Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 12:04, реферат
Среди факторов, оказывающих значительное влияние на экономический рост, уровень жизни населения, инвестиционную привлекательность страны и другие параметры экономического и социального развития, регулярно называется уровень реального валютного курса. Широкое признание самого факта такого влияния сочетается с существенными разногласиями относительно направленности этого воздействия, его "силы", оценки величины заниженности (завышенности) курса, характера экономической политики, способной приблизить величину реального валютного курса к "желаемым" значениям.
Ведение. - 2 -
1.Реальный валютный курс. - 3 -
2.Краткий курс новейшей истории реального курса рубля - 4 -
3.Реальный валютный курс и выбор стратегии экономической политики - 6 -
4.Конкурентная способность страны. - 7 -
4.1. Основные факторы и показатели конкурентоспособности - 8 -
Вывод: - 16 -
Список используемой литературы. - 17 -
Рассмотрим три категории факторов формирования макро конкурентоспособности: ресурсные, операционные и стратегические.
Ресурсные факторы
К ресурсным факторам относится всё то, чем обладает страна от Бога и что было создано в ней предшествующими поколениями. А именно:
1. территория страны, ее размеры и географическое местоположение, особенно выход к незамерзающим морским акваториям;
2. природный ландшафт и формирующие его климатические условия;
3. наличие полезных ископаемых и других природных ресурсов (лесных, водных), флора и фауна, их объем и разнообразие;
4. накопленный человеческий потенциал, его разнообразие и этнокультурная структура;
5. культурное наследие в вещной и не вещной форме (литература, музыка, другие виды искусств, исторические памятники, памятники архитектуры);
6. научный задел предшествующих поколений, прежде его в виде результатов фундаментальных исследований;
7. часть производственного и инфраструктурного потенциала, созданного трудом предшествующих поколений: дороги, мосты, здания, сооружения, оборудование с длительным сроком службы (например, шлюзовое хозяйство на реках, гидроэлектростанции и т.п.).
Если не пытаться эффективно использовать имеющиеся ресурсы, то не будет и отдачи. Важно правильно поставить задачу именно на национальном (макро-) уровне, тогда будет найдено и адекватное решение. Речь идет не только о природных ресурсах страны, но обо всех перечисленных ресурсах и об оптимальном их комбинировании для эффективного использования на макроуровне.
Операционные факторы
Вторая категория факторов относится к операционной эффективности использования ресурсного потенциала стран. Здесь на практике используются две группы показателей.
Первая группа – традиционные показатели: уровни и динамика внутренних и экспортных цен и затрат, динамика валютных курсов. В течение долгого времени надежным и представительным показателем конкурентоспособности считалась удельная заработная плата, поскольку именно она в наибольшей степени определяла экспортные цены. Занижение курса национальной валюты считалось испытанным средством повышения национальной конкурентоспособности в краткосрочной перспективе. Однако результаты эмпирических исследований 80-х годов поставили под сомнение их достаточность. Теперь всё чаще эти индикаторы используются в комплексе с другими (количественными и качественными) показателями, характеризующими процессы, которые лежат в основе долговременных изменений рыночных квот стран и общей картины международной торговли.
К показателям второй группы относятся производительность труда и полная факторная производительность, измеряющая выпуск, произведенный данным количеством труда и капитала, и указывающая на уровень применяемой технологии.
Страны, имеющие высокий уровень производительности труда и факторной производительности, т.е. имеющие выраженное технологическое преимущество, могут быть конкурентоспособными на мировых рынках, поддерживая при этом высокие доходы и уровень жизни населения.
Конкурентоспособность страны, основанная на ее технологических преимуществах, свойственна для богатых промышленно развитых стран.
Однако конкурентоспособность страны может быть достигнута и на базе нетехнологического, ресурсного преимущества, прежде всего за счет низкой стоимости факторов производства и девальвации ее национальной валюты. Конкурентоспособность страны, базирующаяся на ресурсных преимуществах нетехнологического характера, за счет низкой стоимости факторов производства, и прежде всего дешевом сырье и дешевой рабочей силе, а также на занижении стоимости национальной валюты, характерна для бедных стран.
