Автор работы: s**************@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 11:57, реферат
Экономические факторы: высокие налоги (на прибыль, подоходный налог и т.д.);Официально доля всех налоговых постановлений в России была в 1993-1995 гг. на уровне 30-33% ВВП. Это почти столько же, сколько и в США, но гораздо меньше по сравнению, к примеру, со скандинавскими странами (в Швеции - 61%). Существуют разные оценки доли изымаемой у предприятии прибыли: от 60 до 80- 90%. Как известно, налоговое изъятие свыше 50% прибыли лишает предприятие стимулов к активной производственной деятельности, переструктуризация сфер хозяйственной деятельности (промышленного и сельскохозяйственного производства, услуг, торговли); кризис финансовой системы и влияние его негативных последствий на экономику в целом; Уход экономики в "тень" является следствием общего состояния экономики. При плачевном состоянии официальной экономики работа в ее теневом секторе может иметь множество преимуществ. С другой стороны, кризисное состояние экономики вынуждает предпринимателей искать более привлекательные ниши для своей деятельности. Одной из них и является теневой сектор.
течение 90-х годов длительная экономическая депрессия с периодическими обострениями в виде кризисов, безусловно, повлияла на усиление теневой составляющей российской экономики. Что касается характера государственного регулирования, то по всем
указанным параметрам
(степень регулятивного
- пассивная форма
- когда под запретом
- конкурентная
форма - когда хозяйствующие агенты
сами избегают регламентации
в целях экономии
- форма получения
привилегий - когда хозяйствующие
агенты, не обходя формальных
правил, обеспечивают себе особые
льготные условия на рынках (например,
подкупая коррумпированных
Пассивная форма
была распространена при советском
режиме с его граничащим с патологией
стремлением к тотальной
ОТ ДОРОГОГО ДЕФИЦИТА К ДЕШЕВОМУ ИЗОБИЛИЮ
Советская экономика
справедливо характеризуется
инфляционного навеса. В постсоветское время картина изменилась до противоположного. Сегодня теневая экономика предлагает в основном менее качественные продукты и услуги по более низким ценам. Все это можно купить в магазине, и неформалы зазывают нас тем, что у них "дешевле и не хуже", чем в официальной торговле. Фактор дефицита в конкурентоспособности теневых операций уступил место ценовому фактору. Возьмем пару хорошо известных примеров. В советское время ездить на такси было дешевле, чем пользоваться услугами частника, но поймать такси и уговорить водителя отвезти в нужное место было непростым делом. И товар, купленный на улице "с рук", обходился нам дороже, чем в магазине (где он, впрочем, нередко отсутствовал вовсе). Сегодня частных извозчиков уже не преследуют с былой строгостью, а лоточников если и гоняют, то лениво или в ходе периодических кампаний по "зачистке" улиц. В результате официальное такси сегодня дороже частного извоза, а покупка с рук заведомо дешевле
магазинной покупки. И еще одно отличие. Теневая экономика всегда связана с перераспределением доходов. Однако в советское время наблюдалось прямое перераспределение частных доходов между группами населения - покупатель дефицита
расплачивался
своими "кровными" с его распределителями
и продавцами. В постсоветскую
эпоху перераспределение
ОТ ВОРОВСТВА К НЕПЛАТЕЖАМ
Советская теневая экономика была основана прежде всего на прямом использовании государственных ресурсов для частных нужд, иными словами, на регулярном приворовывании у государства. Не случайно в одной из первых статей, посвященных советской "второй экономике" (secondary economy), она была названа клептократией. Развести полулегальную и преступную деятельность всегда непросто. Применительно к советской практике я предлагаю отделить условно "использование служебного положения" от "хищений". Первое связано с распространенным приворовыванием с рабочего места и является, на наш взгляд, скорее "серой" частью советской экономики, когда формально нарушается закон, но не нарушаются неформальные конвекции социалистического общежития. Хищения же государственной и личной собственности относятся к собственно криминальной части экономики. Они отличаются от "невинного" и полулегитимного выноса и работы "налево", во-первых, размерами деятельности, а во-вторых, ее характером. В первом случае речь идет об организованных сообществах, осуществляющих систематические хищения крупного масштаба. Во втором случае - об
