходов
законными способами. Если государство
посредством изменения действующих
норм и законов проведет амнистию
в отношении тех средств, которые
были выведены из-под налогообложения,
российская экономика получит значительные
инвестиции. Все понимают, что из
экономического кризиса без инвестиций
не выйти. А кризис, в свою очередь,
наиболее остро проявляется в
инвестиционной
сфере: Объем
капиталовложений сокращается быстрее,
чем производство, на протяжении всего
хода социально-экономических преобразований.
В 1995 году, при спаде промышленности
на 4-5%, капиталовложения из всех источников
финансирования уменьшились на 17%, по
сравнению с 1994 годом, и составили
всего около трети от уровня инвестиций
в 1991 году6. Государство стоит перед выбором.
либо пойти на экспроприацию теневого
капитала и получить крохи, поскольку
укрыт он с большими предосторожностями,
либо объявить этому капиталу амнистию
и на выгодных для него условиях стимулировать
его вложение в российскую экономику.
Раcсчитывать на иностранных инвесторов,
кредиты и помощь международных финансовых
институтов, конечно, можно, но это ли главные
источники инвестирования? Возьмем, к
примеру, российских “челноков”. По имеющимся
данным, несмотря на сложнейшие условия
своего бизнеса, они обеспечивали 20-25%
импорта России. В 1995 году на плечах “челноков”
было ввезено в страну товаров на сумму,
превышающую $10 млрд.; для сравнения - экспорт
нефтепродуктов “потянул” на $12,3 млрд7.рублей.
Именно деятельность российских “челноков”
стимулирует иностранное производство
- создаются новые рабочие места в Турции,
Китае, Польше и т.д. Итальянские специалисты
оценивают вклад российских “челноков”
в экономику Италии в 10% ВВП. Почему не
в Россию? Ведь это серьезный вопрос - куда
пойдет накопленный торговый капитал
“челноков”. Это значительный внутренний
источник инвестиций в малый и средний
бизнес страны. Причем не только деньгами,
но и бесценным опытом, практическими
навыками и умением организовать собственное
дело. И здесь обращают на себя внимание
оценки специалистов Международного фонда
“Реформа”, обнаруживших огромный разрыв
между данными Роскомстата о валовом накоплении
основного капитала и экспертным данным
об объеме капиталовложений: величина
этого разрыва в 1995 году достигла астрономической
цифры - 205 трлн. рублей. Нет сомнений, что
подавляющая часть этих триллионов “теневая”.
А если к этому добавить утечку капиталов
по другим каналам, накопления в “чулках”
российских граждан, то упущенные за годы
“перестройки” внутренние инвестиционные
ресурсы приближаются к отметке в несколько
миллиардов долларов. По крайней мере,
они сопоставимы с объемами финансирования
программ, строительства жилого фонда
десятка российских городов.
2.4. Рост масштабов
теневой экономики.
Измерение теневой
экономики, оценка ее масштабов является
достаточно сложной задачей. Это
связано с самой ее природой -
теневая экономика носит скрытый
характер и возникает из-за стремления
избежать измерения. Для ее измерения
используются различные, преимущественно
косвенные методы. Рассмотрим современное
состояние и масштабы теневой
экономики в различных странах,
используя результаты исследований
австрийского экономиста Фридриха Шнайдера
(Университет Линц, Австрия), представленные
в журнале "Эксперт"1. Всего в мире
в теневом секторе создается как минимум
8 трлн долларов добавленной стоимости
ежегодно, не попадая в бухгалтерские
отчетыт предприятий и в официальную статистику
как отдельных государств, так имеждународных
организаций. Таким образом, по своим размерам
глобальная теневая экономика сопоставима
с экономикой США - страны, имеющей самый
крупный ВВП в мире. Во второй половине
90-х годов в развитых странах теневая экономика
была эквивалентна в среднем 12% ВВП, в странах
с переходной экономикой - 23%, а в развивающихся
- 39% ВВП. В странах с развитой рыночной
экономикой отмечается постоянный рост
масштабов теневого сектора. В 1998 году
страной с наиболее высокой долей теневого
сектора является Греция (29,0% официального
ВВП). К странам с наибольшим теневым сектором
относятся также Италия (27,8%), Испания (23,4%)
и Бельгия (23,4%). Среднее положение занимают
Ирландия, Канада, Франция и Германия (от
14,9% до 16,3%). Наиболее низкие показатели
доли теневого сектора имеют Австрия (9,1%),
США (8,9%) и Швейцария (8,0%). Таким образом,
даже в относительно благополучных странах
абсолютный объем теневой экономики составляет
в США - 700 млрд долларов, в Италии - 310 млрд,
а в Великобритании - 190 млрд долларов.