Способы повышения конкурентоспособности, основанные на низком уровне заработной платы и занижении курса национальной валюты, противоречат смыслу и целям экономического роста. Тем не менее страны вынуждены их использовать для повышения национальной конкурентоспособности в краткосрочной перспективе, чтобы хоть как-то удержаться на мировых рынках и получить необходимую валюту, например для реализации своих национальных программ или выплаты иностранных долгов. Обычно это конкурентоспособность бедных, обремененных внешними долгами стран. Суть такой политики заключается в том, что страна принудительно девальвирует свою валюту, создавая конкурентные преимущества более низкими ценами, выраженными в валютах других стран. Таким образом создаются предпосылки для расширения рынка экспортных товаров данной страны. Однако если страна не успевает вовремя вложить полученные в результате расширения экспорта средства в развитие технологии и дальнейшее расширение производства и повышение его эффективности (а деньги обычно уходят на покрытие внешних долгов), то полученная выгода на макроуровне оборачивается убытками от повышения импортных цен и усиления инфляционных тенденций, еще более усугубляя экономическое положение этой страны. Круг замыкается...
К ключевым факторам (показателям), отражающим операционную эффективность конкурентоспособности на макроуровне, можно отнести:
1. производство продукции (ВВП) на душу населения;
2. производительность труда (ВВП на одного занятого);
3. удельная оплата труда;
4. энерго- и материалоемкость продукции (потребление основных видов энергии и сырьевых материалов на единицу ВВП с учетом природно-климатических условий страны);
5. капиталоемкость продукции;
6. транспортоемкость (грузооборот транспорта на единицу ВВП);
7. паритет покупательной силы (ППС) национальной валюты по отношению к основным странам-конкурентам;
8. динамика курса национальной валюты по отношению к валютам ведущих стран мира и соотношение валютного курса и ППС;
9. экспортная ориентация экономики страны (объем экспорта к ВВП);
10. импортная зависимость (объем импорта к ВВП);
11. изменение “условий торговли” – изменение отношения индекса цен по экспорту к индексу цен по импорту;
12. сальдо торгового и платежного балансов страны;
13. уровень инфляции в стране по сравнению с основными странами-конкурентами;
14. уровень безработицы в стране по сравнению с основными странами-конкурентами;
15. объем инвестиций в науку и новые технологии;
16. объем инвестиций в человеческий капитал;
17. создание экономической среды, благоприятной для возникновения и диффузии нововведений и технологического развития компаний.
Лучшими измерителями национальной конкурентоспособности, по мнению многих учёных, являются производительность труда, отражающая степень, в которой нация может быть низко затратным производителем при условии высокой заработной платы, и полная факторная производительность, измеряющая выпуск, произведенный данным количеством труда и капитала, и указывающая на уровень применяемой технологии.
К настоящему времени международные хозяйственные связи стали всеохватывающей системой, включающей не только обмен сырьем и готовой продукцией, но и одновременно все другие стадии воспроизводственного процесса, и прежде всего НИОКР. Доступ к мировому рынку наукоемкой продукции и научно-технической информации стал обязательным условием полноценного экономического роста.
Стратегические факторы
Третья группа факторов формирования макро конкурентоспособности – стратегическая. Эта группа факторов решает наиболее важные и долгосрочные задачи обеспечения конкурентоспособности страны.
Каждая страна должна иметь свою стратегию развития, в рамках которой просчитываются конкурентные преимущества и слабые стороны (существование или возможность возникновения угроз). Главная задача – не дать возможность конкуренту понять, как устроена деятельность фирмы, какие комбинации деятельности дают ей главные преимущества на рынке. Нечто подобное, но в гораздо более сложной форме и конфигурации имеет место и на макроуровне.
Одним из проявлений стратегического подхода к долгосрочному развитию страны является политика ее правительства в отношении использования ресурсного потенциала и позиционирования в промышленной и научно-технической среде.
Политика повышения конкурентоспособности требует координации инвестиций в технологии с развитием человеческого капитала, поскольку в условиях быстрого изменения технологий необходима система адекватного обеспечения рабочих новыми профессиями. В настоящее время в различных странах делаются попытки, с одной стороны, более тесно привязать образование и обучение к потребностям производства, а с другой – с помощью расширения рамок профессий подвести фундамент под идею непрерывного образования, которое теперь считается жизненно важной частью человеческого существования.
