Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 12:04, реферат
Среди факторов, оказывающих значительное влияние на экономический рост, уровень жизни населения, инвестиционную привлекательность страны и другие параметры экономического и социального развития, регулярно называется уровень реального валютного курса. Широкое признание самого факта такого влияния сочетается с существенными разногласиями относительно направленности этого воздействия, его "силы", оценки величины заниженности (завышенности) курса, характера экономической политики, способной приблизить величину реального валютного курса к "желаемым" значениям.
Ведение. - 2 -
1.Реальный валютный курс. - 3 -
2.Краткий курс новейшей истории реального курса рубля - 4 -
3.Реальный валютный курс и выбор стратегии экономической политики - 6 -
4.Конкурентная способность страны. - 7 -
4.1. Основные факторы и показатели конкурентоспособности - 8 -
Вывод: - 16 -
Список используемой литературы. - 17 -
Оглавление
Ведение.
1.Реальный валютный курс.
2.Краткий курс новейшей истории реального курса рубля
3.Реальный валютный курс и выбор стратегии экономической политики
4.Конкурентная способность страны.
4.1. Основные факторы и показатели конкурентоспособности
Вывод:
Список используемой литературы.
Среди факторов, оказывающих значительное влияние на экономический рост, уровень жизни населения, инвестиционную привлекательность страны и другие параметры экономического и социального развития, регулярно называется уровень реального валютного курса. Широкое признание самого факта такого влияния сочетается с существенными разногласиями относительно направленности этого воздействия, его "силы", оценки величины заниженности (завышенности) курса, характера экономической политики, способной приблизить величину реального валютного курса к "желаемым" значениям.
Необходимо различать связанные друг с другом, но вместе с тем различающиеся понятия "номинальный валютный курс", "реальный валютный курс".
Номинальный валютный курс - это фактическая цена одной валюты в единицах другой валюты, формирующаяся на данном рынке. Например, цена одного доллара США на российском рынке в январе 2002 г. составляла чуть более 30 руб., цена рубля - около 0,033 долл.
В практических расчетах часто пользуются показателем реального валютного курса, представляющим собой изменение уровня цен в одной стране по сравнению с уровнем цен в другой, измеренное через номинальный валютный курс. Поскольку индекс реального валютного курса является функцией трех факторов - изменения уровней цен в двух странах и изменения курса их валют друг к другу, его величина меняется в зависимости от изменений как любого из них, так и их совокупности. Например, при повышении уровня цен в России на один процент и неизменных уровнях цен в США и номинального курса доллара к рублю реальный курс рубля к доллару также повысится на один процент. При одинаковом повышении уровня цен в обеих странах и неизменном номинальном курсе реальный курс рубля к доллару останется на прежнем уровне. При неизменных уровнях цен в обеих странах и снижении (повышении) номинального курса рубля к доллару реальный курс рубля к доллару также снизится (повысится).
Нередко в литературе в качестве синонима понятия "высокий реальный курс рубля" используется сочетание "сильный рубль", в качестве синонима понятия "низкий реальный курс рубля" - "слабый рубль".
В отличие от "силы" валюты реальный валютный курс имеет отношение не к цене валюты или ее устойчивости, а к внутренним ценам страны, измеряемым с помощью валютного курса, или, что еще точнее, к изменениям этих внутренних цен.
Реальный валютный курс оказывает характерное влияние на темпы экономического роста. Завышенный валютный курс отрицательно влияет на темпы экономического роста. Степень завышенности (переоценки) реального валютного курса можно оценить по размерам отклонения его фактических значений от значений, соответствующих уровню экономического развития страны.
Так например реальный курс российского рубля в настоящее время является завышенным. Его рост в 1999-2001 гг. происходил темпами, существенно опережавшими темпы прироста производительности труда в российской экономике. Сохранение в дальнейшем подобных темпов повышения реального валютного курса неизбежно приведет к замедлению экономического роста и в конечном счете - к его прекращению.