индивидуальных актах частного присвоения чужого имущества (в том числе достаточно мелких), которые производятся не по месту работы и не "по чину", т.е. с нарушением неформальных конвенций. В постсоветских условиях воровство у государства сохранилось как знамя теневых отношений, но форма изменилась достаточно радикально: речь идет о неуплате государству налогов от использования частных ресурсов. Теневая экономика почти всегда, прямо или косвенно, сопряжена с уходом от налогов. Однако в советское время это в первую очередь касалось нелегалов и основным препятствием к легализации были не налоговые антистимулы, а идеологические и бюрократические запреты. Сегодня уход от налогов превратился в стержень теневой политики хозяйствующих агентов и, главное, в эту политику, наряду с явными нелегалами, вовлечена основная масса обычных, вполне респектабельных предприятий и рядовых граждан. Теневые сегменты все теснее переплетаются с нетеневыми. Начнем с поведения населения. По официальным данным, более двух третей российских граждан, которые должны были подать декларации о доходах в налоговые инспекции в 1996 г., не сделали этого. На подобном фоне несвоевременная уплата коммунальных платежей населением выглядит вполне логичным элементом общей картины - это лишь другой способ не рассчитываться с государством. Еще более распространен уход от налогов в предпринимательской деятельности. По данным опроса предпринимателей в 1997 г., 84%
респондентов
указали на него как на основное
нарушение законодательных
Итак, данное явление стало поистине всеобщим. Но главное в том, что не отчислять средства государству в полном объеме считается вполне легитимным и в глазах предпринимателей, и в глазах общественного мнения (в советский период столь же легитимной была утилизация "плохо лежащих" материальных ресурсов государства). В качестве общепринятых оправданий сегодня используются суждения о тяжелой жизни, непосильном налоговом бремени и грабительской сути российского государства. Обман государства выглядит если и не доблестью, то по крайней мере широко признанной нормой. В связи с этим отмечу еще одно характерное различие между двумя формами теневой экономики. Советские работники - наемные у государства, - скрываясь на время в неподнадзорной "тени", вели себя, по существу, как завзятые индивидуальные предприниматели. Однако при этом они продолжали усердно притворяться наемными тружениками, работающими на общее благо. По контрасту постсоветские самостоятельные работники и предприниматели (индивидуальные и руководители предприятий), скрывая получаемую прибыль или сам факт хозяйственной деятельности, усиленно культивируют образ "неудачливых предпринимателей", притворяются "трудящимися", которые в поте лица бьются за кусок хлеба, а не. за какой-то дополнительный доход. В результате мы живем в стране, где более половины предприятий считаются убыточными. Причем чем прибыльнее отрасль, тем зачастую хуже ее официальные финансовые показатели. Советское приворовывание у государства осуществлялось в первую очередь на рабочем месте. Характер и масштабы воровства определялись формальным статусом работника, его местом в той или иной государственной корпорации. Это не просто воровство, а воровство "по чину", негласная привилегия, обеспечиваемая самим рабочим местом. Официальное включение человека в советский механизм производства общественных благ обеспечивало ему физический доступ к государственным ресурсам и оставляло дозированные возможности для приватизации прав на их использование путем выноса этих ресурсов за ворота предприятия, их утилизации для работы "налево", "использования служебного положения" для получения взяток и т.п. Известно, что не уровень формальной заработной
платы определял материальные аспекты привлекательности той или иной работы, а доступ к распределению дефицитных ресурсов. Это находило отражение, во-первых, в предметном разнообразии теневой деятельности в советский период: водители сливают бензин, рабочий выносит инструменты, повар — мясо, а во-вторых, в стратифицированном характере этой деятельности: вышестоящему дозволено больше, если же начальник только контролирует деятельность непосредственных исполнителей и не имеет физического доступа к ресурсам, то ему положена своя доля в виде регулярных подношений. В постсоветской экономике многие права на ресурсы уже успешно приватизированы, и теневая деятельность означает, наоборот, невключенность в производство общественных благ, отказ поставлять эти блага посредством ухода от налоговых отчислений. Смещение акцента на уклонение от налогов делает теневые процессы более однородными и универсальными. Специализированная предметная деятельность остается на виду у всех, а настоящая "тень" переползает в сферу финансовых манипуляций, безразличных к физической форме ресурсов. Впрочем, есть вещи. которые объединяют советский и постсоветский периоды: продолжается широкое использование формально неприватизированной государственной собственности и прав государственного контроля для откровенной теневой деятельности. В первую очередь речь идет о коррупции, которая способна пережить любые революции и политические режимы. Таким образом, наряду с расширением зоны теневых отношений, в постсоветский период произошла качественная трансформация контуров и функций теневой экономики.