Более того, именно знания, закрепленные в человеческом капитале и технологии, считаются сейчас двигателями производительности и экономического роста. Для эволюции экономики, ведомой знанием, центральным является развитие и диффузия информационных технологий, позволяющих трансформировать знания в информацию и в закодированном виде передать их через компьютеры и коммуникационные сети. По оценкам, более 50 процентов ВВП в основных странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) уже создается на базе знаний, а успех национальной экономики определяется эффективностью в сборе и использовании знаний и технологий. Поэтому в странах ОЭСР особенно велика потребность в высококвалифицированном труде – носителе знаний.
Создание благоприятной среды для развития экономики, ведомой знанием, является главным содержанием национальной научной и технологической политики, а также политики усиления конкурентоспособности.
Сегодня, по сути, идет формирование новой теории внешней торговли, основанной на признании абсолютных конкурентных преимуществ стран на базе технологических и структурных факторов. Это потребовало пересмотра традиционных подходов к государственной политике повышения конкурентоспособности. Прежде всего произошел переход от преимущественного использования ценовых факторов к сочетанию ценовых и неценовых.
Уплотняются связи между отдельными уровнями формирования конкурентоспособности, например между мезо- и макроуровнями. В условиях технологического прогресса была признана зависимость конкурентоспособности корпораций от социального и институционального климата в стране.
В новом контексте были поставлены под сомнение многие традиционные приемы промышленной политики, в частности государственная помощь отдельным отраслям или крупным фирмам, а также выделение и поддержка стратегических отраслей. При этом стало очевидным, что типы национальных конкурентных преимуществ можно сознательно выбрать в пределах данных ограничений и создать их с помощью целенаправленных действий фирм и правительства. Однако их можно и легко потерять в периоды радикальных технологических или экономических изменений, если подорвать условия технологического накопления, что, к сожалению, произошло и происходит в России.
Вообще же совокупность стратегических факторов выходит далеко за рамки промышленной или технологической политики. Они охватывают стратегию развития всего социума в целом, во всем его социокультурном своеобразии.
Стратегические факторы формирования макро конкурентоспособности должны решать главную задачу – обеспечение сохранения социокультурной уникальности данной страны и оптимальное использование этой уникальности в укреплении ее конкурентных позиций в мировой экономике.
К слову сказать, Россия на сегодняшний день являет собой уникальный пример отсутствия реального стратегического конкурентного преимущества, и, более того, на протяжении 10 последних лет в ней наблюдается явление, получившее название “стратегического вакуума”.
Перевод страны на рыночную модель хозяйствования – это всего лишь смена инструментария операционной эффективности, но никак не стратегия развития. Да и цели, которые ставились перед реформами по повышению оперативной эффективности, не были достигнуты. Более того, Россия за период реформ потеряла много конкурентных преимуществ.
Поддержанию (ускорению) экономического роста способствует удержание реального валютного курса в пределах полосы значений, соответствующих уровню экономического развития страны.
Минимизация отклонения реального валютного курса от предсказанных значений способствует уменьшению общего уровня национальных издержек и более эффективному размещению экономических ресурсов. Благодаря этому обеспечивается максимизация темпов роста производства, оптимизация объемов инвестиций (в том числе иностранных), экспорта и импорта. В результате складываются благоприятные условия для оптимизации структурной перестройки российской экономики (ее направлений, масштабов, темпов). Завышенный реальный валютный курс не только препятствует экономическому росту, но и способствует деградации существующей отраслевой структуры.
В поддержании оптимального уровня реального курса рубля заинтересовано максимальное количество экономических субъектов - экспортеры, импортеры, население и государство.
Нынешний реальный курс рубля завышен и дальнейший его рост без обеспечения соответствующего повышения производительности труда в нынешней ситуации контрпродуктивен.
Для удержания реального курса рубля в пределах полосы предсказанных значений возможно использование различных инструментов экономической политики, нацеленных на последовательное снижение национального уровня издержек. Среди них - снижение налогового бремени, сокращение государственных расходов, отказ от внешних и внутренних заимствований, жесткий контроль за тарифами и издержками естественных монополий, сокращение масштабов государственного регулирования, включая валютное дерегулирование, снижение импортных пошлин, прекращение установления минимума оплаты труда.
Информация о работе Реальный валютный курс и конкурентные способности страны