В нынешних условиях оптимальным представляется прекращение дальнейшего роста реального курса рубля и, возможно, даже его некоторое снижение. Существует ряд инструментов экономической политики (фискальной, денежно-кредитной, внешнеторговой), использование которых способствует замедлению роста реального курса рубля, не вызванного ростом производительности труда в национальной экономике (например, погашение внешнего долга, в том числе опережающее по сравнению с оригинальным графиком; создание бюджетного стабилизационного фонда; дерегулирование валютного рынка как по текущим, так и по капитальным операциям; снижение импортных пошлин и т.д.).
Удержание фактических значений реального курса рубля в пределах полосы значений, предсказанных в соответствии с уровнем экономического развития, во-первых, благотворно влияет на темпы экономического роста, во-вторых, способствует структурным сдвигам в промышленности в пользу перерабатывающих отраслей. И наоборот, завышенный реальный валютный курс не только препятствует экономическому росту, но и способствует упрощению отраслевой структуры промышленности и ее изменению в пользу сырьевых отраслей.
Уровень реального валютного курса оказывает значимое влияние на темпы роста российской экономики и ее структуры в контексте новейшей российской экономической истории.
С момента либерализации цен в январе 1992 г. примерно два с половиной года ушли на адаптацию российской промышленности к работе в новых условиях. За это время было прекращено производство значительной части промышленной продукции, не востребованной на внутреннем и внешнем рынках. Сокращение объема промышленной продукции к июлю 1994 г. на 44% по сравнению с декабрем 1991 г. было крайне болезненным, но, очевидно, неизбежным. К середине 1994 г. процесс ликвидации неэффективного производственного потенциала был в основном завершен. Российская экономика вышла на уровень относительных цен, характерный для стран соответствующего уровня экономического развития.
Практически сразу же началось увеличение производства в промышленности годовыми темпами роста, близкими к 7%. При продолжении такой политики в 1995-1998 гг. кумулятивный рост промышленного производства за четыре года составил бы примерно 30% к уровню 1994 г.
Принципиальное изменение характера экономической политики, осуществленное в начале 1995 г. под руководством бывшего первого вице-премьера российского правительства А. Чубайса, направленное на существенное повышение реального курса рубля, и закрепление его завышенного уровня в июле 1995 г. в рамках "валютного коридора" прервали начавшийся рост. В условиях искусственного завышения реального курса рубля, поддерживавшегося, с одной стороны, высокими тарифами "естественных монополий", а с другой - массированными государственными внешними заимствованиями, возобновился экономический спад, длившийся с незначительными паузами еще почти четыре года - вплоть до сентября 1998 г. За это время российская промышленность потеряла еще примерно 10% от объемов производства 1991 г., или около 20% от объемов производства 1994 г.. За эти четыре года произошло сокращение производства ВВП в постоянных ценах 1993 г. примерно на 80 млрд. долл. при одновременном увеличении государственного внешнего долга на 53 млрд. долл. Дополнительные четыре года социально-экономического кризиса - такой оказалась цена, уплаченная российским обществом за проведение ошибочной экономической политики.
Крушение "валютного коридора" в августе 1998 г. позволило реальному курсу рубля вернуться к своим "естественным" значениям. Экономика немедленно отреагировала на это возобновлением роста. В течение почти двух с половиной лет темпы прироста промышленного производства в годовом измерении превышали 10%. Дальнейшее повышение реального курса рубля, последовавшее в марте-декабре 2001 г., снизило годовые темпы прироста промышленного производства в два с половиной раза - с 10,2 до 3,9%, а в некоторых отраслях сделало их отрицательными. Незначительное повышение темпов прироста производства было отмечено лишь в электроэнергетике и топливной промышленности.
Наличие четко выраженных периодов устойчивого экономического роста в России при фактических значениях реального валютного курса, близких к его предсказанным значениям, позволяет провести расчет гипотетического сценария возможного развития экономики страны в 1995-2001 гг. В качестве важнейшего элемента такой гипотетической экономической политики стало бы удержание реального курса рубля в пределах полосы его предсказанных значений. Темпы роста промышленности в целом и ее отдельных отраслей соответствовали бы средним темпам их фактического роста в те периоды 1994-2001 г., когда значения реального валютного курса не выходили бы за границы полосы предсказанных значений.