Наиболее быстрый рост масштабов теневого
сектора в 80-90-е годы наблюдался в Греции,
Италии, Швеции, Норвегии и Германии. Например,
объем теневой экономики Германии с 1975-гопо
1997 год вырос в пять раз - с 60 до 300 млрд
долларов. Причем неофициальный сектор
рос в Германии со скоростью 8% в год –
значительно быстрее, чем официальный
ВВП. Наибольших масштабов достиг теневой
сектор экономики в развивающихся странах.
Так, теневая экономика в Нигерии достигает
76% от официального ВВП. Значительный масштаб
теневого сектора отмечается также в Таиланде
(71%), Египте (68%), Боливии (66%) и Панаме (62%).
Фактически в большинстве развивающихся
стран Азии, Африки и Латинской Америки
можно говорить скорее о существовании
"параллельной", или "второй"
экономики, ненамного уступающей по масштабу
экономике официальной. Если в странах
Запада в теневом секторе работают в основном
небольшие фирмы, а заработки от деятельности
используются как дополнительный источник
дохода, в развивающихся странах ситуация
иная. Мигранты из сельской местности
неспособны найти работу в легальном секторе
и вынуждено добывать основные средства
в экономике теневой. Повсеместная коррупция
и изъяны в законодательстве способствуют
тому, что значительная часть хозяйственной
деятельности оказывается неучтенной
официальными властями. Постсоциалистические
страны. Согласно различным исследованиям,
наибольшее значение в первой половине
90-х годов теневой сектор имел в экономике
Грузии (43-51% официального ВВП), Азербайджана
(34-41%) и России (27-46%). Для всех постсоветских
стран характерна одна тенденция: теневая
экономика активно растет. Многие компании
на постсоветском пространстве (даже крупные,
с участием государственного капитала)
прибегают к теневым операциям наряду
с вполнелегальной деятельностью в официальной
экономике. В Восточной Европе наибольший
масштаб теневая экономика приобрела
в балканских странах - Македонии, Хорватии
и Болгарии (около 40% ВВП). В Албании экономика
практически полностью функционирует
в теневой сфере. В Албании, где среднегодовой
доход гражданина составляет всего 70 долларов,
сегодня только по официальной статистике
на 3,2 млн. населения насчитывается 500 тысяч
автомобилей, причем 60% из них - это "Мерседесы".
В то же время в 1990 году их было всего 5
тысяч. Основная часть автомобилей угнана
из западноевропейских стран. Общеизвестно,
что теневая экономика в России — отнюдь
не порождение перестройки. Она прекрасно
существовала и в советский период. Однако
теневая деятельность претерпела серьезные
метаморфозы. Прежде всего заметно возросли
ее масштабы. И хотя трудно получить сопоставимые
и достоверные данные, большинство экспертов
в этом отношении солидарны. Международный
опыт подсказывает ряд "классических"
причин роста теневой экономики, а именно:
возникновение структурного и экономического
кризиса, осложняющего ситуацию на рынке
труда, которая, и свою очередь, порождает
всплески малого предпринимательства
и самостоятельной занятости и становится
питательной средой для буйного роста
теневых отношений; массовая иммиграция
из стран "третьего мира", дополняемая
внутренней миграцией из сел в крупные
города и вынужденной внутренней миграцией
из депрессивных регионов и "горячих
точек". Именно поселения мигрантов
часто становятся анклавами теневой экономики;
открытие внешних рынков и обострение
конкурентной борьбы, прежде всего с производителями
стран "третьего мира", побуждающее
снижать издержки всеми легальными и нелегальными
способами; эволюция трудовых отношений
в сторону их большей неформальности и
гибкости как реакция на их значительную
институционализацию и регламентацию
в предшествующие десятилетия, что в первую
очередь характерно для развитых западных
стран. Все перечисленные причины, хотя
и в разной степени, пригодны для объяснения
российской ситуации последнего времени.
Так, наблюдаемая в