В том случае, если власти не проводили бы политику искусственного завышения реального курса рубля, экономический рост, очевидно, не был бы прерван в начале 1995 г. Тогда среднегодовые темпы прироста промышленного производства в 1995-2001 гг. составили бы около 10% по сравнению с фактическими 0,6%, абсолютный объем промышленного производства по итогам 2001 г. вплотную приблизился бы к уровню 1990 г..
Хотя одним из важнейших элементов такой политики являлось бы удержание реального курса рубля от его поспешного увеличения, тем не менее к 2001 г. его значение было бы уже на 12% выше, чем фактически достигнутое в этом году. Дело в том, что за это время ВВП на душу населения возрос бы на 47%, что обеспечило бы соответствующее повышение предсказанного уровня реального курса примерно на 25%. Кроме того, размеры государственного долга России были бы меньше как минимум на 53 млрд. долл.
Проверка высказанной в правительственной программе о наличии положительной связи между уровнем реального валютного курса и такими показателями, как бюджетные доходы, отток капитала, прямые иностранные инвестиции, импорт машин и оборудования из дальнего зарубежья, кредиты банковской системы частному сектору и т.д., показала, что в подавляющем большинстве случаев такая связь отсутствует.
Ни одна из закономерностей, о которых было заявлено в правительственной программе, не находит подтверждения в действительности. Получается, что как минимум четыре положения, на основе которых сформулированы ключевые положения правительственной программы экономической политики, а именно - характер воздействия уровня реального курса на темпы экономического роста, на структуру экономики, на объем инвестиций, на величину импорт машин и оборудования - не только не подтверждаются фактическими данными, но и опровергаются ими. Такая ситуация требует принципиальной корректировки правительственной программы.
Конкурентоспособность страны базируется прежде всего на ее жизнеспособности, т.е. на прочности ее национальной воспроизводственной базы.
Существует неразрывная связь между конкурентоспособностью национального предпринимательского сектора и национально- государственными интересами.
Государство, с одной стороны, обеспечивает этот сектор необходимыми условиями функционирования, а с другой – в значительной мере живет на его средства, получаемые в бюджет в виде налогов. Поэтому государство в лице органов госуправления и конкретных чиновников объективно всегда должно быть заинтересовано в поддержании отечественных производителей, содействии их развитию и процветанию.
Эта заинтересованность особенно возрастает, когда национальные компании различных стран сталкиваются в конкурентной борьбе на мировых товарных рынках.
Главная забота национальных правительств – содействие повышению конкурентоспособности национального бизнеса, что обеспечивает наиболее устойчивые позиции и самой стране. По большому счету, можно сказать, что правительства национальных государств на внешних рыках конкурируют вместе со своими предпринимателями. И не только на внешних, но и на своих собственных внутренних рынках, поскольку в реальной жизни все внешние рынки – это чьи-то внутренние рынки.
На макроуровне конкуренция идет за все виды ресурсов, которые: обеспечивают краткосрочные условия жизни жителей страны (деньги потребителей на внешних рынках) и среднесрочные проблемы развития национальной экономики (деньги инвесторов); могут позволить реализовать национальные инвестиционные программы или содействовать их реализации; способны обеспечить той или иной стране долгосрочные условия выживания в глобальной конкурентной борьбе (территория, природные ресурсы, прежде всего топливные и сырьевые, научные заделы, научные кадры, дешевая рабочая сила и пр.).
На макроуровне экономические проблемы конкуренции смыкаются с политическими, поскольку правительства стран несут ответственность перед своими народами за их благополучие и безопасность не только в текущий период времени, но и в долгосрочной перспективе. На основе выбранного подхода к предмету нашего рассмотрения можно сформулировать и определение. Макроконкурентоспособность, или конкурентоспособность страны, представляет собой совокупность характеристик страны, отражающих ее способность к сохранению национальной воспроизводственной базы, являющейся основой ее национальной жизнеспособности, самобытности и независимости, а также способность к устойчивому удержанию или расширению ее внешнеэкономических позиций.
Информация о работе Реальный валютный курс и конкурентные способности страны